Медицинский диагноз ребенка педагогам знать не положено
МЕНЬШЕ ЗНАЕШЬ - КРЕПЧЕ СПИШЬ?!
Хочу остановиться на новой для нас - сотрудников специализированного детского учреждения ситуации, связанной с получением информации о медицинских данных наших воспитанников. В прежние годы при поступлении ребенка в логопедическую группу детского сада его родитель приносил учителю-логопеду медицинский обходной лист (бегунок). Если быть точным, то данный медицинский документ называется Направлением на ТПМПК (Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию). На его основании мы, логопеды, всегда заполняли в речевой карте анамнез воспитанника. Теперь же многие медицинские данные для логопеда детского сада компенсирующей направленности остаются неизвестными. (Видимо, они подпадают под статью о «персональных данных»). Не владея же подробной информацией, специалисту-практику трудно понять причину речевого нарушения ребенка и выработать стратегию коррекционной работы.
В этом году я впервые начала свою работу с детишками, не имея подробных записей врачей об их неврологическом здоровье. И вот что получается: родители, когда я их опрашиваю о развитии и здоровье ребенка, зачастую забывают сообщать принципиально важные вещи. Так, мама трехлетней девочки, недоумевает, почему же у ее малышки такая плохая речь. Лишь в результате 1,5-часовой беседы с этой женщиной удалось получить необходимую информацию и разобраться в причинах речевых нарушений ребенка. Оказывается, у женщины были экстренные роды на сроке 8 месяцев беременности. При этом безводный период в родах составлял более 20 часов. Новорожденная была синего цвета – то есть перенесла асфиксию (кислородное голодание). Ясно, что с этим ребенком логопеду недостаточно только заниматься – его еще обязательно надо лечить. Иначе весь труд педагога будет напрасен: кто же засевает невспаханное поле. Сеять-то можно, только что на нем взойдет?
А вот другой пример. Опять же, почти случайно, педагоги младшей группы узнают от родителей, что у двух малышей бывают судороги при высокой температуре. Причем у одного из детишек, снять такие судороги традиционными способами не удается. Ребенку нужны определенные уколы! В детском учреждении, где дошкольники проводят до 12 часов в сутки, сотрудники (медсестра и педагоги) должны быть, по крайней мере, предупреждены о подобных опасностях! А ведь теперь мы, специалисты детского сада, получаем информацию о состоянии здоровья детей преимущественно от их мам. А ведь мамы редко имеют медицинское образование и понимают важность подобной информации.
Продолжу рассказ. Речь пойдет о гиперподвижном и тревожном ребенке. Его мама перенесла во время беременности тяжелейший стресс, что не могло не сказаться на здоровье малыша. Про стресс мама помнит, сообщает об этом логопеду на консультации, а вот, что у ребенка есть кардиологические проблемы и ему не рекомендованы некоторые физические упражнения, сообщить забывает. (Это выяснилось позже - на консультации у психолога). А ведь в нашем садике много физических занятий: утренняя зарядка, физкультура, бассейн, ЛФК. Все ли из них можно посещать данному ребенку?
Вот Вам и нововведение - отмена информированности педагогов о состоянии здоровья ребенка-дошкольника. Получается, что когда «меньше знаешь – вовсе не крепче спишь». Тут, пожалуй, и вовсе не уснешь, когда не знаешь какой ждать опасности и откуда!
P.S. Не могу удержаться от того, чтобы не привести здесь еще один пример… исторический. (Недавно я работала в Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга –ЦГИА СПб. Там я изучала документы начала прошлого века – архивные дела воспитанников Горного кадетского корпуса и Смольного Института благородных девиц, так как там учились мои предки). Так вот, еще 120 лет назад при определении ребенка в учебное заведение родители предоставляли медицинское свидетельство о состоянии его здоровья. Вот одно такое свидетельство. Обратите внимание на дату его выдачи:
Свидетельство №28 (ЦГИА СПб. Фонд 2. Опись 1. Дело 14028. Лист 6)
Дано сие в удостоверении того, что дочь полковника В.Н. Дорошевская психически и физически совершенно здорова и что ей была привита предохранительная оспа, следы коей видны и в настоящее время. Настоящее свидетельство дано для предоставления при определении ея, Дорошевской, в Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Что и удостоверяю подписью и приложением именной печати.
Варшава 22 февраля 1892г.
Младший врач Лейб–Гвардии Литовского полка Коллежский асессор (подпись)
Сургучная красная печать с буквами «MG»