От новгородского Вече к киевскому Майдану? Прихоти истории
Дорогой А.Н.! Только что сочинил и опубликовал стихотворение, связанное с украинской темой, но введённое в контекст "истории государства Российского": http://www.stihi.ru/2013/12/17/4460 . ЮЧ. 17.12.2013.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
Великой Новгородской Руси — от Руси Киевской, сейчас стоящей на Евромайдане
На судьбу неуместна обида;
просто сердцем тебе поклонюсь,
мира русского Атлантида —
Новгородская светлая Русь.
На стишок велика нагрузка:
ведь звучит он гимном тебе,
о, исконной великой русской
демократии колыбель…
Тирания (не жизнь тогда нам)
или воля — одно из двух!
И над киевским Евромайданом
вечевой воспаряет Дух.
Буду вынужденно я краток,
но поздней к воспеванью вернусь
всех — державных, культурных, ратных —
дел твоих, Новгородская Русь.
17.12.2013
Примечание от А. Алексеева:
Ср. постановку вопроса о победе «регрессивной» тенденции развития в российской истории в XVI веке у А. А. Любищева: Любищев А. А. Если бы противостояние с Москвой завершилось в пользу Новгорода… // Звезда, 1999, ¹ 10.
В этой своей работе Любищев выражает убеждение в том, что «разгром Новгорода (Москвой, в XV веке) — «несчастье не только для Новгорода, но и для всего русского народа и даже отчасти для всего человечества». Он показывает, что возникшее в период «собирания Руси» верховенство московской «программы и идеологии» было победой регрессивной тенденции над исторически прогрессивной, что существенно определило весь дальнейший ход российской истории.
Этой же теме посвящена любищевская «Апология Марфы Борецкой», опубликованная в сборнике: Любищев А. А. Мысли о многом. Ульяновск, 1997.
Постскриптум от Ю. Чернецкого
Стоит добавить, что огромный вклад в изучение Новгородской Руси внёс выдающийся российский археолог и историк академик Валентин Лаврентьевич Янин. А ведущие украинские историки позапрошлого века (Костомаров, Антонович и др.) развивали концепцию "вечевой демократии" как стержня государственности козацкой эпохи в истории Украины.