Декабрь в «Порядке слов»
«Пир во время чумы». Программа русских фильмов found footage
5 декабря 2014 в 19:30 в Порядке слов пройдет показ программы «Пир во время чумы», составленной из русских фильмов в жанре found footage. Показ представит куратор программы Маша Годованная.
Жанр кинофильмов found footage, или фильмов, смонтированных из найденных/архивных кино/видео-материалов (их часто ещё называют «коллажными фильмами»), является широко распространённым явлением в западном кинематографе и современном искусстве. Но мало кому известно, что «родоначальницей» этого жанра считается русский режиссёр Эсфирь Шуб, которая в 1927 году выпустила на экран первый found footage фильм «Падение Династии Романовых», смонтированный из материалов царского кино-архива. С тех пор использование найденных/архивных кино-фрагментов в фильмах стало общепринятым приёмом, а c 1960x — независимым жанром кинематографа (вспомним фильм Брюса Коннера «Фильмец» («A Movie»), 1958.
Тем не менее, традиция русских фильмов found footage — мало изучена. Данная программа представляет зрителю некоторые современные «примеры» этого жанра. Впервые эта программа была показана в рамках фестиваля AvantFilm (Карлстад, Швеция), тематически выстроенного вокруг идеи «Found and Excavated» («Найденного и раскопанного») и представлявшего кино/видео фильмы и перформансы, где использовался found footage. Общая продолжительность программы — 89 минут.
- Борис Казаков «Птенцы моря», 6 мин., 35 мм на видео,1996
- Евгений Юфит «Вепри суицида», 6 мин.,16 ммна видео, 1988
- Кирилл Шувалов, Владимир Раннев «Помещение 3806», 5 мин., видео, 2004
- Маша Годованная «Пир во время чумы» 13 мин., видео, 2014
- Нодари Фёдоров «Дорога жизни», 12 мин., видео, 2005
- Борис Казаков «Колы», 6 мин., 35 мм на видео,1999
- Маша Годованная «Благословение», 7 мин., видео, 2014
- Евгений Юфит «Весна», 10 мин.,16 ммна видео, 1987
- Ирина Евтеева «Лошадь, скрипка... и немножко нервно», 24 мин., 35мм на видео, 1991
**
Международный Культурный Форум. Кинематограф как драйвер регионального развития: публичная программа
7 — 9 декабря в Порядке слов и на Новой сцене Александринского театра пройдут события публичной программы Санкт-Петербургского Международного Культурного Форума «Кинематограф как драйвер регионального развития».
7 декабря, 17:00 / Новая сцена Александринки — Мастер-класс кинооператора Жан-Жака Буона «200 способов осветить женское лицо»
7 декабря, 19:30 / Порядок слов — Программа «Новые независимые». Гульнара Абикеева представляет фильм «Хозяева» Адильхана Ержанова (Казахстан, 2014, 93 мин)
8 декабря, 19:30 / Порядок слов — Программа «Новые независимые». Режиссер Сергей Потапов представляет фильм «Подснежники» (Якутия, 2013, 50 мин)
9 декабря, 19:30 / Порядок слов — Программа «Новые независимые». Показ короткометражных фильмов, созданных студентами Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете
**
Презентация книги «Кино как визуальный код» Марии Кувшиновой
11 декабря в 19:30 кинокритик Мария Кувшинова представит свою новую книгу «Кино как визуальный код», основанную на курсе лекций в школе Photoplay и Московской школе нового кино, расскажет об истории кино от наскальной живописи до глитч-арта и покажет два коротких мультфильма о человеческой природе.
редактором журналов Premiere, Empire и InStyle. В 2009—2012-м — шеф-редактор раздела «Кино» на OpenSpace. ru, в 2012-м — заместитель главного редактора W-O-S. В настоящее время — заместитель главного редактора журнала «Сеанс». Автор книги об Алексее Балабанове.
- «Сеанс»: тексты Марии Кувшиновой
**
«Противостояние шуму». Программа видеоработ современных художников
12 декабря в 19:30 в Порядке слов пройдет показ программы видеоработ современных российских художников «Противостояние шуму». Показ представит куратор программы Маша Годованная.
На наших глазах возрождается язык идеологической промывки мозгов. Новостные телевизионные передачи превратились в настоящее кино в жанре found-footage: новости монтируются по принципу звукового/когнитивного/визуального контрапункта, а не по принципу адекватной передачи информации. Неновостные передачи снабжаются бегущей строкой, в которой тем же идеологизированным языком ретранслируется всё то, что потенциальный зритель не успел/не захотел/не увидел в новостях. В наземном транспорте (во всяком случае в Петербурге) появились «исторические» справки, «вмонтированные» в объявления остановок и отличающиеся своим «ура»-патриотизмом и избирательностью. Не говоря о «фильмах», «специальных выпусках», «комментариях экспертов». Список можно продолжить.
Нас окружает постоянный визуальный и звуковой идеологический шум. На нас, на граждан, идёт атака с использованием всей мощи современной медиальной машины — как в публичном пространстве, так и в приватном.
Что остаётся делать гражданину? Противостоять. Что остаётся делать художнику? Реагировать. Данная программа представляет работы современных видео-/кино-художников, которые, подвергая критическому осмыслению происходящие вокруг нас события, находят свой язык для художественной рефлексии и визуального высказывания. Общая продолжительность программы — 66 минут.
- «Алфавит» Борис Казаков, 5 мин.,35 ммна видео, 2004—2011
- «Жизнь и приключения белых и чёрных. Эпизод 3. Конец веселью», Марина Алексеева, 2:30 мин., видео, 2014
- «Культуризм» Елена Асташова, 7 мин., видео, 2010
- «Голая Правда № 1» Синие Носы, 4 мин, видео, 2008
- «Право на свободу передвижения» Александр Воронков, 3 мин., видео, 2009
- «Нетрадиционные» Маша Годованная, 6 мин., видео, 2013
- «Политические заключённые» Анастасия Кальк, 4 мин., видео, 2012
- «Похороны Курбе» Евгений Гранильщиков, 11:30 мин., видео, 2014
- «Комфортный протест» Елена Артеменко, 3:30 мин., видео, 2012—2013
- «Вопросы и ответы» Синие Носы, 6 мин, видео, 2010
- «Масяня. Эпизод 121. Будапешт», Олег Куваев, 7:30 мин., видео, 2014
- «Мерседес S666» Noize MC, 2 мин., видео, 2010
- «Ре//Конструкция» Маша Годованная, видео, звук, 3:55 мин., 2014
**
Лекция Натальи Громовой «Писатели и самоубийства»
13 декабря в 19:30 в Порядке слов писательница и историк литературы Наталья Громова прочтет лекцию о писателях и самоубийствах глазами Бориса Пастернака.
Речь пойдет о странной эпохе, которая началась вместе с запрещенной пьесой Эрдмана «Самоубийца», была отмечена гибелью Маяковского, и завершилась в 1956 году смертью Фадеева. Все эти уходы очень остро пережил Борис Пастернак, написавший об этом в своем итоговом биографическом очерке «Люди и положения». «Мне кажется, Маяковский застрелился из гордости, оттого, что он осудил что-то в себе или около себя, с чем не могло мириться его самолюбие. Есенин повесился, толком не вдумавшись в последствия и в глубине души полагая — как знать, может быть, это еще не конец и, не ровен час, бабушка еще надвое гадала. Марина Цветаева всю жизнь заслонялась от повседневности работой, и когда ей показалось, что это непозволительная роскошь и ради сына она должна временно пожертвовать увлекательною страстью и взглянуть кругом трезво, она увидела хаос, не пропущенный сквозь творчество, неподвижный, непривычный, косный, и в испуге отшатнулась, и, не зная, куда деться от ужаса, впопыхах спряталась в смерть, сунула голову в петлю, как под подушку. Мне кажется, Паоло Яшвили уже ничего не понимал, как колдовством оплетенный шигалевщиной тридцать седьмого года, и ночью глядел на спящую дочь, и воображал, что больше недостоин глядеть на нее, и утром пошел к товарищам и дробью из двух стволов разнес себе череп. И мне кажется, что Фадеев с той виноватой улыбкой, которую он сумел пронести сквозь все хитросплетения политики, в последнюю минуту перед выстрелом мог проститься с собой с такими, что ли, словами: „Ну вот, все кончено. Прощай, Саша“.
Но все они мучились неописуемо, мучились в той степени, когда чувство тоски уже является душевною болезнью. И помимо их таланта и светлой памяти участливо склонимся также перед их страданием».
Как все те драмы видятся из дня сегодняшнего? В это и постараемся разобраться.
Наталья Громова — писательница, историк литературы, исследовательница литературного быта Советского Союза 1920—1950 годов. Ее книги основаны на частных архивах, дневниках и интервью.
- «Новая Газета»: интервью с Натальей Громовой
- «Журнальный зал»: публикации Натальи Громовой
- Наталья Громова в гостях у «Школы злословия»
**
Показ фильма «Громкие и Гордые. Разговор с Лигой Английской Обороны»
14 декабря в 19:30 в Порядке слов пройдет показ фильма «Громкие и Гордые. Разговор с Лигой Английской Обороны» (Loud and Proud. Listening to the English Defence League) из исследовательского цикла, созданного Центром молодежных исследований НИУ ВШЭ. Фильм представит режиссер Дмитрий Омельченко.
На волне растущей иммиграционной волны в Европе появляется множество ультра-правых, националистических организаций, которые не принимают новых правил, религий, не принимают политику своих государств и существующего миграционного режима. Этот фильм рассказывает о Лиге Английской Обороны, организации выступающей, в частности, против радикального ислама, любых его ответвлений, которые, по их мнению, угрожают сложившемуся британскому жизненному укладу и демократическим принципам. Создатели фильма показывают ситуацию с точки зрения участников Лиги, пытаются понять причины их недовольства и рассуждают о возможности взаимодействия с разными жизненными и идеологическими позициями, находясь на месте социологов-исследователей.
Фильм является заключительным в тетралогии «Что значит быть молодым в современной Европе? », созданной Центром Молодежных Исследований при Высшей Школе Экономики г. Санкт-Петербург. Центр известен своими документальными исследовательскими фильмами, охватывающими широкую географию и проблематику современных сообществ и движений.
**
Презентация книги Генриетты Яновской и Камы Гинкаса «Что это было? » на Новой сцене
15 декабря в 19:30 на Новой сцене Александринского театра (Набережная Фонтанки, 49А) пройдёт презентация книги «Что это было? » театральных режиссёров Генриетты Яновской и Камы Гинкаса. Книгу представят сами авторы.
«Что это было? » — «книга воспоминаний, диалогов, интерпретаций, событий», построенная, как диалог между Генриеттой Яновской и Камой Гинкасом.
Кама Гинкас: Это беседы на самые разнообразные темы. Иногда просто даже дуракаваляние, анекдоты из жизни, случаи из жизни. Случаи, которые возникают, когда ты ставишь спектакли, когда ты выпускаешь, когда в советское время ты их сдаешь. Как закрывали твои спектакли, и так далее и так далее. Как ты без работы ходишь десятилетия, а у тебя ребенок. Как надо как-то жить. Как режиссер Яновская, к тому же в Ленинграде, хоть и молодая, но уже достаточно известная, поставила знаменитый спектакль «Варшавская мелодия», который конкурировал с Алисой Фрейндлих буквально за углом. Как она вяжет на заказ для того, чтобы семья была одета. И так далее.
Генриетта Яновская — театральный режиссёр, народный артист России. Работала в Ленинграде, Красноярске и других городах СССР. С 1986 года — главный режиссёр московского ТЮЗа, в котором дебютировала постановкой «Собачьего сердца».
Кама Гинкас работал во множестве театров в СССР, России и за рубежом, включая МХАТ имени Горького, театр имени Моссовета, Александринский театр и многие другие. В настоящее время работает в московском ТЮЗе.
- «Эхо Москвы»: Генриетта Яновская и Кама Гинкас говорят о книге «Что это было? »
- Кама Гинкас и Генриетта Яновская в «Школе злословия»
**
Визуальная антропология. Фильм «Повиновение: эксперимент Стэнли Милгрэма»
17 декабря в 19:30 в рамках цикла «Визуальная антропология» Илья Утехин покажет фильм «Повиновение: эксперимент Стэнли Милгрэма».
Этот фильм основывается на съемке классического эксперимента из области социальной психологии, проведенного Милгрэмом в 1962 году. Испытуемые, подчиняясь воле экспериментатора, соглашались, фактически, пытать другого участника эксперимента, когда он «не справлялся с заданием». Готовность повиноваться этически неоднозначному приказу в условиях, когда моральная за действия ответственность ложится на начальника, продемонстрирована здесь в условиях эксперимента.
Илья Утехин — антрополог, историк культуры, профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге.
**
19 декабря в 19:30 в цикле «Невиданное кино» Алексей Гусев покажет фильм Umbracle каталонского режиссёра Пера Портабеллы (1970, 85 мин).
Под занавес франкистской эпохи в Испании (точнее, в Каталонии) возникла мощная и многочисленная школа киноавангарда, отличающаяся от остальных новейших течений кино того времени так же, как Испания отличается от всех остальных стран — то есть радикально. Однако даже в этой радикальнейшей из школ радикального кино был самый радикальный режиссёр, и звали его Пер Портабелла. Фильм «Umbracle», название которого можно (хоть и не стоит) примерно перевести как «Навес», считается высшей точкой в творчестве Портабеллы (не считая его будущей плодотворной работы на посту сенатора демократической Испании). Вдребезги разрушенное повествование, перекрёстный монтаж франкистской хроники (как инсценированной, так и подлинной), интервью с подпольщиками-ленинистами и фильмов Китона и Ллойда, изысканное чёрно-белое изображение — и Кристофер Ли в главной роли, то декламирующий Эдгара По, то вертящий в руках томик Брэма Стокера. В конце концов, однажды Кристофер Ли всё ж таки должен был сняться в великом фильме. Он и снялся.
Алексей Гусев — кинокритик. Публиковался в журналах «Город (812)», «Киноведческие записки», «Театральный Петербург», «Санкт-Петербургский Книжный вестник», «Вещь.doc»; газетах «Хроника», «Империя драмы»; на интернет-портале «Фонтанка.Ru» и других. Член редколлегии издательства «Сеанс». Автор комментариев к книгам А. Михалкова-Кончаловского («Низкие истины», М., 2006), М. Голдовской («Woman with a Movie Camera», Univ. of Texas Press, 2006). Лауреат премия им. М. Левитина Гильдии киноведов и кинокритиков России (2006). С 2007 г. преподает в СПбГУКиТе, ведет мастерскую киноведов.
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами
**
Подробнее см. на сайте «Порядок слов»
О проекте "Порядок слов"
15 января 2010 года в Санкт-Петербурге стартовал проект «Порядок слов» — независимый магазин интеллектуальной литературы. Проект включает в себя киноклуб, литературные вечера, лекции и семинары, презентации книг с участием авторов и многое другое.
Главный приоритет в ассортиментной политике магазина — литература non-fiction. Важнейшие направления: книги по кино и театру, мемуаристика, публицистика, филология, философия, социология. Отдельные стеллажи выделены под поэзию и детские книги.
«Порядок слов» — официальный партнер таких издательств как Ad Marginem, АИК, «Амфора», «Гилея», «Издательство Ивана Лимбаха», издательство Европейского Университета, издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии, издательство Российского Института Истории Искусств, «Новое издательство», «Новое литературное обозрение», «Свободное марксистское издательство», «Сеанс», «Эйзенштейн-центр» и многих других.
Адрес: Санкт-Петербург, наб. Реки Фонтанки, 15.
пн-сб 11:00-22:00. вс 12:00-21:00
"Порядок слов" на Новой сцене Александринки
Наб. реки Фонтанки, 49А, фойе третьего этажа
Киоск с детскими книгами
в благотворительном пространстве «Легко-Легко
Большая Пушкарская, 10