01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Левада-центр: "Русский марш" вытеснил День народного единства

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / Левада-центр: "Русский марш" вытеснил День народного единства

Левада-центр: "Русский марш" вытеснил День народного единства

Автор: Левада-центр, Л. Гудков, "Немецкая волна" — Дата создания: 06.11.2013 — Последние изменение: 06.11.2013
Участники: А. Алексеев
За последние два года увеличилось количество респондентов, относящихся к проведению "русских маршей" положительно: с 26% до 40% опрошенных по репрезентативной выборке россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.

 

 

Из рассылки Левада-центра:

Пресс-выпуски

 

05.11.2013

Россияне о миграции и межнациональной напряженности

Наблюдается рост ксенофобии среди россиян: 78% респондентов за ограничение притока приезжих, хотя десять лет назад таких было менее половины (45%). Поддерживают идею "Россия для русских" 66% респондентов, и это самый высокий показатель за все годы, не поддерживают - 19%.

05.11.2013

События в в Западном Бирюлево в представлениях россиян

Кроме основной причины массовых выступлений в Бирюлево - убийства Егора Щербакова одним из приезжих, наиболее значимыми, по мнению россиян, являются коррумпированность властей (43%) и вызывающее поведение мигрантов (41%). 43% респондентов опасаются, что подобные события могут повториться там, где они живут.

01.11.2013

Празднование Дня народного единства

О том, что День народного единства отмечается 4 ноября, знают 49% россиян, но только 15% собираются его праздновать.

01.11.2013

Россияне о «Русском марше»

Слышали 20% россиян, не слышали - 75%. За последние два года увеличилось количество респондентов с 26% до 40%, относящихся к проведению "русских маршей" положительно.

31.10.2013

Россияне о праздновании Хэллоуина

Собираются праздновать 6% респондентов, не собираются - 71%.

31.10.2013

Октябрьские рейтинги одобрения и доверия

Рейтинг Путина стоит на месте, Медведева падает.

 

Публикации прессы

 

05.11.2013

Украина уходит в подполье, или Схроны по-донецки (Новости Украины – From-UA)

Интервью с немецким аналитиком Штефаном Майстером и директором Левада-Центр Львом Гудковым.

03.11.2013

Директор "Левада-центра": "Русский марш" вытеснил День народного единства (Deutsche Welle)

Директор "Левада-центра" Лев Гудков объяснил DW, почему россияне стали положительно относится к "Русскому маршу", и почему в некоторых районах страны - предпогромное настроение.

01.11.2013

«Русский марш» получил одобрение (Ведомости)

За последние два года число сторонников «русских маршей» в стране выросло в полтора раза. Их идею одобряют 45%, против — лишь 20%

Левада-центр. http://www.levada.ru
http://twitter.com/levada_ru
direct@levada.ru Тел: (495) 229-38-10, Факс: (495) 229-38-25

**

 

Директор "Левада-центра": "Русский марш" вытеснил День народного единства

03.11.2013

Накануне празднования Дня народного единства, который отмечается в России в понедельник, 4 ноября, глава московского "Левада-центра" Лев Гудков рассказал DW о том, как относятся к этому празднику россияне, почему у большинства этот день ассоциируется с "Русскими маршами" и в чем причина усиления националистических настроений в стране.

DW: Что связывают россияне с Днем народного единства?

Лев Гудков: Ничего особенного. Они рассматривают это как инициативу властей для того, чтобы погасить память о 7 ноября. Изначальная неопределенность исчезает, люди согласились с официальным названием, но никаких эмоций он не вызывает. Очень небольшая часть идентифицирует себя с этим праздником.

- Правда ли, что в сознании большинства россиян 4 ноября теперь скорее ассоциируется с "Русскими маршами" националистов?

- Безусловно. Мы только что получили результаты свежего опроса, которые показывают, что за последние два года ситуация перевернулась. Если в 2011 году 45 процентов осуждали подобные выступления и 28 - поддерживали, то сегодня ситуация прямо обратная: 40 процентов одобряют их и 25 - осуждают. Резко уменьшилось число тех, кто выступает против, называет это фашизмом.

- Чем вы это объясняете?

- Идет подъем национализма, мутной волны самоутверждения на фоне отчасти демагогии властей по поводу опасности, якобы грозящей стране из-за интриг Запада. Это политика, которая продолжается два года уже. Соединение набора тем - угрозы со стороны Запада, педофилии, иностранных агентов, плюс антииммигрантской риторики - все это подняло волну низового национализма и ксенофобии. Если говорить о совсем ситуативных причинах, на это наложился еще недавний теракт в Волгограде.

- Можно ли на фоне этого ожидать, что нынешний "Русский марш" будет самым массовым за последние годы?

- Скорее всего - да, потому как он проходит на фоне событий в Бирюлеве, информированность о которых очень высока. В общественном мнении сложилась совершенно четкая версия о том, каковы причины случившегося. Это, прежде всего, - непосредственный повод, убийство азербайджанцем русского парня. С другой стороны, это - коррумпированные приезжими правоохранительные органы. Так считают люди. И третье, конечно, - чувство незащищенности населения и вызывающее поведение самих мигрантов. Эти версии разошлись мгновенно, поддерживаемыми государственными телеканалами.

- В ходе предыдущих "Русских маршей" происходили столкновения его участников с мигрантами. Ожидаете ли вы, что теперь этого будет еще больше?

- Готовность к этому гораздо выше. Хотя в Москве нагнали много ОМОНа, полиция будет к этому готова. Но националисты хотят о себе заявить, поэтому они пойдут на провокации.

- Вы давно следите за "Русскими маршами". Кто эти люди, которые на них ходят?

- Это, прежде всего, молодежь, с невысоким уровнем образования, люмпенизированная, для которой нынешняя ситуация выглядит крайне драматично. В России быстро формируется потребительское общество, но без характерных для Запада буржуазных ценностей и понимания того, что благосостояние связано с упорным трудом. Здесь резкая дифференциация вызывает зависть. Недовольство становится мотивом, выводящим людей на улицы. Я бы назвал это смещенной агрессией - зависть плюс чувство незащищенности вызывают агрессию, которая вымещается на гастарбайтерах.

- После инцидентов в Бирюлево или Пугачеве складывается впечатление, что этническое противостояние может перерасти в массовые столкновения по всей стране. Это так?

- Я не думаю, что это превратится в общее явление, но уже лет семь мы говорим, что во многих регионах сложилась предпогромная ситуация, и что достаточно малейшей искры, и возникнет этнический конфликт. Это провоцирует и риторика властей о наплыве мигрантов.

- Что бы вы посоветовали властям, чтобы избежать конфликтов?

- Отказаться от риторики, которая провоцирует, и более жестко контролировать русских националистов. Какое-то время власти довольно жестко вели тактику привлечения к суду скинхедов, которые нападали на приезжих. Это дало результат, число нападений пошло вниз. Но, начиная с 2011 года и протестных выступлений демократической оппозиции, власть начала заигрывать с националистами. Власть уверена, что она в состоянии их контролировать. Но это далеко не всегда получается.

- Вы упомянули о протестах 2011 года. Тогда националисты выходили вместе с либералами и на проспект Сахарова, и на Болотную площадь в Москве. Один из лидеров оппозиции, блогер Алексей Навальный, в свое время принимал участие в "Русских маршах". Как сейчас складываются отношения либералов с националистами?

- Для Навального очень характерна националистическая риторика. Правда, в последнее время она угасла. Но в Москве перед выборами мэра тема контроля над мигрантами была центральной для всех кандидатов. Это можно тоже считать одними из факторов провоцирования этнических конфликтов. Отношения либералов с националистами были напряженными и вынужденными во время антипутинских демонстраций. Сейчас, поскольку оппозиция ослабла, отношения прекратились.

- Национализм, наоборот, набирает силу, так?

- Общая почва для роста национализма - это ощущение социальной незащищенности, уязвимости, отсутствие справедливости, перспектив, и то, что единственными символическим идейным ресурсом осталось прошлое, хоть и иллюзорное.

- Харизматичного лидера, условного "русского фюрера" у националистов пока нет?

- Нет, и это важно. Как бы ни обстояли дела, как бы ни росла ксенофобия, у населения сохраняется большой страх перед радикалами и националистами, неприятие этого.

Оригинал

Источник: Deutsche Welle

 

comments powered by Disqus