01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Семь искусств. № 11 (47), 2013

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Объявления / Семь искусств. № 11 (47), 2013

Семь искусств. № 11 (47), 2013

Автор: Е. Беркович, "Семь искусств" — Дата создания: 16.11.2013 — Последние изменение: 18.11.2013
Участники: А. Алексеев
Вышел в свет (появился в Сети) ноябрьский (2013), 47-й (от дня рождения, в декабре 2009) номер журнала Евгения Берковича «Семь искусств. Наука, культура, словесность». Здесь - оглавление и навигатор по этому номеру.

 

 

 

 

Семь искусств. Наука, культура, словесность

Журнал Евгения Берковича

 

Номер 11(47) - ноябрь 2013  года

Мир науки

 

Евгений Беркович
Физики и время. Портреты ученых в контексте истории
Гёттинген оказался тем местом, с которым будут связаны самые продуктивные годы Борна-физика, где он получит свои лучшие результаты, создаст уникальную школу физиков-теоретиков. Но в годы, когда Борн сам был студентом, Гёттинген ему не понравился.

 

Юрий Манин
Динамическая функциональная асимметрия полушарий  головного мозга как цивилизационный фактор*
Мощь пространственного и операционного воображения, которая потребовалась от современной математики, может быть показана на нескольких примерах, начиная, скажем, с теории Морза и достигая Перельмановского доказательства гипотезы Пуанкаре.

 

Культура

 

Адриан Топоров
Игорь Топоров
Адриан Топоров: крестьяне о Бабеле. К 120-летию со дня рождения писателя. Публикация и предисловие И.Г.Топорова*
Читателю журнала просто предлагается достать с книжной полки и обновить в памяти бабелевские первоисточники, а затем узнать из настоящей публикации, что же думали о них в далекие двадцатые годы прошлого века простые сибирские крестьяне и – пока еще будущий – «враг народа», сельский учитель и писатель А.М. Топоров.

 

Игорь Ефимов
«История вынесет свой приговор»
О, Аякс! Если ты будешь смело сражаться под Троей, три тысячи лет спустя твоим именем могут назвать жидкое мыло для мытья посуды. А если струсишь, мыло будет носить имя какого-нибудь Гектора или Париса.

 

О фильме "Диалоги с Евгением Евтушенко"


Дмитрий Бобышев
Смейся и плачь
Суть конфликта состояла в несовместимости двух тщеславий, в различии писательских стратегий, по-своему успешных, потому что давала каждому в своё время максимум наград, премий, величаний и юбилеев.

 

Музыка

 

Александр Журбин
Фрагменты из книги «Музыкальные перекрестки»
Современная музыка также полна ярких фигур. И академическая, и популярная, и рок-музыка. Мы погрузимся в мир смелых фантазий такой противоречивой и самобытной певицы как Бйорк. Замечательный музыкант Джон Маклафлин тоже станет героем нашего рассказа.

 

Артур Штильман
Заграничные гастроли оркестра и театра. Поездка во Франкфурт. Туры с Мет оперой в Европу и Японию
На первой репетиции «Любовного напитка» Доницетти в финале 1-го Акта Паваротти вместо итальянских слов спел японское слово «Аригато» – что означает «спасибо». Это было забавно, хорошо укладывалось в текст и страшно нравилось публике.

 

Азарий Мессерер
Скандал и слава
После смерти Моцарта Констанция пользовалась не только материальной поддержкой Сальери, но и его дружеским расположением. Возникает вопрос: смогла бы она дружить с Сальери, подозревая его в отравлении мужа?

 

Тамара Айзикович
Звездность, отбрасывающая тень
Популярная музыка – своеобразный индикатор состояния общества. Как часть массовой культуры, она является наиболее чувствительной к любым социально-политическим процессам, мобильно реагируя на них и отражая в своей тематике, стилистике и жанрах.

 

Галерея

 

Ирина Карасик
Живопись Арона Зинштейна, или «Почему под коровой нет тени» *
Экспрессионизм как понятие шире конкретного художественного направления и определяет, скорее, тип художественного сознания и пластического темперамента. В работах Зинштейна признаки такого сознания и такого темперамента совершенно очевидны.

 

Психологические тетради

 

Виктор Каган
Страх и тревога
Многие философы задолго до возникновения экзистенциализма рассматривали страх как причину возникновения религиозных верований. Сводить религию только к транквилизатору, пилюле от страха было бы непростительно глупо, но то, что она способна давать особое чувство защищённости, едва ли подлежит сомнению.

 

История и современность

 

Борис Тененбаум
Муссолини. Главы из новой книги
В отличие от Бисмарка, опиравшего на Пруссию, называемую еще "Железным Королевством", с ее эффективным чиновничеством и лучшей в Европе армией, Кавуру предстояло действовать тем, что было у него под рукой: шатким престолом, вороватой бюрократией и слабым дезорганизованным войском, которое и армией-то можно было назвать только с большой натяжкой.

 

Мемуары

 

Ася Лапидус
С бору да с сосенки. Картинки с выставки. Москва 60-х
Кира Сапгир – дама и литературная, и красивая, острая на язык и как-то не по-местному, не по-московски элегантная – прекрасно постриженная – стильная – никуда не денешься - инъязовка. К тому же на редкость, просто на удивление – независимая.

 

Люди

 

Зоя Мастер
Голос сокровенный. Интервью с Олегом Погудиным
Тот, кто однажды услышал этот голос, запомнит и будет различать его среди всех других, благодаря уникальному тембру, который совершенно заслуженно называют серебряным. В ноябре этого года заслуженный артист России Олег Погудин впервые приезжает на гастроли в США.

 

Ирина Чайковская
Нрава он был не лилейного. Беседа об Иосифе Бродском с писателем и культурологом Соломоном Волковым
Сам же Бродский в «Диалогах» объяснял интерес читателей к биографиям великих людей не столько желанием узнать какие-то их неприглядные тайны, сколько тем, что это последнее прибежище традиционного нарратива. Это тот вид литературы, который избавлен от всех этих модернистских и постмодернистских штучек.

 

Эдварда Кузьмина
Мама маленького принца*
Французы, наследники Сент-Экзюпери, считают перевод Норы Галь "эталонным", требуют, чтобы в театре спектакли ставили только по этому переводу. А ведь были еще один-два перевода – таких, что мы могли не полюбить Маленького принца.

 

Поэзия

 

Александр Танков
Песни Северо-западных славян
Мы с тобой слишком долго стояли в затылок
И чужое плечо ощущали плечом.
От обмена валют до приема бутылок
Заводная поэзия била ключом.

 

Лорина Дымова
Куда течёт река? Стихи из новой книги
Мы влюбляемся в то,
Что у нас под рукой,
Хоть мечта о любимом
Была не такой.

 

Лариса Миллер
«Стихи гуськом» Книга XVI: август-сентябрь 2013 г.
Высота берётся слёту.
Не поможет ни на йоту,
Если ночи напролёт
До измоту и до поту
Репетировать полёт.

 

Александр Пушкин
Bocпoминaнья o 80-x*
Возле ног – пока поземка, Степь – глубокая, как чад, Пара травок одиноко Из-под снега чуть торчат.

 

Игорь Губерман
Отрывки из новой книги
Заметен сквозь любую декорацию
характер нашей связи с небесами:
Творец изобретает ситуацию,
а мы её расхлёбываем сами.

 

Проза

 

Марк Галесник
Пророков 48. Главы из нового романа*
Кстати, кто-нибудь помнит имя четвертого или шестого прокуратора? Я так и думал. История несправедлива к своим героям. Наглядный пример этой забывчивости – Пилат, отнюдь не самый успешный из прокураторов, которым была вверена эта мятежная провинция.

 

Александр Левинтов
Судьбы
Когда война кончилась и бόльшая часть Германии оказалась в западной зоне оккупации, перед советскими военнопленными возник тяжелый выбор: отправляться домой, но без немецких жен (призванные в 18-20 лет, они в СССР жен по большей части не имели), детей и в страшный ГУЛАГ или бежать дальше на Запад. Многие предпочли последнее.

 

Александр Матлин
Янки на Руси
Цель нашей командировки была захватывающей и в то же время устрашающей: получить многомиллионный заказ для компании. Для достижения этой цели нам предстояло обольстить, очаровать, охмурить потенциального заказчика и заставить его поверить в неоспоримое профессиональное превосходство нашей фирмы.

 

Елена Матусевич
Из цикла «Пары»
Не вспоминала, не думала. Ничего. То есть совсем прошло, полная свобода. А тут. Заорал ребенок, сон оборвался, не успел свернуться и остался с ней. И оказалось, она все еще там, вся там, ну, если не вся, то вся нижняя часть.

 

Театр и кино

 

Эдуард Старосельский
Домашнее задание, или Восьмая задача Пуанкаре. Агитпьеса для родителей*
Расслабься наш зритель, за правду стоящий,
На сцене не может быть слон настоящий.
На заднике – море и солнечный пляж
Художник задумал и сделал муляж.

 

Читальный зал

 

Михаил Юдсон
Мениппея Губермана
Губерман – насмешник и одновременно летописец, Менипп и Пимен нашего смутного эона, когда повесть временных лет, ей-ей, оборачивается мениппеей. Его новая книга – «о странствиях моих за два последних года». Причем, странствиях как в пространстве (престранные путешествия в Лондон и Львов, Норильск и Магадан, и так далее, куда уж дальше), так и по страницам своих новых стихов.

 

Булгаков или Ильф и Петров?


Ирина Амлински
Мистическое оформление романов «12 стульев» и «Золотой теленок»*
Несмотря на разницу в четыре года между написанием романов, в зеркалах все также отражаются, а потом исчезают изображения. Этим приемом достигается ощутимое изображение воздействия Высших сил на человека или ситуацию.

 

Владимир Козаровецкий
12 Стульев от Михаила Булгакова*
Излюбленные словечки и выражения Булгакова гуляют по страницам его рассказов и «12 стульев», но никогда – у Ильфа и Петрова: наречие «мгновенно», существительное «изобилие» и формы от него, выражения «обратите внимание», «я к вам по делу», «а равно (также)», «в университетах не обучались», «шиш с маслом», «сукин сын», «неприличными словами не выражаться», «рукопожатия отменяются» и т.д. и т.п.

 

Лазарь Фрейдгейм
Ильф и Петров или Булгаков… Круглый стол (виртуальный вариант)
Каждая отмеченная деталь прослеживается во всех произведениях Булгакова, Ильфа и Петрова. Анализ показывает, что все они имеют аналоги в различных произведениях Булгакова и абсолютно не встречаются в работах Ильфа или Петрова.

 

Страны и народы

 

Виктор Гопман
В Лондоне ясная погода
Но это с чисто английской едой у туриста может возникнуть напряженка – а вот что касается чисто английского юмора, причем даже не столько юмора, сколько присущего англичанам сарказма и артистического умения высказаться по полной программе, при этом не особенно обидев собеседника – с этим проблем нет.

 

* - дебют в журнале

 

Журнал «Семь искусств». Темы (рубрики):

Слово редактора
Мир науки
Философия
Мемуары
История и современность
Галерея
Культура
Читальный зал
Театр и кино
Страны и народы
Поэзия
Музыка
Проза
Переводы
Педагогика
Люди
Драматическая социология
Психологические тетради

**

 

Журнал «Семь искусств», или Что же достойно свободнорожденного человека?
 Слово редактора

Хорошо помню день, когда возникла идея издавать новый журнал, тематика которого коротко выражена тремя словами: наука, культура, словесность: – 28 сентября уходящего (2009/ - А. А.) года, исход Йом-Кипура, сразу после трубных звуков шофара.

Название журнала родилось почти сразу: «Семь искусств». Если быть строгим, следовало бы остановиться на более длинном – «Семь свободных искусств». Именно так называли в древности и средние века тот набор знаний, который нужно было изучить человеку, чтобы считаться образованным, как сейчас говорят, «культурным», или даже «интеллигентным». Семь свободных искусств состояли из двух блоков: тривиума и квадривиума, о чем мне пришлось вспомнить, когда я искал объяснение слова «тривиальный» – в известных толковых и фразеологических словарях это понятие толкуется неверно (см. об этом мою статью «Похвала точности, или О нетривиальности тривиального).

Конечно, я не собирался ограничиваться тривиумом и квадривиумом в новом журнале, но сама идея рассказывать то, что интересно интеллигентному человеку, казалась привлекательной. Лучше всего идею «свободных искусств» выразил в своей «Политике» непревзойденный Аристотель: «Семь свободных искусств – основа воспитания, которое надлежит давать не для практической пользы, но потому, что оно достойно свободнорожденного человека и само по себе прекрасно». По-моему, лучше не скажешь! Эту цитату мы выбрали для эпиграфа нового журнала.

Так что направление журнала и его название определились быстро. Прошло всего три месяца, и читатель уже «держит в руках», точнее, видит на экране компьютера, первый номер нового издания. Если бы мне сказали заранее, какие препятствия придется преодолеть за эти три месяца, какие большие и очень большие задачи необходимо будет решить, чтобы от идеи дойти до «результата», т. е. полноценного номера журнала, я бы никогда не ставил себе цель выпустить журнал именно в декабре.

Наоборот, я бы отвел нашей «команде» куда больше времени, чтобы в спокойных условиях, без спешки уточнить концепцию журнала, выбрать выразительное художественное оформление издания, разработать современный веб-дизайн сайта, решить кучу организационных вопросов с регистрацией доменов и их подготовкой к работе, адаптировать и доработать программное обеспечение к новым задачам на новых площадках, создать и наполнить нужные базы данных и так далее, и тому подобное... Я уже не говорю о чисто редакторской работе с авторами, о подготовке их статей, о разработке нового оригинал-макета и прочее, и прочее...

Но тогда, в сентябре, все виделось в розовом цвете, к тому же очень не хотелось нарушать традицию: именно в декабре появились на свет первые номера журнала "Заметки по еврейской истории" (2001 год) и альманаха «Еврейская Старина» (2002 год). И этот месяц оказался для них счастливым: оба издания заняли свое почетное место в сетевом сообществе, пользуются сейчас заслуженным авторитетом у сетевых коллег, о перепечатке материалов наших журнала и альманаха просят ведущие «бумажные» издания России и Израиля, Украины и США... Иногда, правда, не просят, а просто воруют, но это лишнее доказательство качества: если воруют, значит, есть что воровать.

Оправдал себя основной принцип, положенный в основу наших изданий: никаких перепечаток, только авторские статьи, причем качество текста имеет абсолютный приоритет перед всеми другими критериями.

<…>

Ваш Евгений Беркович.

**

 

См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EC%FC_%F1%E2%EE%E1%EE%E4%ED%FB%F5_%E8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2

 

Список свободных искусств по Исидору Севильскому:

 

СВОБОДНЫЕ ИСКУССТВА

 

Тривиум

Грамматика / Диалектика (логика) / Риторика

 

Квадривиум

Арифметика / Геометрия / Музыка / Астрономия

 

comments powered by Disqus