01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«…в точке пересечения биографии и истории общества»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / «…в точке пересечения биографии и истории общества»

«…в точке пересечения биографии и истории общества»

Автор: Ю. Беспалова — Дата создания: 24.12.2013 — Последние изменение: 25.12.2013
Участники: Б. Докторов, А. Алексеев
Эта формула Ч.Р. Миллса очень подходит к только что вышедшей в свет книге Юлии Беспаловой «Обращение к себе (повседневная жизнь западносибирской семьи глазами социолога)». А еще, это оригинальная и удачная попытка - «строительства социологической науки из подручного материала» (выражение автора). А. Алексеев.

 

 

А. Алексеев – Ю. Беспаловой:

…Поздравляю Вас с книжкой с замечательным названием ("Обращение к себе"), которая имеет шанс стать социологическим (и не только) бестселлером. Тем более - горжусь объявленной Вами моей к ней косвенной причастностью. Мне это Ваше произведение действительно - концептуально и стилистически очень созвучно.

(21.12.2013)

**

 

Б. Докторов для Когита.ру:

Уверен, новая книга тюменского профессора социологии Юлии Беспаловой заинтересует, заставит задуматься очень многих. Прежде всего, книга разбивает традиционное представления о том, что социология – это обязательно о чем-то большом, высоком, громком. Социология Ю. Беспаловой – о малом, тихом, она о повседневности, о семье, о человеке. Причем чаще всего – не вообще о человеке, а о своей семье. Автор подводит читателя к простой мысли: его (читателя) собственная семья – это огромный мир, к сожалению, мало ему знакомый. История страны мощно отразилась в истории семьи Беспаловой. Конечно, во многом это уникальный случай, но одновременно он и всеобщий. Мы просто не задумываемся о том, насколько велика и значительна история каждой семьи.

Отмечу еще одно важное обстоятельство. И прошлым своей семьи, и настоящим Юлия Беспалова связана с Западной Сибирью, Тюменью. Но в ее творчестве можно усмотреть  родственность с ленинградской социологической школой. Это проявляется не только в ссылках на работы социологов Ленинграда / Петербурга, но в самом духе и стиле книги. Здесь сочетаются сдержанность, тщательность анализа собранных материалов и широта обзора исследуемого пространства.

Профессор Борис Докторов

**

 

С биографией автора книги можно ознакомиться здесь.

**

 

Ю.М. Беспалова. Обращение к себе (повседневная жизнь западносибирской семьи глазами социолога). – Тюмень: Мандр и Ка, 2014. – 472 с. 

 

Аннотация

Книга посвящена повседневной жизни западносибирской семьи в XIX – XXI столетиях  и  одновременно методам и техникам  изучения повседневности, практическим рекомендациям по ее исследованию.

Автор обращается к «житийному», документальному, мемуарному жанрам, биографиям, судьбам, именам, а также человеческому или «очеловеченному» пространству, месту и времени, песням, которые пелись и поются сегодня в семьях, дневникам, рецептам семейной кухни, семейным альбомам, устойчивым семейным высказываниям и выражениям.

 Работа может утолить познавательный интерес читателей к повседневности семьи Западной Сибири, а также служить пособием для обществоведов и социологов с целью повышения исследовательской культуры.

Книга представляет интерес для широкого круга читателей, а также для ученых, практикующих методы исследования повседневности.

Беспалова Ю.М. – автор работ «Ценностные ориентации в культуре западносибирского предпринимательства  второй половины XIX - начала XX вв.»; «Ценностные ориентации предпринимательства России», «Западносибирские предприниматели  второй половины XIX -  начала XX вв.: имена, биографии, судьбы», «Деловая этика и деловой этикет», «Деловая этика, профессиональная культура и этикет» и др.

**

 

ВНИМАНИЕ! Текст книги полностью вывешен в интернете, на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга. См: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=358

**

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время центр научных интересов резко изменился. Множество тем, которые казались «ненаучными» в прошлом столетии, теперь привлекают серьезных ученых.  Все чаще появляются труды о любви, интимной жизни человека, дружбе, одиночестве, здоровье.  Центральной темой современной социологической науки стало изучение повседневного жизненного мира. Данное направление на Западе развивают А. Александер, П. Бурдье, П. Штомпка, а в России - А. Алексеев, В. Голофаст, Б. Докторов, В. Ильин, Н. Козлова и др.

Социология повседневности связана с анализом жизненного смысла социальных практик, взаимодействий, организаций повседневной жизни, сюда же относится исследование человеческого опыта, форм восприятия, сознания  и быта людей.

Исследователь повседневности  сталкивается с субъективными формами переживания реальности, зачастую противоположными объективным,  особыми формами социальности, спецификой повседневных связей и социальных сетей, образующих микросреду индивида, особым  отношением к жизни, своеобразными речевыми практиками, личным переживанием времени и пространства, индивидуальным отношением к миру.

В данной работе мы хотим показать повседневную жизнь западносибирской семьи в XIXXXI столетиях  и  одновременно сделать попытку  представить методы и техники  изучения повседневности, а также дать практические рекомендации по ее исследованию.

В рамках изучения повседневности западносибирской семьи мы объединили следующие научные подходы: социологический, философский, антропологический, культурологический, историко-краеведческий, психологический, литературоведческий, языковедческий и другие.

Можно ли осуществить системный подход к изучению повседневности, создать систему методов, изучающих ее? На этот вопрос мы отвечаем утвердительно.  

Познание повседневности  связано не только с изучением опыта других людей, но и собственного опыта. Социолог может обратиться к себе, как к части общества.

«Обращение к себе» для  исследования повседневности важно и возможно, поскольку каждый человек является носителем типичного или уникального социального опыта. И этот опыт может быть изучен и зафиксирован.

Как справедливо отмечал В. Голофаст, поскольку социология сегодня вынуждена активно развивать связи с другими науками и практическими видами социокультурной деятельности, ей нужно «значительно расширять свою источниковедческую базу» (1).

«Наблюдающее участие» - термин, предложенный социологом А.Алексевым в 1980-е годы (2). 

 «В призыве Сократа «Познай самого себя!», как мне кажется, закодирован смысл гуманистической социологии… Социолог, занимающийся таким вариантом науки о человеке в обществе, не может не прислушаться к Сократу. Предпосылкой понимания других является понимание себя и социальных условий своего существования», - пишет В. Ильин в работе "Жизнь как участвующее наблюдение" (3).

Большинство людей зачастую связаны с одними и теми же повседневными проблемами. Чтобы исследовать и познавать эту повседневность как важную часть жизни общества, нужно видеть и понимать эти проблемы в своей собственной жизни.

При таком подходе, в первую очередь, нужно изучать и отражать те социальные процессы и институты, в которые мы включены. Тогда мы являемся носителями важного знания, уникальной информации об этих процессах и институтах.

Каждый человек связан также с социальным временем и социальным пространством. Если следовать И. Канту, это время и пространство являются внутренними априорными формами, зависимыми от человека.  Однако они не только не исследованы, но даже не описаны, не осмыслены и  не зафиксированы в научных документах.

Социологам необходимо видеть глубинные участки различных человеческих пространств и времен. И смотреть на эти участки можно одновременно глазами соучастника и наблюдателя.

 «Превращение социологии в инструмент рационализации собственной повседневности меняет содержание жизни. Она превращается в сплошное и увлекательное исследование, в путешествие по социальному пространству… Изучается все, что кажется интересным. Такой подход делает человека свободным, даже если он загнан в узкую клетку социальной структуры… В процессе вдумчивого отношения к личному опыту с использованием инструментов не только здравого смысла, но и социологии, накапливается осознание и ощущение социокультурной атмосферы, в которой живешь… Без такого знания или ощущения атмосферы, заполняющей все ниши повседневной жизни в области экономики, политики, культуры и т.д. социолог обречен на исследовательскую наивность…» (4).

Процесс погружения в слои жизни человека требует поиска особых инструментов глубинного анализа индивидуального – новых методов качественного анализа.

 «Обращение к себе» может быть обращением к «житийному», документальному, мемуарному жанрам, биографиям, судьбам, именам, а также человеческому или «очеловеченному» пространству, месту и времени. Не менее важно и интересно изучение песен, которые пелись или поются сегодня в семьях, дневников, рецептов семейной кухни, семейных альбомов, устойчивых семейных высказываний и выражений (социокультурный опыт людей кодируется не только в мимике, жестах, телодвижениях, но и в словах, выражениях).

В этом случае вместо  привычного единообразного  социального пространства мы увидим множество разнообразных, неповторимых, и уникальных социальных миров.

Пока не вся обозначенная проблематика стала предметом специального научного рассмотрения. Однако новые подходы не обесценивают старые, а, наоборот, добавляются к ним, развивая и обогащая социологическое видение.

Я благодарю своих коллег Андрея Николаевича Алексеева и Бориса Зусмановича Докторова, которые благожелательно отнеслись к идее данной книги, «строительства социологической науки» из подручного материала, в точках пересечения «жизненного мира» и семейной истории. 

 

(1) Голофаст В. Социология семьи. Статьи разных лет. СПб: Алетейя, 2006. С. 279–280.

(2) Алексеев А. Многообразие экспликаций и синонимический ряд «наблюдающего участия» //Телескоп, 2012, №6. С.44 - 51.

(3) Ильин В.И. Жизнь как участвующее наблюдение: исповедь социолога// Журнал        социологии и социальной антропологии. 2010.  Т. 13. № 4. С. 5-24.

(4) Ильин В.И.  Там же. С. 5-24.

**

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3                                         

Память рода или «семейно-родовая память»…………………………….7           

Из семейной памяти моего рода

Встреча прадеда с Григорием Распутиным

О Запкусе

 Прадедушкины гены

«Дела давно минувших дней, предания старины глубокой» (о моих предках из рассказов бабушки и матери)

О семейных шутках

Дом прадедушки на Ямской, №  57 (из рассказа моей матери)

Прадедушкины соседи

Тюменские клады

«Страшные» истории

Бабушка Мария Петровна  Герасимова, ее рождение и детство

Из записок моей бабушки

Школьные годы бабушки

Бабушка и ее подруга Шура Кузнецова  (из рассказов бабушки)

Купец Собенников и его кучер Алексеич

Юность бабушки: красные и белые

Бабушкино замужество

Взрывные семейные гены

Тюмень в 30-е годы: выселение кулаков (записки бабушки)

Жизненный путь моего деда, Георгия Дмитриевича Беспалова

Характер деда

Детство деда и его школьные годы

Служба в царской армии и переход к красным

Колчак в Западной Сибири

Особый северный экспедиционный отряд

Работа в лесном хозяйстве

Тяжелое время репрессий

Озеро Кучак

«Старый лесовод выращивает свой лес»

Имя в социальных исследованиях………………………………………..65                       

Семейные имена

Биографический подход …………………………………………………...74

Из истории биографических исследований

Биографические исследования в социологической науке

Личность исследователя

О методах биографических исследований

Изучение языка биографий

О типологии биографий

«Биографика» как наука

Из биографии моего отца, Михаила Наумовича Зингера

Зов крови (социологические фантазии)

Из автобиографии и биографии моей матери, Ларисы Георгиевны Беспаловой

Из моей биографии (биографическое интервью)

Что бы я сегодня добавила в свою биографию (о чем не пишут в личном листке)

Зарисовки из детства

«Военный характер»

Музыкалка, драмкружок и песни в хоре...

Типичная российская женщина

Жизненный тренинг

Вечная юность (парадоксы восприятия возраста)

Еще об учителях и коллегах

Проблема человеческой судьбы в социологии……………….………158

Судьба в моем понимании

Дневники: «протоколы жизни», или источники социальных чувств…………………………………………………………....…………182

Дневники моего деда, Георгия Дмитриевича Беспалова (три возраста одной жизни: юность, зрелость, старость)

Юность как стадия жизненного пути человека:

фрагменты из дневников Г.Д. Беспалова 1914-1915 гг.

Нижнеудинск,1914

Пойменская лесная школа

Красноярск

Зрелость: фрагменты из дневников Г.Д.Беспалова 1938-1939 гг. Село Покровское,1938 г.

Старость: фрагменты из дневников Г.Д.Беспалова 1980-1981 гг.

Тюмень,1980 г.

Пространственный анализ в контексте социологии: «зов места»….. 244

Место жизни нашей семьи: западносибирский регион

Город Тюмень

«Лицо» Тюмени

Пространство моей семьи

Тюменские реки

Большое Городище

Мой дом

Городищенский лог

«Выше Ленинской бани»

Стадион на Городище

Цыганские дома в Тюмени

Время в социологии………………………………………………………...268

Мое время: прошлое

Из настоящего времени

Зарисовки с натуры

Из будущего времени

Устойчивые выражения западносибирской семьи («семейные слова»)………………………………………………………………..………285

Семейный язык

Западносибирская семейная кухня: социологический контекст…….314

Кухня нашей семьи

Визуальные приемы: семейная фотография ………………………….. 337

Песни западносибирской семьи: особенности

социологического изучения……………………………………………… 343

Песни нашей семьи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 364                                  

ПРИЛОЖЕНИЕ (песни нашей семьи)…………………………………..367

Песни нашей семьи

Казачьи и украинские песни

Исторические песни

Героические песни

Гусарские песни

Солдатские песни

Трудовые песни

Ямщицкие песни

Песни крепостных крестьян и деревенские песни

Песни о каторжниках, тюремные песни

Разбойничьи и воровские песни

Песни о бедняках и сиротские песни

Студенческие песни

Сатирические, шуточные песни

Детские песни

Песни о любви

Романсы

Песни литературного происхождения

Песни о революции, Гражданской, Отечественной войнах, песни 20-30 годов

Песни советского времени 

**

comments powered by Disqus