«…в точке пересечения биографии и истории общества»
А. Алексеев – Ю. Беспаловой:
…Поздравляю Вас с книжкой с замечательным названием ("Обращение к себе"), которая имеет шанс стать социологическим (и не только) бестселлером. Тем более - горжусь объявленной Вами моей к ней косвенной причастностью. Мне это Ваше произведение действительно - концептуально и стилистически очень созвучно.
(21.12.2013)
**
Б. Докторов для Когита.ру:
Уверен, новая книга тюменского профессора социологии Юлии Беспаловой заинтересует, заставит задуматься очень многих. Прежде всего, книга разбивает традиционное представления о том, что социология – это обязательно о чем-то большом, высоком, громком. Социология Ю. Беспаловой – о малом, тихом, она о повседневности, о семье, о человеке. Причем чаще всего – не вообще о человеке, а о своей семье. Автор подводит читателя к простой мысли: его (читателя) собственная семья – это огромный мир, к сожалению, мало ему знакомый. История страны мощно отразилась в истории семьи Беспаловой. Конечно, во многом это уникальный случай, но одновременно он и всеобщий. Мы просто не задумываемся о том, насколько велика и значительна история каждой семьи.
Отмечу еще одно важное обстоятельство. И прошлым своей семьи, и настоящим Юлия Беспалова связана с Западной Сибирью, Тюменью. Но в ее творчестве можно усмотреть родственность с ленинградской социологической школой. Это проявляется не только в ссылках на работы социологов Ленинграда / Петербурга, но в самом духе и стиле книги. Здесь сочетаются сдержанность, тщательность анализа собранных материалов и широта обзора исследуемого пространства.
Профессор Борис Докторов
**
С биографией автора книги можно ознакомиться здесь.
**
Ю.М. Беспалова. Обращение к себе (повседневная жизнь западносибирской семьи глазами социолога). – Тюмень: Мандр и Ка, 2014. – 472 с.
Аннотация
Книга посвящена повседневной жизни западносибирской семьи в XIX – XXI столетиях и одновременно методам и техникам изучения повседневности, практическим рекомендациям по ее исследованию.
Автор обращается к «житийному», документальному, мемуарному жанрам, биографиям, судьбам, именам, а также человеческому или «очеловеченному» пространству, месту и времени, песням, которые пелись и поются сегодня в семьях, дневникам, рецептам семейной кухни, семейным альбомам, устойчивым семейным высказываниям и выражениям.
Работа может утолить познавательный интерес читателей к повседневности семьи Западной Сибири, а также служить пособием для обществоведов и социологов с целью повышения исследовательской культуры.
Книга представляет интерес для широкого круга читателей, а также для ученых, практикующих методы исследования повседневности.
Беспалова Ю.М. – автор работ «Ценностные ориентации в культуре западносибирского предпринимательства второй половины XIX - начала XX вв.»; «Ценностные ориентации предпринимательства России», «Западносибирские предприниматели второй половины XIX - начала XX вв.: имена, биографии, судьбы», «Деловая этика и деловой этикет», «Деловая этика, профессиональная культура и этикет» и др.
**
ВНИМАНИЕ! Текст книги полностью вывешен в интернете, на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга. См: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=358
**
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время центр научных интересов резко изменился. Множество тем, которые казались «ненаучными» в прошлом столетии, теперь привлекают серьезных ученых. Все чаще появляются труды о любви, интимной жизни человека, дружбе, одиночестве, здоровье. Центральной темой современной социологической науки стало изучение повседневного жизненного мира. Данное направление на Западе развивают А. Александер, П. Бурдье, П. Штомпка, а в России - А. Алексеев, В. Голофаст, Б. Докторов, В. Ильин, Н. Козлова и др.
Социология повседневности связана с анализом жизненного смысла социальных практик, взаимодействий, организаций повседневной жизни, сюда же относится исследование человеческого опыта, форм восприятия, сознания и быта людей.
Исследователь повседневности сталкивается с субъективными формами переживания реальности, зачастую противоположными объективным, особыми формами социальности, спецификой повседневных связей и социальных сетей, образующих микросреду индивида, особым отношением к жизни, своеобразными речевыми практиками, личным переживанием времени и пространства, индивидуальным отношением к миру.
В данной работе мы хотим показать повседневную жизнь западносибирской семьи в XIX – XXI столетиях и одновременно сделать попытку представить методы и техники изучения повседневности, а также дать практические рекомендации по ее исследованию.
В рамках изучения повседневности западносибирской семьи мы объединили следующие научные подходы: социологический, философский, антропологический, культурологический, историко-краеведческий, психологический, литературоведческий, языковедческий и другие.
Можно ли осуществить системный подход к изучению повседневности, создать систему методов, изучающих ее? На этот вопрос мы отвечаем утвердительно.
Познание повседневности связано не только с изучением опыта других людей, но и собственного опыта. Социолог может обратиться к себе, как к части общества.
«Обращение к себе» для исследования повседневности важно и возможно, поскольку каждый человек является носителем типичного или уникального социального опыта. И этот опыт может быть изучен и зафиксирован.
Как справедливо отмечал В. Голофаст, поскольку социология сегодня вынуждена активно развивать связи с другими науками и практическими видами социокультурной деятельности, ей нужно «значительно расширять свою источниковедческую базу» (1).
«Наблюдающее участие» - термин, предложенный социологом А.Алексевым в 1980-е годы (2).
«В призыве Сократа «Познай самого себя!», как мне кажется, закодирован смысл гуманистической социологии… Социолог, занимающийся таким вариантом науки о человеке в обществе, не может не прислушаться к Сократу. Предпосылкой понимания других является понимание себя и социальных условий своего существования», - пишет В. Ильин в работе "Жизнь как участвующее наблюдение" (3).
Большинство людей зачастую связаны с одними и теми же повседневными проблемами. Чтобы исследовать и познавать эту повседневность как важную часть жизни общества, нужно видеть и понимать эти проблемы в своей собственной жизни.
При таком подходе, в первую очередь, нужно изучать и отражать те социальные процессы и институты, в которые мы включены. Тогда мы являемся носителями важного знания, уникальной информации об этих процессах и институтах.
Каждый человек связан также с социальным временем и социальным пространством. Если следовать И. Канту, это время и пространство являются внутренними априорными формами, зависимыми от человека. Однако они не только не исследованы, но даже не описаны, не осмыслены и не зафиксированы в научных документах.
Социологам необходимо видеть глубинные участки различных человеческих пространств и времен. И смотреть на эти участки можно одновременно глазами соучастника и наблюдателя.
«Превращение социологии в инструмент рационализации собственной повседневности меняет содержание жизни. Она превращается в сплошное и увлекательное исследование, в путешествие по социальному пространству… Изучается все, что кажется интересным. Такой подход делает человека свободным, даже если он загнан в узкую клетку социальной структуры… В процессе вдумчивого отношения к личному опыту с использованием инструментов не только здравого смысла, но и социологии, накапливается осознание и ощущение социокультурной атмосферы, в которой живешь… Без такого знания или ощущения атмосферы, заполняющей все ниши повседневной жизни в области экономики, политики, культуры и т.д. социолог обречен на исследовательскую наивность…» (4).
Процесс погружения в слои жизни человека требует поиска особых инструментов глубинного анализа индивидуального – новых методов качественного анализа.
«Обращение к себе» может быть обращением к «житийному», документальному, мемуарному жанрам, биографиям, судьбам, именам, а также человеческому или «очеловеченному» пространству, месту и времени. Не менее важно и интересно изучение песен, которые пелись или поются сегодня в семьях, дневников, рецептов семейной кухни, семейных альбомов, устойчивых семейных высказываний и выражений (социокультурный опыт людей кодируется не только в мимике, жестах, телодвижениях, но и в словах, выражениях).
В этом случае вместо привычного единообразного социального пространства мы увидим множество разнообразных, неповторимых, и уникальных социальных миров.
Пока не вся обозначенная проблематика стала предметом специального научного рассмотрения. Однако новые подходы не обесценивают старые, а, наоборот, добавляются к ним, развивая и обогащая социологическое видение.
Я благодарю своих коллег Андрея Николаевича Алексеева и Бориса Зусмановича Докторова, которые благожелательно отнеслись к идее данной книги, «строительства социологической науки» из подручного материала, в точках пересечения «жизненного мира» и семейной истории.
(1) Голофаст В. Социология семьи. Статьи разных лет. СПб: Алетейя, 2006. С. 279–280.
(2) Алексеев А. Многообразие экспликаций и синонимический ряд «наблюдающего участия» //Телескоп, 2012, №6. С.44 - 51.
(3) Ильин В.И. Жизнь как участвующее наблюдение: исповедь социолога// Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 4. С. 5-24.
(4) Ильин В.И. Там же. С. 5-24.
**
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Память рода или «семейно-родовая память»…………………………….7
Из семейной памяти моего рода
Встреча прадеда с Григорием Распутиным
О Запкусе
Прадедушкины гены
«Дела давно минувших дней, предания старины глубокой» (о моих предках из рассказов бабушки и матери)
О семейных шутках
Дом прадедушки на Ямской, № 57 (из рассказа моей матери)
Прадедушкины соседи
Тюменские клады
«Страшные» истории
Бабушка Мария Петровна Герасимова, ее рождение и детство
Из записок моей бабушки
Школьные годы бабушки
Бабушка и ее подруга Шура Кузнецова (из рассказов бабушки)
Купец Собенников и его кучер Алексеич
Юность бабушки: красные и белые
Бабушкино замужество
Взрывные семейные гены
Тюмень в 30-е годы: выселение кулаков (записки бабушки)
Жизненный путь моего деда, Георгия Дмитриевича Беспалова
Характер деда
Детство деда и его школьные годы
Служба в царской армии и переход к красным
Колчак в Западной Сибири
Особый северный экспедиционный отряд
Работа в лесном хозяйстве
Тяжелое время репрессий
Озеро Кучак
«Старый лесовод выращивает свой лес»
Имя в социальных исследованиях………………………………………..65
Семейные имена
Биографический подход …………………………………………………...74
Из истории биографических исследований
Биографические исследования в социологической науке
Личность исследователя
О методах биографических исследований
Изучение языка биографий
О типологии биографий
«Биографика» как наука
Из биографии моего отца, Михаила Наумовича Зингера
Зов крови (социологические фантазии)
Из автобиографии и биографии моей матери, Ларисы Георгиевны Беспаловой
Из моей биографии (биографическое интервью)
Что бы я сегодня добавила в свою биографию (о чем не пишут в личном листке)
Зарисовки из детства
«Военный характер»
Музыкалка, драмкружок и песни в хоре...
Типичная российская женщина
Жизненный тренинг
Вечная юность (парадоксы восприятия возраста)
Еще об учителях и коллегах
Проблема человеческой судьбы в социологии……………….………158
Судьба в моем понимании
Дневники: «протоколы жизни», или источники социальных чувств…………………………………………………………....…………182
Дневники моего деда, Георгия Дмитриевича Беспалова (три возраста одной жизни: юность, зрелость, старость)
Юность как стадия жизненного пути человека:
фрагменты из дневников Г.Д. Беспалова 1914-1915 гг.
Нижнеудинск,1914
Пойменская лесная школа
Красноярск
Зрелость: фрагменты из дневников Г.Д.Беспалова 1938-1939 гг. Село Покровское,1938 г.
Старость: фрагменты из дневников Г.Д.Беспалова 1980-1981 гг.
Тюмень,1980 г.
Пространственный анализ в контексте социологии: «зов места»….. 244
Место жизни нашей семьи: западносибирский регион
Город Тюмень
«Лицо» Тюмени
Пространство моей семьи
Тюменские реки
Большое Городище
Мой дом
Городищенский лог
«Выше Ленинской бани»
Стадион на Городище
Цыганские дома в Тюмени
Время в социологии………………………………………………………...268
Мое время: прошлое
Из настоящего времени
Зарисовки с натуры
Из будущего времени
Устойчивые выражения западносибирской семьи («семейные слова»)………………………………………………………………..………285
Семейный язык
Западносибирская семейная кухня: социологический контекст…….314
Кухня нашей семьи
Визуальные приемы: семейная фотография ………………………….. 337
Песни западносибирской семьи: особенности
социологического изучения……………………………………………… 343
Песни нашей семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 364
ПРИЛОЖЕНИЕ (песни нашей семьи)…………………………………..367
Песни нашей семьи
Казачьи и украинские песни
Исторические песни
Героические песни
Гусарские песни
Солдатские песни
Трудовые песни
Ямщицкие песни
Песни крепостных крестьян и деревенские песни
Песни о каторжниках, тюремные песни
Разбойничьи и воровские песни
Песни о бедняках и сиротские песни
Студенческие песни
Сатирические, шуточные песни
Детские песни
Песни о любви
Романсы
Песни литературного происхождения
Песни о революции, Гражданской, Отечественной войнах, песни 20-30 годов
Песни советского времени
**