Памяти артиста, гражданина, петербуржца
Из материалов к интервью. Только факты
1976 год, весна, Ленинградский дом архитекторов (особняк Половцев), театральная студия под руководством режиссера Эрика Грошевского. При этой театральной студии – музыкальная группа: симфонический оркестр под руководством Диканского, среди музыкантов - Алексей Заливалов, Сергей Курехин, Борис Гребенщиков – молодые люди 18-19 летнего возраста. Я ставлю свой дипломный спектакль «Сцены из Фауста» А.С. Пушкина с артистом БДТ Георгием Васильевым и артистом театра Ленинского комсомола Кириллом Датешидзе. Это первый «интерьерный» спектакль с которого собственно и началось становление концепции этого театрального направления. Музыкальное оформление этого спектакля осуществлялось в сотрудничестве со скрипачом Григорием Седухом. А уже в 1979 году при восстановлении этого спектакля в прологе и эпилоге участвует в качестве скрипача Алексей Заливалов. С этого момента начинается наше сотрудничество, продолжавшееся более 30 лет до самого последнего дня жизни Алексея.
1980-й год – проект цикла интерьерных спектаклей по «Маленьким трагедиям» Пушкина. Работа над «Каменным гостем» во дворе дома на Мойке-12, спектакль под открытым небом, под окнами мемориальной квартиры А.С. Пушкина. Белые ночи, кусты сирени вокруг памятника поэту, белые скамейки и камерный оркестр аутентичных инструментов, созданный Алексеем Заливаловым, – музыкальное оформление этого спектакля. Костюмированные музыканты участвуют в действии. К сожалению, проект постановки цикла интерьерных спектаклей по «Маленьким трагедиям» Пушкина, приуроченный к 150-летию Болдинской осени, полноценно осуществить не удалось. О причинах как-нибудь в другой раз, но отношения с Пушкинскими произведениями соединили Алексея и меня навсегда. Алексей мечтал о постановке рок-оперы «Пир во время чумы», музыку к которой он написал. Он неоднократно обращался ко мне с предложением осуществить этот проект. Но к сожалению, обстоятельства складывались неблагоприятно для театральной деятельности независимых артистов в то советское время. Я понимал, что осуществление такого проекта на энтузиазме вне профессионального театрального организма невозможно. И все же в 1981 году я с группой артистов, художников и музыкантов, объединившихся вокруг идеи Интерьерного театра, осуществил проект театрализованной экскурсии в Царскосельском лицее. И здесь, Алексей был участником этого проекта, и как музыкальный руководитель, и как скрипач. В том же году развернулся еще один интерьерный проект, связанный с особняком Половцева. Это был персональный заказ интерьерного спектакля для иностранных туристов, неожиданно возникший по инициативе кого-то из западных менеджеров. Проект этот не был осуществлен, но на стадии его подготовки участие Алексея Заливалова также было активно и незаменимо.(вся история с постановкой спектакля по сценарию Сергея Волынца «Особняк») К этому времени уже вполне сформировалось важнейшее качество Алексея как театрального исполнителя. Он мог работать и как драматический артист, и как музыкант, одновременно. Яркая внешность, свобода и органичность, артистизм, энергия, владение многими музыкальными инструментами, вокал, сценическая речь, пластическая свобода – все это делало его уникальным синтетическим артистом. Но у меня в это время не было возможности осуществлять театральные проекты, кроме того вообще начинало казаться что идеи Интерьерного театра не могут быть реализованы в советском социокультурном пространстве.
И только в 1985 году когда начались перестроечные процессы, появились надежды на осуществление экспериментальных театральных проектов. Мы восстановили спектакль «Сцены из Фауста» с участием Седуха и Заливалова и начали работать над проектом интерьерного спектакля «Моцарт и Сальери» на сцене старинного театра Юсуповского дворца. Музыкальным оформлением этого спектакля занималась Валентина Болдышева (ныне регент хора церкви Иконы Владимирской Божьей Матери), сокурсница Алексея Заливалова по консерватории - они оба кончали класс у композитора Бориса Тищенко – оба его ученики. С Болдышевой меня познакомил Алексей Заливалов, он сам к этому времени уже много концертировал на эстраде с оригинальными музыкально-эксцентрическими номерами, работая в программах ленинградского мюзик-холла. Болдышева привлекла к участию в спектакле камерный хор «Россика» и камерный оркестр консерватории. В спектакле были включены театрализованные эпизоды специально реконструированной версии «Реквиема» Моцарта. Алексей Заливалов играл роль Слепого скрипача. Сохранился эскиз костюма, но, к сожалению, не сохранилось ни одной фотографии, видеозаписи тогда были еще нам недоступны (роль Сальери – Андрей Толубеев, Моцарт – сначала Володя Осипчук, потом Юрий Демич). К этому времени Алексей уже сотрудничал с театром «Эксперимент» под руководством Харитонова, где играл большое количество различных спектаклей весьма разного художественного достоинства. Но я хорошо помню ту нашу встречу у него дома на Фонтанке когда он просил совета о том, как строить дальнейшую театральную карьеру. Я в тот момент не мог ему предложить никакой творческой перспективы и благословил его на сотрудничество с Харитоновым.
А уже в 86 году историческое событие – театрализованный митинг на Владимирской площади в защиту дома Дельвига. Первый неформальный митинг в стране. Градозащитное движение. Группа «Спасение» и т.д. 19 октября. И здесь Алексей Заливалов как соратник, как музыкант, как гражданин и горожанин участвовал в этом событии.
1987-й год – спектакль-акция в защиту храма Воскресения на Смоленском кладбище «Пир во время чумы». Алексей Заливалов участвует в постановке спектакля как композитор, музыкальный руководитель, как скрипач и артист-участник спектакля. Он привлекает к участию в спектакле других музыкантов и композитора Лоханского – специалиста, реконструирующего колокольные звоны.
1988-й год – театрализованное представление в усадьбе Рерихов в Изваре, связанный с грандиозной международной конференцией «Мир через культуру». Алексей – музыкальный руководитель и участник проекта. Будучи связанным с самыми оригинальными и интересными ленинградскими музыкантами, он мог свободно привлекать к нашей работе нужных нам профессиональных и талантливых исполнителей.
И наконец, когда в 1988 году Интерьерный театр получает официальный статус, Алексей Заливалов становится его законным музыкальным руководителем. И вся деятельность театра в период с 1988 по 1996 год: фестиваль «Белые ночи» в Венеции (1991) , вечера в доме Державина (1989-1995) участие в «Играх доброй воли» (1994), дни Индии в Петербурге – представление в Инженерном замке (1994), участие в различных эпизодах Городской мистерии и Петербургского календаря (1991-1997) – все связано с его творческим участием. Отдельно надо упомянуть о проекте спектакля по поэме Блока «Возмездие» (1989). Им была написана музыка к этому спектаклю, и он также должен был участвовать как драматический артист, и как скрипач. К сожалению, этому проекту не суждено было осуществиться.
1989-й год - первый городской митинг на Дворцовой площади, связанный с событиями в Тбилиси. Будучи причастным к организации этого митинга я привел на трибуну для выступающих Алексея Заливалова и митинг начался с его скрипичного исполнения «Аве Марии» Шуберта. Знаменательно, что через 23 года (26 февраля 2012 года) за несколько месяцев до безвременного ухода из жизни в финале митинга на Владимирской площади, посвященного современному демократическому движению «За честные выборы», Алексей вместе со своим товарищем исполнил на скрипке эту же мелодию. Запись этого исполнения существует в youtube.
Примерно с 1997 по 2005 год Алексей тесно сотрудничал с кинорежиссером Алексеем Маминым. Уезжал на долговременные гастроли за границу и наши творческие связи на некоторое время прервались. Но с 2005 года, одновременно с тем как при Интерьерном театре был набран актерский курс Театральной академии, Алексей стал регулярно появляться в театре на самых разных событиях: праздниках, экзаменах, премьерах и т.д.
И когда он познакомил меня со своей музыкой, написанной на стихи Агнивцева, у меня возник замысел спектакля «Петербургские маски», и в 2008 году со студентами 3-го курса в процессе освоения карнавальных костюмов Интерьерного театра была осуществлена постановка этого спектакля. А в 2010 году Алексей Заливалов написал музыку к дипломному спектаклю этих студентов «Кот в сапогах» по сказке Шарля Перро. Оба эти спектакля до сих пор в репертуаре театра и пользуются большим успехом у зрителя. А для артистов труппы театра, выпускников этого курса – Алексей Георгиевич Заливалов, человек, артист, с которым тесно связано их профессиональное становление.
24 февраля 2013 год
Николай Беляк
**
Из Википедии
Фильмография
Композитор:
- 1988— Фонтан (СССР).
- 1990 — Бакенбарды.
- 1991 — Дорога в Парадиз.
- 1992 — Как живёте, караси?.
- 1992 — Воздушные пираты (Украина).
- 1993 — Окно в Париж (Россия/Франция)
- 1999 — Горько!
- 2000 — Империя под ударом
- 2005 — Пари
- 2006 — Двое из ларца
- 2007 — Тени прошлого
- 2008 — Запрет на любовь
- 2009 — Летучий отряд[.
- 2011 — Отряд особого назначения
Н. Беляк – А. Алексееву
Дорогой Андрей!
…Посылаю тебе ссылки на видео моего выступления на
Владимирской площади в 2012 году: https://www.youtube.com/watch?v=U_McDQS4weU. И там же Алексей Заливалов исполняет "Аве Марию": https://www.youtube.com/watch?v=diluzSWfI_g
17 сентября этого года ему исполнилось бы 60 лет. По-видимому, в театре
будем отмечать вечер памяти. Высылаю материалы для интервью о нём, которое я давал его вдове Наталье Варламовой для фильма в 2013 году. Чуть позже вышлю и видеоматериалы этого интервью…
Н. Б. 16.08.2017