01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Телескоп», 2016-1

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / «Телескоп», 2016-1

«Телескоп», 2016-1

Автор: "Телескоп" — Дата создания: 16.02.2016 — Последние изменение: 16.02.2016
Участники: М. Илле; А. Алексеев
Авторами только что вышедшего в свет номера 1 журнала социологических и маркетинговых исследований «Телескоп» за 2016 являются: Р. Могилевский, Б. Докторов, Д. Рогозин, Е. Князева, В. Сократилин, К. Дивисенко, М. Илле, О. Божков.

 

 

 

 

Содержание 1-го номера за 2016 г.

 

Павел Лебедев: «Кто на мир смотрит разумно - на того и мир смотрит разумно».  Роман Могилевский рассказывает Борису Докторову

Интервью Б. Докторова с Р. Могилевским

 Анонс Б. Докторова: «Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ) Санкт-Петербургского Государственного университета (раньше – ЛГУ), созданный в 1965 г., – старейший в Петербурге научный центр, в котором социология всегда была одним из ведущих исследовательских направлений. Многие страницы истории НИИКСИ представлены в биографических интервью, которые были проведены мною с теми, кто в разные годы работал в этом уникальном научном центре: Я.И. Гилинским, В.Я. Ельмеевым, О.К. Крокинской, Р.С. Могилевским, Е.Э. Смирновой, Л.В. Пановой, А.А. Русалиновой, В.А. Ядовым. Я просил их рассказать не только о себе, но о своих умерших коллегах, оставивших заметный след в отечественной социологии. В частности, в собранной коллекции интервью есть воспоминания о: П.Н. Лебедеве, В.Т. Лисовском, В.Р. Полозове, Л.И. Спиридонове, Ю.А. Суслове, Э.А. Фомине.

Большинство этих интервью публиковались в «Телескопе». Все это представляется особенно ценным в связи с тем, что в 2015 году НИИКСИ был закрыт, завершилась его полувековая история. Теперь стало много сложнее найти информацию о работе института и о его людях. Сложнее закрашивать многочисленные «белые пятна» в истории нашей науки. 

В конце 2015 года ко мне пришел по электронной почте вопрос о ленинградском социологе П.Н. Лебедеве, о котором спрашивающий ничего не мог найти в Интернете. Конечно, я сразу ответил, что первичную информацию о Павле Николаевиче можно найти в интервью с его друзьями Яковом Ильичем Гилинским и Романом Семеновичем Могилевским. И одновременно я обратился к Роману Могилевскому с просьбой подробнее рассказать о Павле Лебедеве.

Приятно, что Могилевский легко отозвался на эту просьбу и обстоятельно рассказал о жизни и исследованиях своего друга, успешно разрабатывавшего сложные проблемы социологии права и государственного управления.»

 

Я стою на берегу информационного океана

Борис Докторов, независимый исследователь

 Кратко подводятся итоги более чем десятилетнего интервьюирования российских социологов разных поколений. Рассматриваются некоторые аспекты методологии проведения интервью и их типологизации на базе отнесения к одному из семи поколений. Вводится понятие «функция поколения» и предлагается трактовать историю социологии как процесс рождения и становления новых поколений.

 

Социальный порядок в российской исполнительной власти

Дмитрий Рогозин, заведующий лабораторией методологии федеративных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ

 В статье представлены побочные результаты (параданные) исследования государственных служащих, проведенного РАНХиГС при Президенте Российской Федерации в 2015 году. На материале нарративных интервью показано, что открытость в интерпретациях управленческих решений, оценки собственного места в иерархии государственной службы, отношению к выполняемым поручениям невозможна в зарегламентированном контексте. Именно здесь должен реализовываться общественный контроль, функция которого не столько в выявлении отклонений и пресечении злоупотреблений, сколько в установлении контура обратной связи, среды, в которой проходит регистрации сопутствующей, неосновной информации, сопровождающей процессы принятия решений. Регистрация, а не контроль, лежит в основе эффективного государственного управления, основанного на либеральной и сервисной идеологии, которая уже несколько десятилетий провозглашается в качестве основной в России.

 

Влияние Интернета на социально-политические ориентации и социальное самочувствие молодежи (одесский опыт)

Елена Князева, кандидат социологических  наук, доцент кафедры социологии Института социальных наук Одесского национального университета имени И.И. Мечникова

 Статья посвящена выявлению эмпирических тенденций влияния/невлияния Интернета на социально-политические ориентации и социальное самочувствие поколения молодых людей, в жизни которых Интернет присутствует с самого детства, характерных для современной украинской городской аудитории. С этой целью осуществлен сравнительный анализ двух основных молодежных групп в зависимости от того доверяют они или не доверяют  информации полученной из Интернета. Одна из задач состояла в том, что бы выявить эти различия, вторая - зафиксировать что-то общее. В качестве объекта исследования взят сегмент одесской молодежи в возрасте 18-24 лет.

 

Загадки «Больших данных» или From Big Data to Куда-то…

Владимир Сократилин, исполнительный директор ЗАО «Решение»

 Обсуждение темы Big Data или «Больших данных», через семь лет после появления этого термина заполнило околонаучной литературу и литературу, связанную с обработкой данных. Дошла очередь и до использования этого термина в эмпирической социологии – социологических и маркетинговых исследований. Описание технологий, маркируемых этим термином,  представляется, во многих случаях, как новая парадигма в области обработки информации.  Для исследовательских компаний слова «Big Data» довольно быстро становятся инструментом рекламной кампании с атрибутами настоящего рекламного инструмента – мотивацией потенциального покупателя возможностью получения новых, необычайно полезных результатов, и создание общего позитивного настроения, путем размывания смыслов и ухода от четких формулировок. Тщательное изучения феномена Big Data показывает, что это всего лишь часть общего процесса изменения отношения человеческого общества к информации. Главное в этом процессе  - упрощение доступа человека к любым видам информации и упрощение коммуникаций между людьми. Этот процесс, безусловно, ведет к принципиальным изменениям в жизни человеческого общества, предоставляет новые  возможности для проведения социологических и маркетинговых исследований, но совершенно не изменяет парадигму обработки данных.

 

Сайт журнала «Телескоп» в 2015 году: аудитория и статистика посещений

Константин Дивисенко, редакция журнала «Телескоп»

 В тексте приведены данные об интернет-аудитории сайта журнала «Телескоп» в 2015 году.

 

Неравенство как ценность в культуре

Михаил Илле, редактор журнала «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований»

 Одной из базовых ценностей общества Нового времени является ценность равенства всех людей. Каждый человек, независимо от его происхождения, социального положения, воспитания и образования имеет равные права в политической, экономической, культурной и прочих сферах общественной жизни. В качестве идеальной конструкции ценность равенства не подвергается сомнению, но в практической жизни, в условиях общества потребления идея равенства ведет к упадку культуры. Культура без иерархии, без представления о высоком и низком, превращается в унылую пустыню, где человеку не к чему стремиться, не на кого равняться. Концепция существования множества субкультур, которые нельзя сравнивать и говорить о них в терминах выше-ниже, приводит к снятию с повестки дня не только вопроса о развитии художественного вкуса, но и в целом проблемы культурного и интеллектуального развития человека.

 

О Всероссийских Чтениях памяти В.А. Ядова

Олег Божков, председатель-координатор оргкомитета Чтений

 В Санкт-Петербурге с 14 по 16 декабря 2015 состоялись Всероссийские социологические чтения памяти Владимира Александровича Ядова. Они были организованы Санкт-Петербургским Социологическим институтом РАН, Центром исследований социально-трудовой сферы этого института совместно с Комитетом социологии труда Российского общества социологов, его Питерским объединением (СПАС). В организации чтений участвовали также Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский государственный университет, НИУ Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге.

 

относится к: , ,
comments powered by Disqus