01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

О взаимоотношениях государства и общества: исторический взгляд. (Продолжение 1)

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / О взаимоотношениях государства и общества: исторический взгляд. (Продолжение 1)

О взаимоотношениях государства и общества: исторический взгляд. (Продолжение 1)

Автор: Л. Шейнин — Дата создания: 25.01.2017 — Последние изменение: 25.01.2017
Участники: А. Алексеев
Продолжаем цикл публикаций на обозначенную в названии настоящего материала тему. Цикл составлен из очерков экономиста и юриста, кандидата юридических наук, независимого исследователя Л.Б. Шейнина – в той последовательности, как они представлены в авторском сборнике «Государство как командир общества (исторический взгляд)», пока не изданном. А. А.

 

 

 

 

 

 

 Публикация предпринята с разрешения автора. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикуемого материала. А. Алексеев

**

 

Список очерков Л. Шейнина, ранее опубликованных в веб-журнале Е. Берковича «Мастерская» см.: http://berkovich-zametki.com/Avtory/LShejnin.htm

**

 

См. ранее на Когита.ру:

- О взаимоотношениях государства и общества: исторический взгляд. (Начало)

 **

 

Леонид Шейнин


ГОСУДАРСТВО КАК КОМАНДИР ОБЩЕСТВА (ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД )


 Содержание 


ПРЕДИСЛОВИЕ

СЕРАФИМ ВЛАДИМИРОВИЧ ЮШКОВ (1888-1952)       

 

Д Р Е В Н И Й  М И Р

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

МЕГАЛИТЫ КАК ПОГРАНИЧНЫЕ И ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ  ЗНАКИ 

CТОУНХЕ(Н)ДЖ (Версия о военных сигналах)                   

 

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ: КАК ЕВРОПА ОСВОБОЖДАЛАСЬ ОТ   ВООРУЖЁННЫХ  БЕЗДЕЛЬНИКОВ                                      

 

М О С К О В С К О Е  Г О С У Д А Р С Т В О

ЗАГАДОЧНЫЙ МАНЁВР                                                                                             

ЗЕМЕЛЬНЫЕ СДЕЛКИ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ ХУ ВЕКА В МОСКОВСКОМ

ГОСУДАРСТВЕ

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ  - ЖИВЫЕ МАЯКИ?      

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТАМОЖНИ НА МОСКВЕ-РЕКЕ                                                                        

ЮГ  ПРОТИВ СЕВЕРА (Смутное время)                                                          

ДВАЖДЫ УЦЕЛЕВШИЙ                                                                                                      

ПАТРИАРХ НИКОН И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИДЕИ

«НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ»     

ТАМОЖНИ НА ВОДНЫХ ПУТЯХ                                                                            

ФЕОДАЛИЗМ:  ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВОМ                                             

 

Е В Р О П Е И З А Ц И Я   Р О С С И И

БИТВА ЗА КАДРЫ 

КАК ПЁТР I ЗАЩИЩАЛ ИНОСТРАНЦЕВ В МОСКВЕ .Ч. 1 (БОРОДА)

КСЕНОФОБИЯ В МОСКВЕ И МЕРЫ ОХРАНЫ НЕМЕЦКОЙ СЛОБОДЫ ПРИ ЦАРЕ ПЕТРЕ    

Ч. II. (НАБЛЮДАТЕЛЬНО-СИГНАЛЬНЫЕ ПОСТЫ) 

ПУТИ В ИНДИЮ                                                                                                      

ЦАРСКИЕ ДАЧИ                                                                                                       

ЦАРСКИЕ НЕВЕСТЫ 

ИМПЕРИЯ ПЕТРА И СУДЬБА ИМПЕРИИ                                                     

ЗАГАДКИ ДВОЕВЛАСТИЯ И ПРИЁМЫ ВЛАСТИ                                         

МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК                                                                          

ЧЕТЫРЕ СМЕРТИ                                                                                                   

РОССИЙСКИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ И ЕВРОПЕИЗАЦИЯ РОССИИ          

ПЁТР И ПАВЕЛ: ПОЧЕМУ НЕ УДАЛОСЬ ПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРА ПАВЛА?                                                                                    

МОСКВА И ПИТЕР ; ДВЕ СТОЛИЦЫ ОДНОЙ ДЕРЖАВЫ                                                

СЛОВА и ЗВУКИ (Язык людей и пример королей)                                    

РЕСПУБЛИКА  ИЛИ  МОНАРХИЯ ?                                                              

МАРОДЁРЫ МОСКОВСКИХ КВАРТАЛОВ (Кто спалил Москву в сентябре  1812  года?)                                                         

МАРКС - ПОЧЁТНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ?                                                

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ: ПОЧЕМУ  1861 год?        

 

СОЦИАЛИЗМ, РЫНОК И ЛЕНИНСКАЯ РОССИЯ                                           

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ                           

ЧЕКВАЛАП, ИЛИ КАК В.И. ЛЕНИН ВЫИГРАЛ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ   

ЛУКАВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ТЕРМИНОЛОГИЯ

**

 

Продолжение

<…>

 

ДРЕВНИЙ МИР

 

Египетские пирамиды и демографические  проблемы

 

            Историческая загадка. Египетские пирамиды      превосходят      многие другие   загадочные постройки  древности.   Для знатоков строительства  плохо понятны         те приёмы, посредством которых древние египтяне, снабжённые (как думают) только примитивными орудиями, сумели создать такие колоссальные сооружения. Но  есть и другие загадки. Главная интрига состоит в том, что не понятна цель их постройки. «Официально»  они строились при жизни ряда  фараонов Древнего Царства как их будущие усыпальницы. Однако  многие  исследователи вполне  разумно не принимают этой версии. Огромный размах строительства не вяжется со скромной задачей   создания гробниц  – пусть фараонам, но всё-таки смертным  людям. Не так давно была открыта пирамида,  которая вообще  не использовалась по назначению. Выходит, результат грандиозного труда не очень-то нужен  был заказчику работ.

  Чтобы принять «официальную версию», надо  видеть в     ряде поколений  наших и не наших предков   людей «не от мира сего».   Это плохо  вяжется с  представлениями о человеке, как о прагматическом существе. Ведь когда люди борются за идейные ценности, они обычно имеют в виду  свои реальные интересы. Но трудно представить себе, какие реальные ценности могло преследовать строительство пирамид.   Передают  мнение    о пирамидах, которое приписывают жившему в ХХ веке   президенту Египта небезызвестному Гамаль Абдель Насеру. На бытовом уровне  его отзыв  звучал  примерно так:  «Кто их знает, зачем их строили». Действительно, непонятно.

       География и демография. Я думаю,  что отгадка есть. Она таится одновременно и в     географии,  и в демографии  Древнего Египта.

    Считается, что земледельческие поселения народа (или народов)  Древнего Египта     были вытянуты вдоль Нила. Поскольку дождей в этой части света (как будто) не было,  и нет, урожай зависел от нильских разливов. Точнее, от них зависели площади посева. При разливе вода промачивала почву, и земля становилась плодородной. (По современной   терминологии происходила влагозарядка почвы.) При высоком разливе  воды площади посевов увеличивались,  при низком разливе - уменьшались.  Обильные урожаи сменялись скудными, благоприятные годы - голодными.

Нильская вода обладала к тому же     высоким плодородием благодаря тому, что несла много ила. Некоторые   биологи считают, что ил был обязан своему происхождению стадам бегемотов, обитавших в Ниле выше по течению. Остатки их помёта выносились водой на поля, способствуя обильному удобрению почвы. [1]

Отзвуки этих событий можно найти в Библии в истории об Иосифе Прекрасном. Это он посоветовал фараону делать запасы зерна в «тучные годы», при хорошем урожае, с тем чтобы иметь государственные резервы на случай голодных лет. (Библия повествует, что запасённое  зерно  было использовано фараоном не для того, чтобы даром кормить людей  в голодные годы, а для того,  чтобы дорого продавать его – то ли своим подданным, то ли посторонним лицам). 

 Но Библия умалчивает, что сохранить запасённое  зерно было не просто.  В Древнем Египте священным животным считалась кошка;  Египет страдал (не знаю, как сейчас) от мышей, и уберечь от них зерно было чрезвычайно трудно.   Поэтому гос. резерв, который был заложен по совету Иосифа, вряд ли  спасал положение. Уже в Х1Х веке, когда среди биологов и философов шли споры о возможности самозарождения жизни, сторонники самозарождения указывали на пример Египта. По их мнению, мыши там рождаются «буквально  из Нильского ила».

Когда наступали неблагоприятные сезоны,   население страдало не только   год или  два. Можно думать, что за это время люди съедали  запасы семян, под нож шёл скот, в том числе быки – основное тяглое животное  в земледелии  (быки тоже числились в составе священных животных). Поэтому даже с наступлением благоприятных сезонов   оправиться после   голодных лет было сложно. До нас дошли глухие сведения о  политическом и социальном хаосе, в который время от времени впадал Древний Египет – хотя точных  причин наступления хаоса древние авторы   не называют.

По географическим условиям население Нильской долины имело пределы своей численности. Оптимум      определялся числом едоков, которых можно было  прокормить   при слабом  разливе вод Нила. Всякое превышение этой численности грозило голодом и неустройством в неблагоприятные годы.  С численностью населения был напрямую связан   прогноз  о его выживании.  Неблагоприятный прогноз должен был возникать, когда число   людей  превышало  оптимум.          Можно полагать, что это  несоответствие не раз  возникало в   истории древнего Египта ;   государственная  власть   на него реагировала, но  в разные периоды не одинаковым образом.

       Строительство пирамид. Во времена  Древнего царства  правящая элита видела выход из положения в снижении рождаемости. Велась ли соответствующая пропаганда в народе, мы не знаем.    Но зато о других мерах нам известно. Самая известная из них – строительство грандиозных пирамид, требовавшее каждый раз  многих лет и многих тысяч сменявших друг друга рабочих. Отрывая мужчин  на стройки в пустыню, власти преследовали вполне земную цель - сократить число ежегодно рождавшихся младенцев. Имела ли такая мера под собой реальное основание ?

            Об одномоментном  числе рабочих в  «сто тысяч       человек»   сообщает Геродот. Правда,  Геродот жил много позже «пирамидного бума»,  и повествовал он со слов человека, о компетентности которого  мы   ничего не знаем. Тем  не менее, названная им цифра вряд ли намного расходилась с действительной. Ведь рабочие трудились не только на самом строительстве, но также в каменоломнях, где добывался строительный материал, в местах его обработки,  на   транспорте. Помимо самого  строительного производства, должна была существовать инфраструктура, которая  обслуживала и строительство, и подсобные производства, и транспорт; эта инфраструктура также требовала работников. 

           Если принять, что  в постоянном отрыве  от своих семей находилось до ста тысяч мужчин, то можно думать, что   это приводило к  снижению числа рождаемых младенцев   примерно на 20 тысяч душ в год. Такой расчёт можно сделать по аналогии. По статистике в старой России ежегодно рожала каждая пятая-шестая   женщина[2]. Логично думать, что отцом ежегодно становился каждый пятый-шестой мужчина.  Если принять, что все рождавшиеся  младенцы были жизнеспособны, и что рождались они только по одному, то постоянное  отсутствие в своих домах 100 тыс. мужчин приводило  к тому, что число   рождавшихся младенцев сокращалось примерно  на 20 тыс. в год.    Власти  могли приписать себе «в актив»   также некоторое количество рабочих, погибавших на общественных работах. Если  принять, что каждый год гибло от несчастных случаев до 5 % из числа  работавших, то в итоге прирост населения снижался на 25 тыс. человек  в год.

     Каков был естественный  прирост населения в целом по Египту (предполагая, что Нижний и Верхний Египет представляли единое государство)  – вопрос во многом гадательный. Некоторую  придержку может дать   число лиц, трудившихся  на строительстве пирамид. Чтобы содержать 100 тысяч работников, занятых не производительным  трудом, нужно, чтобы в обществе было порядка двух миллионов человек или даже больше. Естественный прирост населения в таком обществе, если принять этот прирост (опять же применяя  аналогию) на уровне 3 %,    составляет 60 тысяч человек в год. Таким образом,   прирост населения  должен был перекрывать государственные меры по сокращению рождаемости.[3] Иными словами, рост населения не прекращался. Не эта ли арифметика заставила правящие круги Египта отказаться от строительства пирамид после того, как истекло примерно двести лет такого опыта ?

     Гидротехническое строительство. В последующие века древнеегипетские инженеры добились больших успехов в управлении поднимавшейся нильской водой. Её уводили  (с помощью приспособленных к рельефу местности каналов) на пониженные участки, орошая новые  земли,   или    создавая   наливные пруды, откуда   воду добывали потом с помощью подъёмных устройств. Когда вода шла на спад, её задерживали с помощью системы  предварительно созданных      валов. Надо думать, что    в   валах оставляли проёмы, так чтобы  поднимающаяся вода могла  проникать    на более высокие отметки;  когда же она шла на спад, проёмы закрывались (заделывались), и   масса отсечённой воды работала на влагозарядку почвы. (Такое представление вызвано по аналогии  с  нынешними методами так наз.   лиманного орошения.) Проводились работы по мелиорации  заболоченных земель, как об этом свидетельствует история Файюмского оазиса.  Все эти меры должны были увеличивать площади засеваемых земель.

      Исход.  Для выполнения крупных гидротехнических работ  должны были привлекаться массы работников из разных районов Египта. Из истории еврейского народа известно, что в Египте евреи занимались скотоводством. Тем не менее, они (тоже) должны были отбывать общественные работы в пользу земледелия. По-видимому, они считали это несправедливым, сохранились  жалобы, что они были у фараона «в работе». Хуже того, на них распространялись  драконовские меры по  сокращению рождаемости. Библия сообщает, что фараон приказал двум повивальным бабкам, тогдашним акушёркам, убивать всякого родившегося у евреев первенца. Правда,  этот приказ не всегда выполнялся.  Как известно, одним из спасённых первенцев    был Моисей, который впоследствии вывел евреев из Египта.

 Какими были указания о  первенцах в отношении остального населения Египта, остаётся не известным,  но надо думать, что  меры по сокращению роста населения  коснулись не только евреев. Об этом можно судить по сообщению той же Библии,  согласно которому      вместе с евреями Египет покинуло 600 тысяч (!) не евреев, одних только взрослых мужчин, не считая женщин, детей  и  стариков. Если даже  это число  завышено во много  раз, то всё равно цифра должна быть весьма внушительной..

   Библия даёт  косвенное указание на то, что Моисей вывел из Египта не одних только евреев.  Когда уже после состоявшегося Исхода Моисей удалялся на гору Синай, то  в его отсутствие в народе развился культ Золотого Тельца. Для приведения (отпавших) людей к Единобожию, Моисей по возвращении  с горы предпринял поистине драконовские меры : несколько тысяч человек, не пожелавших отказаться от культа Тельца,  были убиты.

    Cамо удаление  Моисея  на гору Синай    говорит  о шаткости  его   руководства. Логично принять, что  недостаточный авторитет  Моисея   коренился в неоднородности возглавляемого им сообщества людей. Очевидно, до момента удаления   слова убеждения, обращённые к поклонникам Тельца, не имели успеха. Моисею   потребовалось совершить    путешествие на гору Синай, чтобы  вернуться оттуда с божественными заповедями. Тем не менее, результаты его паломничества     помогли  убедить только часть отпавших;  что  касается оставшихся упрямцев, то  брат Моисея  Аарон со своей дружиной применил против них мечи.

Есть основание думать, что «отпавшие» не были евреями,   а по вере - если пользоваться современным языком  - не были иудеями. Иначе придётся признать, что в своей истории еврейский народ    приводился к  Единобожию дважды: первый  раз – Авраамом,  второй раз -  Моисеем.

           Для нашего повествования  весь этот эпизод имеет тот смысл, что тогдашний Египет  действительно был перенаселён, и что уход из него излишков населения имел   объективные причины.

 

Не только Египет.    Перенаселённость -  проблема ряда стран не только в современном мире. Она давала знать о себе в самых жёстких (и причудливых)  формах также  в далёком прошлом.  Строительство в древности колоссальных сооружений, не имеющих  в наших глазах  практического смысла, было характерно не только для  Египта. Огромные храмы воздвигались в междуречье Тигра и Евфрата. Если верить Библии, то в этом же регионе была попытка соорудить Вавилонскую башню, на строительство которой  было согнано огромное количество разноплемённых рабочих.

  По всей видимости, к   сокращению рождаемости  был направлен процесс   создания каменных истуканов на  (когда-то уединённых) островах Пасхи в Тихом океане.  Возможно, та же идея лежала в  основе некоторых,  не имеющих видимого смысла,  ландшафтных преобразований в империи ацтеков (современная Мексика). Не исключено, что в эту же категорию следует    включить и  другие великие стройки далёкой и не слишком далёкой древности.           

 

    Мегалиты как пограничные и владельческие знаки       

 

    «Мегалит» можно перевести на русский язык как «Крупнотоннажный камень».  Мегалиты встречаются во Франции и в некоторых других странах Европы, на Ближнем Востоке, в Индии,   в Сибири, в Южной Америке.  Каково происхождение мегалитов, точно не известно. Несомненно одно :   мегалиты  являются  делом рук человека. Археологи относят мегалиты к 5-3 тысячелетию до нашей эры, то есть к эпохе неолита и бронзы. Нередко  мегалит - не просто камень (так наз. менгир), а композиция из нескольких камней; археологи различают не одну  комбинацию  мегалитов. В некоторых композициях  камни обтёсаны.  Вертикально стоящие камни с «перекрытием» наверху получили название дольменов. По крайней мере некоторые дольмены служили в качестве погребальных камер. 

 Для воздвижения мегалитов требовался  труд многих людей, объединённых каким-то  единым планом, но каким именно – вопрос открытый Некоторые  мегалиты, вроде известного Стоунхе(н)джа в Южной Англии, представляют собой   круги из камней -   кромлехи. Такие сооружения  служили, возможно,  в качестве основания  для возводимых на них дозорных башен, но про другие мегалиты этого не скажешь.

Моя гипотеза состоит в том, что  основную  массу мегалитов люди  сооружали в качестве пограничных знаков,  или   знаков владения. Такое предположение может показаться уязвимым, ведь для указания границы  с помощью камня достаточно иметь  более скромные знаки, например,   каменных баб   или  кучи камней   (так наз. обо), как  в Монголии. [4]Надо, однако, учитывать, что пограничный  знак  мог   не просто указывать, что «местность занята»; он     свидетельствовал также о мощи тех, кто его  выставил. Чем массивнее был камень, или чем больше  камней входило в  единую композицию, тем «убедительнее» был знак. [5]  Бродячая орда или  кочевое сообщество, наткнувшись на такой знак, должны были получить представление о том, с кем они будет иметь дело, если попытаются внедриться на застолблённую местность с помощью силы. Правда, у такой   наглядной    информации было слабое место. Оно заключалось   в том, что  пришельцам трудно было судить по наличным мегалитам, насколько давно они воздвигнуты. Ведь если   с   момента их установки  прошло   много времени, то ситуация могла в корне измениться. Существовала ли техника «подновления» мегалитов хозяевами  территории, например, подкрашивание –     не известно;  о ней можно  только догадываться.  

 В   местностях, лишённых камня,  роль мегалитов могли выполнять насыпные курганы. Под насыпью хоронили члена сообщества, снабжая его предметами, характерными именно для данной общины.  Такой обычай должен был помочь  в случае, если возникал  спор, к какому сообществу принадлежал покойный, и кому (следовательно) принадлежит окружающая местность.[6] (Точно такую же информацию мог представить содержащий захоронение каменный дольмен.) Если это так, то   популярные  учёные соображения относительно  «снабжения покойного   нужными ему вещами для загробной жизни», отпадают. Понятно, однако, что этот обычай мог помочь только в тех  случаях, когда спорящие стороны выясняли отношения мирными средствами. [7] Курганы   не «подновлялись». Скорее, к старым курганам добавляли новые, так что в ряде мест до наших дней дошли группы курганов. [8]

    Курганы, как и мегалиты, свидетельствуют о том, что людские сообщества совершали сезонные или более продолжительные миграции. В самом деле, зачем воздвигать грандиозные сооружения для предупреждения вторжения чужаков, если на месте находятся сами хозяева? Очевидно, строители и курганов, и мегалитов, опасались, что их угодья будут заняты в то время, когда они отсутствуют. Такое отсутствие   не исключено  для сообществ охотников и рыболовов,   характерно  оно и  для скотоводов.

Приведённое рассуждение важно для понимания возникновения так наз. городищ. Городища – это оседлые, скорее всего  круглогодичные поселения земледельцев. Скот у них, конечно, был, но кочёвок не было. Более того,  городища – это укреплённые поселения. Против кого строились укрепления ? Можно полагать, что против тех, чьи угодья занимали оседающие люди (не исключено – выходцы из тех кочующих сообществ,  которые  строили мегалиты  и курганы). До некоторой степени всё это напоминает библейский эпизод вражды земледельца Каина и скотовода Авеля. Как известно, Библия свои симпатии  отдаёт Авелю. Но история долгих веков борьбы земледельцев и скотоводов показывает, что   победили не кочевые скотоводы, а оседлые земледельцы.

Появление городищ знаменательно  ещё в  том отношении, что оно  позволяет утверждать о наличии  торговли. Пока человек был скотоводом, ему не нужна была соль, так как в мясной пище, как считается, соли для человека достаточно  (хотя в соли нуждается скот). Но с переходом на растительную пищу,   соль ему понадобилась. Однако источники соли существуют не везде. Чтобы стать оседлым жителем, земледельцем, человеку необходимо, чтобы кто-то   доставлял ему соль.  Иными словами, должны быть    торговцы и торговля. Выходит, что городища в своей массе возникли только тогда, когда появилась (или уже существовала) торговля.  Так это или не так, следовало бы проверить по географии городищ. Если бы оказалось, что они распределялись по судоходным путям,  то тезис о дружбе земледельца с торговцем  получил бы подтверждение – естественно при условии, что в районе городищ не было соляных источников.

Встаёт вопрос: происходили ли споры за территорию,  переделы территории в столь раннюю эпоху человеческой истории? Ответ должен быть  положительным. Об этом мы можем судить  не только по  полулегендарным  источникам, вроде Библии. Этнографам сравнительно давно известно, что в Сибири тунгусы  оттеснили на север из зоны тайги некоторые обитавшие там прежде народы. Карелы в своё время вытеснили на север  лопарей (саами). Строители монастырей, получавшие официальные грамоты из Москвы на «ничейную территорию» (обычно на лесные массивы), нередко встречали отпор со стороны окрестного    населения – давностных пользователей этой территории.   [9] На восточном побережье Онежского озера в Х1У веке появился Лазарь Муромский, пожелавший основать там монастырь. Но при этом он рисковал своей жизнью, потому что его едва не убили соседи  - «лопяне и чудь». [10]     Об остроте споров за территории в эти и более поздние времена можно судить по сведениям из сборника «Англичане в России в ХУ1 веке» (М., 1937, ред . Ю.В. Готье).  Капитаны английских парусных судов   при помощи русских поморов пытались найти проход в  Индию и Китай сквозь полярные  льды, а затем  вверх по течению  Оби.  Поморы  предупредили англичан  о лежащей по курсу  Обской губе, где аборигены не вступают в переговоры с пришельцами, а сразу мечут в них свои стрелы. Реально   англичане    достигли только Новой Земли. Здесь на берегу,  удобном для высадки, они  обнаружили грубо вырезанные деревянные идолы, вымазанные свежей кровью.   Смысл этих фигур был понятен. Место не просто занято какими-то охотниками, но активно используется ими также в  настоящее время.

 На берегах Белого моря, как и в некоторых   местах Скандинавского морского побережья, известны     выложенные из камня фигуры, образующие лабиринты. Учёные немало гадали и гадают о  смысле таких фигур (не обошлось, естественно, без привлечения  магии). По одной из гипотез в лабиринтах  должна была удерживаться рыба, зашедшая в них при высокой воде.[11] Мне представляется, что малые коллективы людей, не претендуя на демонстрацию своей мощи, не отказывались  от понятной  маркировки своих владений. Лабиринтов в природе практически не встречается; лабиринт – дело рук человека.   Выложенный из камня лабиринт – знак того, что удобное для ловли рыбы место занято, и что пришельцу лучше держаться от него подальше.

Сходное  значение имели  также петроглифы - фигуры, выбитые на плоских камнях. Например, в  Карелии они известны   в устье р. Выг (на её протоке Шижме)  и на восточных скалах Онежского озера. [12]  В петроглифах  можно выделить  людей-пришельцев, отличающихся своей одеждой; эти чужаки  изображены    в карикатурном или даже издевательском виде. (Видимо,  по этой причине одна из скал на Онежском озере носит название Бесов Нос.)  По петроглифам на камнях р. Выг можно сделать вывод, что пришельцам было запрещено убивать изображенных тут же животных.  Среди этих животных лось, олень, медведь, белуха. О запрете можно судить  по незавидной судьбе  нарушителей,  один  из которых изображается со стрелами  в спине и в затылке. Характерно, что изображения ценных рыб, которыми было богато Белое море (сёмга,  сельдь),  на камнях нет. Очевидно, рыбы хватало всем.

Можно думать, что в бесскальных местностях примерно ту же роль, что и петроглифы,  выполняли    тотемы, которые переселенцы-европейцы нашли в Северной Америке. Индейские сообщества использовали выдающиеся деревья, чтобы превращать их в разрисованные столбы - тотемы. Рисунки изображали тех животных, на добычу которых хозяева местности имели исключительное право, например, бобров.  При таком подходе к тотемам не остаётся места для популярных мифов  относительно магических связей, которые якобы существуют между обитателями данной местности и животными, изображёнными на   тотеме.

  «Владельческую направленность»  некоторых первобытных искусств  можно видеть в так наз.  пещерных рисунках, которыми славны некоторые местности во Франции.  По-видимому,  первобытный человек не жил в пещере весь год даже тогда, когда происходило похолодание климата Земли. Но если он периодически покидал и   возвращался  в   ту   самую пещеру, где однажды занимал удобное место, то был заинтересован закрепить  это место  за собой. Пометить его он мог разными способами. При умении рисовать,  достигнуть  цели   можно было таким образом:   нарисовать на стене или на ином удобном месте то, чего не мог нарисовать никто другой. Например, зверя, на которого люди охотились. Не так ли возникла пещерная живопись ? Будь так,  не нужным оказывается популярный миф о якобы приверженности  пещерного человека  к магическим действиям.  

 

 Cтоунхе(н)дж (Версия о военных сигналах)

 

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы

Пушкин. Сказка о Золотом Петушке.  

 

Стоунхендж представляет собой упорядоченное скопление огромных камней (до 25 и даже до 50 тонн весом) в 130 км юго-западнее Лондона; ближайший городок Солсбери (13 км). Камни были окружены валом и рвами, возможно также частоколом, который до нас не дошёл. Во рвах найдены останки захоронений; по крайней мере, часть из них весьма древние. Всё сооружение датируют третьим и четвертым тысячелетием до нашей эры; считается, что Стоунхедж воздвигнут в эпоху палеолита-бронзы.

 О назначении этого сооружения идут споры. Некоторые исследователи видят в нём модель Солнечной системы, некоторые - астрономическую обсерваторию. Есть и другие варианты, но они не объясняют, чтО двигало древними людьми, когда они осуществляли грандиозный для своего времени проект. Одно из возможных объяснений — «борьба с перенаселением». Согласно этой концепции (которая больше подходит для Древнего Египта и некоторых других стран), тысячи мужчин отрывались от дома ради ненужной работы с единственной целью — чтобы сократить рождаемость. Теоретически такой вариант не исключён, однако никаких указаний на перенаселённость Южной Англии в эпоху неолита (бронзового века), как будто, нет. Бесспорно лишь то, что для мобилизации массы рабочих (возможно, пленников) должна была существовать организация, обладавшая необходимыми средствами принуждения. Ныне такую организацию мы называем Государством.

Мой вариант касается не выдвигавшейся пока версии о военном назначении Стоунхеджа, точнее, о его использовании в качестве  наблюдательно-сигнального звена в системе обороны тогдашней Англии (если можно применить этот последний термин к тогдашней стране и тогдашнему государственному образованию). Особая группировка камней наталкивает на мысль, что они поддерживали деревянную конструкцию, своего рода башню или вышку, с которой велись наблюдения и передавались сигналы. На такой стройке (естественно) были жертвы, которых и хоронили неподалёку от башни. Судя по имеющимся снимкам, камни были втащены на небольшое возвышение; это должно было прибавлять расстояние, на которое распространялся обзор.[13]

По какому адресу должны были сообщать люди на  башне свои наблюдения? Если исходить из географии современной Англии, то понятно, по какому — Лондону. Но был ли тогда Лондон — не известно. Считается, что его основали римляне только в 43 г. вокруг того места, где они построили через Темзу деревянный мост. На месте нынешнего Лондона люди жили и раньше, но какого-либо древнего их укрепления в его черте не найдено. Тем не менее, допустимо предполагать, что такой пункт существовал — если не в черте Лондона, то где-то поблизости..

В какую сторону или стороны было направлено наблюдение? — О межэтнических отношениях и конфликтах, которые происходили четыре-пять тысяч лет назад, мы ничего не знаем. Но судя по более близким к нам временам, Англия неоднократно привлекала к себе внимание морских разбойников, как объект возможной добычи. С этой точки зрения, наблюдения из Стоунхеджа были обращены на юг, в сторону Атлантического побережья, в которое вдаются морские заливы (район современного Саутгемптона, возможно — Борнмута). По карте, расстояние от Солсбери до Саутгемптона не больше 30 км. Можно ли было наблюдать морское побережье из нашей точки? Какой высоты для этого должна быть вся конструкция? К сожалению, таких сведений у меня нет (хотя для геодезистов решить эту задачу было бы несложно).

Нужно принимать во внимание технику дела. Наблюдать за побережьем издалека можно только днём,  в хорошую погоду. Но высадка пиратов могла происходить и в плохую погоду, и ночью. За обстановкой надо было наблюдать на месте. Такую задачу могли выполнять посты, которые располагались непосредственно на побережье или неподалёку от него. Они-то и могли подать нужный сигнал в Стоунхедж: кострами — ночью, дымами — в светлое время суток (после чего, естественно, им надо было уходить прочь). Сам Стоунхедж, как показано выше, представлял укреплённый пункт. Дошедшей до него разбойничьей ватаге не так просто было его уничтожить — хотя такой вариант событий нельзя исключить.

Нельзя исключить, что близ нынешнего Борнмута располагался (как мы бы сказали) таможенный пост, взимавший пошлины с приходивших сюда и отправлявшихся отсюда торговых судов. Пост должен был располагаться в укреплении, так как высаживаться на берег могли не только торговцы, но и морские пираты, имевшие в виду ограбить именно этот пост. Тогда на тревожный  сигнал с такого поста ему мог отправиться на помощь военный отряд, который базировался на Стоунхедж. Поскольку конному отряду,  чтобы достичь Борнмута, требовалось  несколько часов, таможенникам надо было продержаться это время. Насколько справедливо такое предположение  – на этот вопрос могут ответить только археологические исследования в районе Борнмута.

Но приведённое соображение требует ответа также на другой  вопрос: Почему сам Стоунхедж, имевший более мощное укрепление и гарнизон, был удалён от морского берега ?    Для ответа на этот вопрос приходится домысливать, что он принимал сигналы не только из района Борнмута, но и с какой-то другой стороны, например, со стороны нынешнего Уэльса. Такой   замысел, конечно, усложняет  объяснение Стоунхеджа.

О сигнальной технике, применяемой против морских десантов государей, мы знаем по опыту XVIII века. Как известно, в ходе Великой Северной войны Англия встала на сторону Швеции против России; в 1719 г. в Балтийское море вошла эскадра адмирала Норриса. И.И. Голиков, почти забытый биограф Петра 1, пишет, что Пётр ожидал высадки на побережье Финского залива шведского десанта, который под защитой эскадры направился бы на штурм Петербурга. Поэтому в определённых пунктах побережья были заготовлены горючие материалы и выставлены посты, которые должны были сигнализировать, днём или ночью, о подходе к берегу кораблей и о высадке десанта. Точно такую же сигнальную технику применяли шведы на своём побережье, на которое Пётр высаживал с галер свои десанты (опустошительные рейды русских десантов заставили шведов прекратить войну и заключить в 1721 г. выгодный для России Ништадтский мир).

Пётр делал приготовления к постройке в Финском заливе грандиозной сигнально-смотровой и сторожевой башни, которая должна была опираться с одной стороны на остров Котлин, где располагался Кронштадт, а с другой — на соседний островок. В просвет под башней должны были проходить мирные корабли — подобно тому, как некогда они проходили между ног одного из семи Чудес Света — Колосса Родосского в Средиземном море. Как пишет И.И. Голиков, только смерь Петра в 1725 г. остановила эту крупнейшую стройку.

Необычно   высокий наблюдательный пункт известен к западу от Москвы на р. Протве, между Можайском и Вереей. Там в конце ХУ1-начале ХУ11 века во времена  Бориса Годунова была построена 74-метровая  колокольня при церкви Бориса и Глеба - самая высокая шатровая колокольня, которую сравнивали с Иваном Великим в Московском кремле. Если бы суда неприятеля из Оки стали  подниматься вверх  по Протве, то наблюдатель на колокольне  должен был  предупредить об этом гарнизон в Можайске. К сожалению, всё сооружение    не сохранилось. Возможно, по этой причине, внимание к нему историков – минимальное.

Высокая колокольня была не единственным  военным объектом в этом регионе. Направление к  западу от Москвы считалось небезопасным в смысле нашествия Польско-литовского войска. Об этом говорят крупные работы  того же Годунова по постройке Смоленского Кремля.

 Согласно Географическому словарю 1788 г., в колокольне была устроена каменная лестница, так что «до самого верху, где кресту быть, восходить можно». Церковь с колокольней  была построена около  небольшой крепости, имевшей название Борисов Городок,  и примерно в одно время с нею. (Впоследствии название «Борисово» перешло на образовавшееся здесь поселение.) К крепости примыкал загородный дворец Бориса Годунова. По-видимому, всё строительство шло под его присмотром и   с участием его собственных средств. Известно, что в 1603 г. он вместе со своей семьёй посетил эти места и принял участие в освящении церкви. В 1618 г. Борисов городок, как и ближайший Можайск, выдержали осаду войск польского королевича Владислава, претендовавшего на Московский престол. Церковь с высокой  колокольней  и строения  крепости были разобраны где-то в начале ХVIII века. [14]

Можно догадываться о сигнально-смотровой функции известной «падающей» Пизанской башни, которая строилась с 1173 по 1360 год. Более чем двухвековое строительство этой башни не мешало ей быть важным наблюдательным пунктом: ведь наблюдатель мог размещаться и среди недостроенных конструкций. Пиза в течение долгого времени враждовала   с Генуей. Если бы генуэзский флот направился к Пизе с враждебными целями, то его подход следовало обнаружить как можно раньше. В конце XIII века гавань Пизы оказалась заполненной наносами р. Арно, и Пиза фактически потеряла выход к морю. Но на суше оставались ее враги и соперники — Лукка и Флоренция (под власть Флоренции Пиза и попала в 1406 г.) Поэтому продолжалось строительство «Пизанской башни», высота которой составила около 57 м. Башня была задумана и выполнена как колокольня. В случае опасности, под рукой должен был оказаться тревожный («всполошный» на старом русском языке) колокол.

Мог ли пост на предполагаемой башне Стоунхеджа принимать и передавать звуковые сигналы? Об этом ничего не известно. Понятно, что если исследователи «не подошли» к самой идее башни, то говорить о технике её работы преждевременно.

 

Крестовые походы: как Европа освобождалась от вооружённых бездельников 

 

  В конце Х1 века Византийский император Алексей Комнен обратился к западно-европейским христианам с просьбой о помощи против турок-сельджуков. К тому времени  христианский мир уже разделился на две ветви : Западную – католическую и Восточную - православную. Тем  не менее, призыв о помощи был услышан. Папа Урбан  II, выступая в Клермоне, в Южной Франции,  призвал добровольцев к походу на Восток. Обращался папа к «бедным и униженным»,   обещая  им материальные блага: «земли и богатства наших врагов». Понятно, что папа имел в виду людей, умевших обращаться с оружием. Под «бедными и униженными», скорее всего,  он разумел   тех, кто по своему рождению и воспитанию  мог претендовать на долю государственных доходов, но кому этих доходов доставалось мало или не  доставалось вовсе. Это были «безработные  рыцари» и близкие к ним по социальному положению люди, не устроенное положение которых и чрезмерное количество не могло не волновать  элиту тогдашнего общества.

Таких лиц было немало. «В Париже и вне его было столько злодеев и разбойников,  что все области были полны ими».   Им вынуждены были покровительствовать монархи.  Папа Григорий VII обвинял короля Филиппа I, что тот ограбил нескольких итальянских купцов, ехавших на французские ярмарки.  В Германии рыцари-разбойники имели своих заступников в замках, «похожих на ястребиные гнёзда». Где-то после  1315 г. граф Шампанский Тибо Великий тягался с герцогом Лотарингии, слуги которого захватили ради выкупа итальянского  купца, ехавшего на ярмарку в Шампань.  [15]

Не обеспеченные рыцари  толкали своих предводителей на так наз. частные войны, надеясь поправить свои дела за счёт побеждённых. Эта публика представляла опасность также для королей, ибо была готова на междоусобные войны, если и когда у королей появлялись  претенденты на корону.  Избавиться от беспокойного люда было в интересах многих слоёв общества. «Время было такое, что каждая страна должна была отдавать куда-нибудь излишек своих воинственных элементов». [16] О том, что посредством Крестовых походов «Европа выбросила» этот излишек, писал  историк  П. Кругликов.[17] В наше время близкую мысль повторил проф. Джон Саундерс из Новой Зеландии. Он утверждал, что после Крестовых походов в странах Европы укрепилась власть монархов, и это позволило возвыситься (прежде пригнетённым) «средним классам».

          Собравшиеся в поход добровольцы нашивали на свою одежду крест в знак того, что их поход освящён Папой. Они    получали отсрочку для выплаты  долгов; папы обещали им отпущение грехов, а короли прощали малые и большие преступления. Для финансирования походов вводились специальные налоги, ибо  неимущие рыцари не стеснялись отнимать у обывателей лошадей, повозки, припасы, деньги  и прочее, особенно если дело касалось евреев.

Во времена Первого крестового похода (всего их насчитывают не менее восьми) впереди отрядов рыцарей шло немало   простого народа. Собраться в поход их подтолкнули  неурожаи ряда лет (1087-1095 гг.), которые  вызвали в некоторых местах голод. Народное ополчение почти всё было истреблено в боях  или  погибло от природных невзгод. В последующих походах  отряды крестоносцев состояли почти сплошь из рыцарства.

          От отражения турок-сельджуков волны крестоносцев каким-то образом   перешли к идее освобождения от неверных Гроба Господня, который по преданию находился в Иерусалиме. На какое-то время им удалось овладеть и Иерусалимом, и Сирией и другими землями, и основать здесь Латинскую империю. Воевали они в основном с арабами, которые базировались на Багдад, а ещё на Египет. В начале XIII  века крестоносцы ворвались в   Константинополь  и разгромили Византийскую империю, которая на шестьдесят лет прекратила своё существование.   Некоторые крестоносцы поступали на службу к тем правителям, которые удерживали за собой обломки бывшей Византийской империи. Эти события показывают, что участниками Крестовых походов двигали не столько  религиозные, сколько материальные побуждения.

За два века, в течение которых  продолжались Крестовые походы, крестоносцы не раз терпели поражения. Но после очередных неудач папам удавалось поднимать им на помощь свежие силы. Папам помогали   европейские монархи, например Ричард Львиное Сердце из Англии, Конрад III из Германии, Филипп-Август из Франции. Эти лица лично возглавляли отряды крестоносцев. Но спустя год-два они возвращались обратно – видимо, за подкреплением. Во главе новых отрядов шли уже другие лица, как если бы монархи своё дело уже  сделали. 

Нельзя утверждать, что все идеологи и все  руководители Крестовых походов понимали их скрытую цель – освободить страны Центральной и  Западной Европы от вооружённых люмпенов  и просто от  бандитов. Наверное, как во всяком крупном деле, были исполнители, которые принимали Крестовые походы за чистую монету. Но эти лица не мешали, а только помогали основному замыслу.

В немецком фольклоре существует  легенда, из которой можно понять, что  смысл крестовых походов  не был секретом,  по крайней мере для некоторых тогдашних публицистов. Город Гамельн в Нижней Саксонии известен историей о флейтисте, который   привлёк живших в городе крыс своей игрой; флейтист сумел  утопить отвратительных крыс в Везере. Где-то в XVI описание этого эпизода было выбито на городских воротах Гамельна. К эпизоду  есть дополнение. Горожане не заплатили музыканту за услугу, тогда он вывел из города детей и завёл их в горы, где они и пропали.

У этой последней легенды в реальности есть суровый   прототип. В 1212 году  кому-то пришло в голову послать на Восток детей, которые (как безгрешные существа) должны были обеспечить прочное завоевание Иерусалима. Детей (видимо, из  числа сирот) собрали и отправили морем. Дальнейшая их судьба не известна.

К XIV веку Крестовые походы закончились, их результаты   благотворно  сказались  на общественной жизни. Примерно с этого времени Центральная и  не только Центральная Европа переживала Возрождение (Ренессанс). Были вновь востребованы науки и искусства Древней Греции и Рима. Суровые  нравы  Средневековья  начала сменять  большая свобода человеческой личности. Расцвела литература. Укрепилась идея Государственной власти. Все такие продвижения не могли обойтись без развития ремёсел, торговли, просвещения, без повышения  уровня жизни  тогдашних «средних классов», а возможно и простого народа.

Если Крестовые походы были задуманы таким образом, чтобы  ликвидировать известную социальную помеху для экономического  и иного развития стран Европы, то свою задачу они выполнили. Другое дело, что цель была достигнута  за счёт привнесения военных действий на Ближний Восток и в Северную Африку. Войцех Войтыла, он же папа Иоанн-Павел 11, от лица католической церкви принес публичное извинение за её исторические грехи, к которым он причислил гонения еретиков, нетерпимость к евреям и   те же Крестовые походы.

«Безработных рыцарей» отвлекали с насиженных мест и направляли не только в Святую Землю. В самой Европе были регионы, против которых действовали крестоносцы. Одним из таких регионов была Испания, где обосновались мусульманские (арабские) государства. Христианским государствам Испании  (Арагону и Кастилии), воевавшим с арабами, оказывали помощь рыцари из Франции. Рыцари Северной Франции были направлены против так наз. альбигойцев на Юге, «вина» которых состояла в том, что они  не признавали Папы. Некоторые  рыцарские походы были направлены против остававшихся в Европе очагов язычества – на Восток от Эльбы.

Такими путями часть тогдашних беспокойных люмпенов    удалялась из некоторых стран Европы. Эти лица находили себе новые источники существования или погибали при попытке  завоевания новых областей,

            Подобные «хитрые» схемы действовали и впоследствии. В  неоконченной трагедии Фридриха Шиллера «Лжедмитрий»  описан как раз такой эпизод, относящийся к началу XVII века. Когда в Польше появился самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного,  король и вельможи Польско-Литовского государства понимали, что имеют дело с авантюристом. Но к тому времени страна испытывала давление со стороны размножившейся шляхты и не устроенных казаков, от которых следовало избавиться. Поэтому добровольцам разрешили присоединиться к походу Лжедмитрия на Москву. [18] Государственный расчёт был прост. Если Самозванец завоюет Москву, то государству это будет на пользу. Если же он погибнет там со своим войском, то   тоже неплохо.

        В эпоху существования Киевского государства некоторые не нашедшие себя удальцы перебирались в самое южное русское княжество  - Тьмутаракань на Таманском полуострове. (Оно раньше других попало под власть половцев и потеряло свою самостоятельность.)  В более поздние времена Москва в составе своих воинских формирований, расположенных   за Окой, содержала   иррегулярные отряды, носившие названия  казаков, Можно думать, что среди последних было немало лиц, которых Москва не желала видеть в пределах своих обжитых районов. Долгое время не пользовались доверием Москвы и независимые казачьи поселения  на Дону. [19]Начиная с XVII века, провинившихся членов общества Москва  ссылала в Сибирь -  к неудовольствию местного населения и переселенцев из Руси (как называли тогда в Сибири Европейскую Россию).

          Сходной  моделью освобождения от нежелательных лиц пользовалась, по-видимому,    Испания после  завоевания ею ряда стран в Америке. Известно, например, что   экипажи кораблей Колумба состояли из полу прощёных преступников. В ХУ11 веке из Англии в американские колонии, наряду с пуританами,  высылали буйный полукриминальный элемент. «Зелёный континент» - Австралию правители Англии первоначально заселяли  каторжниками.

Сказанное выше не означает, что исторически  всякая   авантюрная военная или иная экспедиция затевалась с единственной целью –  избавиться от нежелательной части населения. Понятно, что существовали также другие цели и причины. Находились и мирные способы решения проблемы. В сословном обществе, которое известно в истории ряда европейских стран,  одним из таких способов служил майорат. Обычно майорат предоставлял старшему сыну   умершего дворянина    имущества и права его отца, оставляя «за бортом» всех других братьев и сестёр. Иногда майорату  сопутствовал  обычай, согласно которому один из обделённых братьев уходил в монастырь. Школьники, читающие «Трёх мушкетеров» Дюма, не всегда  обращают внимание, что один из мушкетёров – Арамис был духовного звания. Но его сан,  конечно, не случайность. Государи старались сдержать рост числа тех, кто претендовал на государственный пирог, поскольку на всех его не хватало.

В России майорат пытался внедрить царь Пётр, но здесь он не прижился

 

[1] Во второй половине ХХ века  на Ниле при содействии СССР была построена Асуанская плотина и создано  Асуанское водохранилище. После этого  разливы Нила в пределах Египта (как будто) прекратились.

[2] Личное сообщение московского статистика  А. Г. Волкова.

[3] Более тщательный расчёт даст несколько иные цифры. Изъятие из состава общества 100 тысяч мужчин меняет его поло-возрастную структуру в худшую (для рождаемости) сторону. Чтобы  расчётным путём «вернуть» общество в его обычное состояние, из состава населения надо вычесть не только 100 тысяч мужчин и их жён, но и некоторое число детей, подростков, стариков, которые нормально приходятся на эти сто тысяч. Если принять, что на каждого работоспособного мужчину приходится по  3 человека из других   не участвующих в рождении детей категорий , то наше условное  2- х миллионное общество обратится примерно в  1,5 - миллионное население нормального поло-возрастного состава.    При 3-х процентах годового прироста это количество должно ежегодно увеличиваться на 45 тысяч  человек. Но и эта цифра существенно больше, чем ежегодное сокращение прироста населения на 25 тыс. душ.   Прирост населения всё равно должен был обгонять   государственные меры  по сокращению рождаемости.  

[4] Современные обо нередко    обвешаны ленточками, но эта  традиция  явно возникла   много позже того времени, когда сооружались обо.  Некоторые   обо используются шаманами для камлания, но нет оснований считать, что  эти  обряды   возникли тогда же, когда и обо.

Каменные бабы (на древнем русском языке - «истуканы») нередко стояли на курганах. Многие  авторы склонны видеть в каменных бабах некий культ предков. Тем не менее, в  обширной литературе об этих изваяниях можно встретить  близкое мне утверждение, что каменные бабы  «показывали  границы территории поселений». 

[5]  Массивный камень труднее сдвинуть  или  повалить.

[6] Отсюда вытекает важное следствие: археологам надо взаимодействовать с географами.  Научный интерес представляют не только те вещи, которые находят в курганах, но и те природные угодья, среди которых  располагаются курганы. 

[7] Как понимали   содержимое курганов  образованные люди второй половины Х1Х века, видно из стихов А.К. Толстого :

«В степи на равнине открытой курган одинокий стоит.

Под ним богатырь знаменитый в минувшие веки зарыт.

В честь  витязя тризну свершили,  дружина дралася три дня.

Жрецы ему разом заклали всех жён и любимца - коня».

   Мне представляется, что поэт оставил в стороне    борьбу за власть. Дружина разделилась и дралась за разных кандидатов. «Для верности» были убиты жёны усопшего, чтобы   исключить рождение  новых претендентов. Возможно, убийство женщин должно было также служить  уроком для  домочадцев будущего князя: этим лицам   внушалось,  чтобы они не вздумали отравлять или как-то иначе приближать смерть того, к кому они окажутся  близки. 

[8] В Китае вплоть да начала ХХ века единственными «документами» многих крестьян на право владения своими участками земли были  холмики на могилах предков, которые располагались на этих участках. Чем больше было таких холмиков, тем прочнее считалось право на землю.

[9] Будовниц И. У. Монастыри на  Руси и борьба с ними  крестьян в Х1У-ХУ1 веках. -М., 1966.

[10] История северного крестьянства . Том 1. - Архангельск, 1984, с. 149.

[11] Титов Ю. В. Лабиринты и сейды. - Петрозаводск, 1976.

[12] Саватеев Ю. А. Каменная летопись Карелии. - Петрозаводск, 1990.

[13] Вильям Петти (1623-1687) сравнил Стоунхедж с бесполезными Египетскими пирамидами и высказался в том духе, что его построили ради утверждения  дисциплины (в народе) и смирения человеческой гордости (!). Для нас интересно, что он назвал возвышение под камнями Башенным холмом (Tower hill). См.       Strauss. Sir W.M. Petty.  Glencol, 1954, p. 221.
Источник   и цитаты из него   сообщил   Оскар Шейнин.

 [14] Электронная информация.

[15] Эпоха крестовых походов. Под ред. Э. Лависса и А. Рембо.  Ч. 11. -  М., 1914, с. 12-13,  22-23.

[16] Дживелегов А. Энциклопедический словарь Гранат. - Изд. 7. Том 11, с. 324.

[17] Там же. Том ХХУ, с. 438.

[18] Фридрих Шиллер известен как  поэт и драматург. Менее известно, что он был  профессиональным историком и возглавлял кафедру в Иенском университете.

[19] Пронштейн  А.П. К истории возникновения казачьих поселений  и образования сословия казаков на Дону - Сб. Новое о прошлом нашей страны. М., 1967, с. 158-173.

 

(Продолжение следует)

 

comments powered by Disqus