01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Социологические байки от профессора Ядова

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / Социологические байки от профессора Ядова

Социологические байки от профессора Ядова

Автор: В. Ядов — Дата создания: 14.05.2013 — Последние изменение: 14.05.2013
Участники: Б. Докторов, журнал "Телескоп", А. Алексеев
Из портфеля питерского журнала социологических и маркетинговых исследований «Телескоп».

 

 

Ядов В.А.

Дибайки для студентов социологов, или несерьезные заметки о серьезном

Только что вышло из печати дополненное четырьмя главками второе издание книги о диспозиционной концепции (1), и я заскучал. Вхожу в почту и читаю письмо Лены Даниловой, которая  посмотрела ролик-презентацию этой книги: «Мне кажется, надо делать новый видеопроект - Социологические байки от Ядова,- где бы Вы рассказывали разные истории. Здорово получается».

Видео я решил не записывать а сочинить своего рода дополнение к изданному курсу по современным теориям (2) в формате дидактических баек. Назову их дибайками. Что я  имею в виду? Имею в виду шутливые иллюстрации к серьезным теоретическим положениям классиков.

В молодости  мне, как и многим другим коллегам, посчастливилось  неплохо подрабатывать лекциями по линии общества «Знание», и в лекционных залах этой благословенной организации, и в заводских цехах во время обеденного перерыва. Увы, нынче студенты в большинстве своем переутомляются на лекциях, каковые посещают время от времени, отрываясь от своих основных занятий, необходимых для поддержания жизнедеятельности молодого  организма. Благодаря уместной шутке (простите, дибайке), будущие российские Невтоны расслабляются на пару минут и легко запоминают необходимое для неизбежного экзамена по предмету.  Итак,  перехожу к пояснению сказанного на примерах.

Макс Вебер – «социальное действие»

Вебер, как, возможно вы уже знаете, был основателем понимающей социологии. В его подходе социальное действие – это действие, ориентированное на понимание тем, кому оно адресовано. Вебер справедливо полагал, что при переходе от традиционного к современному обществу тип социального действия совершенствуется от примитивно-традиционного (поступай как это делали наши предки) и аффективного, которые собственно социальными и не являются (не ориентированы на понимание другими) до целерационального: соразмеряй свои усилия с ожидаемым результатом действия. Целерациональному действию исторически, как полагал Вебер, предшествовало ценностно-рациональное. Суть его в том, что ради достижения некоторой жизненной или общесоциальной цели можно затратить любые усилия. Поясню таким образом.

Астрономы обнаружили болид, который через три дня столкнется с нашей планетой и человечеству наступит конец. В одних странах люди молятся, в других бросились в оргии. А на Красной площади идет демонстрация: «Закончим пятилетку в оставшиеся три дня!». Это и есть ценносто-рациональное поведение.

В нынешней России доминирует прагматической тип социального поведения. Я бы сказал, что это разновидность  целерационального, не лучшая его разновидность, поскольку действующий таким образом, не считается с интересами других. Если вы следуете принципу соразмерности своих усилий ценности поставленной цели, соразмеряйте саму цель с возможными потерями других. Надо стараться поступать с выгодой для себя, но не за счет других. Согласны?   

Роберт Мертон об ошибочной модели социального прогноза

Обсуждая прогностический потенциал различных макротеоретий, я говорю об ограниченности девелопменталистского подхода, в котором постулируется безвозвратно поступательное развитие обществ. Один из вариантов такого прогноза – экстраполяция некоторой тенденции в будущее. Привожу пример.

На международном социологическом конгрессе в Варне (1970 г. ) Ричард Пайпс выступил с докладом на пленарном заседании. Конгресс был посвящен  проблеме научного прогнозирования общественного развития. Это был первый конгресс, организованный в стране социализма и первый, на который были выпущены из страны молодые социологи. Ранее нашу социологию на конгрессах представляли твердокаменные марксисты философы, вроде академика Митина. Старика Митина повсюду сопровождала жена, ибо он самостоятельно  передвигался с трудом.

Итак, Пайпс выступает с докладом о сделанном им открытии. Открытие состоит в том, что была установлена закономерность развития науки, согласно которой каждые 15 лет происходит двукратное увеличение научных публикаций, расходов на науку и т.д. Такое развитие называется развитием по экспоненте. Профессор закончил свое сообщение, щедро иллюстрированное графиками, и стал отвечать на вопросы. Из пятого-шестого ряда огромной аудитории амфитиатром встает Роберт Мертон. «Уважаемый коллега – говорит он – я тут посчитал на своем калькуляторе и получилось, что к 2010 году (не помню точно) все мужчины, женщины и собаки станут учеными. Как бы Вы это прокомментировали?» Что отвечал Пайпс  не помню. Помнится громовой смех зала.

Действительно, развитие науки по экспоненте имело место следом за великими научными открытиями (атомного ядра, гена и др.). Эти открытия дали толчок другим принципиально важным для фундаментальной науки и бесчисленному множеству инженерно-технических разработок. Далее расходы на науку неуклонно снижались. Компьютеры заменили прежние счетные устройства, лабораторный эксперимент также контролировался компьютером, отпала необходимость в тысячах лаборантов. Тиражи  научных журналов минимизировались, явились многотиражные дайджесты, а затем – интернет-публикации и т.д. и т.д. Пайпс остался в истории науковедения как яркий пример заблуждения.   

Раймон Будон о прогнозах по аналогии

Будон рассмотрел различные общенаучные модели предсказания ранее неизвестного и применил их к прогностике социального будущего (3). Он заключает, что ни одна из этих моделей в социологии не работает.

В причинно-следственных построениях согласно логике Милля, если мы имеем условия A, B, C, F и следствие – P, а в  контрольном эксперименте имеем  A, B, C, M. N, то по правилу различия заключаем, что именно отсутствующее (в контрольном эксперименте) F  являются причиной эффекта Р. Будон верно замечает, что в социальных прогнозах, относящихся к социуму, в отличие от небольших организаций, учесть решительно все потенциальные детерминанты некоторого изменения невозможно. Я привожу пример реформ Гайдара: отпустим цены, и рынок все устроит. Он «забыл», что чуть не половина бюджета расходовалась на военную промышленность, продукция которой закупалась государством,  никакого внутреннего рынка не было. Известный своим неповторимым остроумием премьер Виктор Черномырдин рассказывал (4):

 Приезжаю на военный завод и вижу, что вдоль бетонного забора в два ряда стоят гаубицы дулом вверх.

- Почему такое?- спрашиваю директора.

- На складе не умещается.

- Чем могу помочь?

- Дайте денег.

- А что выпускать будете?

- Как что? Гаубицы.

 Директора с должности сняли. Новый руководитель организовал производство башенных кранов и обеспечил неплохой доход.

 

(1) Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведеня личности: диспозиционная концепция. 2-е расширенное издание. - М.:ЦСПиМ. 2013 (http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=313 )

(2) Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. Курс лекций для студентов магистратуры по социологии (Издание второе, дополненное и переработанное). Санкт-Петербург: 2009.

(3) Будон Р. Теория социальных изменений (пер. с англ. под ред. М.Черныша), М. Аспект-Пресс», 1999.

(4) Последнее интервью Черномырдина: "Не было никаких расчетов – я просто любил работу" - http://oko-planet.su/politik/newsday/51890-poslednee-intervyu-chernomyrdina-ne-bylo-nikakix.html .

 

<…>

Далее см.: Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 2013, № 3

относится к: ,
comments powered by Disqus