27-й год после августа 1991-го
Глава 1. Краткая история путча 19-21 августа 1991, его поражения и некоторые выводы.
События 19-22 августа 1991 (путч сторонников прежней монопольной власти КПСС, собравшихся в незаконный Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению – ГКЧП, и его поражение) до сих пор для многих россиян – достаточно туманная история, ещё более затуманенная некоторыми её толкователями.
Достаточно большое число таких толкователей внедряют в головы россиян мысль, что это было фарсом, некоторой инсценировкой переворота. Однако на самом деле это была хорошо спланированная акция верхушки старой власти, в которой значительную роль играл председатель весьма могущественной силы - КГБ СССР – В.А.Крючков. Путч провалился в первую очередь от столкновения с народным нежеланием поддерживать эту старую власть и нежеланием сотрудников спецслужб проливать народную кровь. А кровь могла быть очень большой – для поддержки путчистов только в Москве были задействованы около 15 тысяч «человек с ружьем».
Противостояние сторонников и противников перестройки в нашей стране нарастало все годы с 1985 по 1991, но в попытку вооруженного переворота вылилось лишь в августе 1991. Наряду с антитоталитарными реформами «сверху», проводимыми главой единственной в СССР партии (КПСС) М.С.Горбачевым и его сторонниками, росло демократическое движение, достигшее максимума своего развития в Ленинграде, Москве, Прибалтике и некоторых других регионах страны. В Прибалтике, Ленинграде и других регионах страны появились мощные демократические объединения – народные фронты, поддерживающие перестройку.
Антидемократическая акция ретроградов от КПСС перешла в завершающую стадию в мае 1991 года с удара по весьма значительной демократической силе – партии «Демократический Союз» во главе с В.И.Новодворской. Однако попытки свалить новую власть в Ленинграде взрывом народного недовольства новой властью посредством организации различного рода дефицитов в Ленинграде (сахара, бензина, табака и т.п.) начались с осени 1990 года. Информационная война против Ленсовета шла фактически с момента появления новых депутатов в стенах Мариинского дворца в марте 1990 года.
Провальная кровавая «репетиция ГКЧП» состоялась 12-13 января 1991 в Вильнюсе. 20 января рижский ОМОН едва не развязал вооруженный конфликт в Риге. 27 марта в Москву введены войска в связи с письмом 29 народных депутатов РСФСР на имя Президента СССР с требованием оградить их от агрессивно настроенных сторонников Б.Н.Ельцина.
О заговоре М.С.Горбачеву стало известно уже 22 июня 1991 года, но он каких-либо действенных мер против заговорщиков не принял. Возможно, он надеялся лишить власти ретроградов из КПСС вследствие подписания Союзного договора, намеченного на 20 августа, и формирования новых органов исполнительной власти. В случае реорганизации СССР высший эшелон партийно-хозяйственной номенклатуры КПСС лишался своих рабочих мест. Образование самостоятельных республик аннулировало бы кишащие высокооплачиваемыми чиновниками «союзные министерства и ведомства», а для «высвободившихся» аппаратчиков достаточного количества рабочих мест в республиканских структурах уже не нашлось бы.
В ночь с 18 на 19 августа 1991 года ГКЧП незаконно ввело чрезвычайное положение, незаконно изолировало в Крыму президента СССР М.С.Горбачева. Одна из целей ГКЧП-истов – срыв подписания Союзного договора.
В Ленинград 19.08.91 была введена Гарболовская штурмовая бригада ВДВ СССР в составе более 500 военнослужащих со стрелковым оружием; в направлении к Ленинграду двигались две группы воздушно-десантных войск из-под Пскова в составе более 1200 военнослужащих со стрелковым оружием и бронетехникой (89 боевых десантных машин и бронетранспортеров, 8 зенитных установок) с полным боекомплектом.
19 августа 1991 года демократические организации и разрозненные граждане мощным мирным народным фронтом поднялись для отпора путчистам на «направлениях главного удара» - в Питере и Москве. Аналитики из КГБ не случайно выбрали для военного удара именно эти города, а также Прибалтику – те регионы страны, где демократические силы сумели наилучшим образом сорганизоваться и избрать новые органы власти.
Демократический Ленсовет 19 августа первым в стране из региональных и верховных Советов признает ГКЧП незаконным, принимает меры по противодействию вводу войск в город, по разъяснению горожанам ситуации с ГКЧП. Питер первым в стране вечером 19 августа прорывает информационную блокаду на телевидении.
Попытка ареста Б.Н. Ельцина утром 19 августа по дороге в Белый дом не удается. Люди плотным кольцом окружают Белый дом в Москве и Мариинский дворец (здание пребывания Ленсовета) в Ленинграде, строят баррикады. Президент Ельцин издает Указы против ГКЧП, берет всю власть в стране на себя.
Вечером 20 августа пролилась кровь на улицах Москвы – в противостоянии танкам были раздавлены Д.Комарь, И.Кричевский, В.Усов, что повлияло на дальнейший ход событий.
В критическую ночь с 20 на 21 августа примерно в 3 часа элитная группа КГБ СССР «Альфа» отказывается брать штурмом Белый дом, в котором находился Б.Н.Ельцин со своими сторонниками. В 5 часов утра министр обороны СССР член ГКЧП Язов отдаёт приказ о выводе войск из Москвы. Угроза военного переворота ликвидирована.
21 августа ГКЧП арестовано.
22 августа М.С. Горбачев возвращается в Москву из изоляции в Крыму.
24 августа М.С.Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря КПСС и обратился к членам ЦК с призывом о самороспуске.
2-6 сентября состоялся 5-й (внеочередной) Съезд народных депутатов СССР, объявивший переходной период для формирования новой системы государственных отношений. Состоялся фактический самороспуск Съезда народных депутатов СССР.
Завершением основных переходных процессов после путча можно считать разделение монстра – КГБ СССР – на ряд составляющих частей в октябре 1991 года.
Почему же столь успешная и почти бескровная победа сил демократии в 1991 году в дальнейшем завершилась откатом от многих достигнутых рубежей в сферах свободы выбора, свободы СМИ, соблюдения прав человека и т.п.?
Как всегда, для объяснения происшедшего можно привести ряд объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам следует отнести наличие мощных антидемократических структур власти в стране, неравномерное развитие демократических процессов в разных регионах страны, 70-летнее наследие тоталитарного режима, отсутствие демократического опыта, отсутствие конкурентной экономики, неразвитость потребительского сектора и т.п.
К субъективным факторам можно отнести отсутствие стратегии развития демократического движения, упор на развитие рыночной экономики вместо параллельного развития рынка и структур гражданского общества, недооценка потенциала антидемократических сил и отдельных отрядов этих сил, выбор ошибочного варианта приватизации и т.п.
Всё обилие данных факторов можно объединить в две стратегические линии развития исполнительной и представительной (законодательной) власти.
Первая линия: исполнительная власть борется за свою свободу безнаказанно разворовывать бюджет, подчиняя себе правоохранительные органы. При этом с помощью подмятых под себя СМИ и парламента формирует у граждан мнение о себе, как о благодетелях народа. Так, например, А.Собчак с окружением только на башню «Петр Великий» в 130 метров (так и не построенную) распоряжением от 13.12.93 № 1006-р выделил 2,5 млрд. ещё тех рублей (уголовное дело по этому и другим фактам казнокрадства так и не дошло до суда). А В.Матвиенко на «газоскреб» уже в 400 метров запланировала законом С.-Петербурга от 04.10.06 № 462-74 на 10 лет 60 млрд. нынешних рублей (уголовное дело ещё не начато).
Вторая линия: настоящая представительная власть, как и настоящая демократическая общественность, бьёт по рукам это ворьё (как Ленсовет бил по рукам Собчака, потому-то он в смутном декабре 1993 добился разгона самого демократичного регионального совета в стране). Борется за свободу выборов, позволяющую создать представительную власть, независимую от исполнительной (как это удалось в Ленинградеере в симую от исполнительной представительную властьбщественность, бьёт по рукам это ворьё (как Ленсовет в 1990, удалось – поскольку народ в августе 1991 выступил на защиту этой власти). Борется за свободу СМИ, способных раскрывать воровство и беззакония исполнительной власти. Борется за правоохранительные органы, подчиненные закону, а не местным бюрократам. Борется за свободу собраний, митингов и демонстраций, на которых люди могут свободно обсуждать деяния исполнительной власти.
При этом видно, что в настоящее время побеждает тенденция развития по сценарию исполнительной власти.
Следует отметить, что демократическая общественность достигала наибольших успехов там и тогда, когда она мало-мальски сорганизовывалась и объединялась, когда в её решениях сочетались рационализм, нравственность и прозорливость.
Это был Ленинградский Народный Фронт, "Демократические выборы - 89, 90", приведшие к образованию органа максимального народовластия за всю историю С.-Петербурга - Ленинграда - демократическому Ленсовету 21 созыва. Это и зачатки движения "Демократическая Россия", и т.д, и т.п..
Наоборот, демократы терпели поражения, когда принимали решения, в которых умалялся то рационализм, то нравственность, то прозорливость. Когда в их рядах происходил раскол, нарушение единства. Это жесткая приватизация "по Чубайсу" вместо более мягкой приватизации по закону, проведенному через парламент П.С.Филиповым. Это и раскол "Дем.России" по вопросу силового, а не договорного разрешения конфликта между президентом Ельциным и парламентом в конце 1993 года. Это и переход части членов "Дем.России" в "Дем.Выбор России" в конце 1993. Это и общероссийской провал демократов, и их успех в Питере на выборах в декабре 1993 года. Это и поражения демократов на всех последующих выборах. И тому подобное.
Таким образом, забвение простой мысли, многократно скандируемой на многотысячных питерских митингах и демонстрациях 1989-1991 годов: "Пока мы едины, мы непобедимы", привело к столь печальным последствиям.