01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Опросы общественного мнения глазами населения

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / Опросы общественного мнения глазами населения

Опросы общественного мнения глазами населения

Автор: Н. Романович, ИОМ "Квалитас" — Дата создания: 10.06.2015 — Последние изменение: 10.06.2015
Участники: А. Алексеев
Воронежский Институт общественного мнения «Квалитас» провел среди жителей г. Воронежа интересный опрос – о том, как относятся воронежцы к опросам общественного мнения. Данные тем ценнее, что сравниваются с ответами воронежцев на аналогичные вопросы десять лет назад. А. А.

 

 

 

 

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ "КВАЛИТАС"

Опрос проведён ИОМ "Квалитас" 28 – 31 мая 2015 года методом телефонного интервью.

Выборка репрезентативна для населения г. Воронежа старше 18 лет по полу и возрасту.

Опрошено 609 человек.

 

1 раздел: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

 

ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ЛИЧНО РАНЕЕ УЧАСТВОВАЛИ В КАКИХ-ЛИБО ОПРОСАХ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И Т.П.?

Почти половина воронежцев (45%) в той или иной форме принимали участие в социологических опросах населения. Чем старше респонденты, тем чаще им приходилось отвечать на вопросы социологов: от 31% среди молодежи до 55% среди пожилых людей.

Но большинству горожан (54%) не доводилось участвовать в соцопросах, поэтому они часто говорят: «Кого там опрашивают социологи? Ко мне ни разу не обращались…». Чем меньше уровень образования у респондентов, тем реже им доводилось участвовать в опросах (до 92% среди людей с неполным средним образованием).

На этот же вопрос воронежцы отвечали десять лет назад [Бюллетень 2005-01]. Сравним ответы горожан.

За последние десять лет число участников социологических опросов в Воронеже увеличилось ненамного: с 41% до 45%.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ХОРОШО ОСВЕДОМЛЕНЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ, ПРОВОДЯЩИХ ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ?

Определенно знают о существовании организаций, проводящих опросы общественного мнения, только 13% воронежцев. Высшее образование поднимает уровень осведомленности респондентов до 20%. Однако почти каждый второй горожанин что-то слышал о таких организациях (49%). Хотя, возможно, такая форма ответа – просто замаскированная неосведомленность граждан, стыдящихся ответить «не знаю». Не постеснялись сказать, что ничего не знают о подобных организациях, 39% горожан. Среди малообразованных граждан (неполное среднее) уровень неосведомленности взлетает до 92%.

Сравним, как изменилась информированность горожан за последние десять лет.

Минувшее десятилетие не внесло существенных изменений в уровень информированности воронежцев о социологических центрах. Немного прибавилось (на 9-10%) число тех, кто краем уха слышал об организациях, изучающих общественное мнение. Только и всего…

 

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ НАЗВАТЬ (НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА) КАКИЕ-ЛИБО ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ В РОССИИ МАССОВЫЕ ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ДРУГИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И РЫНОЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ?

Этот вопрос, выявляющий уровень вспоминаемости социологических центров, был задан без подсказок вариантов ответа, то есть в открытой форме. Обычно на открытые вопросы отвечают лишь единицы. Как и следовало ожидать, большинство горожан (79%) затруднились с ответом, но каждый пятый опрошенный все же вспомнил название хотя бы одной организации, проводящей в России опросы общественного мнения.

Наибольшей известностью в Воронеже пользуются федеральные социологические центры ВЦИОМ (5,9%) и Левада-центр (5,6%), а также местный региональный Институт общественного мнения «Квалитас» (5,6%). Чуть уступает перечисленным по числу упоминаний Фонд общественного мнения (ФОМ) – 3%. Остальные организации упоминались существенно реже, менее 1% набрали Эй Си Нильсен, Контент, Росстат, Барометр, Воронежстат, Высшая школа экономики, Интернет-проект «Анкетка», РБК, GFK, «Галерея Чижова» и др.

Десять лет назад воронежцам также был задан этот вопрос [Бюллетень 2005-01]. Ниже приведены сравнительные данные по тем организациям, которые были упомянуты более одного раза. Если десять лет назад первые места по вспоминаемости занимали региональные социологические центры «Квалитас» и «Контент», то сегодня воронежцы прежде всего называли федеральные организации ВЦИОМ и Левада-Центр. ИОМ «Квалитас» остался среди тех организаций, название которых воронежцы упоминали достаточно часто наряду с федеральными центрами. А социологического центра «Контент» в Воронеже уже не существует, но, видимо, осталась память о нем, поэтому некоторые опрошенные вспомнили его название.

Десять лет назад этот опрос проводился не только в Воронеже, но и ряде других российских городов: Архангельске, Великом Новгороде, Калининграде, С-Петербурге, Москве, Ярославле, Ростове-на-Дону, Саратове, Надыме, Самаре, Казани, Омске в рамках инициативного проекта Ассоциации региональных социологических центров «Группа 7/90». Тогда региональные опросы продемонстрировали неплохие показатели известности местных исследовательских центров. Так, в Архангельске 5% респондентов «вспомнили» местную компанию «Форис», в Воронеже также 5% назвали «Квалитас» и 6% - «Контент», 8% надымчан упомянули «Горизонт-М» (единственный в то время социологический центр в Надыме), 6% калининградцев – Калининградский социологический центр. В то же время общероссийские ФОМ и ВЦИОМ смогли назвать только 3-6% опрошенных. Причем в Воронеже и Москве ВЦИОМ упоминался чаще, чем ФОМ, а в других городах, наоборот – чаще назывался ФОМ (Архангельск, Надым, Саратов).

Таким образом, не только в Воронеже, но и в некоторых других городах уровень известности региональных исследовательских центров оказался даже выше уровня известности федеральных компаний (ФОМ, ВЦИОМ и т.п.), что явилось свидетельством появления региональных (локальных) брэндов в сфере социологических и маркетинговых исследований. Прошедшее десятилетие упрочило позиции тех региональных брендов, которые смогли «продержаться на плаву».

 

Согласны ли Вы с суждением: «Проведение социологических исследований помогает узнать мнение простых людей о положении в их городе, области, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем»?

Большинство воронежцев согласны с тем, что проведение социологических исследований помогает узнать мнение простых людей о положении в городе или стране (85%). Иными словами, у большинства населения наблюдается априори положительное отношение к социологическим опросам, поскольку они дают возможность власти учитывать мнение народа в решении актуальных проблем.

Выразили свое несогласие с предложенным суждением 14% опрошенных. Среди малообразованных горожан (неполное среднее) число несогласных увеличивается до 25%. Не исключено, что люди просто плохо понимают, что такое социологические опросы.

Этот же вопрос прозвучал для воронежцев в 2005 году [Бюллетень 2005-01]. Сравним ответы.

Прошедшее десятилетие увеличило лояльность общественного мнения к социологическим исследованиям. Число согласных с предложенным суждением возросло с 72% до 85%. Возможно, жители города просто привыкли к опросам общественного мнения, и они стали казаться нормой.

 

Согласны ли Вы с суждением: «Большинство опросов проводится для того, чтобы выпытывать у людей информацию об их личной жизни и имуществе, чтобы потом использовать эту информацию в корыстных целях»?

Конечно, большинство рядовых граждан мало разбираются в сути таких исследований и вряд ли отличат «настоящее исследование» от каких-либо промоушн-мероприятий или «агиток» в период предвыборных баталий. Еще хуже, если мошенники маскируются под исследователей общественного мнения, поэтому респонденты должны проявлять бдительность и спрашивать удостоверение интервьюера, где должны быть печать организации, её адрес и телефон. Видимо, услышав о возможности обмана, 12% горожан прониклись подозрением к любым видам опросов.

Но все же случаи такого рода мошенничества редки, и население в большинстве своем (85%) доверяет социологическим опросам. Среди молодежи уровень доверия возрастает до 91%.

Что изменилось в общественном мнении за последние десять лет?

За прошедшее десятилетие количество горожан, не согласных с тем, что опросы проводятся для того, чтобы выпытывать у людей информацию в корыстных целях, увеличилось с 69% до 85%. Социологические опросы, по всей вероятности, постепенно становятся привычным явлением.

 

Согласны ли Вы с суждением: «Результаты опросов общественного мнения часто являются сфабрикованными и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению»?

Большинство воронежцев (56%) не согласны с тем, что результаты опросов часто оказываются сфабрикованными и публикуются исключительно для манипуляции людьми. Молодежь чаще других высказывает свое несогласие по этому поводу (62%). Меньше подозрительности – соответственно, больше доверия.

Более трети горожан (37%) согласны с утверждением, что данные опросов публикуются в СМИ для определенного воздействия на людей. Они считают, что цель таких публикаций - повлиять на поведение населения.

Сравним мнение населения в 2015 и в 2005 году [Бюллетень 2005-01].

За прошедшие годы число подозрительных граждан не изменилось (37%). Десятилетие увеличило число лояльных к социологическим опросам граждан с 45% до 56%.

 

Согласны ли Вы с суждением: «Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности»?

Собственно, это суждение вполне соответствует реальной цели социологических и маркетинговых исследований. В самом деле, политики и предприниматели их проводят для повышения эффективности своей деятельности. Финансируются опросы только в том случае, если их результаты помогают избежать ошибок, правильно скоординировать свои действия, тем самым дают возможность повысить рейтинг политику или уровень прибыли – предпринимателю. Так считают 62% воронежцев.

Но 32% горожан с этим не согласны. Среди людей с низким уровнем образования число несогласных возрастает до 42%.

Сопоставим ответы на этот вопрос сегодня и в 2005 году [Бюллетень 2005-01].

Количество согласных с утверждением, что результаты опросов способствуют повышению эффективности деятельности политиков и предпринимателей, увеличилось за последние десятилетие с 54% до 62%. Число скептиков за десятилетие не изменилось (32%).

 

Согласны ли Вы с суждением: "Опросы и другие социологические исследования не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания, и вся эта деятельность является просто модой"?

Большинство воронежцев (56%) все же не согласны с суждением, что опросы – это никчемная вещь. Но остальные респонденты (их чуть меньше половины – 41%) склонны считать, что опросы не приносят ни пользы, ни вреда, а являются просто данью моды. Критическому отношению к социологическим исследованиям способствует пожилой возраст (50%) и бедственное материальное положение (75%).

Иными словами, общественное мнение о соцопросах является не устоявшимся, колеблющимся, неопределенным и может качнуться в любую сторону при определенных обстоятельствах. Спор по поводу нужности соцопросов на самом деле решается очень прагматично. Если есть люди, организации или структуры, которых интересует общественное мнение настолько, что они готовы подтвердить свой интерес финансовыми вложениями в проведение опросов, значит, результаты опросов действительно кому-то нужны и полезны.

За минувшее десятилетие общее представление о полезности/бесполезности опросов значительно изменилось. Уменьшилось с 58% до 41% число людей, считающих, что никто не обращает внимание на соцопросы ввиду их бесполезности. А количество горожан, не согласных с таким мнением (то есть не считающих опросы безделицей) подскочило на 27%29% до 56%)!

 

ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ЧАСТО СООБЩАЮТ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ, ПО РАДИО, В ПРЕССЕ. КОГДА ВАМ ВСТРЕЧАЕТСЯ ТАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ОНА ВЫЗЫВАЕТ ИЛИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ИНТЕРЕС?

Вызывает интерес появления в СМИ результатов социологических исследований у 76% воронежцев. Это более чем три четверти горожан, поэтому журналисты не прогадают, если будут предавать публичности результаты опросов. Если есть заинтересованность аудитории, значит, рейтинг издания будет повышаться. Наибольший интерес выказывают к такой информация пожилые люди (81%). Однако среди 23% горожан подобные данные любопытства не вызывают. Более всего индифферентны к ним люди с бедственным материальным положением (39%).

Как менялись ответы воронежцев в последние годы?

За последние 15 лет интерес к опубликованным в СМИ результатам социологических исследований вырос с 64% до 76%.

 

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЦЕЛОМ ОТРАЖАЮТ ИЛИ НЕ ОТРАЖАЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ МНЕНИЯ ГРАЖДАН?

В целом 78% воронежцев считают, что социологические опросы отражают действительное мнение граждан. Чаще всего уверена в этом молодежь (85%), реже – пожилые люди (72%).

Но 19% горожан придерживаются противоположного мнения, т.е. полагают, что реальное мнение граждан имеет мало общего с результатами опросов.

Что думали по этому поводу воронежцы десять лет назад? [Бюллетень 2005-01].

За последнее десятилетие мнение горожан стало более лояльно к результатам социологических опросов. Количество воронежцев, утверждающих, что социологические опросы отражают общественное мнение, возросло с 60% до 78%.

 

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ПРИНЦИПЕ ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НУЖНЫ ИЛИ НЕ НУЖНЫ?

Похоже, отказаться от опросов и вернуться к волюнтаристскому принятию решений без учета общественного мнения в настоящее время уже весьма трудно. Представление о необходимости социологических опросов в жизни современного общества усвоено подавляющим большинством населения (91%).

Отрицают их необходимость в общественной жизни лишь 8% опрошенных.

Каково было мнение горожан по этому вопросу десять лет назад? [Бюллетень 2005-01]

Убежденность в нужности опросов общественного мнения возросла за десять лет с 77% до 91%. Думается, что даже с учетом всех возможных претензий к качеству их проведения и той волне пессимизма в СМИ, которая вызвана предвыборными ошибками в прогнозах социологов, опросы общественного мнения рано хоронить. Они только вступают на поприще востребованного социального служения, получают, наконец, признание своей полезности со стороны населения.

 

comments powered by Disqus