01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Дом-современник А.С. Пушкина

Дом-современник А.С. Пушкина

Автор: "Живой город" — Дата создания: 03.11.2015 — Последние изменение: 03.11.2015 А. Алексеев
Дом крестьянского поэта Федора Слепушкина (1783-1848) в Усть-Славянке, согласно официальной экспертизе, должен войти в реестр объектов культурного наследия регионального значения. (Из рассылки «Живого города»).

 

 

 

 

30 октября 2015 в КГИОП поступил акт по результатам историко-культурной экспертизы выявленного ОКН «Постоялый двор Ф.Н. Слепушкина», обосновывающий включение этого здания в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Заключение подписала эксперт Светлана Шуньгина.

Сейчас дом-памятник лежит в руинах после пожара в сентябре 2013 года.

10 декабря 2014 года КГИОП подал иск об изъятии здания у собственника, ООО «Технопарк», которое до этого долгое время отделывалось только штрафами. 9 апреля 2015 года этот иск был удовлетворен Арбитражным судом по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
К сожалению, к этому времени дом получил очень серьезные повреждения. Однако признание его «полноценным» памятником, если оно будет подтверждено КГИОП, дает надежду, что шансы на его восстановление еще есть.

Выходец из крепостных крестьян, поэт-самоучка Федор Никифорович Слепушкин был знаком с Дельвигом, Жуковским. В 1826 году за сборник стихов «Досуги сельского жителя» он удостоился золотой медали Российской академии наук. На талант крестьянского поэта обращал внимание и Пушкин.

**

 

О ФЕДОРЕ СЛЕПУШКИНЕ (1783-1848)

 Федор Никифорович Слепушкин был крепостным крестьянином. Он родился в 1783 году на Ярославщине, в деревне Малое Мочино. Когда мальчику исполнилось девять лет от роду, отец, выучив грамоте, отвез его в Москву и отдал в услужение в съестную лавку. Ярославская губерния была малоземельная, поэтому многих крестьян господа посылали на заработки в город. Прослужив семь лет, Слепушкин вернулся на родину, нанялся работником на мельницу, потом женился на дочери мельника и переселился в семьей в Петербург, где занялся мелочной торговлей и лодочным перевозом через Неву. Под влиянием прочитанных им басен Крылова Слепушкин сам стал писать басни; четыре его басни - "Лев и Волк", "Бык и Комар", "Лев и Барс", "Собака, Осел и Козлы" были в 1823 году опубликованы в журнале "Отечественные записки". Издатель журнала П. П. Свиньин, поэты Ф.Н. Глинка и Б.М. Федоров приняли большое участие в судьбе крепостного поэта, помогли ему выкупиться на волю, и он приписался к купцам третьей гильдии Окрыленный успехом своих первых стихотворных опытов, Слепушкин с увлечением отдается творчеству. В 1826 году выходит сборник его стихотворении, который назывался "Досуг сельского жителя". Российская Академия присудила автору сборника золотую медаль. А.С. Пушкин, живя в это время в Михайловской ссылке, читал, а потом и перечитывал "Досуги сельского жителя", по его собственному признанию, "все с большим и большим удивлением", находя в их авторе "истинный свой талант". Пушкин просит Дельвига: "...пожалуйста, перешлите ему от меня экземпляр Руслана и моих Стихотворений - с тем, чтоб он мне не подражал, а продолжал идти своею дорогою". Через год состоялось личное знакомство двух поэтов. (Александр Сергеевич в одном из писем не удержался от каламбура, обыгрывая две фамилии: Пушкин и Сле-Пушкин). Пушкин подсказал Слепушкину тему, которую сам разрабатывал в незавершенном стихотворении "Всем красны боярские конюшни...". В альманахе "Памятник отечественных муз на 1828 год" Слепушкиц поместил стихотворение "Конь и домовой", которое вошло во 2-е издание книги "Досуги сельского жителя". В предисловии "От издателя" указывалось: "Пиэса "Конь и домовой" сочинена Слепушкиным по задаче Александра Сергеевича Пушкина". Впоследствии Слепушкин издал еще две книги стихотворений и эпическую поэму "Четыре времени года". Простота и непосредственность первых стихотворений Слепушкина позднее сменились вычурностью и откровенной назидательностью. В своем творчестве Слепушкин почти не касался социальных мотивов, он прославлял такие добродетели русского мужика, как смирение а усердие в труде, совершенно но принимая во внимание, что труд эгот подневолен. По большей части он создавал или стихотворные этнографические описания, или буколики. Для последних характерно стихотворение "Сбор грибов и ягод", где русские крестьяне рисуются аркадскими пастушками:

...Как бархат, краснеет грядой земляника; Увидев, девица как к кладу спешит; Радостно сердце - находка велика! Сбирает в корзинку и дале глядит,

Товаркам любезным "ау" повюряет. К ней парень красивый тотчас подбежал, Взглянула,- па сердце боязнь ощущает. "Не бойся, Анюша",- ей парень сказал.

Приятное слово с приятной улыбкой Девице любезной Иван изъявлял; Анюша краснела, склонясь над корзинкой, Он ягод в услугу сбирать пособлял...

Реакционная критика поддерживала Слепушкина в его стремлении создавать далекие от жизни идиллии, видя в поэте "русского Феокрита". Белинский, напротив, не одобрял идиллических картин, создаваемых воображением поэта: "Крестьяне Слепушкина,-писал он,- похожи на тех крестьян и крестьянок, которые пляшут в дивертисментах на сцене театра". Однако ранние, отмеченные Пушкиным стихотворения Слепушкина интересны и важны для истории русской поэзии тем, что они были первыми шагами в том направлении, которое вскоре получило полное и великолепное развитие в творчестве А. В, Кольцова. Умер Слепушкин в 1848 году.

 

Из стихов Ф. Слепушкина

 ОТВЕТ МОИМ ЗЕМЛЯКАМ

По селу меня ругают

Одноземцы за стихи,

Пустомелей называют:

Вот пустился на грехи!

"Знал бы торг, весы и меры,

Да о поле б не забыл,

Чем выдумывать химеры!"

Мне знакомец говорил.

"Не в свое не суйся дело,

Были речи земляка,

"И скажу, голубчик, смело:

Стоит бить бы дурака!"

Но позвольте, сваты-други,

Вам причину объяснить:

Вить пишу я на досуге.

Так за что ж меня винить?

Рассудите вы, родные,

Лучше ль попусту гулять?

Нам минуты дорогие

Не велел господь терять!

Утром в лавке я бываю,

До обеда все тружусь,

В полдень счеты разбираю,

В вечер поздно спать ложусь.

Но урву какой часочек

От бессонницы своей,

Взяв бумажки лоскуточек,

За стихи я поскорей.

И в моем воображеньи

Жизни сельской красоты,

Как в веселом сповиденьи,

Представляются цветы.

И с бумагой разделяю

Я мечту тогда мою,

И, что в сердце ощущаю,

Я в стихах передаю.

Иногда пишу портреты

Я с родни, с детей, друзей,

Ставлю верно их приметы

В память радости своей!

Я искусства не имею,

Пред судьями вкуса нем.

Хвалят - веселюсь душою,

Хулят - не печалюсь тем.

Веселюся за трудами,

Как с палитрою сижу;

С доброй женкой и с детями

Час бесценный провожу.

Чем знакомым я мешаю?

Видит бог, не знаю сам!

Но на волю оставляю

Пересуды землякам.

 1800-е гг

 

comments powered by Disqus