«Как плугом океан деля…»
При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга
Большой выставочный зал
К 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама. Книги, рукописи, фотографии, автографы и другие артефакты из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Художник экспозиции - Эмиль Капелюш
Осип Мандельштам – одна из ключевых фигур русской культуры XX века, ее совершенно особый и самобытный поэтический голос. А для Анны Ахматовой – едва ли ни самый дорогой из друзей-поэтов, собратьев по акмеизму. 27 декабря 1940 года, в день второй годовщины гибели Мандельштама, Анна Ахматова здесь – в Фонтанном Доме – начинает «Поэму без Героя». Осип Мандельштам является в Поэму в качестве одного из персонажей, входит в нее участником описываемых реальных и фантасмагорических событий.
Замысел выставки «Как плугом океан деля…» не предполагает описания жизни и творчества Осипа Мандельштама от рождения до смерти. Скорее это пунктирное обозначение важных, значащих, символических образов его поэтики. В ряду таких «пунктиров» – образ Эллады. Эгейское море, «кипящие воды», списки кораблей… Гомер, «Илиада», Психея… Тема античности как колыбели культуры появляется уже в первом стихотворном сборнике «Камень» (1913) и становится одним из «краеугольных камней» его художественного мира.
Эллада отнюдь не идеальное пространство, населённое бессмертными богами и героями, а исходная точка для размышления о сути вещей, о религиозном миропонимании. Эллада, Древний Рим, Византия… Россия.
На выставке сочетаются визуальные и аудио-объекты (карта военных действий в Европе 1914 года, фотографии воронежской улицы-ямы, фото лагерной больницы во Владивостоке, звучащие стихи) с прижизненными изданиями, автографами, подлинными вещами, принадлежащими Осипу Мандельштаму и его близким. Так создается пространство, полное красоты и хрупкости, где поэт одновременно и обитатель вечности, и мишень для репрессивной государственной машины.
В экспозиции наиболее полно представлены редко экспонируемые книги, рукописи, фотографии, автографы и другие артефакты из собрания музея.
Выставка включена в программу 2-й Петербургской биеннале музейного дизайна
Благодарим за помощь в подготовке проекта Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ», Ирину Сурат, Андрея Красулина, художественные школы и студии Санкт-Петербурга.