01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Массовые опросы: социология или политтехнология?

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / Массовые опросы: социология или политтехнология?

Массовые опросы: социология или политтехнология?

Автор: А. Филиппова; "Новая газета" — Дата создания: 09.06.2017 — Последние изменение: 09.06.2017
Участники: А. Алексеев; Ю. Чернецкий
В «Новой газете» опубликована статья А. Филипповой, в которой обсуждается критическая ситуация, сложившаяся в российской опросной социологии. А. А.

 

 

 

 

КАК НАС ПРЕДСТАВИТЬ?

Анна Филиппова

9.06.2017

Что не так с российской социологией и почему не нужно путать науку и политтехнологии

 

Спор о роли соцопросов в современной России продолжается. Критики говорят, что методы социологов открыты к манипуляциям, общественное мнение они выражают в лучшем случае в искаженном, отфильтрованном виде, а сама «опросная индустрия» сейчас монополизирована государством и работает как инструмент легитимации авторитарной политики. В «Левада-центре», последней независимой социологической организации страны, спорят как с властями, так и с критиками качества и методов социологических исследований. Представители «Левады» утверждают, что делают все возможное для сохранения научных принципов изучения российского общества.

Один из ярких критиков социологических опросов и их роли в нынешней российской политической системе, старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ Григорий Юдин, рассуждает о проблеме репрезентативности. Насколько опросы действительно отражают мнения людей и общества в целом?

По мнению Юдина, сложность здесь состоит не в том, какие конкретно технологии применяются для опросов — будь то телефонные обзвоны или голосование в интернете, ведь уровень проникновения этих технологий в стране достаточно высок. Дело в другом: респонденты зачастую лишены мотивации участвовать в опросе. «Предполагается, что сам по себе опрос — это штука нейтральная и все готовы отвечать, если только позвонить в правильное время. Но это неправда. Проблема с репрезентативностью в том, что люди не хотят быть репрезентированы», — считает Юдин. В качестве примера он приводит президентские выборы в США, где большое количество людей, впоследствии проголосовавших за Трампа, предпочли не сообщать об этом во время проведения опроса.

Как и любой общественный институт, опросная индустрия испытывает сейчас кризис доверия. «Люди во многих странах, в том числе и в России, разочаровались в соцопросах — они не считают, что к ним будут прислушиваться, что на это стоить тратить время и что, в конце концов, участие в опросах безопасно», — поясняет Юдин.

Соцопросы в России не воспринимаются как независимый институт, в глазах населения они являются одним из инструментов в руках власти. «Поэтому, — говорит Юдин, — если какая-нибудь московская компания проводит опрос, у респондентов сразу возникает мысль: «Путин заказал опрос». Это ситуация, которой в Америке уже нет». Старший научный сотрудник Института социологии РАН Дмитрий Рогозин, также известный своими критическими публикациями относительно опросной индустрии, развивает эту мысль: «У нас опросы используются не для того, чтобы узнать мнение населения об их заботах и делах, а для того, чтобы поставить их в ситуацию выбора, ставя при этом перед людьми абсолютно идиотские вопросы».

На подобную критику резко отвечает руководитель «Левада-центра» Лев Гудков, который считает, что речь здесь идет о смешении нескольких методологических проблем. Гудков утверждает, что нужно различать, с одной стороны, вопросы, связанные с «достижимостью респондента» в соответствии с правилами случайной выборки, а также — то, что называется «response rate», процентом ответивших, а с другой — такой феномен как нежелание или страх людей отвечать на вопросы социологов. «Это совершенно разные вещи, определяемые разными факторами и детерминантами, — говорит Гудков. — Решение одних трудностей носит скорее технический характер, других — касается понимания различий мотивации исследователя и опрашиваемых».

Гудков считает, что критики опросной индустрии исходят из ошибочных аксиом. «Социология как система видения реальности, интерпретации социальных процессов, включая самого постсоветского человека, природы власти и ее поддержки населением, оказывается слишком сложной для нашей образованной публики», — заключает он…

 

Читать далее

**

 

Нашу точку зрения на обозначенную тему см.: А. Алексеев. О ДОВЕРИИ РАЖДАН К ВЛАСТИ,СОЦИОЛОГОВ К ГРАЖДАНАМ ИГРАЖДАН К СОЦИОЛОГАМ-ПОЛСТЕРАМ на сайте Санкт-Петербургской социологической ассоциации: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/06/09/72750-kak-nas-predstavit

 

См. также;

- Звездный час или позор российской опросной социологии?

- Андрей Алексеев: "Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения?" (начало)

- Андрей Алексеев: "Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения?" (окончание)

 

comments powered by Disqus