Мужество быть в России
Владислав Бачинин, профессор, доктор социологических наук (Санкт-Петербург)
«Хохороны» РАН, метафоры смерти и мужество быть в России
Бог призвал Путина спасать Россию.
Владислав Сурков
Песня негров-носильщиков, сопровождавших
английского путешественника Бертона:
Соло: Злой белый человек идет с берега.
Хор: Пути! Пути!
Соло: Мы пойдем за ним – за злым белым человеком.
Хор: Пути! Пути!
Соло: И мы останемся с ним, пока он нас будет хорошо кормить.
Хор: Пути! Пути!
Плеханов Г.В. «Материалистическое понимание истории»
То, что в нашем многострадальном отечестве всем заправляет команда лукавых псевдо-реформаторов, отчетливо проявилось в событиях, связанных с вывернутой наизнанку реформой РАН. Эта реформа обнажила с почти неприличной откровенностью главный вектор деятельности этой команды, движимой упорным намерением изменять плохое на худшее, живое на полуживое, а полуживое на мертвое. Ведь не случайно ученые-демонстранты, выступавшие против реформы, выставили на всеобщее обозрение принесённые с собой муляжи могильных надгробий и погребальные венки.
Проведённый властями наглядный «мастер-класс» по основам реформаторской деятельности, похожий, скорее, на публичную порку, стал актом грубого унижения и изощренного издевательства над академическими «небожителями». В результате он открыл глаза даже тем, кто до сих пор не понимал сути перемен, происходящих в стране на протяжении последнего десятка лет.
Хотим мы того или нет, но приходится признать, что могильщики РАН - это давно уже не любители-самоучки, а успевшие основательно поднатореть в своём деле профессионалы-ликвидаторы и что похоронами Академии дело, скорее всего, не кончится. Это всего лишь один из фрагментов протяженной кампании по похоронам российской цивилизации. Начавшаяся в стране сто лет тому назад, она продолжается по сей день.
Когда-то Эрнст Неизвестный в своем очерке «Катакомбная культура» обронил замечание о том, как его раздражало во многих советских властных персонах острое противоречие между невзрачной мелкотравчатостью их личностей и занимаемыми ими гигантскими постами: «Я всегда знал, что история — это не девушка, и в ней было очень много насильников, злодеев и садистов, но я не представлял, что великую державу, весь мир и саму историю могут насиловать столь невзрачные гномики, столь маленькие кухонные карлики, и это меня всякий раз оскорбляло» (Неизвестный Э. Катакомбная культура // Вопросы философии.1991.№ 10. С. 6).
Позволю себе не согласиться с этим суждением гениального скульптора и остроумного интеллектуала. Оно вызывает возражение в своей оценочной части. Тип людей, о которых он судит с такой неблагосклонностью, может быть чрезвычайно полезным. Более того, в истории стран и народов бывают такие периоды, когда для решения макроисторических задач лучших исполнителей, чем описанный тип, не найти.
Если говорить об СССР, то он был обречен на бесславную смерть с самого начала. Такие уродливые социальные мутанты – не жильцы на белом свете. И невзрачные духовные «гномики» были исполнителями важной исторической миссии по медленному, но неотвратимому самоуничтожению геополитического монстра.
Ныне мы наблюдаем продолжение этого процесса. Указанная миссия легла на плечи нынешних политических лидеров. Полагаю, что их противникам следует отказаться от гневных демосфеновских филиппик и цицероновских восклицаний, вроде знаменитого: «Доколе, ты, Катилина, будешь злоупотреблять терпением нашим!» Пора перестать собирать компроматы на, будто бы, властолюбивых и сребролюбивых «Крошек Цахесов». Иными словами, пора переменить тон и сказать совсем противоположное, пора, подобно Владиславу Суркову, перевести разговор в плоскость теологической парадигмы, где нынешние вершители наших судеб предстают посланниками Бога на российской земле.
При таком подходе становится понятным, откуда взялись те гирлянды немыслимых политических удач, сопровождающих этих посланников на протяжении уже почти полутора десятков лет. Меньше всего эти удачи объясняются их достоинствами. Как не крути, а таковых у них, увы, не слишком много. Особенно если смотреть сквозь призму тех критериев, которые издавна именуются духовно-нравственными. Но самое замечательное в данном случае то, что именно отсутствием этих духовно-нравственных достоинств и объясняется многолетние заоблачные парения зауряднейших из смертных над своими согражданами.
Какие же исторические дельтопланы их несут? Какие силы держат их над страной и препятствуют падению? Полагаю, что силы эти отнюдь не земные, а вполне провиденциальные. Именно потому, что данные люди выполняют важную провиденциальную миссию, в их руках так часто оказываются козырные карты. И даже если они вынимают их из рукавов, это легко сходит им с рук.
Миссия их серьёзна, хотя и крайне неблагообразна. Это миссия могильщиков советско-постсоветской цивилизации. Для этой роли годится далеко не каждый. Чтобы трудиться могильщиками, нельзя быть интеллигентными чистюлями. Здесь не требуются таланты созидателей, творцов, реформаторов, а нужны всего лишь небрезгливые дельцы, расторопные малые, разбитные циники, наподобие того шекспировского могильщика, с которым беседовал Гамлет. Кроме того, они должны иметь терпение, уметь ждать, чтобы время от времени с глубоким удовлетворением наблюдать, как мимо них по реке проплывают политические трупы их недругов. Поскольку наши герои всеми этими качествами обладают, то лучших могильщиков для последней империи трудно подыскать.
Тот факт, что Советский Союз до сих пор продолжает существовать, хотя и под другим именем и в измененном не в лучшую сторону социально-политическом формате, ни у кого уже не вызывает сомнений. После ряда болезненных ампутаций отдельных частей и хирургических пересадок ряда внутренних органов гигантское социальное тело Постсоветского Постсоюза остается тяжким бременем для земли, которую он занимает.
Современный Запад в лице многих своих интеллектуалов не боится говорить о неизбежном «конце истории», о надвигающейся исторической смерти своей цивилизации (См., например: Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., 2004). Россия же, издавна склонная во многом ему подражать, в данном случае почему-то не торопится вторить ему и от темы конца своей истории бежит, продолжая грезить о собственной вечной жизни и бесконечной истории. Между тем, «крот истории» делает своё дело, и как сказано в одной старинной книге: «Вот уже входят в двери те, которые тебя вынесут».
Суровой реальностью является тот факт, что от гигантской одряхлевшей махины угасающей империи практически невозможно избавиться с помощью какой-либо внешней силы. А между тем, с этой невообразимой грудой отработанного историей политического и человеческого материала надо что-то делать, поскольку она, подобно скопищу ядерных отходов, продолжает представлять опасность для духовного, нравственного и политического здоровья человечества. То есть получается, что небрезгливые политические могильщики для её утилизации действительно нужны.
Когда-то мне довелось краем глаза увидеть на телеэкране сценку из некоего фильма о жизни животных. У бедуинов, двигавшихся по пустыне, пал один из верблюдов. Каким-то образом его туша оказалась в фокусе камеры находчивых наблюдателей, вероятно, профессиональных кинематографистов. Их кинокамера была установлена на штативе в некотором отдалении и несколько дней вела наблюдение за почившим кораблём пустыни. В результате, когда многодневный мониторинг был сжат до двух-трех минут экранного времени, зритель увидел, как на его глазах верблюда утилизировала мелкая пустынная живность. Довольно быстро он остался без шкуры и без мяса, и в финале зрителю представился аккуратный, чистенький и даже довольно благообразный остов, отполированный усилиями многих ночных и дневных алчущих тружеников. Метаморфоза была впечатляющей. Тем более, что окажись обстановка, место и время несколько иными, картина могла бы иметь совсем другой характер. Ну, хотя бы, такой, как в стихотворении Шарля Бодлера «Падаль».
Вы помните ли то, что видели мы летом?
Мой ангел, помните ли вы
Ту лошадь дохлую под ярким белым светом,
Среди рыжеющей травы?
Полуистлевшая, она, раскинув ноги,
Подобно девке площадной,
Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги,
Зловонный выделяя гной.
И солнце эту гниль палило с небосвода,
Чтобы останки сжечь дотла,
Чтоб слитое в одном великая Природа
Разъединенным приняла.
И в небо щерились уже куски скелета,
Большим подобные цветам.
От смрада на лугу, в душистом зное лета,
Едва не стало дурно вам.
Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи
Над мерзкой грудою вились,
И черви ползали и копошились в брюхе,
Как черная густая слизь.
Все это двигалось, вздымалось и блестело,
Как будто, вдруг оживлено,
Росло и множилось чудовищное тело,
Дыханья смутного полно…
Итак, вот два предмета утилизации - верблюд и лошадь. Их вполне можно рассматривать в качестве двух символов «цивилизации смерти». Один вполне благообразен и сравнительно безопасен для окружающих. Второй неблагообразен и опасен. В российском политическом климате процесс смертельного распада разворачивается, скорее, по второму варианту и к нему, увы, больше подходит эстетика Шарля Бодлера. К тому же дело усложняется тем, что в его центре находится нечто непомерно огромное - распадающаяся социальная плоть гигантской туши мертвого политического мамонта. И на фоне этого умопомрачительного зрелища даже Бодлер отдыхает. Конечно, утилизаторам бодлеровской лошади не позавидуешь, но еще меньше завидуешь могильщикам останков нашего дисфункционального мутанта.
Между тем, в могильщиках, готовых работать, что называется, по призванию, у нас недостатка никогда не было. Провидению было угодно избрать для родины Ленина, неодолимой для внешних сил, особую историческую судьбу – страшный, роковой путь медленного самоуничтожения. Он облёкся во множество внешних, конкретных форм столетней гражданской войны государства против своего народа. По существу эта война и стала главным орудием исторического самоуничтожения азиопской империи. На протяжении длинной череды зловещих десятилетий тяжелую, грязную, неблагодарную, по-настоящему «адову» работу по самоликвидации Советского Союза проводили вдохновляемые коммунистической партией органы ЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ. Когда же на исходе прошедшего тысячелетия эта работа застопорилась и у страны появилась возможность покаяться, очиститься и возродиться, но она этой возможностью не воспользовалась, то провиденциальным силам угодно было поставить продолжателями давно начатого труда надежных, проверенных в деле потомственных ликвидаторов. Это произошло не от того, что Бог желает зла России. Ей дан был десятилетний срок, с 1991 г по 2000 г., для свободного самоопределения. Но, увы, этот благой шанс не был использован достойным образом. И тогда провидение предоставило событиям развиваться опять по старому, давно знакомому сценарию. Несравнимо худший, чем всё прочее, это был сценарий медленного исторического суицида.
Вслед за М. Горбачевым, ставшим могильщиком Советского Союза, но не сумевшим довести дело до конца, его преемникам было поручено свыше довести до могильной ямы то, что осталось от прежнего политического чудовища, чтобы человечество смогло, в конце концов, облегченно вздохнуть.
Образовалась дружная похоронная команда, занявшаяся энергичным расчленением обреченной социальной материи, заглатываниями и продажами тех её частей, которые еще на что-то годились. Делается это расторопно, с большим усердием и без малейших угрызений совести. Ведь надо же, - рассуждали ликвидаторы, - утилизировать распадающееся на глазах у всего мира обреченное социальное тело, обременяющее гигантские просторы Евразии-Азиопы. Сами про себя они твёрдо убеждены, что оно уже не подлежит ни реформированию, ни реанимации, ни инкарнации. Пытаясь изображать из себя гламурных реформаторов, отвешивая поклоны и изображая реверансы в адрес полусонной обывательской биомассы, усердно внушая ей мысли о возвышенных смыслах своих политических телодвижений, они тем временем трудятся как заправские могильщики.
Несомненно, что лидирующие фигуры этого процесса стали тем самым ферментом, который выполняет функцию катализатора в социально-исторической диссоциации, совершающейся в стране с жесткой логичностью и неумолимой неотвратимостью. Этот фермент призван довести распад до конца и тем самым помочь мировому сообществу побыстрее очиститься от архаичной, духовно омертвевшей, нежизнеспособной социально-политической системы, распространяющей вокруг себя ядовитые, нецензурные миазмы.
На вопрос о том, почему у лукавых псевдо-реформаторов всё идёт «тип-топ», а у честных кандидатов в реформаторы - через пень колоду, можно ответить встречным вопросом: зачем Моисею потребовалось сорок лет водить свой народ по пустыне, прежде чем войти в землю обетованную? Просто тот человеческий материал, который был изуродован египетским рабством, не годился для новой, свободной жизни, для решения тех сложнейших и ответственнейших задач, которые эта жизнь выдвигала. Должно было родиться новое поколение людей, не знавших рабства. Так и основной массе народа, изуродованного коммунистическим рабством, придавленного непомерным по своей тяжести травматическим опытом своей недавней истории и до сих пор духовно не выпрямившегося, также пока не по плечу решение многих задач по обустройству цивилизованного общежития. И хочет он того или нет, но ему также придется пройти тот же естественный сорокалетний библейский цикл, чтобы духовно воспрянуть. Естественное обновление человеческого материала – процесс объективно-исторический. И через него не перепрыгнуть.
Владислав Сурков, конечно, прав, говоря о важной миссии главного ликвидатора. Правда, с одной существенной поправкой: Бог призвал его спасать отнюдь не Россию. Бог действует, как раз, поперёк логики Суркова: Он поставил команду отъявленных ликвидаторов спасать нечто большее – спасать человечество от нынешней обанкротившейся «нашей Раши». А как спасти мир от остаточной биосоциальной массы, источающей нешуточную угрозу для всего здорового и нормального? Очень просто – организовать динамичный процесс её беспрерывного разложения, растления, превращения в исторический перегной. То есть за хищной безжалостностью своекорыстных прагматиков, живущих по принципу «после нас хоть потоп», проступает подспудная и суровая историческая логика, в которую очень не хочется верить, но приходится: на наших глазах то, что осталось от некогда великой страны грозит превратиться в историческое утильсырьё для будущих, более удачливых цивилизаций и более счастливых поколений.
Одним словом, получается, что пока не исполнились «времена и сроки», летальный прогноз подстерегает не только РАН. Всё совершается как по библейскому сценарию, так и по сценарию, напоминающему текст известной телеграммы из чеховской «Душечки»: «…ждем распоряжений хохороны вторник». Похоронная команда ждёт распоряжений. Вторник не за горами, и доживут до него не все. Кто следующий?..
В этой ситуации совершенно ясен ответ на вопрос «кто виноват?» Что же касается другого классического вопроса «что делать?», то здесь для многих аналогичной ясности нет. Между тем, в самом общем плане и в самом ключевом пункте он не столь уж сложен. Предельно краткую и вместе с тем исчерпывающую формулу ответа на него нам помогает найти Пауль Тиллих. Когда-то он написал небольшой трактат под названием «Мужество быть». Открыв его, вчитавшись в высокие размышления интеллектуала-классика и перенеся их на нашу отечественную почву, начинаешь понимать, что главное из всего что требуется – это мужество быть. Ну, а для того, кого угораздило с его сердцем и умом родиться в России, - это мужество быть в России.