Из жизни замечательных людей
На снимке: А. Кушнер
Извлечения из ежеквартального журнала для сотрудников детского сада №196, воспитанников и их родителей «Наш любимый детский сад», № 21 (ноябрь 2016)
Главный редактор: заведующая Макаренко Л.А.
Научный редактор: старший воспитатель Долгая А.А.
Литературный редактор: учитель-логопед Новиковская О.А.
Издатель, дизайнер: учитель-логопед Познякова Ю.В.
**
Нам уже приходилось неоднократно републиковать материалы из этого рукотворного журнала являющего собой образец современного Самиздата. На сей раз сосредоточимся на том, как самодеятельные журналисты занимаются культурным просвещением своей аудитории, приурочивая свои материалы к юбилейным датам замечательных людей. Которые, как выясняется – кто специально, а кто попутно - писали, рисовали, лепили, одним словом ТВОРИЛИ для детей, и эта тема находит приоритетное отражение в предлагаемых вниманию читателя биографиях. Автор нижеследующих тектов - О. Новиковская.
А. Алексеев. 23.11.2016.
**
Классику современной поэзии Александру Кушнеру - 80 лет
«Времена не выбирают,
В них живут и умирают».
Александр Кушнер
А.С. Кушнер — русский поэт, наш современник. Кушнер - автор более 50 книг стихов (в том числе для детей) и статей о классической и современной русской литературе.
Родился Александр Семёнович 14 сентября 1936 года в Ленинграде. Отец его был военно-морским инженером, подполковником. Во время Великой Отечественной войны ребенком А. Кушнер вместе с матерью был эвакуирован в город Сызрань. Там в 8-летнем возрасте мальчик написал свое первое стихотворение. Затем было возвращение в израненный войной Ленинград, учеба в школе и на филологическом факультете Педагогического института им. А. Герцена. После окончания института в течение 10 лет поэт работал учителем - преподавал в школе русский язык и литературу.
Печататься начал с 1956 года, а с конца 1960-х перешел на профессиональную литературную деятельность. Первый сборник его стихов под названием «Первое впечатление», вышедший в 1962 году, подвергся резкой критике, так необычны были его стихи.
С 1965 года Александр Кушнер стал членом Союза писателей СССР, а с 1987 г. членом Русского ПЕН-центра. Сейчас он главный редактор «Библиотеки поэта» (а с 1995 г. — «Новой библиотеки поэта»); член редколлегий журналов «Звезда», «Контрапункт», виртуального журнала «Арт-Петербург».
Иосиф Бродский дал общую оценку творчества поэта так: «Александр Кушнер — один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский». Стихам Кушнера свойственна скромность, даже в какой-то мере близость к прозаической речи. Мастерство поэта раскрывается при неторопливом чтении этих стихов — в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир. Александр Кушнер – поэт глубокий, тонкий, интеллигентный. Его поэзия относится к разряду серьезной философской лирики.
Стихи А.С. Кушнера переведены на многие языки: английский, немецкий, французский, итальянский, голландский, японский, чешский, болгарский, иврит.
А вот что написано в биографии поэте на персональном сайте: http://kushner.poet-premium.ru/bio.html
ХХ век в России прошел под знаком великих катастроф. Александр Кушнер считает, что осознание трагического опыта и некоторые выводы, сделанные из него — вот то главное, что составляет смысл его поэзии. Жалобы на жизнь, на ее бессмыслицу, так же как романтическое противопоставление поэта толпе представляются ему глубоко архаическими, малопродуктивными. Ты не доволен жизнью, предъявляешь претензии к мирозданию, мечтаешь «вернуть творцу билет» — нет ничего проще: миллионы «убитых задешево», как сказал Мандельштам, — с удовольствием поменялись бы с тобой судьбой, временем и местом. ХХ век в России научил человека (и поэта) дорожить простыми вещами: теплом парового отопления, постельным бельем, книгами на книжной полке, разговором с другом по телефону, женской улыбкой — всё это в любую минуту могли отнять и отнимали у тысяч людей. Вопрос заключается не в том, есть ли смысл в жизни и стоит ли жить, а в том, как достойно прожить эту жизнь, реализовать, несмотря ни на что, свои способности. Одна из форм свободы, явленной человеку (и поэзии) в ХХ веке — это интеллектуальное (и поэтическое) осмысление трагедии, преодоление ее, способность вернуть душу, «умирая, в лучшем виде».
Поэзии противопоказаны абстракции, поэзия предметна и конкретна, — в этом смысле Александру Кушнеру важен опыт его поэтических учителей И. Анненского, О. Мандельштама, так же, как их сочувствие обычному человеку, «старым эстонкам», «рядовому ездоку». При этом А. Кушнеру органично близка ориентация этих поэтов на европейские культурные достижения, «тоска по мировой культуре».
А.Кушнер не раз писал в своих эссе, утверждал в стихах присутствие поэзии в самой жизни. Кто-то позаботился о том, чтобы так заманчиво и ярко сверкали весенние облака, так пышно цвела сирень, так ритмично шумели морские волны, так много значила земная любовь. Поэзия — не выдумка поэта: поэт извлекает ее из мирового хаоса, из сырого материала жизни, озвучивает и закрепляет ее в слове».
Удивительно, но стихи Александра Кушнера для детей совсем не похожи на стихи для взрослых. Ровный, спокойный, сосредоточенный. пишет поэт для детей стихи забавные и веселые, иногда раздумчивые. Пожалуй, самые известные из них «Не шумите…» и «Если видишь на картине…». Они положены на музыку Григорием Гладковым. Послушать песенки можно по следующим ссылкам:
https://xmusik.me/q/lsy98bXo5cthl-iE3pKDs8KC26HqR6jQpNZXpd2I6pPO6M-Y3OHHuI0/
https://www.youtube.com/watch?v=O9OzV5LMbUE
А теперь почитайте Вашим детям стихи Александра Кушнера
Хорошо иметь чижа.
Хорошо иметь чижа,
Слушать пенье, не дыша.
Не шумите, помолчите:
Очень песня хороша!
Хорошо иметь щенка,
Отпустить без поводка,
Размахнуться, бросить
палку –
Принесет издалека.
Хорошо иметь кота.
Не наскучит никогда.
Он пушистый, полосатый
От макушки до хвоста.
Хорошо иметь слона!
Жаль, что комната тесна.
"Что лежит в кармане?"
Что лежит в кармане? Фишка.
Что лежит в кармане? Шишка.
Носовой лежит платок
И пластмассовый свисток.
Пистолет лежит в кармане!
И билет лежит в кармане!
Что ещё в кармане? Ручка
От старинного зонта.
И резинка, и тянучка,
И цепочка, и слюда.
Вы подумали, что это
Всё? Лежит в кармане жук.
Гайка. Лампочка. Монета.
И пистонов десять штук.
Всё, что поздно или рано
Пригодится, может быть.
Человеку без кармана
Очень трудно было б жить
**
Книжкин День рождения
В этом году исполнилось 50 лет со дня выхода в свет повести Эдуарда Успенского. «Крокодил Гена и его друзья». Как родилась эта повесть? Однажды летом Эдуард Успенский работал вожатым в пионерском лагере, читал ребятам разные книжки. Интересные книжки все скоро перечитали, а скучные никто слушать не хотел. Успенскому ничего не оставалось, как самому начать выдумывать: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом». Такая фраза у Эдуарда Успенского в голове вертелась. И вдруг… Из-за угла показались два длинных носа — ручной крысы Лариски и вредной старухи Шапокляк. Хлопнула дверь телефонной будки, и оттуда выбрался какой-то непонятный плюшевый зверь. «Это же Чебурашка!» — догадался Успенский. И стал рассказывать свою знаменитую сказку. История про Чебурашку и крокодила Гену очень понравилась маленьким слушателям.
Много позже на одной из встреч со своими маленькими читателями Эдуард Успенский рассказывал: «Наверное, у каждого из вас, ребята, есть своя любимая игрушка. А может быть, даже две или пять. У меня, например, когда я был маленьким, было три любимых игрушки: громадный резиновый крокодил по имени Гена, маленькая пластмассовая кукла Галя и неуклюжий плюшевый зверёк со странным названием — Чебурашка… С тех пор прошло очень много времени, но я всё равно помню своих маленьких друзей и вот написал о них целую книгу. Разумеется, в книге они будут живые, а не игрушечные».
Чебурашка жил в густом тропическом лесу. Однажды он нашёл ящик апельсинов, забрался в него и так оказался в другой стране, куда апельсины привезли на продажу. Он стал работать в магазине уценённых товаров и жить в телефонной будке рядом с магазином. В том же городе жил крокодил Гена, который работал в зоопарке крокодилом, а жил в отдельной квартире. Он страдал от одиночества и однажды развесил в городе объявление с предложением дружбы….
По мотивам популярной повести в 1968 году режиссёр Роман Качанов снял мультфильм «Крокодил Гена», в котором впервые появились анимационные персонажи Крокодила Гены, Чебурашки и старухи Шапокляк, визуальные образы которых принципиально не меняются до нынешнего времени.
После успеха мультфильма вышли пьесы, созданные Успенским в соавторстве с Качановым — «Отпуск крокодила Гены» (по пьесе был снят мультфильм «Шапокляк») и другие. Позже появились новые продолжения с теми же героями. В Японии по ним было выпущено несколько мультфильмов и телесериал. А в 2012 году повесть «Крокодил Гена и его друзья» вошла в список книг, рекомендованных школьникам для самостоятельного чтения.
**
115 лет со дня рождения Е.И. Чарушина – художника, чарующего детей и взрослых
Евгений Иванович Чарушин известен широкому кругу читателей прежде всего, как художник-анималист. Кто из нас не помнит его чудесных пушистых зверушек? Да и фамилия у этого человека просто говорящая – чарующая. Любовь и теплота, с которыми художник изображал животных, принесли ему не только известность, но и любовь детей и даже взрослых.
Евгений Чарушин родился 29 октября (11) ноября 1901 года в городе Вятке в семье архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов того времени. В формировании характера мальчика огромную роль сыграла его мама, Любовь Александровна. Она привила сыну горячую любовь к природе. Вместе с ней мальчик работал в саду, ухаживал за животными. А отец учил сына рисовать. Опыт, полученный в детстве, помог Евгению Ивановичу приобрести мастерство незаурядного художника.
На протяжении всей жизни Евгений Чарушин был дружен со своим земляком художником Ю.А. Васнецовым.
В 1918 году будущий художник закончил среднюю школу, и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта (шла Гражданская война). А в 1922 году, по окончании службы, Чарушин вернулся в Вятку. Некоторое время начинающий художник учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата. Осенью того же года Евгений Иванович переехал в Петроград, и поступил на живописный факультет Академии художеств. После ее окончания молодой художник пришёл в детский отдел ленинградского Госиздата. Первой книгой, иллюстрированной Е.И. Чарушиным, был рассказ Виталия Бианки «Мурзук». Был Евгений Иванович и постоянным автором детского журнала "Чиж".
Рисованные зверушки Чарушина понравились читателям, и художник стал иллюстрировать не только книги других писателей, писавших для детей (К.И.Чуковского, С.Я. Маршака, М.М. Пришвина, В. В. Бианки), но и свои собственные: «Волчишко и другие»; «Никитка и его друзья» (где главный герой — сын автора), серии рассказов про Тюпу и про Томку.
В 1941 году после начала Великой Отечественной войны Евгений Иванович эвакуировался из Ленинграда в Киров. Там он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Он продолжал работать над книгами; кроме того занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на Ленинградском фарфоровом заводе. (Эстампы и мелкая пластика по духу были близки его книжным иллюстрациям ).
Умер Е.И. Чарушин 18 февраля 1965 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
Писатель и художник Евгений Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эти книги о природе: зверях, птицах, об охоте и о самих детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура и книги экспонировались на многих международных выставках (в Софии, Лондоне, Париже).
По рисункам Чарушина на киностудии Союзмультфильм режиссером Ф. Хитруком был снят мультипликационный фильм «Топтыжка»:
https://www.youtube.com/watch?v=Tm38yYZKir8
**
Веселый зоопарк Натальи Тырковой
Рассказывая о писателе и художнике Евгении Чарушине нельзя не вспомнить еще об одном художнике и скульпторе нашего города - Наталье Дмитриевне Тырковой (1928- 2015). Не одно поколение советских детей выросло на ее игрушках. Более тридцати лет художница занималась созданием анималистической игрушки. По ее моделям игрушки выпускались на разных предприятиях страны, но все же, основная деятельность Н.Д. Тырковой была связана с двумя крупными производствами Ленинграда: Охтинским химическим комбинатом (позднее переименованным в НПО «Пластполимер») и заводом «Красный треугольник». Именно здесь появлялись, а потом расходились по всей стране удивительные резиновые и пластмассовые звери, ставшие неотъемлемой частью детства советских ребят.
Все началось с того, что бабушка маленькой Наташи заметила, что ее внучка замечательно рисует. Бабушка отнесла рисунки в школу при Академии художеств, куда девочку тут же и приняли. Во время учебы Наташе особенно нравилось рисовать животных. (На всю жизнь самыми любимыми ее персонажами остались кошки).
Началась война. Всю блокаду Наташа вместе со своими близкими провела в осажденном Ленинграде. 13-летняя девочка закончила ремесленное училище и тут же встала к токарному станку, на котором вытачивала детали для легендарных «Катюш». После войны юная Наташа, как и многие ее сверстники, получила медаль «За оборону Ленинграда».
В 1945 году Н.Д. Тыркова поступила в Училище им. Мухиной на факультет художественной обработки металла, так как опыт работы с этим материалом у нее уже был. Одной из работ художницы стали металлические детали интерьера станции метро Балтийская в Ленинграде. Когда Вы окажитесь в вестибюле этой станции, обратите внимание на люстры и металлические барельефы с якорями на стенах – это работы Н.Д. Тырковой.
После войны страна отстраивала разрушенные города, переводила на мирные рельсы работу военных предприятий. Так возник в городе Загорске НИИ Игрушки. В 1953 г. Наталью Дмитриевну направили туда на работу. Проработала она там всего год, но за это время смогла познакомиться с технологией изготовления игрушек из различных материалов.
Спустя некоторое время появились на полках магазинов игрушки резиновые и пластмассовые птицы и звери Натальи Тырковой: симпатичные кошки, собачки, медведи, зайцы, белки, лягушата, синички,страусы…
С точки зрения автора этих маленьких скульптур, основная задача анималистической игрушки - «воспитание доброты ко всему живому в маленьком человеке». И, действительно, ее зверюшки вызывают искреннюю симпатию. Они не просто милы, они привлекательны своим сходством с реальными животными. Ведь, по мнению художницы, игрушка может быть и стилизована, и близка к натуре, но она обязательно должны быть узнаваема.
Чтобы добиться этого Наталья Дмитриевна не один день провела в Ленинградском зоопарке, работая с натуры. По воспоминаниям художницы, самое интересное время там было весной, когда у обитателей зоопарка появлялись детеныши.
К сожалению, в наше время подобные игрушки уже не встретишь в магазинах. Но в детском саду № 196 Кировского района, где я работаю, еще сохранилось несколько очаровательных зверят из веселого резинового зоопарка художницы Натальи Дмитриевны Тырковой. Их не спутаешь с другими игрушками.
Справедливости ради, надо отметить, что деятельность члена Союза художников Н.Д. Тырковой из секции декоративно-прикладного искусства не ограничивалась созданием одних игрушек. Художница также занималась садово-парковой скульптурой, резьбой по металлу и художественной обработкой камня, много работала акварелью. Но в каждый дом, где в 60-90-х годах прошлого века были дети, ее работы вошли именно в виде симпатичных игрушечных животных.
Пользуясь случаем, хочу сообщить, что осенью этого года в Музее СССР «Мир детства» проходит выставка игрушек и рисунков, ушедшей в прошлом году из жизни, художницы Н.Д. Тырковой. Очень советую посетить эту выставку. Ее экспонаты будут интересны всем: и большим, и маленьким. Даже солидные взрослые, смогут на время вернуться в счастливое детство, увидев в витринах музея свои любимые игрушки.
(Адрес музея: СПб, Петроградская сторона, ул. Пионерская, дом 2. Музей работает все дни кроме понедельника. Выставка игрушек и рисунков Н.Д. Тырковой будет открыта до 06.11.2016.).
**
110 лет со дня рождения великого русского композитора Дмитрия Шостаковича
Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович в Санкт-Петербурге 12(25) сентября 1906 года. Родители его были родом из Сибири, куда деда будущего композитора сослали за участие в народовольческом движении. Отец мальчика был инженером-химиком и страстным любителем музыки. Мать училась в свое время в консерватории, была хорошей пианисткой и педагогом. В семье, кроме Дмитрия. росли еще две девочки. Старшая сестра Мити - Мария - впоследствии стала пианисткой.
По вечерам, уложив детей спать, родители часто музицировали. В такие вечера маленький Митя вылезал из кроватки и шел к двери, из-за которой слышались волшебные звуки музыки. Родители не раз находили мальчика спящим возле этой самой двери.
Когда Мите исполнилось 8 лет, началась Первая мировая война. Тогда же мальчик написал свое первое музыкальное произведение «Солдат». В 1915 году Митю отдают в гимназию, а первым учителем музыки становится его мама - Софья Васильевна. Затем Митя начинает учебу в музыкальной школе знаменитого педагога И.А. Гляссера.
Уже в 14-летнем возрасте Д. Шостакович поступает в Петроградскую консерваторию. В 1920-е годы в консерватории зимой не было отопления, туда плохо ходил транспорт… Многие бросали музыку. Но Дмитрий, упорно продолжал обучение. Тяжёлая жизнь, при полуголодном существовании, привела к сильному истощению. К тому же в 1922 г. умер отец, и семья осталась без средств к существованию. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Дмитрий устраивается пианистом-тапёром в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказывает начинающему композитору Глазунов, который сумел выхлопотать талантливому студенту дополнительный паёк и персональную стипендию. Окончил консерваторию Шостакович сразу по двум классам: в 1923 году по фортепиано, а через два года по композиции.
Первым значительным произведением Дмитрия Шостаковича стала Симфония № 1 – его дипломная работа. В 1926 году состоялась ее премьера в Ленинграде. Знаменитый дирижёр Бруно Вальтер, пришел в восторг от симфонии и попросил автора прислать ему партитуру произведения в Берлин. В ноябре 1927 года состоялась премьера симфонии Шостаковича в Берлине, а через год в США. Зарубежные премьеры этого произведения сделали молодого русского композитора всемирно знаменитым. Воодушевленный успехом, Дмитрий Шостакович пишет 2-ю и 3-ю Симфонии, оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» (по произведениям Н. Гоголя и Н. Лескова).
Критики восприняли оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» с восторгом, но И. Сталину она не понравилась (ведь последняя сцены этого произведения, изображает заключенных). Тут же в газете публикуется резко отрицательная статья - «Сумбур вместо музыки». Затем появляется еще одна статья - «Балетная фальшь», в которой разгромной критике подвергается балет Шостаковича «Светлый ручей». Гонения на композитора продолжаются. Д.Д. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 году стал профессором. Но жесткая критика «вождя народов» лишила его работы в консерватории. (Лишь спустя 13 лет Шостакович вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории). От дальнейших неприятностей его спасло появление 5-й Симфонии, которую Сталин неожиданно прокомментировал: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику».
Великая Отечественная война застала Дмитрия Шостаковича в Ленинграде. Композитор начал работу над 7-й Симфонией. Произведение, получившее название «Ленинградская симфония», впервые было исполнено 5 марта 1942 года в Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. Через четыре дня она прозвучала в Колонном зале московского Дома Союзов, а 9 августа ее исполнили в блокадном Ленинграде. Это произведение стало символом борьбы с фашизмом и стойкости ленинградцев
Композитор получил несколько Сталинских премий и почетных званий. Но в 1948 году над Шостаковичем вновь сгущаются тучи. Его музыку называют «чуждой советскому народу». Подчиняясь партийному диктату. Шостаковичу приходится «осознать свои ошибки». В его творчестве появляются произведения военно-патриотического характера и лишь тогда «трения» с властью прекращаются. В 1957 году композитор становится секретарем Союза композиторов СССР, а в 1960 году его вынуждают вступить в КПСС. Последним сочинением Д.Д. Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.
Способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и искусством оркестровки в сочетании с эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали музыкальные произведения Шостаковича яркими и самобытными. Вклад композитора в развитие музыки XX века признан выдающимся, а жанровое и эстетическое разнообразие его произведений поражает. Д.Д. Шостакович писал симфонии, прелюдии, фуги, оратории, увертюры, кантаты, оперы, балеты, оперетты, концерты, романсы, песни, музыку к кинофильмам, музыку для детей…
Теперь несколько слов о характере и личной жизни композитора. По воспоминаниям близких, с детства он был очень робок. Первой его любовью стала 10-летняя девочка Наташа, которой тринадцатилетний Митя посвятил небольшую музыкальную прелюдию. В 1923 году начинающий композитор познакомился со своей ровесницей студенткой консерватории Таней Гливенко. Семнадцатилетний юноша без памяти влюбился в красивую, хорошо образованную девушку. У молодых людей завязались романтические отношения. Именно Татьяне он посвятил свою 1-ю Симфонию и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Несмотря на пылкую любовь, Дмитрий так и не решился сделать девушке предложение. В результате Татьяна вышла замуж за другого своего поклонника. Только через три года Шостакович набрался храбрости и предложил своей музе бросить мужа и выйти за него замуж. Но Татьяна, отказалась, ведь она ждала ребенка.
Дмитрий Шостакович женился на Нина Варзар - молодой студентке университета. (Она была астрофизиком). У супругов родились двое детей: дочь и сын. После ранней кончины супруги Шостакович остался один с детьми-подростками. Композитор стал искать себе новую спутницу жизни. Брак с М. Кайоновой (сотрудницей ЦК ВЛКСМ) был непродолжительным, а третья жена - Ирина Супинская (редактор издательства «Советский композитор») заботилась о великом композиторе до конца его жизни.
В 70-е годы XX века Шостакович написал вокальные циклы на стихотворения Марины Цветаевой и Микеланджело, 13, 14 и 15 струнные квартеты и Симфонию № 15. Последним его сочинением стала Соната для альта и фортепиано.
В конце жизни Шостакович болел раком. В 1975 году композитора не стало. Похоронен Д.Д. Шостакович на Новодевичьем кладбище в Москве.
Д.Д. Шостакович сочинял произведения не только для взрослых, но и для детей. Шедевром мировой классической музыки считается его детский сборник «Танцы кукол». Эта музыка легка и проникновенна, развивает фантазию, дает покой и умиротворение.
В 1985 году был создан мультфильм «Танцы кукол» на музыку Шостаковича. Мультфильм интересен как взрослым, так и детям. Его можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=uAuc8B6TUdk
**
120 лет со дня рождения сказочника Евгения Шварца (1896-1958)
«Давайте принимать жизнь такой, как она есть.
Дождики дождиками, но бывают и чудеса,
и удивительные превращения, и утешительные сны».
Евгений Шварц
Евгений Шварц родился 9 (21) октября 1896 года в городе Казань в семье врача и акушерки. Оба родителя происходили из еврейских зажиточных интеллигентных семей. Большую часть детства и юность Евгений провел в городе Майкопе. После окончания майкопского реального училища, в 1914 году, Евгений поступил на юридический факультет Московского университета. Но вскоре понял, что выбрал не тот путь. Его манили театр и литература.
Осенью 1916 года будущего писателя призвали в армию. После Октябрьской революции Шварц поступил в Добровольческую армию Корнилова. Во время одного из штурмов прапорщик Шварц получил тяжелую контузию, от которой страдал всю последующую жизнь – у него дрожали руки.
Писать Евгений Львович начал в 1923 году, когда уехал на лето в Донбасс. Работал он там под псевдонимом Дед Сарай, сочиняя фельетоны для местной газеты «Забой». Затем Шварц был литературным секретарем Корнея Чуковского, а с 1924 г. началось его сотрудничество с Самуилом Маршаком – Шварц писал для детских журналов «Ёж» и «Чиж». В 1925 году была издана первая детская книга начинающего писателя «Рассказы старой балалайки». Она имела успех. Позже появились и другие книги для детей: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и др. В 1929 году Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца «Ундервуд». В 1934 году Евгений Шварц стал членом Союза писателей СССР.
Его следующая пьеса «Тень», написанная по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, была сразу же изъята из репертуара театра, поскольку цензоры усмотрели в ней политическую сатиру и скрытый подтекст. Шварц, несмотря на неудачу, продолжает работать много и плодотворно: сочиняет повести, рассказы, стихи, пьесы, смешные подписи к рисункам в журналах, сатирические обозрения, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии.
Во время Великой Отечественной войны писатель работает в блокадном Ленинграде, отказываясь уезжать. Позже вместе с театром он все же эвакуируется в город Киров (Вятка), где пишет пьесы: «Одна ночь» - о защитниках Ленинграда, «Далекий край» - об эвакуированных детях. Когда в Душанбе эвакуируется Ленинградский театр Комедии, Шварц переезжает туда.
В Душанбе в 1943 году писатель работает над пьесой «Дракон», которая была поставлена вскоре после войны. Но спектакль «Дракон», так же как и «Тень», был снят с репертуара сразу после его премьеры в Ленинградском театре комедии.
Евгений Шварц продолжает писать для театра и кинематографа. Наиболее значимые его работы для кино того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон-Кихот». В его фильмах снимались такие блистательные актеры, как Фаина Раневская, Толубеев, Черкасов, Гарин и другие.
Первый сборник пьес для взрослых Евгения Шварца увидел свет лишь после смерти Иосифа Сталина. А в 1956 году состоялось знаменательное для писателя событие – премьера его произведения «Обыкновенное чудо», над которым автор работал более 10 лет. В этом же году он стал членом худсовета Театра комедии Ленинграда.
Первой супругой Евгения Шварца была актриса театра в Ростове-на-Дону Гаянэ. Шварц добился ее согласия на брак благодаря своему экстравагантному поступку – в ноябре он прыгнул в ледяной Дон на глазах у возлюбленной. У супругов была дочь.
Второй любовью Шварца стала Екатерина. Когда писатель с ней познакомился, она была уже замужем. Евгений Львович долго мучился, так как не хотел причинять боль своей жене и маленькой дочке. Однако, пройдя через разводы, пара все-таки соединилась. Со второй женой Евгений Шварц прожил 30 лет, до последнего своего вздоха. Друзья говорили, что в Волшебнике из «Обыкновенного чуда» узнается сам Шварц, а в жене Волшебника – Катя. В самом деле, пьеса была написана о ней и для нее.
В 1956 году Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта. Был ему 61 год. Похоронен писатель на Богословском кладбище. А через 2 года после смерти Волшебника его жена Катя покончила с собой.
Илья Эренбург охарактеризовал Е.Л. Шварца как «чудесного писателя, нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить». Вениамин Каверин называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству». В ответ на похвалы его юмору и стилю Шварц признавался, что писать пока учится, – в точности как волшебник-паж из его сценария к фильму «Золушка» признавался, что только учится быть волшебником, – и ради выработки стиля ежедневно заполнял своими огромными дрожащими буквами по странице толстой конторской книги. Вписывал он туда главным образом воспоминания и литературные портреты, объединенные позже в цикл «Телефонная книжка». Это была, действительно, очень точная и сильная проза. А лучшим своим сочинением Шварц считал не «Тень» или «Дракона», хотя и любил их, – а драму «Одна ночь» – о том, как переживали блокаду самые обычные, простые ленинградцы. При жизни Шварца она так и не была поставлена из-за того, что в ней якобы не хватало «героического начала». Это трагическая и светлая пьеса о том, как мать прорывается в Ленинград сквозь кольцо блокады, чтобы спасти умирающую от голода дочь, не понравилась театральным цензорам, и Шварц – никому не показывавший, как тяжел ему запрет любимой пьесы, – шутил с другом-завлитом: «Надо, наверное, пьесу про Ивана Грозного написать. Назову «Дядя Ваня».
Очень хочется посоветовать нашим будущим первоклассникам и их родителям вместе посмотреть замечательный художественный фильм по произведению Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени»: https://www.youtube.com/watch?v=rmyF-XTrHeU
Фильм старый (1964 года), но замечательный.
Кроме художественного в 1978 г. был снят и мультипликационный фильм:
https://my.mail.ru/mail/myaisha/video/2393/2398.html
**
День рождения мультфильмов
28 октября считается Днем рождения анимационного кино. В этот день в 1892 г. французский изобретатель, художник Эмиль Рейно пригласил зрителей посмотреть невиданное раньше шоу - "оптический театр". В Париже, в музее Гревен, изобретатель впервые публично продемонстрировал свой аппарат праксиноскоп, показывающий движущиеся картинки. Рейно продемонстрировал зрителям ленту "Вокруг кабины", в которой был юмористический сюжет. В этом первом мультфильме было около 500 рисунков, рассчитанных на показ в течение 12 минут. Так французский художник Рейно стал отцом анимационного кино.
Идея отмечать Всемирный день мультфильмов возникла лишь в 2002 г. и с тех пор этот день празднуется во многих странах мира. В этот день аниматоры со всего земного шара обмениваются программами фильмов и устраивают публичные просмотры. Сеансы мультфильмов одновременно проходят во многих странах.
В России этот день отмечается с 2007 г. Премьера празднования Всемирного дня мультфильмов в России была посвящена памяти, безвременно ушедшего в том году, режиссера Александра Татарского - автора популярных мультипликационных фильмов "Пластилиновая ворона", "Следствие ведут Колобки", "Падал прошлогодний снег" и основателя крупнейшей в стране анимационной студии "Пилот".
Гвоздем программы стала церемония открытия памятника Пластилиновой Вороне в Санкт-Петербурге в киноцентре "Родина".
**