О презентациях и слайдах. Продолжение
В 2013 году на нашем портале размещалась информация о двух заочных семинарах на темы: а) компьютерного дизайна и специфики электронных изданий (см.: а) Отличие электронного издания от печатного (окончание) ), а также б) освоения нового компьютерного инструментария (см.: Е. Григорьева, И. Ситдиков. Осваиваем инструментарий MS WORD-2010). Эти заочные семинары проводились на сайте Института социологии РАН
Сейчас организатор этой серии обучающих мероприятий (виртуальных школ) компьютерный дизайнер и сайтостроитель Елена Григорьева сообщает о новом заочном семинаре на этом же сайте. На этот раз тема семинара «О презентациях и слайдах»
Опубликованы уже две статьи этого цикла:
Это первая статья цикла, посвященного вопросам подготовки и использования слайдов в устном выступлении. В статье рассмотрены наиболее актуальные проблемы, встречающиеся; в процессе подготовки презентации; излишняя насыщенность сайта, наличие нескольких тем на одном слайде, отсутствие «фокуса»; и т. п. Разобраны конкретные примеры.
Данная статья посвящена решению проблемы сокращения текста на слайдах. Рассмотрен пример конкретных данных, показано, как можно сократить надписи так, чтобы получить слайды с обозримым количеством текста.
Из этой статьи:
«В первой статье (см. заочный семинар «О презентация и слайдах» на Официальном сайте Института социологии РАН) мы обсудили проблемы, с которыми сталкивается докладчик при подготовке презентации, или, может быть, правильнее сказать, проблемы, с которыми сталкивается СЛУШАТЕЛЬ во время доклада, который сопровождает недостаточно хорошо продуманная презентация.
Мы показали, что одна из основных проблем трудного восприятия слайда – наличие на
нём большого объёма текста, не достаточная продуманность структура слайда, отсутствиеярко выраженного «фокуса». Большой объём текста плох тем, что на его чтение требуется значительное время, что неизбежно приведёт к необходимости переключить внимание с докладчика на слайд.
Обычно, данные для слайдов, используемых в презентации к научному докладу, берутся
из текста отчёта, книги, статьи. Там приведены выверенные данные, тщательно
подобранные и проверенные, чётко сформулированные. Но читатель знакомится с
данными в отчётах, книгах и статьях совсем не в тех условиях, в каких он бывает во время устного доклада. У читателя есть возможность положить страничку с данными перед глазами и изучать её довольно долго, сопоставлять данные в таблице или на диаграмме с остальным текстом, возвращаться к ранее прочитанному и т. п. А во время устного доклада всё совсем иначе. Слушатель должен слушать докладчика и одновременно анализировать то, что представлено на слайде. Темп задаёт не слушатель, а оратор, нет возможности остановиться, вернуться назад... Поэтому важно так подготовить слайды, чтобы у слушателя была возможность «схватить» глазом, быстро оценить предложенный материал, понять, на что обратить особое внимание. Об этом говорилось в первой статье цикла. Теперь же хочется остановиться на этой теме подробнее и показать всё на конкретном примере…»