Конституции России: от Николая II до Ельцина и далее
См. ранее на Когита.ру:
= Виктор Шейнис. Книга о конституционной истории России
Шейнис В.Л. Власть и закон: политика и конституция в России в ХХ-ХХI веках. М.: Мысль, 2014, 1088 с.
Конституционная история России насчитывает чуть более 100 лет и шесть конституций. Книга - о конституциях. О том историческом контексте, в котором они появлялись. И о том, что в России порядок социальной жизни всегда определяла власть, нередко порывая с ограничивавшим ее законом.
Как и почему в XX веке самодержавная монархия подошла к конституционному строю? Чем была и чем могла стать "Конституция Николая II"? Почему не состоялась российская Конституанта - Учредительное собрание, избранное на первых в истории свободных выборах? Чем был советский конституционализм и как в его четырех конституциях отразились изменения коммунистического режима? В чем уроки конституционной истории России для сегодняшнего дня?
Главный сюжет книги - Конституция1993 г. в проектах и в жизни. Автор, один из активных ее разработчиков, показывает, как трудно шли к ней и почему страна получила глубоко противоречивый документ. Почему власть, как и прежде, доминирует над правом. Чтобы реализовать демократический и правовой потенциал Контситуции, необходима основательная реформа системы власти.
Стенограмму дискуссии относительно книги В.Л. Шейниса «Власть и закон…» см. на сайте Фонда «Либеральная миссия»: «Власть и конституции в России. XX – XXI вв.»
Мария Личбинская Почему не работает Конституция? Виктор Шейнис. Власть и закон. Политика и конституция в России в XX – XXI веках // Знамя, 2014, № 4.
**
Моя апология Шейниса
Вот, говорят: человеку повезло застать и / или участвовать в таких-то исторических событиях. А почему бы не сказать: таким-то событиям «повезло» иметь такого участника. Вот это, на мой взгляд, случай Виктора Шейниса. Конечно, всякая эпоха на таких современников / участников «везучая». То есть он, В. Шейнис, не один такой. Но все-таки и нынешней эпохе, и нам с вами, его младшим современникам, повезло, А тем кто, может назвать себя его учеником, сослуживцем, другом – повезло вдвойне.
Виктор Леонидович, уже на 84-м году жизни (нам бы всем такую не только духовную, но физическую энергию!) сегодня представляет свой opus magnum – 1000-страничный том «Власть и закон». На английский переводится (там есть такая титульная страничка): «Power and Law». А если обратно перевести на русский, то можно и так: «Сила и право». Хоть так, хоть так – название указывает на фундаментальность труда. И правильно указывает.
Кто не знает или забыл, предшествующая фундаментальная работа В.Л. Шейниса (2-томник, вышедший в 2005 году), называлась: «Взлет и падение парламента. Переломные годы в российской политике (1985-1993)». В общем-то, более или менее о том же, только за относительно короткий исторический период – меньше десяти лет. Теперь же – приведем подзаголовок «Власти и закона»: «Политика и конституции в России в XX-XXI веках». Как видите, масштаб исторической ретроспективы увеличился на порядок, и даже больше. Сюжеты предыдущего труда вошли в нынешний том, и даже – в аспекте истории конституционализма – являются главными. Но они наращиваются и в прошлое, и в будущее российской политики, относительно периода 1985-1993. «В будущее»? Это значит - в наши дни,
Поэтому в анонсе нынешней презентации нам показалась уместной формула: «Конституции России: от Николая II до Ельцина и далее». Куда – «далее»? А в современную, «путинскую» Россию, чему посвящена отдельная, последняя глава. Понятно, что к началу прошлого века (1906) относится лишь первая состоявшаяся российская конституция (всего их в России было шесть: одна досоветская, 4 советских и одна постсоветская). Первые же попытки конституционного ограничения самодержавия относятся аж к XXVIII веку. Но это как бы предыстория, которой автор посвящает только Пролог.
Освещать все богатство политологических, социологических и историософских идей этой книги я не буллу: ведь я пишу не рецензию, а апологию. Укажу лишь на главную идею (ныне в общем-то уже общепринятую, но Шейнису принадлежит честь ее всесторонней аргументации и глубокой разработки). Русская пословица гласит: «Закон что дышло – куда повернул – туда и вышло». Если же «по-научному», то ВЛАСТЬ и ЗАКОН в России, на протяжении столетий далеки не только от верховенства закона (не путать с демагогией типа «диктатура закона»), но даже от равноправия. «Сила» ломит «право», а не наоборот. И все российские конституции суть (были), в конечном счете, отображением, слепком с действующего властного устройства. зеркалом политической конъюнктуры, произведениями «на потребу дня». Не исключая и ныне действующую, заложившую основу (точнее говоря – давшую правовые оправдания) нынешней «управляемой демократии», «вертикали власти», «электоральному авторитаризму» и прочим прелестям современного режима, инволюционирующего к тоталитаризму.
Но не будем отвлекаться на «злобу дня». Ибо речь сейчас о «вечном» - о таком, как труды моего коллеги и (горжусь!) друга Виктора Шейниса. К ним будут обращаться не только современники, но и потомки. Здесь не годится слово «энциклопедия» (хоть его и часто употребляют в качестве комплимента). Тут уместнее сравнение с В. Ключевским или С. Соловьевым, ну. в определенном ключе, с ограничением масштаба и темы, хотя великие русские историки тоже писали политическую историю, по преимуществу.
Теперь, пожалуй, пора сказать, кем же выступает В.Л. Шейнис в этой книге. С одной стороны – ЗНАТОКОМ, с другой – ДЕЯТЕЛЕМ, с третьей – ИСТОРИКОМ. Эта триада ипостасей встречается не часто. Вот почему еще Эпохе и предмету авторского рассмотрения «повело».
Виктор Леонидович Шейнис современник, по крайней мере, трех из шести российских конституций: «бухаринской» или «сталинской» (1936), «брежневской» (1977) и той, одним из авторов которой был сам мой герой (1993). Ну, тут уж ему самому, пожалуй, повезло «пережить» все три эти конституции. Сталинская конституция была принята, когда Шейнису было пять лет, Брежневская. конституция застала его «на чемоданах» при переезде из Ленинграда в Москву (он тогда был уже кандидатом экономических наук, доцентом, старшим научным сотрудником). В пору создания и принятия ныне действующей российской конституции Шейнис – не только известный ученый (главный научный сотрудник ИМЭМО РАН) но и политический деятель, депутат Государственной думы (фракция «Яблоко»), заместитель ответственного секретаря Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ.
Составитель ныне действующей Конституции всегда был ЗНАТОКОМ - человеком, по преимущественно книжным (хотя был в его биографии и период 6-летней работы на заводе расточником – 1958-1964 – после того как был исключен из комсомола и аспирантуры за написание крамольной статьи «Правда о Венгрии»). Это очень ярко проявляется в его нынешней «главной книге». (Политологическая и теоретико-правовая эрудиция – поистине энциклопедическая).
Оставаясь таковым знатоком, В. Шейнис стал ДЕЯТЕЛЕМ, масштаба общероссийского (см. выше). И то что, им написано, - это отчасти и описание его собственной деятельности на данном, политическом и конституционном поприще (некоторые называют эти моменты книги – «мемуарными», но я бы определил это как деятельная рефлексия).
И, наконец, ИСТОРИК Историк современности, и не только. Между прочим, исторический факультет Ленинградского университета – это базовое образование экономиста и политолога В. Шейниса. «Вкус» к историческому исследованию у него был всегда, и всякий знаток – это обязательно также знаток истории. А вот деятель – не обязательно историк, в лучшем случае он, потом, мемуарист. Но сознание, что делаешь историю, своего рода исторический взгляд и подход к собственной деятельности – это дано далеко не каждому общественному деятелю. Это то, что можно назвать интеллектуальной и политической ответственностью, черта, которой, к сожалению, лишено большинство нынешних политиков.
В своей работе «Взлет и падение парламента» В. Л. Шейнис писал: «Годы, проведенные в политике, были самыми интересными и, вероятно, самыми противоречивыми в моей жизни. Я не жалею почти ни о чём, что делал в эти годы. Рад, что мы рассчитались (пусть не окончательно и непоследовательно) с одной из худших страниц российской истории — сталинизмом и его продолжением — временем, которое нарекли смешным эвфемизмом „застой“. Сожалею же о многом, чего я сам и мои политические друзья не сумели сделать. Нам не хватило мудрости (а иногда и просто здравого смысла) и сил направить отечественный транзит по иному пути — вроде того, например, по которому пошли Польша или Бразилия. В результате страна имеет то, к чему пришла в начале нового тысячелетия. Многое от нас, вероятно, и не зависело»
Что же, вполне самокритичная рефлексия.
Пора заканчивать нашу «апологию». Все три ипостаси В.Л. Шейниса к настоящему времени, достигли наивысшей зрелости. Откуда вовсе не следует, что не будет ПРОДОЛЖЕНИЯ, нет, не только в учениках и потомках, но и в собственной жизненной практике – знатока, деятеля и историка.
Андрей Алексеев. 4.06.2014. 18 час.