01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Игорь Ефимов: Про философов и ученых

Игорь Ефимов: Про философов и ученых

Автор: И. Ефимов, "7 искусств" — Дата создания: 13.08.2013 — Последние изменение: 13.08.2013
Участники: Е. Беркович, А. Алексеев
Извлечения из недавно опубликованного в интернет-журнале Евгения Берковича «7 искусств» эссе русского писателя и философа, вот уже 35 лет живущего в США. Когда-то в 1970-х я читал его изданную не Западе под псевдонимом А. Московит «Метаполитику», не зная, что встречался с автором в доме общих друзей. А. Алексеев.

 

 

Ефимов Игорь Маркович (1937 г.р., Москва) – писатель, философ, издатель. Эмигрировал в 1978 году, живёт с семьёй в Америке, в Пенсильвании.

Автор одиннадцати романов, среди которых «Зрелища», «Архивы Страшного суда», «Седьмая жена», «Пелагий Британец», «Суд да дело», «Новгородский толмач», «Неверная», а также философских трудов «Практическая метафизика», «Метаполитика», «Стыдная тайна неравенства», и книг о русских писателях: «Бремя добра» и «Двойные портреты».

В 1981 году основал издательство «Эрмитаж», которое за 25 лет существования выпустило 250 книг на русском и английском. Преподавал в американских университетах и выступал с лекциями о русской истории и литературе. Почти все книги Ефимова, написанные в эмиграции, были переизданы в России после падения коммунизма.

Подробнее об авторе см. на его сайте: http://www.igor-efimov.com/

 

Из интернет-журнала «Семь искусств»:

Игорь Ефимов

ПРО ФИЛОСОФОВ И УЧЁНЫХ

(извлечения – А. А.)

<…>

Только люди мощного разума могут однажды усомниться в его всесильности, ибо только они в состоянии дойти до границ его.

***

Материалисты никогда не согласятся распространить столь дорогой им закон единства и борьбы противоположностей на такие две вещи, как вера и знание. Ведь в этом случае вера получила бы плацкартное место в материализме, и изгнать её оттуда было бы невозможно.

***

С философией надо обходиться так же осторожно, как с рентгеновскими лучами. Конечно, они помогают нам проникать за внешнюю оболочку явлений, добираться до их сути. Но если кто-то решит отказаться от обычного зрения и заменит свои глаза рентгеновским аппаратом, то он ничего не увидит в этом мире, кроме костей.

***

«И наконец, чтобы окончательно подготовить в ходе эволюции появление на свет нас, клопов, Бог создал человека».

***

Философы порой обрушивают на нас такой напор эрудиции, умозаключений, образов, заклятий, идей, догадок, который уже не вмещается в рамки строгого мышления, который подхватывает и несёт более слабое человеческое сознание к некой наперёд заданной цели, если при этом душа человека втайне стремилась к тому же. Таков был Гегель, таков Ницше, Шпенглер, в какой-то степени – Маркс, Сартр, Исайя Берлин.

***

Структурализм, как и прочие виды схоластики, есть попытка бегства от простой тайны искусства в головоломную псевдо-объяснённость.

***

Гениальные философские комментаторы вроде Шестова и Аверинцева не проявляют никакого интереса к мыслителям строгого ума. Их сфера – Августин и Фома Аквинский, Шпенглер и Юнг, платоники и стоики, София и Иерусалим – сумеречная ничейная земля между Верой, Знанием и Искусством. Но они никогда не коснутся в своих писаниях Канта, Шопенгауэра, Кьеркегора, Тиллиха. Ибо предощущают, что здесь им комментировать нечего: эти сказали всё, что они хотели, сами за себя.

***

Профессия учёного – обнаруживать прекрасную простоту за хаосом явлений. Профессия художника – обнаруживать прекрасный хаос за внешней простотой явлений. Немудрено, что эти двое так часто косятся друг на друга с подозрительностью и раздражением.

***

Современная теория литературы тщательно избегает прикасаться к тому, что составляет нерв искусства – к чувству, к страсти. Это считается «не научным». Предпочитают подсчитывать число слогов в поэтической строке, или гласных звуков, или с учёным видом привешивать бирку стиля, школы, направления, да кто у кого что заимствовал, да кто с кем перекликается, наполняя статьи бесконечными «см.». Получается, действительно, научно, безопасно, и можно всю жизнь оставаться в почётной компании литературных классиков, которые уже не встанут из гробов, чтобы разогнать зануд.

***

Всякий человек «помнит» путь своей эволюции, потому что каждому нужно повторить его, чтобы появиться на свет.

Мы начинаем жизнь в виде крошечного головастика. Затем несколько недель живём в виде личинки. Затем плаваем в утробе, как рыба в воде. И только потом являемся с воплем на свет Божий – «выходим из океана» на сухой воздух, прямиком в разряд млекопитающих.

Так что хватит вам, дарвинисты, рыться в земле в поисках костей! История нашего происхождения «внутрь вас есть».

***

Есть мыслители, воображающие, что отсутствие белых пятен – лучшее украшение картины мира, создаваемой ими. На самом деле, картина мира без пятнышка тайны так же противоестественна, как человек без пупка.

***

Рассуждения о судьбах человечества интеллигент начинает с того, что мысленно создаёт человека по образу и подобию своему, то есть полным благих намерений. А потом приказывает созданию своему: «С Древа познания будешь есть только яблоки Добра». И не понимает, что после такого приказа яблоки Зла наливаются для человека хмельным соком Свободы.

***

Планета Земля интересна для исследователя тем, что на ней он может обнаружить около семи миллиардов центров мироздания.

***

Тысячи алхимиков бились над поисками философского камня, не отдавая себе отчёта в том, что успех убьёт их мечту – золото мгновенно обесценится.

 Тысячи прожектёров вечного счастья для всего человечества плодят схему за схемой, не отдавая себе отчёта в том, что учреждение любой схемы обесценивает главное сокровище человеческой жизни – свободу.

***

Переустройство мира – не дело философов. Их дело – сортировка человеческих представлений о мире. А это такой хаос, что работы нам хватит на тысячелетия.

***

Мыслитель может стать популярным среди своих современников лишь в том случае, если будет говорить им по-новому то, что они знали и без него.

***

В теории восхваляют объективность мыслителей, а на деле (в наказание?) читают только субъективные книги. Ибо только такие и выживают.

***

От Гегеля и Маркса до Фрейда и Якобсона гонор мыслителя-рационалиста в отношении художника остаётся одним и тем же: «я разгадал твой секрет, у тебя нет больше тайн от меня». Но это всё равно, как если бы прозектор над разрезанным трупом стал утверждать, что ему открылась тайна жизни.

***

Вся мировая наука – от арифметики до атомной физики – ищет не истины, а максимально удобных способов сортировки похожих явлений. Главная причина отставания наук о человеке: мы не похожи друг на друга. Нас не рассортируешь.

***

Рационализм есть всего лишь красивое название для лени ума. Заучить десяток правил и не обременять свою память мыслями о миллионе исключений.

***

«Здесь он исходит из Гердера... В этих рассуждениях явно чувствуется космология Оригена... Розанов почерпнул у Леонтьева... Труды неокантианцев повлияли... Сартр отталкивается... Бердяев развивает... Хайдеггер следует...»

Ум-попрыгунчик, ум-эрудит, ум-комар, скачет с имени на имя всё быстрее, всё упоённее, будто боится, что, если остановится хоть на миг, если задержится дольше, чем на каплю высосанной крови, его тут же прихлопнет тяжёлым вопросом:

«А что если никто ни у кого ничего не заимствовал? Что если все они сходились так близко, как звери сходятся на водопой к одному источнику? Не придётся ли тогда задуматься о том, откуда вытекает источник?»

***

Каждый может описать стены своей камеры. Только гений способен пронзить их мысленным взором и описать стены своей тюрьмы.

***

Наука способна изучать только повторяющиеся явления. Всё неповторимое остаётся уделом искусства и веры.

<…>

 

Публикации И. Ефимова в интернет-журнале «7 искусств» см.: http://7iskusstv.com/Avtory/Efimov.php

comments powered by Disqus