01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

А.В. Баранов: пионерные контент-аналитические исследования (1960-е гг.)

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / А.В. Баранов: пионерные контент-аналитические исследования (1960-е гг.)

А.В. Баранов: пионерные контент-аналитические исследования (1960-е гг.)

Автор: А. Баранов — Дата создания: 13.01.2015 — Последние изменение: 13.01.2015
Участники: М. Алесина; О Старовойтова; А. Алексеев
Здесь - одна из ранних работ Альберта Васильевича Баранова (1930-2015): «Опыт текстового анализа газеты» (1967).

 

 

 

 

В моем материале памяти Альберта Васильевича Баранова, который быо опубликован  на нашем портале на следующий день после его кончины, произошедшей 8 января, есть такие строки:

«Альберт обладал удивительным чувством нового, что позволило ему стать пионером в нескольких, в 60- гг. лишь зарождавшихся направлениях общественной науки. 32-летний, только что защитившийся кандидат философских наук выступает в 1962 г. в журнале «Вопросы психологии» застрельщиком принципиальной дискуссии, опубликовав там статью "О социальной психологии как науке".  Ему же принадлежит первый в нашей стране опыт применения контент-анализа для исследования исторического тренда ценностной трансформации советского общества от его начала до 60-х гг. (путем обозрения выборок текстов средств массовой информации» (Когита.ру/ 9/01/2015_.).

Эта тема получила неожиданно скорое продолжение@

В предпринятом А.В. Барановым опыте исследования структуры и динамики общественного сознания посредством контент-анализа прессы, как оказалось, помнят многие, особенно из старшего поколения социологов. Ведь это был ПЕРВЫЙ такой опыт в истории отечественной социологии.

Из разговоров выяснилось, что у питерского социолога Марии Алесиной сохранился сборник материалов совещания в Сухуми (1967) «Количественные методы в социальных исследованиях», где А. Барановым были доложены результаты этого исследования. Хотели сканировать соответствующие страницы сборника, да оказалось невозможным: слишком бледная, да выцветшая за 50 лет ротапринтная печать.

Тогда Ольга Старовойтова, хорошо знавшая Альберта Васильевича, взялась набрать этот текст на компьютере заново. Что и было выполнено, буквально на следующий день.

И вот теперь я имею возможность, в память об Альберте Васильевиче, републиковать эту работу на портале Когита.ру - почти полвека спустя.

Для непрофессионалов надо объяснить, что такое КОНТЕНТ-АНАЛИЗ. Это качественно-количественный анализ множества текстов для выявления интенций их автора и / или  черт внетекстовой реальности. А если подробнее, то, согласно нашему собственному определению 70-х гг (а я в свое время специально занимался контент-аналитическими  исследованиями) – «анализ содержания массовой совокупности текстов, с использованием формализованного наблюдения и статистических процедур, в социологических целях».

В 1970 г в Новосибирске состоялся первый всесоюзнай семинар «Проблемы контент-анализа в социологии». В ту пору отечественная библиография по теории и практике применения этого метода умещалась на половине странички. И открывалась эта библиография по праву, нижеприводимой статьей А.В Баранова.

Дальнейшие комментарии излишни. Читайте эту статью.

 

Примечание. В статье исследование обрывается 1967 годом. Но у Марии Алесиной сохранился также конспект позднейшей (1973-1974) лекции А.В  Баранова, где он приводил данные продолжения исследования по аналогичной методике за 1973 год. С учетом этого обстоятельства, в двух из приводимых в статье таблиц нами добавлена клетка «1973 г.» (отсутствующая в статье). В обоих случаях таблица снабжена соответствующим современным примечанием М. Алесиной.

 

Полное название (титульный лист) сборника:

 

Научный совет АН СССР по проблемам конкретных социальных исследований

Советская социологическая ассоциация

Институт конкретных социальных исследований

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ 9 (продолжение 8-го)

СЕРИЯ: МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Материалы совещания, прошедшего в г. Сухуми 17-20 апреля 1967 г.

Москва 1968

 

А.В. Баранов

 

ОПЫТ ТЕКСТОВОГО АНАЛИЗА ГАЗЕТЫ (1)

 

Текстовый анализ («контентный» анализ) в социологии существенно отличается от текстового анализа в литературоведении.  Здесь подлинным предметом исследования выступают не выразительные средства применяемого языка, а сам автор, тот, кто делает описание. Субъект текста, автор, его намерения, пристрастия, знания, социальное положение и т.д.  – вот что является целью изучения при социологическом исследовании текста. Субъект текста изучается через его отношение к описываемым событиям, через отбор событий для освещения. В случае газеты «Известия» субъектом выступает редакция, отбирающая для публикации материал и авторов.

В эксперименте, который будет описан ниже, основная трудность, преодоление которой потребовало главных усилий, состояла в формулировке, определении главного критерия для классификации эмпирических данных, в выборе и обосновании единицы отсчета.

Исследование имело две цели:

1. Измерение «удельного веса», доли субъективного фактора в жизни общества (по мнению газеты).

2. Выявление динамики общественных оценок мотивов человеческого поведения.

Возникает вопрос – какие эмпирические наблюдаемые факты в тексте газеты приняты за показатель проявления субъективного фактора? Мы взяли за такой показатель каждое словесное упоминание о психологических качествах личности или группы, которые, по мнению автора газетной статьи, повлияли на описываемые события.

Среди социальных факторов выделяется два наиболее значимых – экономический и политический.

Социальные факторы, факторы общественной организованности поведения не сводятся лишь к экономическим и политическим. Существуют и другие формы общественной организации, выступающие как детерминант поведения, напр., семья, школа и т.п. В нашем исследовании политические и другие социальные факторы (за исключением экономического) объединены в одну рубрику под именем социально-политических факторов.

Проще поддается определению и учету материально-технический фактор. К нему мы относим все изменения материальной среды – открытие нового месторождения, урожайность, техническое изобретение, постройка электростанции, открытие северного морского пути и т.п.

За единицу счета можно брать либо тему статьи-сообщения, либо упоминание того или иного фактора  в статьях. Во втором случае одна статья может быть просчитана несколько раз в разных рубриках, а может не попасть никуда как не содержащая информации по интересующему нас вопросу. Первый вариант дает более надежную единицу счета, но он имеет тот недостаток, что уравнивает очень различные по общественной значимости и объему статьи и краткие сообщения. Второй вариант менее надежен для учета. С другой стороны, в этом случае мы учитывали содержание газеты гораздо ближе к тому, как оно воспринималось читателем, да и редакцией: ведь в газете не только просматривались заголовки, но хотя бы бегло прочитывались статьи. Косвенно, при второй единице счета принимается во внимание еще один эмпирически наблюдаемый показатель – место в газете, занимаемое тем или иным вопросом: чем больше статья, тем больше вероятность неоднократного попадания ее в обсчет.  А измерению подвергалась именно газета.

Результаты применения двух единиц счета в большинстве случаев не давали существенно различных данных. Исключение составляет 1924 год. Вот пример по двум годам:

 

Фактор

Материально-технический

Экономический

Социально-политический

Субъективный

Год

Статей

Упом.

Статей

Упом.

Статей

Упом.

Статей

Упом.

1924

4,9

2,6

5,6

2,6

7,1

3,2

1

1

1934

5,6

4,5

0,4

0,4

2,0

1,6

1

1

 

Абсолютное число заметок или упоминаний выражается двух- или трехзначными числами. Для удобства сравнения мы ввели относительный показатель: число заметок (или упоминаний) о субъективном факторе принимаем за единицу, а все остальные числа сокращаются пропорционально, т.е. делятся на число заметок о субъективном факторе. Как видно из сопоставления, субъективный фактор гораздо чаще упоминается в тексте, содержании статей, чем в их заголовках.

Резкое несоответствие двух показателей в 1924 г. объясняется привходящими обстоятельствами: 1) в 1924 г. обследовано только 7 дней (в другие годы 10-15), 2) на эти дни пришелся ХШ съезд партии.

Как показало сравнение результатов двух вариантов подсчета по другим годам, упоминание гораздо более надежная единица, в меньшей степени подверженная колебаниям в зависимости от характера описываемых событий. «Заметки» в большей степени отражают, что происходило в обществе, а «упоминания» - что увидела в этих событиях редакция. Поскольку наша цель – не изучение исторических событий, а исследование отношения к ним редакции, поэтому мы взяли за единицу «упоминание».

Для обследования были взяты газеты за один июнь месяц с 1919 по 1964 гг. с интервалом в 10, или, где это казалось необходимым, в 5 лет. Как нам кажется, избранные годы отражают основные этапы в жизни нашего общества. Месяц июнь выбран произвольно.

По первой нашей задаче – измерение «удельного веса» субъективного фактора – просматривались газеты не за весь месяц, а за 10-15 дней (2).  Вызывалось это прежде всего большой трудоемкостью работы (просмотр одной газеты занимает от 30 до 50 минут при большом напряжении) и ограниченностью нашего времени и сил. Однако, как можно видеть из данных за июнь 1954 г., газеты одного месяца мало отличаются друг от друга и выборка в десять дней дает минимально необходимую устойчивость показателей.

 

Абсолютное число упоминаний в газетах за июнь 1954 г.

 

Факторы

Число месяца

Материально-технические

Экономические

Социально-политические

Субъективные

1

2

3

4

5

1

8

14

17

4

2

20

3

13

5

3

20

5

14

6

4

7

2

12

5

5

13

3

13

9

6

8

2

8

4

7

5

4

14

5

8

12

4

8

8

9

13

8

17

14

10

9

11

18

13

11

10

8

18

14

12

8

7

12

7

13

8

6

18

12

14

10

1

8

6

15

15

5

12

8

 

Кроме объективного набора событий, освещавшихся в газете, на результаты подсчета существенным образом влияли и наши собственные установки на восприятие, на прочтение газеты. Чтобы выявить степень разночтения по субъективным причинам, был проведен сравнительный просмотр одних и тех же пяти газет (за декабрь 1967 г., числа с 7 по 12). В контрольном эксперименте принимают участие три человека с различным профессиональным образованием и степенью подготовки в социологии. Вот результат:

 

Факторы

Участники

Материально-технические

Экономические

Социально-политические

Субъективные

Филолог

1,0

0,5

0,9

1

Экономист-математик

1,5

0,5

2,0

1

Социолог

1,5

0,4

1,7

1

 

Если газета объективно дает больший разброс при единице счета «заметка», чем при «упоминания», то, наоборот, субъективные помехи, различия в результате подсчета  в силу субъективных качеств исследователя больше, если за единицу счета принято «упоминание». Поэтому при большем объеме выборки, когда в работе участвуют несколько человек, особенно различных по подготовке, по индивидуальному видению, удобнее взять за единицу счета «заметку». Если же работа выполняется одним, удобнее за единицу счета взять «упоминание». Но эта единица требует более напряженного внимания и больше времени.

Результаты после корректировки и проверки выглядят следующим образом:

 

Удельный вес субъективного фактора в газете

(по упоминаниям)

 

Факторы

Годы

Материально-технические

Экономические

Социально-политические

Субъективные

1919 (2 дня)

2,6

2,7

9,4

1

1924 (7 дней)

2,6

2,7

9,4

1

1934

4,5

0,4

1,6

1

1939

0,8

0,1

1,4

1

1944

1,6

0,4

0,5

1

1954

1,1

0,7

1,3

1

1964

1,2

0,8

1,2

1

1967 (5 дней)

1,1

0,4

1,7

1

1973*)

2,5

0,5

2,8

1

 

*) По результатам дополнительного подсчета, представленного А.В. Барановым  на лекции   (Примечание М. Алесиной 2015 г.)

 

Из таблицы видно, прежде всего, что доля газетного материала, посвященного субъективному сектору, возрастает, внимание к нему растет. Относительно других факторов доля субъективного фактора такова:

 

1919

1924

1934

1939

1944

1954

1964

1967

1973*)

1,15

1,9

1,8

2,7

2,7

1,4

1,4

1,4

1,7

 

*) По результатам дополнительного подсчета, представленного А.В. Барановым  на лекции   (Примечание М. Алесиной 2015 г.)

 

Огромное значение материально-технического фактора в 1934 г. легко объяснимо: тогда «техника решала всё» (лозунг дня), технику просто по-человечески любили. Техника была символом нового мира. Вот как описывает корреспондент выставку советского фото в Польше:

«Стоит перешагнуть порог помещения Союза польских фотографов, как попадаешь в совершенно другой мир. Нет  традиционного слюнтяйства худосочных натюрмортов, но зато как горделиво высятся трубы и подъемные краны наших социалистических заводов, как беззаботно смеется наша смена, как убедительны наши стальные тракторы» (9 июня).

Абсолютное число заметок и упоминаний изменилось с годами менее существенно, чем можно было бы ожидать. Если число заметок (упоминаний) за 5 дней июня 1934 г. принять за единицу, то получим следующую таблицу:

 

Факторы

 

Материально-технические

Экономические

Социально-политические

Субъективные

Годы

замет.

упомин.

замет.

упомин.

замет.

упомин.

замет.

упомин.

1924

0,5

0,5

6,8

4,1

2,3

2,0

0,3

0,8

1934

1

1

1

1

1

1

1

1

1939

0,4

0,6

0,3

0,8

2,0

2,0

1,8

2,6

1944

0,4

0,6

0,3

0,8

0,6

0,6

1,4

1,3

1954

0,5

0,5

0,8

1,2

1,8

1,5

0,8

1,1

1964

0,2

0,4

1,1

1,2

0,8

0,8

1,1

0,9

1967

0,2

0,4

0,7

0,4

1,2

1,1

1,0

1,2

 

* * *

Решение второй задачи исследования потребовало несколько иной методики. Нас интересовало, из чего состоит субъективный фактор, какие нравственные качества (чувства) человека выступают как активные силы в общественной жизни. Иначе говоря, что является мотивами поведения людей, участвовавших в событиях, описанных газетой (3)

В обыденном языке мотивы поведения личности, как правило, именуются чувствами: страх, честолюбие, патриотизм и т.д. И наоборот, считается, что чувство, если оно появилось у человека, обязательно сказывается на его поведении, побуждая к действию или к уклонению от действия, что само по себе тоже есть определенный поступок. Таким образом, мотив поведения и чувство отождествляются. Газета по необходимости использует обыденный язык. Поэтому любое упоминание о чувствах квалифицировалось нами как мотив.

Материалом для нас служили не все случаи упоминания газетой субъективного фактора, а только те, где прямо указывалось на мысли и чувства, побудившие людей к конкретным поступкам, причем давалась оценка результатов этого поступка. По этой оценке мы судили об отношении газеты к тем психологическим (моральным) качествам человека, мыслям и чувствам его, что послужили мотивом поведения.

Для решения этой задачи газета просматривалась за те же годы, а в каждом году один (но полный) месяц – июнь. Выписывались все упоминания о мотивированных поступках и проводилась их двузначная классификация. Чувства, которые, по мнению газеты, ведут к полезному поведению, способствуют благу нашего общества, заносятся в графу позитивных, а те, что наносят ущерб – в графу негативных.

Окончательные эмпирические данные выглядят как список мотивов (по каждому году свой) с числом упоминаний – позитивных и негативных – против каждого мотива.

Исследование обнаружило изменение: а) числа и разнородности набора чувств-мотивов, б) состава господствующих мотивов и в) оценки ряда мотивов.

Как уже было показано, газета всегда уделяла внимание субъективному фактору, хотя место, отводимое ему, довольно значительно менялось. Но еще больше менялся диапазон человеческих чувств,  которые упоминались газетой.   Иногда  он был очень узок, иногда широк. Список мотивов, упоминаемый газетой, был наиболее узок в 1919 и 1939 гг., наиболее широк в 1934 и 1964 гг.

В 1919 г. на первом месте по числу упоминаний (12) стоит верность идеалам коммунизма, долг перед государством. На втором месте – национальные чувства (11); на третьем – личная материальная заинтересованность (8), далее идут классовая солидарность, классовый инстинкт (3), страх за жизнь и имущество (3), голод (3), стремление к знанию (1) и т.д.

В 1924 г. список мотивов, упоминавшихся не менее двух раз, включает уже 15 названий. В 1934 г. он уже состоит из 18. В 1939 г. он снова резко сокращается. В 1944 г. список содержит 16 названий, в 1954 – 8 и в 1964 – 20.

За счет чего растет список?

В 1924 г. добавляются такие чувства-мотивы, как местный патриотизм (2), честь и достоинство личности (5), профессиональная честь (3) и др. В 1934 г. – стремление к соблюдению порядка и закона, романтика исторической борьбы, патриотизм, любовь к технике, социалистическое соревнование, революционная бдительность, спортивная честь, гуманизм и др. 1964 г. дает большое разнообразие сугубо личных чувств – чувство ответственности и чувство хозяина, честолюбие, страх, любовь, самолюбие и т.п.

Политические чувства стоят во все годы на первом месте по частоте упоминаний. Их удельный вес выше любого другого класса мотивов. Они всегда господствуют в этом смысле. Но в 1939 г. их первенство не только относительно, но и абсолютно: частота политических мотивов больше, чем всех остальных, вместе взятых. Близкие результаты получаются и по 1954 г.

* * *

Общий вывод, который, как нам кажется, можно сделать относительно текстового анализа газеты как метода. Это трудоемкий, но оправдывающий себя метод, в данном случае, результаты анализа газеты согласуются с данными из других источников информации об изменениях в обществе, имевших место в изученные годы. Это дает дополнительную гарантию полученным данным. Наше исследование, особенно в первой его части, проведено недостаточно полно и строго из-за чрезмерно малой выборки. Но это недостаток организации работы, а не метода. Текстовой анализ может давать надежные данные и чрезвычайно полезен при изучении некоторых аспектов ценностной ориентации общества.

 

Примечания

 

(1) В обработке газет принимали участие сотрудники Ленинградской кафедры философии АН СССР Н. Стрельникова, Г. Старовойтова, Е. Юрьева, А. Литвинова

(2) Из  просмотра исключались сообщения о международной жизни

(3) «Мотивами называются мысли и чувства человека, побуждающие его к совершению той или иной деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей» (Н.А. Рудик, «Психология», М., 1958, с.327).

**

 

Как видим, с помощью процедуры контент-анализа исследователю удалось  выявить удельный вес субъективного (личностного) фактора по сравнению с  объективными (материально-техническим, экономическим и социально-политическим) в отображении событий  одной из главных советских газет.

А.В. не говорит об этом прямо (напомним, исследование проводилось в середине 60-х гг.), но по существу речь идет о структуре «господствующих мыслей эпохи» (если воспользоваться известным выражением К. Маркса), о ценностных приоритетах и о динамике общественного сознания советского общества

Так называемые объективные факторы всегда превалировали над субъективными в советской идеологии. При этом их роль, в зеркале массовой пропаганды, а также их собственная структура не оставались неизменными за период с 20-х до середины 60-х гг,.  и это явствует из данных контент-анализа.текстов крупнейшей советской газеты.

К сожалении. А.В. Баранов, насколько мне известно,  больше не возвращался к этой теме и к этому методу в своих позднейших научных изысканиях.

А. Алексеев. 13.01.2015.

 

comments powered by Disqus