Обыватель — кто он: герой повседневности или могильщик духа и всего идеального?
На снимке: советский философ М. Лифшиц
Предлагаемые к обсуждению на семинаре вопросы:
1.”Сплошной быт” и правда обычного человека.
2. Образ обывателя в классическом искусстве.
3. Как возможна высокая культура в ситуации современности?
4. Две ипостаси российского обывателя: (1) равнодушие и аллергия к «политике» и (2) агрессивное невежество на почве национализма, шовинизма и религиозного фундаментализма.
5. Российский кейс: власть и обыватель — порочный круг «взаимной лояльности» (В. Крамник).
6. Что можно всё-таки сказать в защиту отечественного обывателя, или: Всегда ли наш обыватель неправ? Почему М. Лифшиц в конце жизни выдвинул лозунг «В защиту обывателя»?
В рамках семинара с 15-минутным сообщение «Обыватель — кто он: герой повседневности, намёк на онтологическую подлинность или могильщик духа и всего идеального?» выступит проф. А.Г. Щелкин.
Краткие тезисы этого выступления:
«Для камердинера нет героя»
1. Конечно, обыватель – герой повседневности. Но тогда возникает вопрос: а насколько повседневность — самостоятельная, суверенная, автономная и даже онтологически единственная (как предлагают считать постмодернисты) реальность социума или, напротив, она предполагает пронизанность жизненной подлинностью, исторической правдой, незакрытость к ежедневной идеальности? В первом случае про резидентов такой «повседневности», такого «быта», такой «современности» говорят в сердцах и по библейски — «гробы повапленные». Об этом же читай у экзистенциалистов про «неподлинное», «массовое», «обезличенное», «конформистское» etc. бытие. Или, как у болезненно-чуткого А. Блока: «О, этим в жизнь до смерти рано!». Или, наконец, мамардашвилевский призыв «Вернуться в бытие!»
Во втором случае (по-настоящему марксистском ) — см. Г. Лукач с его попыткой в «Онтологии общественного бытия» подойти к «повседневности» не как противоположности «историческому», «героическому», «революционному», а как к такому ежедневному бытию, которому потенциально и актуально доступны все аспекты этого «исторического», «героического», «эпохально-революционного» бытия и которые, если они мгновенно и полностью заполняют в чистом виде существование социума/индивида, называются «моментом истины», «творческим триумфом» и проч. М. Лифшиц отмечал этот вклад в Лукача в «марксистскую теорию повседневности» как самый положительный момент.
2. Вместе с тем М. Лифшиц иногда загадочно много говорит в пользу феномена обывателя, взятом в его традиционно негативном значении, намекая, однако, на его (обывателя) сопричастность и близость «народному» началу. Этот намек на «онтологический фундамент» обывателя-мещанина как носителя здравого смысла у Лифшица имел место, как говориться, не от хорошей жизни. Оторванному от жизни модернизму с его анти-реализмом и разрушительным пренебрежением к разуму Лифшиц предпочитал хотя бы и кондовый, но реализм обывателя-мещанина. Ситуация сродни пушкинской ссылке на свое «мещанство»: «Я сам большой. Я мещанин».
3. Сегодняшняя российская жизнь, однако, претерпела такие крутые изменения, которые едва ли бы оставили бы Лифшицу, буде он жив, возможность выбора в пользу обывателя versus постмодернизма и либерализма Сегодня обыватель — это персонификация полного равнодушия к истине, к добру, к идеалу, к гуманизму. Теперешний мещанин — персонификация процесса культурной деградации и децивилизации. Развращенный общественным попустительством и самопопустительством, он беспрецедентно бьет все рекорды национализма, ксенофобии, шовинизма и даже когнитивного одичания. Лифшиц всегда боролся с феноменом «варварства в условиях цивилизации» (каковым он считал разрушение разума с помощью анти-культуры эпохи модерна/постмодерна). Он с высочайшей заинтересованностью гуманиста отмечал все победоносные вехи необратимости процесса цивилизованности современного социума и, думаю, что он всё сделал бы, чтобы обогатить наше философское зрение и гражданскую волю для успешного противостояния той «работе», которую добровольное мещанство вершит на похоронах «аристократических добродетелей» духа — Красоты, Добра, Истины, Идеального …
**
Адрес мероприятия: СИ РАН: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14. (ст. М. «Технологический институт»).
Заседание будет проходить в аудитории № 514 (5-й этаж)
Иметь при себе паспорт для прохождения через вахту СИ РАН.