Павел Романов: Этнография организаций и стратегия кейс-стади
Благодарим Елену Ярскую-Смирнову, супругу, ближайшего со-трудника и постоянного со-автора Павла Романова, передавшую нам этот текст. Он немного отличается от ранее публиковавшихся.
Методы социологических исследований
2005 год
П.В. РОМАНОВ
СТРАТЕГИЯ КЕЙС-СТАДИ В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
РОМАНОВ Павел Васильевич (22 мая 1964 — 9 июня 2014) - доктор социологических наук, профессор, генеральный директор Центра социальной политики и гендерных исследований (Саратов).
Этнография организаций и кейс-стади
Для изучения низового уровня социальной политики, где оперируют такие агентства и акторы, как социальные службы и социальные работники, полезно использование этнографических кейс-стади. Сразу отметим, что применение понятия «этнография» относится к трем разным сферам научного знания: дисциплине, жанру и методу (см. подробнее: [1]). Этнография хорошо известна российскому читателю в
качестве научной дисциплины, занимающейся исследованием образцов традиционной культуры, быта народов, удаленных от индустриальной цивилизации территориально и во времени. Этнографический подход к социологическому исследованию повседневной жизни в качестве метода сбора данных и жанр представления результатов сегодня вместе с другими качественными методами распространяется в отечественной социальной науке. Отличительный признак этнографического исследования - скрупулезное внимание к деталям, рассмотрение особенностей какого-либо процесса или института посредством включенного наблюдения, глубинных интервью, анализа документов. Применяемые в изучении внутренней жизни учреждений, эти инструменты сбора данных подразумевают аналитический интерес к структурам повседневной жизни, организационной культуре во всей совокупности ее проявлений. Принципиальное отличие этой методологии - в той сокращенной дистанции между «своим» и «чужим» миром, между социологом и информантом, которая выступает условием естественности ситуации исследования, основой доверия и благожелательного отношения со стороны членов сообщества. Но в то же время для исследователя, применяющего этнографические методы, такая методология является источником каждодневных испытаний, личностных переживаний и этических дилемм.
Этнография организации является по преимуществу кейс-стади (case-study) и обладает типичными для этого типа исследования методологическими допущениями. Заметим, что такие исследования проводятся на одном объекте - случае (case), каким является некое сообщество, отдельно взятое социальное явление, класс действий или область деятельности. Изучение случая опирается на выделение частных единиц для
анализа - личных биографий, отдельных предприятий, населенных пунктов, типов потребления или трудовой деятельности (в отличие от индикаторов или переменных, составляющих схему сбора «сырых» данных в количественных исследованиях). Организации или другие случаи, выбранные для анализа, можно сравнивать между собой, составлять классификации. Отчет по разным типам кейс-стади содержит описания и рекомендации, основа которых - не расчет уровня доверия к данным, а представление спектра событий, типов социальной практики, способов социального взаимодействия. С учетом специфики этих полевых практик и особенностей представления результатов в отчете, статье или книге сложилась определенная система увеличения надежности данных, известная под термином «триангуляция» [2]. В качественной социологи-ческой методологии имеется в виду использование повторной и параллельной проверки надежности полевых материалов, а также такие способы сбора и анализа полевых материалов, когда в группе обязательно присутствие исследователей разного пола, расы, возраста, чтобы избежать односторонних интерпретаций, вызванных возможными предубеждениями участников исследования.
В литературе представлены различные типы кейс-стади. Например, Л. Стенхауз выделяет эвалюаторное (направленное на оценку эффективности), образовательное и этнографическое кейс-стади [3]. Р. Йин предлагает свою классификацию, в которой называет такие типы, как аналитическое (объяснительное) и описательное кейс-стади [4]. Описательная стратегия заключается в поиске ответов на вопрос «как», и задача состоит в подробном описании некоторого социального явления или института, В свою очередь, объяснительная стратегия призвана найти ответ на вопрос «почему» и осуществить поиск причин и факторов, оказывающих влияние на ситуацию. В этом случае кейс-стади не просто позволяет уточнить факты и упорядочить массу деталей, но способствует формулированию теории [5],
Сегодня методология кейс-стади - разработанный и широко применяемый в социальных науках инструментарий. В отечественной науке она используется сравнительно недавно, но уже стала источником новых идей и интересных открытий. Перспективным направлением в развитии этой полевой стратегии стало исследование организаций. Достаточно хорошо известен опыт применения подобных методов в исследовании промышленных предприятий [6], крестьянского подворья [7].
Исследования социальных служб и социальной политики, также как организационная социология, анализ организационного поведения и прикладной политологии, сформировали традицию в зарубежной социологии. Опираясь на кейс-стади и методы невключенного наблюдения, П. Блау осуществил исследование организационных процессов, где продемонстрировал многие достоинства и недостатки этой методологии [8]. Он весьма осторожно отметил, в частности, что несмотря на то, что выборка в таких исследованиях не является случайной и количество единиц исследования невелико, все же на основе сравнения данных возможно сделать определенные обобщения по поводу деятельности формальных организаций. (В нашей полевой работе по исследованию социальных служб [9] мы тоже исходили из этого предположения, трактуя полученные данные как примеры воплощения организацией социальных отношений, характерных для современной российской ситуации.)
В контексте обсуждения методологии Блау приводит и ряд основных трудностей, связанных с применением наблюдения как основного метода сбора данных. Исследование формальных организаций неизбежно сталкивается с такими трудностями, как «хоуторнский эффект» (возможное влияние наблюдателя на деятельность наблюдаемого субъекта), и поиск типичности в череде наблюдаемых социальных взаимодействий. Иными словами, необходим некоторый навык, чтобы определить, какое из взаимодействий считать важным, типичным и существенным с точки зрения исследования [10]. Эти соображения были положены в основу целого ряда исследований организаций, относящихся к системе социального обеспечения.
Так, Э.С. Холл в исследовании отделов регистрации в социальных службах нескольких британских городов уделил особое внимание вопросам методологии, в частности, проблеме «хоуторнского эффекта» [11]. Холл замечает, что если на ранних стадиях исследования присутствие исследователя и оказывает определенное влияние на организационный контекст, то с течением времени значение этого эффекта ослабевает и перестает быть существенным [12]. Британский исследователь проводил свое исследование достаточно долго, и работники социальной службы перестали воспринимать его как нечто непривычное: «я работал в отделе более года, прежде чем занялся непосредственно практиками регистрации клиентов, и к тому времени воспринимался, в значительной степени, как элемент меблировки» [12, р. 17]. В нашем проекте в ряде случаев мы были лишены возможности «превращения» в деталь интерьера, поскольку не могли уделить столько времени проведению этнографического наблюдения, сколько бы хотелось. Однако шестеро наших коллег работали в исследуемых организациях, что в некоторой степени делало их инсайдерами в отношениях с информантами. Другие исследователи задействовали свой социальный капитал от предыдущего общения с администрацией и сотрудниками учреждений.
Начиная с1970 г., стратегия кейс-стади оказалась востребованной за рубежом в управлении социальными службами при оценке их эффективности. Результаты такой работы, проводимой независимыми экспертами из академических учреждений, содержали не только позитивные оценки, но и критику, а также подробные рекомендации по улучшению деятельности отдельных направлений. Эти отчеты довольно часто публиковались и становились предметом обсуждения в связи с реформами в социальной политике и поиском оптимальных способов администрирования в этой сфере. В Великобритании значительным было внимание, уделяемое изучению социальных служб на местном уровне [13]. Среди работ этого периода заслуживают внимания исследования отдельных видов социальных сервисов и направлений социальной работы, например, с пациентами психиатрических клиник [14], пожилыми [15], а также с лицами, совершившими нетяжкие преступления и отбывающими условный срок заключения [16]. Кейс-стади имеет общие корни с методом индивидуальной социальной работы со случаем (case-work), который традиционно практикуется в качестве важной диагностической процедуры для идентификации условий жизни и проблем клиента.
Контекст и случаи
Концепция кейс-стади опирается на определенные представления о природе случая и на аналитическую стратегию, представляющую собой логический каркас для сбора и интерпретации данных. В качестве случая здесь предстают, по сути дела, несколько социальных феноменов, каждый из которых обладает как уникальностью, так и достаточной степенью типичности. Кейс-стади, а особенно этнографический вид этого исследования, - всегда динамическое балансирование между детальной описательностью, фокусирующейся на особенностях той или иной социальной практики, и стремлением выйти на объяснения более широких закономерностей. При изучении разных аспектов постсоветской социальной политики и социальных сервисов в практических и академических целях необходимо стремиться сделать результаты работы полезными для тех, кто изучает эти же проблемы, пытаясь преодолеть уникальность, присущую этнографическим нарративам. Этого можно добиться разными способами, например, включая в каждое описание элементы теоретического и исторического обзора данного типа организации, профессии, направления социальной политики. Такой анализ, на наш взгляд, позволяет, с одной стороны, подняться над единичным фактом и поместить его в более целостную и при этом подвижную картину постсоветской социальной реальности, а с другой стороны, продемонстрировать черты исторической преемственности.
Какие случаи могут стать предметом анализа исследований социальной работы? Договоримся, что в данной исследовательской области случай представляет собой отдельный фрагмент социальной реальности, рассматриваемый в пространственно-временном измерении и воплощенный в том или ином направлении социальной политики, организационном контексте определенного учреждения и действиях конкретных специалистов. Мы можем выбирать случаи в контексте места и времени, поэтому каждый из них имеет пространственно-временное измерение, а также отражает фокус исследования и уровень рассмотрения социальной проблемы.
Например, проблема социального статуса и социальной защищенности пожилых людей может рассматриваться как в сравнительно-историческом ключе, так и под «микроскопом» (здесь-и-теперь) в контексте конкретной организации. Через случай конкретной организации мы рассматриваем не только специфику и эффективность социальной политики, но и обобщаем проблемы пожилых людей в современной России. Рассматривая школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в качестве такого случая, мы можем увидеть, как относятся к инвалидам в нашем обществе, откуда рекрутируются взрослые инвалиды в дома престарелых, а рассматривая социальную политику в отношении инвалидов, анализируем ресурсы и барьеры современной ситуации в этой области [9]. Случаи не просто взяты в пространственно-временном контексте, они дают образ, метафору этого контекста.
В исторической перспективе изучение социальной работы отражает конкретный временной срез со всеми его. особенностями и свойствами. Здесь мы имеем в виду изменчивость социально-экономических обстоятельств, особенно ярко проявляющуюся в условиях трансформационного периода, с одной стороны, а с другой - тот факт, что любой момент в истории развития какого-либо института предстает отягощенным (или, наоборот, обогащенным, в зависимости от точки зрения) предыдущим опытом. Этот опыт
влияет на настоящее и будущее развитие, включает в себя знания поколений людей, вовлеченных в деятельность данной институции, а также идеологии, практики работы, особенности организационной культуры, выраженные в физическом окружении - стенах, мебели, устройстве кабинетов и пространственной организации учреждений. История учреждений, коллективов и отдельных людей тесно сплетена с историей их физического окружения. Это - наследие, за которое сражаются действующие лица, чему они присваивают наименования, переустраивают, реконструируют и создают заново в целях установления своего порядка.
Вот почему, разрабатывая стратегию кейс-стади, необходимо изучать и давать обзор исторического среза проблемы. Изучение социальной политики должно стать одним из уровней анализа, в результате которого тот или иной «случай» помещается в определенный контекст. «Случаи», или образцы социальной политики по отношению к семье, пожилым или инвалидам позволяют, опираясь на конкретные факты, проанализировать те структурные элементы, которые «вплетаются» в живую ткань повседневного опыта людей.
Одна из особенностей работы исследователя социальной службы в стратегии кейс-стади в том, что очень трудно сохранять актуальность исследования, запечатлевая ускользающий образ времени. Социально-исторические факты фиксируются и подвергаются систематической обработке и документированию, предоставляя материал для сравнения. В то же время работы в этой области, проведенные коллегами в других социальных службах, городах, могут противоречить друг другу по некоторым вопросам. Новые материалы и противоречия расширяют границы изучаемой реальности, они позволяют обсуждать нововведения в политическом аспекте, с учетом уже выявленного контекста или предлагая свое видение ситуации. Однако важно учитывать особенности методологии этнографического кейс-стади современного общества и затруднения, связанные с попытками фиксировать постоянные социальные изменения.
Не менее важно географическое измерение «случая» в исследованиях социальной работы. Поскольку исследование обычно осуществляется в конкретном населенном пункте, оно может содержать указания на культурный и географический контекст. Многое в развитии социальной политики в регионе зависит от приоритетов местной власти — губернатора, групп политических или экономических интересов, отдельных руководителей ведомств, корпораций, а также экономического состояния региона. В одних регионах могут наличествовать традиционные системы соседской поддержки (совершенно отсутствующие в других). Традиционная роль сообществ может по-разному проявляться в городе и селе, различаются уровень жизни, содержание и способы формулирования социальных проблем. Этнокультурные особенности управления и социальной поддержки тоже проявляют себя по-разному. Все это задает специфический контекст, в котором развивается социальная работа, формируются определенные типы профессиональных качеств и организационной культуры. В этом отношении результаты любого исследования в стратегии кейс-стади, с одной стороны, являются особенными, характерными лишь для одного города, а с другой — типичны, содержат узнаваемые повсюду детали и возможность экстраполировать наблюдения и выводы на другие регионы.
Процедура полевого исследования
Несмотря на то, что исследователи бывают хорошо знакомы как с организацией, в которой проводятся кейс-стади, так и с сотрудниками тех служб и ведомств, с которыми нужно тесно взаимодействовать в ходе выполнения проекта, первым важным условием сбора данных является выработка этнографической дистанции [1]. Это подразумевает попытки смотреть на привычные практики так, словно бы они были чужими, подмечая такие их особенности и свойства, которые в обычных обстоятельствах кажутся естественными. Кроме того, важно сфокусироваться на сюжетах, существенных с точки зрения целей исследования. Чтобы этого достичь, разрабатывается путеводитель (гид) интервью, включающий вопросы по разным аспектам повседневной деятельности социальных служб и управления социальной политикой в регионе. Как правило, это гибкий вопросник, где отражены темы беседы, которая может фокусироваться тем или иным образом самим интервьюером в зависимости от ее хода. Кроме того, необходим подготовительный инструктаж-тренинг с исследователями, принимающими участие в сборе данных, разработка специальных инструкций.
Стратегия такого интервью подразумевает довольно высокий уровень рефлексии у интервьюера, способность контролировать ход беседы, гибко подходить к последовательности вопросов и получению дополнительной информации, которая имеет отношение к целям исследования, но появляется неожиданно. Собрать такую информацию - непростое дело, его успех во многом зависит от того, насколько интервьюер сумел установить доверительные отношения с информантом, как была построена беседа и т.п.
Для рассмотрения уникальности и одновременно типичности социальной политики на местном уровне, исследование можно разбить на три этапа, каждый из которых отличается своими целями, задачами и стратегией сбора полевых материалов. На первом этапе главной задачей может стать описание общего контекста развития социальной политики в России и, в частности, на региональном уровне. Основные методы сбора данных здесь - интервью с управленцами, поиск ключевых информантов, сбор разрозненных данных из различного рода документов и средств массовой информации. Одновременно может идти поиск тех организаций социальной защиты населения, которые в будущем станут объектами детального этнографического кейс-стади. На втором этапе начинается сбор информации в нескольких организациях с применением этнографических методов. И, наконец, третий этап посвящен написанию отчетов, редактированию, систематизации полученных данных и подготовке ма-териалов исследования к публикации. Каждый из этапов может занимать от месяца до полугода и более, что часто определяется специфическими целями - например, когда исследователь считает необходимым лучше узнать организационную субкультуру и ближе познакомиться с повседневными практиками трудовой деятельности.
Итак, этнографический этап работы, связанный с проведением кейс-стади, предваряется подготовительным сбором разноплановых материалов. Во-первых, необходимо изучить документы, отражающие деятельность местных властей по развитию и управлению местной социальной политикой - ведомственные отчеты, программы развития, статистику. Во-вторых, важно просмотреть материалы местной и центральной печати, в которых прослеживается динамика репрезентаций социальных проблем в средствах массовой информации. В-третьих, провести интервью с представителями местной администрации, руководителями социальных служб. В ходе исследования организаций при использовании документальных материалов очень важно понять, как и для каких целей они создавались, какие скрытые мотивы двигали их авторами, а также искать то, что не нашло отражения в официальных сводках. Документы, используемые в исследовании организаций, приобретают значимость на фоне устных свидетельств очевидцев, их воспоминаний и индивидуальных интерпретаций. Следует учитывать особенности организационного контекста, в частности, те властные отношения, которые влияют на позицию респондентов. Исследования организаций могут быть представлены следующими примерами: анализ проблем взаимодействия специалистов и клиентов в Центре планирования семьи, Центре помощи женщинам, семье и детям; изучение трудовых отношений и управления в социальной службе; динамика статусов и властных отношений в контексте лечебного учреждения. Выясняя явные и скрытые установки сотрудников, ценности организационной культуры, механизмы власти и контроля, степень удовлетворенности клиентов, исследователи могут проводить оценку эффективности, вырабатывать рекомендации по повышению качества обслуживания.
Первые беседы с сотрудниками помогают определить, кто в организации может быть полезен в качестве источника информации, кто станет ключевым информантом, какого рода документы существуют. Фигура исследователя и особенности его личного опыта становятся весьма значимыми факторами в этой ситуации.
В организационных исследованиях применяются методы включенного наблюдения, которое требует известного научного и житейского опыта, чтобы определять, какие из ситуаций являются значимыми для исследования и почему. Для того чтобы адекватно воспринимать многообразие организационных контекстов, нужно выработать у себя адаптивность и гибкость, оставаясь при этом верным профессиональной этике, а также академической тщательности и независимости. В качественном полевом исследовании применяют навыки внимательного наблюдения и слушания, записи по памяти и вообще регулярные записи. До вхождения в поле новичок практикует наблюдение за обычными деталями ситуации и записывает их. Внимание к деталям и записи по памяти могут совершенствоваться по мере накопления практики.
Полевое исследование в качественной традиции начинается с общей темы, а не с детальных гипотез. Исследователь не должен зацикливаться на каких-то первоначальных, может быть, ложных концепциях. Здесь требуется хорошая подготовка, но еще и открытость для новой информации. Как считает Л. Ньюман, вхождение в поле похоже скорее на очистку лука, чем на открывание двери, поскольку социальные отношения обговариваются и формируются в процессе работы в поле [17]. Переговоры имеют место с каждым новым членом группы до тех пор, пока не разовьются стабильные отношения, позволяющие добиться доступа к полю, получения информации и ослабления враждебных реакций. Исследователю приходится снова и снова объяснять, что он делает.
Еще одна цель подготовки к роли полевого исследователя связана с тем, что работа в поле может иметь сильное воздействие на идентичность исследователя и его мировоззрение, трансформировать личность исследователя. Знание социального контекста в той или иной мере присутствует у социолога изначально. Однако полная вовлеченность в контекст мешала бы воспринимать свое как чужое или, по образному выражению М. Хаммерсли, «делать знакомое неизвестным», то есть выявлять в знакомой рутине известных связей характерные элементы, типизирующие данную культурную среду и придающие ей определенную специфику. Являясь «аборигенами», мы часто проходим мимо каких-то событий, которые людям со стороны могут показаться важными и интересными. Поэтому так значимы постоянные обсуждения с коллегами, обладающими другим жизненным опытом. Лишь со временем и тренировкой возникает особое чувство отстраненности, помогающее исследовать мир организации извне, даже будучи в постоянном непосредственном контакте с ним. Особенно актуальна исследовательская дистанция при изучении властных отношений в организациях. Такого рода взаимодействия часто скрыты от непосредственных участников, однако постоянно нормируют их жизнь.
Позиция отстраненности подразумевает следующее: ставить под сомнение обычные вещи и замечать каждодневные детали или смотреть на них глазами «аутсайдера». Отстраненность помогает исследователю видеть привычное по-новому, а это обнаруживает те аспекты окружения, которые не осознаются членами группы. Позиция отстраненности стимулирует исследователя к тому, чтобы пересмотреть свой собственный социальный мир. Погружение исследователя в другую среду нарушает привычный ход мыслей и поступков. Полевому исследователю необходимы навыки общения и личное обаяние, чтобы установить дружеские отношения. Устанавливая такие отношения, исследователь принимает все на веру и одновременно ничему не верит, так как подвергает каждый факт рефлексии. Достигая понимания точки зрения члена группы, полевой исследователь переходит к следующему этапу - думать и действовать, исходя из этой позиции.
В полевом этнографическом исследовании очень важно обращать внимание на жаргон организаций, групп или субкультур [17]. Люди, которые взаимодействуют друг с другом в течение какого-то времени, вырабатывают общие символы и терминологию. Новые слова появляются благодаря особым событиям, предположениям или отношениям. Жаргон (иначе говоря - свой язык) имеет большое значение для понимания ценностей группы и тех способов, какими ее члены постигают окружающий мир. Материалы в полевом исследовании фиксируются обычно в виде полевых заметок.
Пристальный взгляд организационного этнографа, направленный на повседневную деятельность сотрудников рассматриваемых организаций, на те пласты информации, которые не доступны иначе, как при непосредственном участии в каждодневной работе специалистов и учреждений, обязывает исследователей соблюдать этические принципы, среди которых важную роль играет анонимность. Этика полевого исследования требует, чтобы информанты или люди, о которых говорится в публикациях на основе собранных данных, дали свое согласие на обнародование их подлинных имен, названия организации и города, где эта организация находится. Часто исследователи прибегают к зашифровке всех наименований, используя псевдонимы, чтобы достичь анонимности информации (хотя это может вступать в некоторое противоречие с принципом этнографической детализации контекста). Исследователь, кроме того, должен решить, в какой мере он расскажет о себе и об исследовании в той группе, где собирает данные.
Для иллюстрации особенностей работы по изучению организаций социальной работы приведем план этнографического кейс-стадии в том виде, в каком он нашел применение в нашем исследовании [9].
План этнографического кейс-стади социальной службы
Историческая справка. Адрес, специфика организации, характеристика помещения, оснащенность оборудованием, условия работы. Почему возникла служба? Когда? Ее задачи. Откуда исходила инициатива ее создания? Основные этапы становления и нынешний этап, отношение с властями.
Описание службы. Подробно описать помещение, расположение рабочих столов, подсобных помещений, мест для клиентов - выделены ли они, где находятся, имеются ли стулья; описать «наглядную агитацию»: что висит на стенах, какие надписи. Как организовано место, где принимают клиентов; как происходит выяснение проблем клиентов, их регистрация и распределение по специалистам. Кто осуществляет прием клиентов? Как этот прием протекает (описание)?
Финансирование. Составить таблицу финансирования по годам. Источники финансирования (если разные, то отразить это в таблице и дать динамику по годам). Собрать пояснения по финансированию: почему именно таким оно было в данном году, что это в результате обусловило; удовлетворенность общим финансированием, на что не хватает денег, на что бы направили деньги, если бы они появились. Связь с отечественными и зарубежными программами по социальной работе соответствующего профиля, международная поддержка.
Динамика численности сотрудников центра (службы). Результаты свести в таблицы по годам, дать пояснения. Образование сотрудников, текучесть, как менялись уровень и характер образования. Откуда пришли сотрудники, руководители. Практический опыт социальной работы - где приобрели, сколько лет, в какой области. Теоретический опыт - какие квалификационные дипломы имеют, какого учебного центра, какая специализация, когда получили. Довольны ли обучением, какие из теоретических знаний оказались востребованы.
Группы работников. Какие группы работников существуют (по опыту, специализации, профессии и др.)? Как они отличаются друг от друга по образованию, зарплате, по доступу к определенным ресурсам? Можно ли осуществить переход из одной группы в другую и как это сделать? Какая группа наиболее влиятельна и престижна, как она определяет деятельность других групп? Как в нее входят и как покидают? Опишите элементы групповых субкультур.
Идеология, В каких профессиональных ассоциациях состоят сотрудники? Где и как они обсуждают свои проблемы? Основные идеологические установки.
Этика. Какие противоречия, дилеммы встречаются в работе? (Собрать примеры.) Чем руководствуются работники в повседневной работе? Что считают ценным и правильным? Следующие вопросы можно использовать для интервью с рядовыми сотрудниками и руководителями: Какими этическими принципами вы руководствуетесь в своей работе? Где сформулированы эти принципы? Насколько они общеприняты среди представителей вашей профессии? Как вы их узнали? Что произойдет, если вы узнаете, что кто-либо из тех ваших коллег (руководителям - коллег и подчиненных), занимающихся социальной работой, нарушил эти принципы?
Язык. Составить словарь «внутреннего языка», особых словечек, терминов, в том числе тех, какие используются внутри службы для обозначения клиентов, их особенностей. Какими из слов «внутреннего языка» обозначаются начальники, работа в общем и отдельные ее направления, с какой эмоциональной окраской. Представить образцы нарративов и способов самовыражения. Организационная культура и субкультуры. Описать стиль и формы оформления помещений: что вывешивается на стены, что написано на них (граффити).
Отношения с клиентами, знание, мастерство. Статистика: данные об обращениях в службу по годам - частота, динамика по отдельным направлениям. Как сотрудники повышают свое мастерство? Как отношение к клиентам проявляется в языке, оформлении помещений, организационных символах, документах, инструкциях, коммуникации с клиентами, персонала между собой?
Мотивация работников. Как работники мотивируются к труду? Как часто используется материальное, символическое поощрение? Кто, как и каким образом контролирует дисциплину, качество выполнения заданий? Насколько жестко осуществляется контроль? Каковы дисциплинарные практики? Какие меры стимулирования применяются? Собрать коллекцию типичных практик (истории, документы): «Как человек попадает на работу в службу», «Как человек находит там подходящее место», «Как делается карьера», «Конфликты в сервисной организации», «Почему человек покидает организацию».
Лидерство. Что значит «хороший руководитель» в этой организации? Примеры хорошего и плохого руководства. Есть ли лидер в организации? Совпадает ли формальное лидерство с неформальным? Качества лидера. Как формируются навыки лидерства? Процесс планирования. Описать, как протекает деятельность рядовых работников, как построено краткосрочное и долгосрочное планирование, как проходят планерки (следует присутствовать на одной из планерок, вести дневник включенного наблюдения). Принятие решений - кто их принимает в разных случаях (относительно организации работы, взаимоотношений с клиентом, сообществом, руководством).
Организация работы. Какие существуют процедуры регистрации, отчетности, насколько беспрекословно они выполняются, существуют ли исключения из правил во внутренних отношениях и отношениях с клиентами или, напротив, только правила и буква инструкции (неформальные нормы), роль социальных работников, работа в группах, активность рядовых членов, как построено взаимодействие с клиентом, как ведется учет жалоб и предложений?
Взаимодействие с сообществом. Как построено взаимодействие с сообществом, в каких формах, ставятся ли цели взаимодействовать, планируются ли такие действия? Есть ли волонтеры, как с ними взаимодействуют и организуют их работу, как сообщают о своей работе, как работают с общественным мнением, средствами массовой информации? С какими общественными организациями взаимодействуют в районе, как протекает такое взаимодействие в деталях и подробностях?
Методы социальной работы. Какие методы работы с клиентами чаще всего используются? Приведите примеры. Откуда социальный работник узнает о методах социальной работы? Что из этих методов взято из каких-либо книг, пособий, а что - из практики (своей, коллег)?
Последнее замечание хотелось бы сделать относительно теоретических перспектив, используемых в планировании, проведении и анализе результатов полевого исследования и помогающих ориентироваться в потоке информации. Так, социально-конструкционистские, постструктуралистские и феминистские теоретические подходы часто дают основание усомниться в тех знаниях, представлениях и установках, которые принимаются как должное, как неотъемлемый и неизменный фон повседневной деятельности людей. Это поможет распознать историко-культурную специфику изучаемого контекста, а также признать неразрывную связь между знанием и социальным действием. Тогда информанты в полевом исследовании предстанут не пассивными объектами наблюдения, а активными субъектами, которые участвуют в производстве смыслов социальной работы и социальной политики, с одной стороны, а с другой - попадают в тесные рамки этих же конструктов, испытывая на себе давление социальных установок. В этом процессе важная роль принадлежит языку организации, дискурсу социальной политики, которые подвергаются деконструкции и пересмотру. Феминистская позиция, кроме того, помогает вскрыть конфликт властных отношений, характерных для определенной социальной структуры, распознать многообразные системы и факторы неравенства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ
1. Романов П., Ярская-Смирнова Е. «Делать знакомое неизвестным...» Этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998, № ½, С. 145-160.
2. Романов П. Социальная антропология организаций. Саратов; СГТУ, 1999.
3. Stenhaus L An introduction to curriculum research and development.London: Heinemann, 1975.
4. Yin R.K. Case-study research design and methods.Thousand Oaks;London; New Dehli; Sage, 1994.
5. Bassey M. Case-study research in educational settings, Buckingham;Philadelphia: Open University Press, 1999,
6. Козина И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Предприятие и рынок: динамика управления трудовых отношений в переходный период. М.:
РОССПЭН, 1997, С. 30-60.
7. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.
8. Blau P.M. The dynamics of bureaucracy: a study of interpersonal relations in two agencies. Chicago: Chicago University Press, 1963.
9. Социальная политика и социальная работа в меняющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. Москва: ИНИОН РАН, 2000.
10. На эти проблемы обращали внимание многие исследователи, в частности, у Francis R.G., Stone R.C. Service and procedure within a bureaucracy. Minneapolis: Minnesota University Press, 1956.
11. Название данного феномена восходит к практике «Хоуторнского проекта» (1927-1932 гг.), где социальные психологи и организационные антропологи из Чикагского университета под управлением Э. Мейо применяли метод наблюдения и впервые описали трудности, связанные с его использованием. «Хоуторнский эффект» хорошо описан в отечественной литературе, например: Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-Пресс, 1995.
12. Hall A. S. The point of entry: a study of client reception in the social services.London: Alien and Unwin, 1974.
13. Donnison D. Social policy and administration revisited: studies in the development of social services at the local level.
London: Alien and Unwin, 1975; Social work in context: a comparative study of three social services teams.London:
Tavistock, 1983.
14. Christian L. Approved social work?: ten mental health case studies - before and after the 13 Act.Norwich:University ofEast Anglia in association with «Social work today», 1985.
15. Godlove C. Time for action: an observation study of elderly people in four different care environments. Sheffield: Joint Unit for Social Services Research;University ofSheffield in collaboration with journal «Community Care», 1982.
16. «Going local» in probation?: case studies in community practice.Norwich:UniversityofEast AngliaSocial Work Programme, 1985.
17. Neuman L.W. Social research methods: qualitative and quantitative approaches, 2nd ed. Boston etc.: Allyn and Bacon,1991. См.: Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Под ред. М. Малышевой. М.: МЦГИ, 1997.
См. также: http://publications.hse.ru/articles/97706731
См. ранее на Когита.ру:
Павел Романов, социолог милостью Божьей
Книжные магазины в современной культуре