Урбан-социолог, энвайронменталист, исследователь общественных движений
Из «Социологического журнала» (2013, № 2)
К 80-летию О.Н. Яницкого
В.А. Ядов об О.Н. Яницком
Олег Николаевич мой старый друг, так что известная доля пристрастия в этом юбилейном послании неизбежна. Олег Яницкий — уникальная фигура в советской/российской социологии. В отличие от большинства советских первосоциологов он имеет дворянское происхождение и с детства владеет иностранными языками, так что, придя в социологию с дипломом архитектурного института, он имел возможность углубиться в новую проблематику по англоязычной литературе и поначалу стал заниматься урбан-социологией. Больше того, инициировал создание исследовательского комитета по социологии города в ССА. Помню, как в начале 1970-х он приехал в Ленинград, страстно выступил на семинаре нашего отделения Ассоциации, после чего В. Ружже и другие коллеги образовали исследовательский комитет на базе Союза архитекторов.
Олег Яницкий создал свою школу экосоциологов, получившую международное признание, он выдвинул нетривиальную идею в области эпистемологии относительно развития энвайронменталистики с двух позиций: академической науки и практикующих защитников природы. В последние годы он много работает в проблематике социальных движений.
Олег Николаевич — великолепный наставник талантливой молодежи. Он несколько лет вел образцовый исследовательский
семинар для студентов, которые с блеском проявили себя и как авторы научных публикаций, и как участники международных симпозиумов.
Профессор Яницкий также — один из наиболее успешных представителей так называемой гражданской социологии, то есть социологии, не замкнутой в академическом пространстве, но обращенной к обществу. Не лишне сказать, что в ряду коллег юбиляр первенствует и в зарубежных публикациях, чем способствует престижу российской социологии нашего времени. К своему восьмидесятилетию Олег Николаевич являет нам свой талант в широком творческом диапазоне: профессиональном, педагогическом, литературном.
Прими, дорогой Олег Николаевич, добрые пожелания от редколлегии нашего журнала и его читателей. Дружески обнимаю и обязываю беречь себя как наше национальное достояние.
***
Яницкий Олег Николаевич (р. 24.03.1933) — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник сектора социально-экологических исследований Института социологии РАН. Один из основателей двух российских социологических дисциплин —городской социологии и экосоциологии. Помимо них в область научных интересов О.Н. Яницкого входят следующие дисциплины и тематические направления: рискология, экомодернизация, экологическое движение; взаимодействие научного и локального знания; биографические исследования, эпистемология социального исследования. Окончил Московский архитектурный институт (1957). Работал в Академии строительства и архитектуры (1957‑1966), в Институте международного рабочего движения АН СССР (1967‑1991). Главный научный сотрудник Института социологии РАН — с 1992 года. Здесь за двадцать лет работы под руководством О.Н. Яницкого осуществлены десятки научно-исследовательских проектов.
О.Н. Яницкий начал свою карьеру как урбан-социолог, определивший урбанизацию как естественный всемирно-исторический процесс. И в то же время — как американист, в течение многих лет изучавший становление социологии города и “human ecology” в США, результатом чего явились капитальная монография «Урбанизация и социальные противоречия капитализма. Критика американской социологии» (М., 1975; 24 а.л.) и докторская диссертация на ту же тему.
По собственному признанию юбиляра, его работа по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» позволила ему войти в мировое сообщество экосоциологов. В итоге был осуществлен международный исследовательский проект и вышла книга “Cities of Europe: The Public's Role in Shaping the Urban Environmnent” (M., 1991), в которых приняли участие 16 европейских стран.
Параллельно с научными исследованиями еще в 1970-е годы О.Н. Яницкий начал руководить подготовкой аспирантов; с 1994 г. началась его постоянная преподавательская деятельность в вузах. В 1994–1995 гг. он — профессор Высшей школы экологии при Международном университете (Москва), в 1995 — профессор-визитер Массачусетского технологического института (США).
Олег Николаевич Яницкий является автором более 370 научных работ, из них 13 индивидуальных монографий (в том числе на английском языке), коллективные монографии в соавторстве; ряд книг, подготовленных в качестве соредактора и соавтора. Он широко публикуется в российских научных журналах («Социологические исследования», «Общественные науки и современность», «Социологический журнал», «История и современность» и др.). Признание О.Н. Яницкого как специалиста мирового класса было подтверждено его публикациями в международных социологических журналах (“International social science journal”, “International sociology”, “Currient sociology”, “Innovation” и многих других), а также ролью профессора-визитера в университетах США и Европы.
Долгое время был живописцем и книжным графиком (иллюстратором); сегодня увлекается собиранием (коллекционированием) жизнеописаний (издания биографического характера) русских ученых.
Предлагаем вниманию читателей хронологический список основных книг, написанных О.Н. Яницким или при его участии в качестве ответственного редактора:
Социологические исследования города. Информ. бюллетень № 16 / Отв. ред. О.Н. Яницкий. М.: Советская социол. ассоциация, 1969.
Урбанизация и рабочий класс в условиях научно-технической революции / Отв. ред. О.Н. Яницкий. М.: Советский фонд мира, 1970.
Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс. Некоторые вопросы теории, критика буржуазных концепций / Отв. ред. О.Н. Яницкий. М.: Наука, 1972.
Урбанизация и расселение трудящихся в условиях капитализма / Отв. ред. О.Н. Яницкий. М.: ИМРД АН СССР, 1974.
Урбанизация и социальные противоречия капитализма. Критика американской социологии. М.: Наука, 1975.
Экология города: зарубежные междисциплинарные концепции. М.: Наука, 1984.
Экологическая перспектива города. М.: Мысль, 1987.
Cities and ecology: Collected reports / Ed. by W. Michelson and O. Yanitsky. Moscow: Centre for International Projects, 1988.
Гражданские инициативы и самодеятельность масс. М.: Знание, 1988.
Социальные движения. Сто интервью с лидерами. М.: Московский рабочий, 1991.
Cities of Europe: The public's role in shaping the urban environment / Ed. by T. Deelstra and O. Yanitsky. Moscow, 1991.
Russian environmentalism: Leading figures, facts, opinions. Moscow: International Relation Publishers, 1993.
Экологическое движение в России. Критический анализ. М.: Институт социологии РАН, 1996.
Россия: риски и опасности «переходного» общества / Отв. ред О.Н. Яницкий. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998.
Russian Greens in a risk society: A structural analysis. (Series B: II) Helsinki: Kikimora Publications, 2000.
Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика) / Серия: Российское общество. Современные исследования. Новосибирск: Сибирский Хронограф, 2002.
Семейная хроника (1852‑2002). М.: Изд-во LVS, 2002.
Социология риска. М.: Изд-во LVS, 2003.
Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики / О.Н. Яницкий; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2007.
Экологическое мышление эпохи «великого передела». М.: РОССПЭН, 2008.
Модернизация России: научные и образовательные аспекты: Учебное пособие / Отв. ред. О.Н. Яницкий. М.: Институт социологии РАН, 2008.
Досье инвайронменталиста. Очерк интеллектуальной биографии. М.: ИС РАН, 2009. Официальный сайт ИС РАН [электронный ресурс]. URL: <http://www.isras.ru/files/File/publ/Yanitsky.pdf>.
Экомодернизация России: теория, практика, перспектива. М.: Институт социологии РАН. 2011.
Russian environmentalism. The Yanitsky reader. Moscow: Taus, 2010.
Летом 2013 года выходят в свет две новые книги О.Н. Яницкого:
Экокатастрофы: структурно-функциональный анализ. М.: ИС РАН, 2013 [17 а.л.; электронный ресурс, Официальный портал Института социологии РАН].
|
Социальные движения: теория, практика, перспектива. М.: Новый Хронограф, 2013 [18 а.л.].
**
См ранее на Когита.ру:
= Неотправленное письмо другу-однокласснику
= Проблемы активистской социологии в России
**
НОВЫЕ КНИГИ:
Яницкий О.Н.
Экологические катастрофы: структурно-функциональный анализ / Институт социологии РАН, Яницкий О. Н. // Официальный сайт ИС РАН - 2013. 258 cтр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=2794
Книга посвящена теоретическому анализу трех состояний человеческих сообществ: пред-катастрофному, собственно катастрофе и ее последствиям для человека и природы. Книга основана на материалах эмпирических исследований и предлагается вниманию широкого круга специалистов в области социологии и междисциплинарного анализа. Работа является итогом исследований по проекту, поддержанному РГНФ, грант № 11-03-00267а.
показать оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОКАТАСРОФЫ 16
1.1. Предварительные замечания 16
1.2. Понятие экокатастрофы 22
1.3. Эпистемология 24
1.4. Катастрофа как междисциплинарное понятие. Задачи науки 29
1.5. Выводы 32
ГЛАВА 2. КАТАСТРОФЫ В ГЛОБАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ ВСЕОБЩЕГО РИСКА 34
2.1.Постановка проблемы 34
2.2. Риск: реальность или социальный конструкт 38
2.3. Культура созидающая и разрушающая 39
2.4. Всеобщие источники экокатастроф 40
2.5.От изучения рисков к концепции общества риска 41
2.6. Век неопределенности и разрывов постепенности 50
2.7. Восприятие–понимание–действие 52
2.8. Пределы безопасности в глоболокальном социуме 55
2.9. Выводы 58
ГЛАВА 3. МЕТАБОЛИЗМ И ЕГО СПЕЦИФИКА ВО ВРЕМЯ ЭКОКАТАСТРОФ 60
3.1. О понятии метаболизма 60
3.2. Немного об истории развития данного подхода 62
3.3. Метаболизм экокатастроф 64
3.4. Собственно социальный метаболизм 67
3.5. Что конкретно подвергается разрушению? 71
3.6. Эмпирическое исследование социально-экологического метаболизма: Гонконг (case-study) 75
3.7. Выводы 78
ГЛАВА 4. ЭТАПЫ КАТАСТРОФ И ИХ ВРЕМЯ 81
4.1. Основные этапы 81
4.2. Позиции для исследователя 85
4.3. Сопоставление трех типов течения социального времени 90
4.4. Экокатастрофа как фактор социальных изменений 92
4.5. Выводы 94
ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЯ КАТАСТРОФ: ТЕОРИЯ 97
5.1. Постановка вопроса 97
5.2. Предварительные замечания 97
5.3. Три психологические теории 101
5.4. «Хищники», кочевники и «шакалы» 108
5.5. Неравнодушные 113
5.6. Выводы 116
ГЛАВА 6. РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ 118
6.1. Проблема 118
6.2. Теоретический инструментарий: «нормальный случай» 119
6.3. Характеристики пост-катастрофной ситуации 121
6.4. Пост-катастрфная ситуация: критический случай 123
6.5. Изучение случая 1: Старый Вышков (Брянская область) 130
6.6. Изучение случая 2: Новое Моховое(Московская область) 133
6.7. Выводы 142
ГЛАВА 7. ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ 144
7.1. Проблема 144
7.2. Отличие ситуации в индустриально развитых странах 146
7.3. Проблемы индустриально развитого общества 148
7.4. Действия государственных служб спасения 150
7.5. Участие бизнеса в реабилитации 151
7.6. Дифференциация жертв катастрофы и их поведение 154
7.7. Мобилизация информационных систем 157
7.8. Выводы 158
ГЛАВА 8. ПОЖАРЫ в РОССИИ 2010 года 160
8.1. Постановка вопроса 160
8.2. Теоретические основы и метод 161
8.3. Институциональные и социальные предпосылки катастрофы 162
8.4. От подготовки к катастрофе к ликвидации ее последствий 164
8.5. Стратегия и тактика 165
8.6. О роли виртуальных сетей 167
8.7. Риск-солидарности 168
8.8. Реабилитация природных экосистем 169
8.9. Шанс на эко-поворот? 175
8.10. Выводы 176
ГЛАВА 9. КАТАСТРОФА НА АЭС ФУКУСИМА 178
9.1. Мировые тренды 178
9.2. Общее и специфика 179
9.3. Последствия 181
9.4. Поведение СМИ 183
9.5. Ученые и политики 185
9.6. Очень выдержанные японцы 186
9.7. «Эхо» в России 188
9.8. Реабилитация 190
9.9. Роль СМИ и интернет-технологий 194
9.10. Размежевание на «верхи» и «низы» сохраняется 196
9.11. Выводы 197
ГЛАВА 10. СОЛИДАРНОСТЬ В УСЛОВИЯХ КАТАСТРОФ 199
10.1. Проблема 199
10.2. Методология и теория 199
10.3. Век неопределенности 205
10.4. Солидарность в обществе всеобщего риска 207
10.5. Влияние способа производства 210
10.6. Эмпирические факты и свидетельства 214
10.7. Перспектива 216
ГЛАВА 11. КАТАСТРОФА ПРОИЗВОДИТ «МУСОРНУЮ КУЛЬТУРУ» 218
11.1 Проблема 218
11.2. Мусорная культура как катастрофа 218
11.3. Влияние прошлого и современные вызовы 220
11.4. «Грядущий Хам» 224
11.5. «Мусорная культура» как форма социального протеста 226
11.6. Бюрократическая «машина» как производитель «мусора» 229
11.7. Среда как источник «мусора» 230
11.8. Последствия и траектория 230
11.9. О носителях «мусорной культуры» 232
11.10. Демократия в «мусорной среде» 233
11.11. Выводы 236
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 239
ЛИТЕРАТУРА 242
**
Яницкий О.Н.
Социальные движения: теория, практика, перспектива / Яницкий О. Н. — М. : Новый хронограф, 2013. — 360 с. — (серия «Российское общество. Современные исследования»)
Книга посвящена вопросам теории и практики социальных движений, различиям в подходах к ним в западной и отечественной социологии, а также тем изменениям в теоретическом инструментарии, которые необходимы, по мнению автора, в связи с изменяющимся глобальным и национальным контекстом: экономическим, социально-политическим и культурным.
Книга рассчитана на широкий круг социологов-профессионалов, а также студентов и аспирантов, интересующихся вопросами социальной динамики.
показать оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 7
Введение. Активистская социология как основа социологии социальных движений 9
Глава 1. Основы теории 20
1. Состояние вопроса 20
2. Элементы теории социальных движений 21
3. Причины, состав, следствия 26
4. Идеология и политика 27
5. Роль Интернета 28
6. Проблема лидера гражданского движения 29
7. Вызов и ответ 30
8. Что после? 34
9. Сходства и различия 35
10. Некоторые предварительные выводы 36
Глава 2. Основы теории: протестный цикл 39
1. О циклах социальных движений 39
2. Нормальные и мобилизационные циклы протеста 44
3. Социальный состав протестующих 46
4. О лидерах массового протеста 48
5. Результаты протестного цикла 49
6. О причинах неуспеха протеста 2011—12 гг. (case study) 52
7. Заключение 55
Глава 3. Фрейминг и идеология 58
1. Постановка вопроса 58
2. Что такое фрейм и фрейм-анализ 59
3. Характеристики фреймов 60
4. Фрейм как связка между познанием и культурой 64
5. Объединение (группировка) фреймов 65
6. О роли современных сетей 66
7. Специфика фрейминга в российском контексте 68
8. Фрейминг катастроф 71
9. Выводы 74
Глава 4. Типы движений и их порождающая среда 76
1. Основные типы социальных движений 76
2. Порождающая среда 80
3. Инвазивная среда и ее воздействие на социальные движения 82
4. Цена вестернизации 83
5. Социальная цена 84
6. В ситуации раздвоенности 86
7. Активизм против науки 89
8. Вестернизация как политика 93
9. Типичный образ мыслей 96
10. Заключение 102
Глава 5. Социальная база и рекрутинг 104
1. Социальная база 104
2. «Листья травы» 109
3. Становление активиста 111
4. Сети, ресурсы и идентичность активиста 117
5. Выводы 121
Глава 6. Социальное движение и научное знание 123
1. Круг вопросов 123
2. Нужна ли наука социальному движению? 124
3. Диалектика ядер движения и НКО 127
4. Какие знания нужны движению? 129
5. Типы ученых-адвокатов 132
6. Социально-политическая интерпретация научного знания 136
7. Роль эпистемных сообществ 150
8. Заключение 157
Глава 7. Проблема мобилизации 159
1. Мобилизация: основные понятия 159
2. Катастрофа и типы мобилизационных состояний 167
3. Мобилизационный потенциал гражданского общества 172
4. Коридор мобилизации 174
5. Заключение 176
Глава 8. Контекст и расстановка сил 178
1. Структура политических возможностей 178
2. Относительность понятия структуры политических возможностей 180
3. О контексте социального движения 182
4. Среда обитания как контекст 186
5. Среда как источник социальных ресурсов движения 188
6. Заключение 189
Глава 9. Социальный капитал движения 191
1. Постановка вопроса 191
2. Релятивная сущность социального капитала 193
3. Капитал индивидуальный и сетевой 196
4. Первичная экоструктура и социальный капитал индивида 198
5. Постмодерн и трансформация социального капитала 204
6. Выводы и дискуссия 208
Глава 10. Диалектика модернизации — институционализации движений 212
1. Проблема 212
2. Диалектика истории социальных движений 213
3. «Формалы» и «неформалы» в период застоя 216
4. «Неформалы» выходят на публичную арену 218
5. Перехват инициативы 219
6. После перестройки (1990-е годы) 221
7. Диалектика модернизации — институционализации движений 224
8. Заключение 243
Глава 11. Массовый протест и его формы в России 244
1. Введение 244
2. Перемены в глобальном и национальном контексте 245
3. Накопление критической массы протеста 248
4. Модели массового протеста 249
5. Эволюция протестного движения 252
6. Проблема лидера 254
7. Ответ властвующей элиты 257
8. Заключение 259
Глава 12. Фазы развития российского экологического движения 1987—2008 (изучение случая) 262
1. Введение 262
2. Из истории экологического движения 263
3. Концепция и метод 264
4. Фаза I: перестройка, начало либерализации 265
5. Фаза II: демократический подъем (1986—91 гг.) 269
6. Фаза III: дефолт 1998 г. 271
7. Фаза IV: глобальный экономический кризис 2007—09 гг. 274
8. Заключение 278
Глава 13. Специфика новой волны социальных движений 281
1. Немного истории 281
2. Case-study: митинг на Болотной площади 283
3. От социального движения к политическому? 288
4. «Новый средний класс» — это кто? 289
5. Интеллигенция умерла? 291
6. Где же это разумное меньшинство сейчас? 294
7. Предварительные итоги 297
8. Где мы, российские социологи социальных движений? 300
Глава 14. Социолог как социальный актор 303
1. Проблематизация 303
2. Исторический опыт России 307
3. Фазы превращения социолога в активиста 312
4. Ситуация переворачивается 314
5. Выводы 318
Глава 15. О необходимости развития теоретического инструментария 320
1. Введение 320
2. Основные тренды 321
3. Эволюция теоретического инструментария 323
4. Выводы 332
Литература 336
**
Из блога О. Яницкого на сайте Института социологии РАН:
Мир быстро катится назад по лестнице человеческой эволюции. Египет, Алжир, Мали и далее везде. Ни одна из революций арабской весны не закончилась шагом в сторону демократии и уважения к правам личности. То же можно сказать о динамике на постсоветском пространстве. Даже доисторический человек не убивал своего соседа просто так. Даже в примитивных обществах людей не убивали из любви к искусству. Да, в архаических обществах существовали ритуалы приношения людей в жертву высшим силам. Позже, жестоко наказывали и казнили, но на это существовали выработанные обществом правила и нормы. Конечно, были и разбойники, и корсары, и наемные убийцы и отравители. Напомню, что в те времена большинство людей имели при себе оружие.
Но вот чтобы, так как сегодня, выбрасывать маленьких детей из окна городской многоэтажки или в пьяном угаре убивать подряд жену и малолетних детей, чтобы на улицах городов пьяные водители давили всех подряд, чтобы были такие средоточия насилия и убийств как Кущевка или Согра, такого еще не было. Причем почти любое насильственное действие совершалось не просто так, а со словами: «Сейчас я его уделаю!» Или урою, закопаю и т.п. Азарт безнаказанности насильника, неважно в интернет-игре или на улице, – еще одна характерная черта «избивательного права». И это не только наша страшная социальная болезнь – здесь нас обгоняют Америка, Норвегия и многие другие страны, которых мы считали образцами европейской цивилизации. Бедный К. Маркс, ведь он считал, что «воздух города делает человека свободным». Да, сегодня город сделал «правильных пацанов» свободными от всех и всяческих моральных обязательств.
Есть несколько причин массового распространения этого «всеобщего избивательного права». Первая – это либеральная идеология, понятая массами как свобода безо всяких ограничений, которая породила «массовую отрицательную селекцию» (П.Сорокин) во всех сферах общества. Вторая – это столь же искаженное понимание рынка как возможности отъема собственности и самой человеческой жизни. Ведь убийство конкурента – всегда самый простой и быстрый способ обогащения, если ты не умеешь делать деньги из воздуха. «Всеобщее избивательное право» здесь применяется наиболее широко. М. Вебер со своей протестантской этикой тоже переворачивается в гробу. Третья причина, которую неправильно называют «бытовой», это та, которую Д. Мережковский назвал Грядущим Хамом. Мережковский называл его духовным мещанином, но сегодня он превратился в мещанина воинствующего, признающего только право сильного и отрицающего все остальные моральные нормы. Из общества индивидуалистического мы быстро превращаемся в общество эгоистическое. В сущности, «всеобщее избивательное право» есть порождение постмодернистской идеологии с ее культом «свободной воли», волюнтаризма и проповеди эстетического имморализма (Ф. Ницше).
Самое страшное, что эту социальную болезнь сегодня некому лечить. Российская интеллигенция в своей массе духовно умерла, другая ее часть эмигрировала, третья деградировала, став сервильной. Массовый обыватель запуган, старается меньше показываться в местах скопления людей, ставит железные двери, врезает хитроумные замки. Уже не грядущий, а Пришедший Хам не может, подобно барону Мюнгхаузену, вытащить себя из этой пропасти за собственные волосы. Остается государство и его бюрократия. Но сможет ли она, проросшая коррупцией, кумовством, воровством и стяжательством, остановить сползание нашего общества к ситуации, описываемой биологами всего двумя словами «хищник—жертва»?
27.01. 2013
**
Снова и снова горят немощные и одинокие старики, но не в аду, не в геенне огненной, а в наших домах призрения, которые только на дрова и годятся. Как всегда, власть бодро рапортует, сколько пожарных машин прибыло и когда, сколько тушило, сколько времени заливали кострище водой. В общем, как всегда, в СМИ действия власти, информация о которых по сути дела уже никому не нужна, на первом месте. И – ни слова боли, горечи, сочувствия, и никакого плана (я уже не говорю о деньгах и сроках), когда это вопиющее отношение к живым больным, но живым и потому особенно нуждающимся во внимании и уходе, когда же это вселенское безобразие (а по существу убийство, хотя и непреднамеренное) закончится. Это мы так заботимся о нашем населении? - хотелось бы мне спросить вчера нашего президента. Но он высоко и далеко хотя, конечно, будет очередной нагоняй и замена стрелочников.
Но мы-то, научные работники, в это время, когда едва ли не полстраны может охватить подобный пожар, когда сотни тысяч людей живут в подобных ветхих и потому пожароопасных жилищах, мы рассуждаем о модернизации!! А не лучше бы было поговорить о делах наших насущных, потому что при таком отношении к живым, никакая модернизация невозможна!
26.04.2013