«Все равно не любят, так пусть хоть боятся!» — креативная идея смены имиджа России
См. ранее на Когита.ру:
**
МЕДИАФРЕНИЯ. ЛИЦО РОССИИ
18 октября 2016,
На минувшей неделе Россия нашла свое лицо. Таким лицом стал царь Иван Грозный, памятник которому был установлен в Орле, а второй уже точно в ближайшее время будет воздвигнут в Александрове.
Показателем того, как к Ивану Грозному относились в Российской империи, может служить тот факт, что при сооружении монумента в честь 1000-летия российской государственности в Новгороде на нем были изображены 128 исторических фигур, чья роль в российской истории считается существенной. Ивана Грозного среди них не оказалось, поскольку тогда общественность считала оскорбительным увековечивать память маньяка и садиста, убившего жену, сына и внука, с наслаждением лично пытавшего и вырывавшего сердца у своих жертв.
В программе «Вести недели» от 16.10.16 Дмитрий Киселев, комментируя это событие, задал риторический вопрос: «А вообще — кому тогда памятники ставить?». На меня от этого вопроса дохнуло такой русофобией, что даже страшно стало за известного телеведущего. То есть, по мнению Киселева, в истории России кроме душегубов и не было никого?
В сюжете из Орла немолодая, скромно одетая женщина очень искренне говорит в телекамеру: «Хочу, чтобы помнили его как отца родного!». Ее сменяет писатель Александр Проханов, чей пафос поднимает тему с семейного до державного уровня. «Грозный поднял Россию из праха!» — торжественно провозглашает писатель Проханов. То есть «прах» — это предшественники Грозного, тот же Иван III, прозванный Великим, при котором были собраны вокруг Москвы русские земли, введен символ российской государственности, двуглавый орел, а сам глава государства стал именоваться самодержцем, государем всея Руси, и в дипломатической переписке назывался царем. А «поднять из праха» — это значит обезлюдеть города и села, ввергнуть страну в Смуту и угробить собственную династию…
Трудно представить себе, чтобы сейчас, в XXI веке, в Берлине поставили памятник Гитлеру, в Пномпене — Пол Поту, в Лондоне — Генриху VIII или в Париже — Карлу IX. Вопрос — зачем это делает Россия?
Грабители, чтобы вызвать страх, парализующий сопротивление жертвы, надевают маски из фильмов ужасов: маску Фредди Крюгера или маску маньяка из фильма «Крик 4». Иван Грозный — это наш отечественный Фредди Крюгер, волею судьбы оказавшийся на троне. Цель сегодняшней внешней и внутренней политики России — нагнать жути, напугать весь мир и собственное население. Маска Ивана Грозного для этой цели вполне годится.
Харя торжествующего хама
«Харями» в древней Руси назывались маски, личины. Сегодня это слово звучит настолько грубо и вульгарно, что его редко можно встретить в публичной речи, тем более в СМИ. Но в программе «Поединок» с Владимиром Соловьевым от 13.10.16 на главном государственном телеканале «Россия 1» это слово звучало довольно часто. Ведущий Соловьев и один из участников «Поединка», политолог Сергей Михеев, увлеченно обсуждали, как Россия должна «бить в харю» на международной арене: сразу или сначала поговорить.
Формально темой «Поединка» была объявлена ситуация, в которой Россия оказалась в мире. Но фактически все было представлено как битва между Россией и Украиной. От имени Украины в шоу участвовал политолог Вячеслав Ковтун, лицом России был политолог Сергей Михеев.
Вячеслава Ковтуна постоянно приглашают на все федеральные телеканалы говорить от имени Украины, поскольку довольно сложно найти другого человека, который был бы менее приспособлен к этой роли. Вячеслав Николаевич, человек наверняка замечательных душевных качеств, но как полемист он — полный ноль, поскольку лишен таких свойств, как умение быстро реагировать, ярко и коротко формулировать свои мысли, а также — скажу предельно деликатно — зачастую не блещет эрудицией. О месте Вячеслава Ковтуна в украинской политике можно судить по тому, что Либеральная партия Украины, в списке которой он пытался избраться в Верховную раду, заняла почетное 29 место из 29 партий.
Политологу Сергею Михееву, который обычно в политических телевизионных токовищах выступает в роли актера второго плана, в этот раз была доверена главная роль. И он решил надеть маску оголтелого хама. Впрочем, у него получилось так органично, что, скорее всего, это была не маска.
Буквально с первых минут политолог Михеев принялся плеваться. «Плевать мне на европейские традиции!» — с перекошенным лицом орал политолог Михеев. Иногда, когда слюна кончалась, эту же мысль политолог выражал иначе, например, вот так: «Что касается мнения всего остального мира, нас это не интересует».
Своему оппоненту плюющийся политолог Михеев не давал сказать ни слова, перебивая его, стоило тому открыть рот. Если кто-то из оппонентов все-таки пытался что-то сказать, политолог Михеев тут же орал: «Рот закрой!». Особенно часто это требование плюющийся политолог Михеев адресовал секунданту оппонента, философу Андрею Окаре. Как только философ Окара пытался вставить слово, плюющийся политолог Михеев орал на него: «Закройся, философ, закройся!».
Надо отметить, что в отношении философа Окары эта тактика была единственно верной, поскольку, в отличие от главного поединщика, политолога Ковтуна, его секундант, философ Окара, явно был сильнее своего оппонента. Например, на вопрос Окары, какие же альтернативные ценности путинская Россия несет миру, плюющийся политолог так толком и не ответил. Поэтому вместо разговора по существу Михеев предпочитал обсуждать физиологию оппонентов, предлагал вызвать им санитаров, а когда философ Окара попытался взять микрофон, чтобы что-то сказать, Михеев скомандовал ему: «Иди, уколись!». Философ Окара колоться не стал, но и вопросов больше не задавал.
Чтобы завершить описание этого шоу, надо непременно отметить роль «третейского судьи», которую исполнял сенатор Игорь Морозов. Функции «третейского судьи» он понимал весьма экзотически, поскольку в перерыве между раундами, когда Соловьев подходил к нему спросить его мнение о ходе дебатов, сенатор Морозов всякий раз принимался говорить гадости про Украину. Например, рассказал о том, как какие-то его знакомые устанавливают контакты с представителями интеллигенции в странах СНГ для налаживания культурных связей. И вот у этих знакомых сенатора Морозова везде получается, а в Украине никак. «В Украине не могут найти интеллигенцию?» — радостно воскликнул Соловьев. «Вот именно!» — весело подхватил «третейский судья» Игорь Морозов.
Всякий раз, когда принимаюсь за очередную «Медиафрению», я проверяю себя: не описываю ли я то, что Гегель называл «дурной бесконечностью», то есть движение по кругу, унылые и монотонные повторы одних и тех же сеансов ненависти, содержание которых воспроизводится раз за разом. И всякий раз убеждаюсь, что это не так. Российская информационная машина действительно застыла на месте и воспроизводит одни и те же клише ненависти. Но поскольку мир вокруг меняется, то всякий раз им приходится, сохраняя все те же начетнические клише, применять все новые методы донесения их до публики. В сегодняшней ситуации, когда путинская Россия загнана в угол, главным методом стала устрашающая маска трамвайного хама, которая так приросла к исполнителям, что стала их настоящим лицом.
Политическая камасутра от Владимира Соловьева
«Фиг им!» — интеллигентно ответил Путин на вопрос корреспондента, не собирается ли Россия отменить контрсанкции, введенные против стран Запада. Тут стилистика доминирует над контентом, форма важнее содержания. Поскольку, избрав путь наращивания конфронтации, Путин и его окружение в плане содержательном упираются в потолок войны, за которым становится сначала очень жарко, потом очень холодно, то наращивание агрессии происходит за счет стилистики. Поэтому не исключено, что в следующий раз Путин перейдет на феню, после чего в дальнейшем, чтобы повысить градус, ему останется только материться, лаять и выть.
Если у Путина в деле наращивания уровня вербальной конфронтации еще есть резервы, то Дмитрию Киселеву приходится туго. Поскольку Америку он уже превращал в пепел. В поисках разнообразия жанров Киселев случайно набрел на сатиру. Получается плоско и тяжеловесно.
«Олланд в неудобной позе» — с таким плакатом на заднике студии Киселев приступил к освещению истории, когда Путин собрался в Париж, а Олланд сказал, что сомневается в целесообразности разговора с ним.
После чего Киселев стал обсасывать фразу Олланда про то, что с Путиным он будет говорить только про Сирию. «Олланду нравится произноcить слово “Сирия” сен-су-аль-но», — нараспев пропел последнее слово Киселев, явно щеголяя эрудицией. Мне сразу вспомнилась подруга Эллочки-людоедки Фима Собак, которая слыла культурной девушкой, поскольку в ее словаре было 180 слов, в том числе богатое слово «гомосексуализм».
«И еще слово “Путин” — оно бру-таль-но», — продолжил свои фантазии ведущий и руководитель гостелеканала. После чего показал знаменитую картину Гогена под названием «А ты ревнуешь?» и тут же перебросил мостик к Олланду, мол, эта картина, по его убеждению, символизирует отношения Олланда и Путина. Кто кого и к кому ревнует, Киселев не уточнил. Но ощущение от его сатиры было тягостное.
Тем, кому приходилось находиться в мужских коллективах, длительное время пребывающих без женского общества, знаком этот эффект навязчивых ассоциаций, когда любой факт, любое событие, хоть дождь за окном, хоть «Черный квадрат» Малевича по телевизору, — все рифмуется с одним и тем же и вызывает нездоровое возбуждение. Откуда этот эффект у Киселева, непонятно, но упражняться в сатире ему надо запретить. Пусть уж лучше испепеляет, не так противно.
Вот Соловьев — другое дело, он просто прирожденный клоун. Особенно когда пытается серьезно что-либо анализировать. Свой последний «Воскресный вечер» от 16.10.16 Соловьев назвал «Политической камасутрой», поскольку там много и восторженно говорилось о саммите БРИКС, который проходил в Индии. Ну, вы поняли, раз Индия — значит «Камасутра». Что же еще есть в Индии?
Для того, чтобы понять весь комизм «аналитики от Соловьева», можно, например, сопоставить то, что говорили он и его эксперты по поводу того же БРИКС, с цифрами и фактами. Депутат Никонов постоянно говорит о БРИКС как о факторе «нового мироустройства». Соловьев вторит ему, утверждая, что это «де факто — два военных лагеря», а также «блоковое устройство двухполярного мира».
Комментировать утверждение о том, что БРИКС — это «военный блок», довольно сложно. Тут тот случай, когда глупость не надо высмеивать, достаточно просто процитировать. Что касается экономической интеграции, то здесь надо привести цифры. Торговый оборот Китай-США равен $ 558 млрд, Китай-ЕС — $ 564 млрд, оборот Китай-Россия — $ 64 млрд. Оборот США-Индия равен $ 54 млрд, Россия-Индия — $ 6,3 млрд, а удельный вес России во внешнеторговом обороте Индии меньше процента. Россия не входит в первую тридцатку главных внешнеторговых партнеров Индии. Какая уж тут политическая камасутра, когда две главные страны БРИКСа втянуты в экономики США и Европы на порядок больше, чем они же втянуты в российскую экономику. Тут одного куража мало, тут размер имеет значение.
Бесконечное украинское «Тю-у-у!» от Соловьева
Как только речь заходит об Украине, вид у Соловьева всякий раз делается снисходительным и немного придурковатым, а лицо улыбчивым, как будто ему предстоит принять участие в забавном состязании, вроде бега в мешках или бросания мячика в урну с завязанными глазами.
Все украинские проблемы в студии Соловьева решаются легко. Главное, вытянуть губы трубочной и сказать: тю-у-у! Это, по мнению Соловьева, главное слово в украинском языке, поскольку, когда Соловьев что-то хочет сказать украинцам в студии, он непременно произносит это загадочное слово.
А еще все проблемы Украины, по мнению Соловьева, может решить Шойгу. Но Путин ему почему-то не дает. В «Воскресном вечере» от 16.10.16 обсуждали проблему нацизма в Украине. «Мы можем решить проблему нацизма в Украине, вернув ее в родную гавань», — заверил Соловьев. Вот тут точно повеяло «дурной бесконечностью» от Гегеля. Или каким-то ежедневным сурком. Поскольку не было ни одной передачи, в которой речь шла об Украине, где Соловьев не заявлял бы, что российская армия в любой момент готова аннексировать Украину и ей давно пора дать соответствующий приказ.
Несмотря на то, что в студии в этот момент присутствовали несколько украинских экспертов, отпор Соловьеву дал польский журналист Якуб Корэйба, который сказал: «Вы можете решить все проблемы нацизма в Украине, если выведете оттуда российские войска».
Тогда политолог Корнилов пригрозил Корэйбе, что украинские нацисты непременно пойдут в Польшу.
На что Корэйба заявил, что Россия во всей Европе поддерживает нацистов.
Этого не смог стерпеть Александр Кофман, который обычно называет себя «министром иностранных дел ДНР». «Оголтелые нацисты пойдут сначала на восток, потом на запад», — пригрозил министр ДНР Кофман. И добавил: «Но на востоке им переломят хребет». Я попытался представить, как оголтелые нацисты, которым только что переломили хребет на востоке, после этого вынуждены будут тащиться на запад, чтобы не подвести «министра ДНР» Кофмана, и мне стало их искренне жаль.
Тем более что им и в Украине приходится иногда не сладко. Вот только что пришло сообщение, что контрольно-дисциплинарный комитет Федерации футбола Украины наказал киевское «Динамо» за использование их фанатами нацистской символики. Теперь три сектора их домашнего стадиона будут закрыты.
Можно сравнить, например, с безнаказанно зигующими российскими фанатами. Или с Ириной Родниной, которая в бытность свою депутатом Госдумы разместила на своем аккаунте в социальных сетях коллаж, на котором на фоне банана изображены Обама и его темнокожая жена.
Вернемся к лицу, которое обрела Россия и которое она теперь демонстрирует миру. Усилиями политиков и сотрудников СМИ это лицо в последнее время изменилось до неузнаваемости. Исчезла доверчивая и доброжелательная улыбка, которая начала появляться на рубеже 80-х и 90-х. Исчезла и растерянность середины и конца 90-х. Теперь Россия показывает миру не лицо, а личину, харю, угрожающую и глумливую одновременно. «Все равно не любят, так пусть хоть боятся!» — такова креативная идея смены имиджа. Тупиковость этой идеи обнаружится довольно скоро. И тогда надо будет менять имиджмейкеров. А приросшую к лицу харю-личину, боюсь, просто так снять не удастся, придется отдирать вместе с кожей.