«Культурное гнездо» на Садовой ул., д. 14
См. ранее на Когита.ру;
- Человек, «зовущий живых», и живые откликаются на этот зов
**
Товарищи-граждане, в начале декабря во Дворце проходили Анциферовские чтения, на которых в цикле "Петербургские гнёзда" был представлен и наш ПАРАДИЗ. Текст для представления подготовил наш общий друг Владимир Аксельрод с небольшой моей помощью. Думаю, для тех, кто не так давно присоединился к нашему сборищу, будет небесполезно узнать историю этого «вертепа». Персональные хвалы в собственный адрес отношу к доброму сердцу Владимира Ильича.
И напоминаю - завтра Старый новый год, наш главный праздник.
СПб городской Дворец творчества юных <spb_kraeved@mail.ru>
Н. Сидорова (12.01.2017).
**
В.И. Аксельрод
«Культурное гнездо» на Садовой ул., д.14
(К 37-летию Петербургского творческого клуба«Парадиз»)
Клуб творческой интеллигенции «Парадиз», основателем и бессменным лидером которого уже почти 37 лет является известная в постсоветское время журналистка Наталия Николаевна Сидорова, по-своему уникальное явление в культурной жизни Петербурга, сопоставимое с петербургскими салонами XIX века и арт-кафе начала XX. На протяжении уже более трех десятилетий клуб объединяет представителей творческой интеллигенции города, музыкантов, художников и литераторов, политиков и философов, педагогов и краеведов. Встречи клуба (а за прошедшие годы их состоялось уже более 700), проходят в старинном доме на углу Невского проспекта и Садовой улицы, 52/14, то-есть в самом центре города, в гостеприимной квартире Н.Н. Сидоровой. Дом этот известен жителям нашего города, прежде всего по Театру марионеток им. Евгения Деммени. Но знатоки истории Петербурга знают, что в этом угловом трехэтажном здании, возведенном еще в 1787 год, сменившим многих владельцев, но несмотря на последующие перестройки, сохранившего в целом свой облик в формах строгого безордерного классицизма, в начале XIX века размещалась Театральная школа под руководством И.А. Дмитриевского. Его воспитанницей здесь была великая трагическая актриса Е.С. Семенова. С 1881 года в этом здании располагались контора и магазин: владельца фортепьянной фабрики и этого дома К.И. Шредера. На рубеже веков петербуржцы приходили сюда, чтобы осмотреть торгово-промышленный музей. Тогда же в этих стенах протекала работа редакции газеты «Новое время» и «Вечерняя время», а с 1923 - 1937 – проходили заседания кружка любителей камерной музыки, позже выступали В.В. Софроницкий, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Л.Н.Оборин, В.С. Горовец. Наконец, с 1937 года здесь размещается театр марионеток, носящий имя его создателя Е.С. Деммени[1]. Продолжением этих культурных традиций является и деятельность клуба творческой интеллигенции «Парадиз».
Тематика встреч в клубе необычайно разнообразна. Начиналось все в 1980 году с музыки, романсов и стихов, но потом жизнь страны и города резко изменилась.
Во время становления российской демократии, когда Н.Н. Сидорова стала представителем еще Ленинградского радио в Москве, а потом вела пресс-клуб при газетах «Смена, «Невское время» и «Вечерний Петербург»,
на встречи «Парадиза» начали часто проходить политики. В основном это были депутаты демократического Ленсовета Марина Салье, Александр Винников, Наталья Евдокимова, Юрий Нестеров (позже депутат Государственной Думы) и Госдумы первых двух созывов – Ирина Хакамада, Галина Старовойтова, Артем Тарасов, Глеб Якунин, Юлий Гусман и многие другие; а также видные государственные деятели – председатель Верховного Совета Белорусской республики, ученый-физик С.С. Шушкевич и президент Литвы Витаутас Ландсбергис, экономист Андрей Илларионов, Владимир Мукусев тележурналист, один из ведущих самой популярной в то время телевизионной передачи «Взгляд».
Политика и сейчас интересует членов ПАРАДИЗа, поэтому в гости на Садовую приходят Дмитрий Травин и Владимир Гельман, социолог Андрей Алексеев. Но чаще все-таки в клубе сейчас говорят о культуре. Ни одна встреча в «Парадизе» не обходится без стихов или художественного слова. Среди гостей клуба в разные годы – поэты А.С. Кушнер, Ася Векслер (она же и художник. автор эмблемы клуба), Вадим Халупович, Олег Левитан, Татьяна Вольтская, Вадим Жук, Татьяна Семенова и Виталий Дмитриев. Есть в клубе и свои поэты. Не один сборник стихов выпустила Наталья Аккуратова, известный в городе организатор вечеров бардовской песни. Среди членов клуба Ирма Кудрова литературовед, исследователь жизни и творчества Марины Цветаевой.
Самые добрые воспоминания сохранились у «парадизовцев» о безвременно ушедших из жизни директорах клуба – инженере и предпринимателе Викторе Мешковском и литераторе, кораблестроителе и ученом, Давиде Чапкисе, авторе бестселлера начала XXI века «Адмирал Нахимов» о трагической гибели пассажирского лайнера. Он провел собственное независимое расследование и пришел к сенсационным выводам, представленными в книге.
Свой в клубе с момента его основания в прошлом детский врач, поэт, композитор, литератор и педагог, автор десятков песен на слова поэтов XIX-XX веков, урожденный петербуржец, а ныне москвич – Михаил Кукулевич. В ноябре 2016 года в музее А.А. Ахматовой в Фонтанном доме прошел его вечер, посвященный 25-летию О.Э. Мандельштама. На встрече в «Парадизе» и на страницах своего поэтического сборника «В граде вечного ненастья» Михаил Анатольевич признавался:
«Я москвичом не стану никогда
Хоть проживи сто лет я в этом городе.
Течет судьбы моей прозрачная вода
По мостовым его, и все же в вечном голоде
Моя душа, зачем не знаю сам,
Совсем к другим стремится берегам.
Хоть ни кола и ни двора там нет, -
Есть горстка малая друзей старинных –
Душа тотчас справляет именины,
Завидев крыш его жемчужный свет…»[2].
«Горстка малая друзей старинных» - это прежде всего обитатели квартиры Н.Н. Сидоровой и гости «Парадиза». Прожив уже несколько десятилетий в столице, поэт навсегда сохранил верность родному городу.
«И сколько ни бродил бы я по свету,
В какие б ни влюблялся города,
Но званьем Ленинградского поэта
Я дорожил всегда, всегда, всегда,
Ведь только здесь, под этим хмурым небом,
Стою я, от волненья чуть дыша,
И здесь душа не просит и не требует!
А все отдать готова – до гроша»[3].
Еще одним другом «Парадиза» давно уже стал поэт, бард, ученый Александр Городницкий. Приезжая из столицы в родной город он иногда приходит на «огонек» в дом на Садовой, а его 75-летний юбилей клуб отметил в арт-кафе «Бродячая собака». Одно из его стихотворений так и называется «Меж Москвой и Ленинградом»:
Меж Москвой и Ленинградом –
Вот и жизнь моя прошла…»[4].
Одна из любимых у «парадизовцев» его «Ленинградская песня»:
«Мне трудно, вернувшись назад,
С твоим населением слиться,
Отчизна моя, Ленинград,
Российских провинций столица…»[5].
Барды на всем протяжении истории «Парадиза» были желанными гостями в доме на Садовой, 14. Среди них такие известные авторы-исполнители как Борис Полоскин, Александр Генкин, Дмитрий Быковицкий, Виктор Федоров, Валентин Вихорев, упомянутые выше Александр Городницкий,Михаил Кукулевич и Эдуард Гиршов. На многих клубных вечерах звучали под гитару берущие за душу песни о Петербурге и любви и те, которые исполняются в больших концертных залах города и те, что пели у костра многие поколения ленинградцев. Гостями «Парадиза» были и ансамбли известные в городе, - старинной музыки «Новая Голландия» и «Коттедж».
Но музыкантом №1 в «Парадизе», безусловно, является Сергей Михайлович Слонимский. Он друг клуба еще с 1990-х, а два года назад он провел здесь несколько своих творческих вечеров. На одном он рассказывал об отце, участнике объединения «Серапионовы братья», о легендарном «Диске» (Доме искусства на Мойке, 59) и обитателях знаменитого «дома с писательской надстройкой», где композитор живет уже несколько десятилетий. Еще один вечер был посвящен развитию мелодики в музыкальном искусстве XX века, а также современным композиторам-петербуржцам. Члены «Парадиза» по приглашению Сергея Михайловича обычно присутствуют на всех премьерных исполнениях его новых произведений.
Из последних ярких впечатлений – встреча в «Парадизе» с
Д.И. Соллертинским, в прошлом директоре Большого зала Филармонии, который поделился своими воспоминаниями о отце, выдающемся музыковеде-просветителе и его близком друге Дмитрии Шостаковиче.
Музыка на вечерах «Парадиза» звучит постоянно как в исполнении профессиональных музыкантов и певцов, так и любителей-дилетантов, в высоком понимании этого слова. Музыкальные вечера здесь в разные годы были посвящены произведениям Михаила Глинки, городским романсам, бардовской песне, и ежегодно в день Победы – песням Великой Отечественной войны. А за пианино многократно садились поэт и композитор Наталья Благословенская, пианист-импровизатор Юрий Рапопорт и даже известный кинорежиссер Юрий Мамин
Не перестаешь удивляться многогранности талантов «парадизовцев». Один из них, композитор, поэт, аниматор Михаил Лихачев со своим аккордеоном умеет через песню и игру так «завести» парадизное собрание, что члены клуба радуются как дети. А еще он автор уникальных художественных фотографий Павловского парка.
Еще одна группа постоянных участников клубных вечеров на Садовой, 14 – художники. Первым президентом клуба был известный петербургский график Рудольф Яхнин, рано ушедший из жизни. Главной темой его графических мостов были парусные корабли. Знавший Яхнина по встречам в «Парадизе» Александр Городницкий посвятил ему одно из своих стихотворений, в котором очень точно и образно выразил суть его творчества. С уважением к памяти первого президента «Парадиза» процитирую его полностью:
«Художник, склонясь над гравюрой,
Старинные режет суда,
Под ними поверхностью бурой
Мятежная дышит вода.
Их реи мелькают, как спицы,
Сшибая звезду на лету.
Над ними безумная птица
Несётся, крича, в темноту.
Художник на чёрной картине
Старинные строит суда.
Растёт стапелей паутина,
Кипит трудовая страда.
Над Новоголландскою верфью,
Где гости гуляют и пьют,
Роняя цветы фейерверка,
Взлетает победный салют.
И сам я стою, как привязан,
От автора невдалеке,
Завидуя точному глазу,
Уверенной этой руке.
Мне слышится ветра музыка,
И чаек прерывистый плач,
А ночью приснится Языков
И море, лишённое мачт[6].
В квартире Н.Н. Сидоровой на Садовой, 14 можно увидеть ряд графических работ Рудольфа Яхнина и его автопортрет.
Сегодня среди членов клуба – график и живописец однофамилец первого президента «Парадиза», Олег Яхнин, без новых работ которого не обходится ни одна крупная выставка в Союзе художников и в Манеже, книжный график Анатолий Гетманский, мастер «песочной живописи» Ирина Быкова-Голдовская, пейзажист Евгений Барский, проникновенно запечатлевший на своих полотнах красоту Камчатки и ее вулканов. На встречи в «Парадиз» приходили скульпторы Михаил Шемякин и Лев Сморгон. Особо следует сказать о художнице НаталииТырковой, прекрасном анималисте. Её «портреты» зверей, в основном кошек, ее резиновые и пластмассовые игрушки стали настоящим открытием в анималистике. Нельзя не упомянуть и Наталию Храмихину, создавшую уникальную коллекцию кукол, не раз представлявшихся на ее персональных выставках. На многие годы в «Парадизе» прописались мастера художественных фотографий. Одним из первых в клуб пришел Григорий Земцовский, а вслед за ним членами клуба стали Борис Конов, Марина Ларионова, Владимир Меклер. На своих снимках они запечатлели «коллективный портрет» участников встреч в «Парадизе» за последние десятилетия.
Нельзя не упомянуть и известных кинематографистов, побывавших в доме на Садовой, 14 – Юрия Мамина и Костантина Артюхова, киноведа Юрия Шуйского. Их творческие вечера в «Парадизе» надолго сохранились в нашей памяти, как и встречи с путешественниками самой яркой из которой была встреча с легендарным Федором Конюховым.
Как истинные петербуржцы члены клуба проявляют неизменный интерес к истории города. Свои авторские вечера провели в клубе его старожилы Владимир Борисович и Маргарита Яковлевна Айзенштадты, Арсений Семенович Дубин, экскурсоводы Лев Барон и Дмитрий Резников, педагоги-краеведы Владимир Аксельрод и Наталия Королева. Гостем «Парадиза» бывал писатель и историк Яков Аркадьевич Гордин.
Многие годы участники клуба дружат с известным архитектором Вениамином Фабрицким, автором первого проекта историко-культурного центра в «Новой Голландии», который, к сожалению, так и не был осуществлен. Вместе с ним парадизовцы одними из первых петербуржцев побывали на этом острове.
Имея такой мощный творческий потенциал, клуб одним из первых в начале 1990-х выпустил историко-художественный календарь с памятными датами Петербурга, текст которого подготовил Лев Барон, а графическое оформление осуществил Рудольф Яхнин. Предисловие к этому изданию написал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Своеобразной формой творческого отчета «Парадиза» перед петербуржцами стали выставки: в агентстве Интерфакс, в Доме журналистов, посвященная 25-летнему юбилею клуба, в новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте. На них были представлены живописные и графические работы, художественные фотографии, поэтические сборники, книги о Петербурге, созданные членами клуба. В 1999 году состоялась презентация клуба в Москве, организованная при финансовой поддержке сенатора Сергея Васильева и предпринимателя Леонида Левина. Часто помогал клубу материально и бизнесмен Дмитрий Поздняков, к сожалению, уже ушедший из жизни.
В год празднования 300-летия Петербурга клуб организовал поездку петербургских бардов в Германию. Они там с большим успехом выступили в нескольких городах.
В Доме на Садовой сложилось много интересных традиций, таких, например, как величальная песня, которой члены «Садовой семьи» встречают новых гостей, передавая из рук в руки «золотую розу», откованную в свое время Давидом Чапкисом и его сыном–кузнецом. Есть цикл традиционных праздников - веселый карнавал-капустник на Старый Новый год, сжигание во дворе дома чучела «масленицы», конкурс расписных пасхальных яиц, вечер песен и воспоминаний о Великой Отечественной войне в день Победы, встреча европейского Рождества 25 декабря и, конечно же, «Наташник» 8 сентября - открытие очередного клубного сезона и именины Наталий. В традициях клуба также коллективное посещение новых выставок и концертов, прогулки по городу со знатоками его истории, выезды в Пушкин, Павловск, Петергоф и другие пригороды.
В 1990-е годы многие члены клуба оказались не только в Москве, но и за рубежом: в Германии, Израиле, Франции, Америке. Верные традициям «Парадиза», они создали там его подобия для своих соотечественников, а члены клуба приезжают к ним в гости. Такими посланниками русской культуры стали Тамара и Владимир Любезновы и Наталия Благословенская в Аугсбурге, дочь Наталии Николаевны Маша в Ландсхуте, Сергей Яхнин в Гамбурге (это все Германия) Нелли Милосердоваи и Михаил Клушанцевв в Калифорнии, художник Елена Козина – во Франции, Вадим Халупович, Ася Векслер, Валентина Скропышева – в Израиле.
Что же притягивало и продолжает притягивать в клуб все новых и новых людей? В первую очередь, особая задушевная атмосфера, установившаяся на его вечерах, которую Сент-Экзюпери назвал «роскошью человеческого общения», ну и, конечно же, личность создателя и бессменного руководителя клуба «Парадиз» Наталии Николаевны Сидоровой.
[1] Кириков Б.М. Кирикова Л.Л. Петрова О.В. Невский проспект. День за днем. 2-е изд. испр. – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2006. С. 217-220.
[2]Кукулевич М.А. «В граде вечного ненастья». Стихотворение. – М.: Богородский печатник, 2015. С. 218.
[3]Там же, с.191
[4]Городницкий А.М. Стихи и песни. – М.: Яуза, издательство «Э», 2015. С. 94.
[5] Там же, с. 121.
[6]Городницкий А.М. Стихи и песни. Указ.изд. С.287-288.
**
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Я очень рад, что могу опубликовать этот исторический (без преувеличения) документ, описывающий славную историю уникального «салона рубежа XX и XXI веков», созданного Натальей Сидоровой в Ленинграде-Петербурге. Горд засвидетельствовать и свою причастность, хоть к сожалению, и не был регулярным участником (посетителем) этого домашнего клуба. Зато «ввел» в эту компанию свою дочь, а также дочь своей супруги Зинаиды Вахарловской.
(Думаю, такая практика обновления состава «парадизовцев» заурядна)..
Н. С. просила, по возможности, дополнить этот творческий отчет запомнившимися каждому событиями, встречами, деталями… Из не отраженного в тексте В. Аксельрода, мне вспоминаются встречи с публицистом Валерией Новодворской, социологом Яковом Гилинским, социологом Леонидом Кесельманом, артистом Ленидом Мозговым, писателем Эрленой Лурье, фотографом Феликсом Лурье, публицистом Ефимом Смулянским…
В «Парадизе» не принято вести регистрацию присутствующих (и слава Богу!), также и хронология творческих «посиделок» не фиксируется. Это принципиально НЕ ФОРМАЛЬНОЕ, НЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ предприятие. «Предприятие» - в смысле предпринятого людьми, которые рады друг другу и которым есть чем поделиться друг с другом.
А. Алексеев. 13.01.2017