«Вне времени во времени»
На снимке: Л.А. Овчинников с женой Зоей и Л.Н. Кузнецовой
90-летие художника Льва Овчинникова – не просто повод снова увидеть его работы на персональной выставке, но и возможность осуществить в одном пространстве «встречу» мастера с учениками. Что значит для художника школа, традиция, само понятие «учитель – ученик», Лев Авксентьевич Овчинников знал по собственному опыту. В Ленинградской литографской мастерской он работал вместе с Андрианом Каплуном, Анатолием Капланом, Александром Самохваловым, Александром Ведерниковым, Борисом Ермолаевым и понимал, насколько важен круг коллег и наставников, художественное и личностное взаимодействие и взаимовлияние.
Лев Овчинников преподавал в студии Выборгского дворца культуры, где вели занятия художники Александр Владимирович Шмидт и Вера Владимировна Милютина. С 1963 по 1970 Овчинников работал вместе с ними, а с 1971 по 1984 продолжил уже один в студии ДК Ленсовета. Вера Милютина и Владимир Шмидт были ученикам К. Петрова-Водкина, который в свою очередь учился у Валентина Серова.
В экспозиции вместе с живописью и графикой Льва Овчинникова представлены работы пятнадцати его учеников (Зинаиды Венедиктовой, Валерия Исаченко, Елены Завельской, Александра Егорова, Александра Овчинникова и других). Лев Авксентьевич был настоящим учителем и мастером: его ученики – самобытные, разноплановые художники, выработавшие свой собственный живописный язык. По воспоминаниям студийцев, он «был требовательным и доброжелательным, взыскательным и благорасположенным, не навязывающим своего мнения, помогающим найти свой путь».
Лев Овчинников работал во многих жанрах, стилевых направления и авторских техниках. Но самое важное, что передал мастер своим ученикам – это чувство творческой свободы. Художники его студии, обретя эту свободу, следуют своим путем в искусстве: от «примитивизма», «наивной» живописи до отточенного реализма. Не только ученики и мастер впервые встретились в одном выставочном пространстве, но и многие работы представлены впервые: печатная графика (офорты, линогравюры, гравюры на картоне) 1960-х – 1970-х, живописные холсты, в частности, портрет Александра Ведерникова, созданный Львом Овчинниковым в 1990 году.