Покушение на Соловки
Изображение: Юрий Ушаков. Соловки (монотипия)
Это эссе нашего постоянного автора, поэта и культуролога Юрия Владимировича Линника включает в себя, наряду с текстом, замечательный изобразительный ряд.
Виды Соловецкой святыни прошлых веков, картины замечательных русских художников – Юрия Ушакова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Владимира Конашевича, Бориса Смирнова-Русецкого (Соловки, остров Буян, город Леденец, град Китеж) и – «Монстр-2016» (фото М.И. Мильчика), построенный в непосредственной близости от древнего монастыря бетонный новодел Соловецкого «музейного комплекса».
Об этом надо не только читать, это надо видеть. И мы продублировали настоящую публикацию также на Яндекс-диске, где весь изобразительный ряд доступен для обозрения: https://yadi.sk/i/0W7hm5RQthXtj .
Хотите – читайте на Когита.ру и заглядывайте туда, хотите - читайте весь этот материал, по ссылке, на Яндекс-диске.
А. Алексеев. 28.07.2016
**
Юрий Линник
ПОКУШЕНИЕ НА СОЛОВКИ
Уединённые острова издревле подвергаются сакрализации и мифологизации.
Над ними встаёт романтический ореол.
Это особые топосы: Остров блаженных – Остров мёртвых – Остров любви.
Великую роль в становлении нашего национального сознания сыграли севернорусские островные обители.
Прежде всего – Соловецкий монастырь.
Это как бы гештальт России.
Её сон о себе.
Её энтелехия.
Вспомним пушкинское:
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Соловки ассоциируются и с островом Буяном, и с его стольным градом – Леденцом.
Конечно, и Китеж входит в этот ряд.
Ведь он по сути – остров, ушедший на дно.
А тут – всплыл: всего лишь на мгновение – вот-вот уйдёт в пучину.
Соловки – песенный сказ.
Нельзя его перебивать канцелярской прозой.
Соловки – икона.
Нельзя врезать – вклинивать в неё – чужеродное.
Соловки – живой организм.
Нельзя имплантировать в него железо и бетон.
Но что толку от этих сакраментальных нельзя?
Кощунство – совершилось.
Прекрасный ландшафт обезображен вторжением так называемого музейного комплекса – подлинного монстра.
Где ум?
Где вкус?
Где ответственность?
Такое ощущение, что эти качества атрофировались – и это необратимо.
Россия не просто одурела – как считал Юрий Карякин; возможно, что случилось нечто более серьёзное: Россию попутал бес – и затмил в ней свет софийных начал.
Это пострашнее глупости – это похоже на одержание.
Где найти экзорциста?
Незнамо.
18.07.2016
ВИДЕОРЯД:
…
…
(См. на Яндекс-диске: https://yadi.sk/i/0W7hm5RQthXtj. - А. А.)
…Таксономическое положение чудища?
Это Левиафан.
Выкормыш Ада, он выползет на берег – и пожрёт прекраснейший соловецкий вид.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЦИТАТА С МОЕЙ СТРАНИЦЫ ВКОНТАКТЕ
Получил тревожное письмо от Михаила Исаевича Мильчика.
На Соловках – почти впритык к древнему ансамблю, на расстоянии всего-навсего в 220 м от него – строят музейный комплекс.
Больше похоже на усовершенствованный барак для нового Гулага.
Контрастно – досоветское: Нестеров и Переплётчиков.
PS. Комментарий М.И. Мильчика к открыткам в новом письме:
Две последние открытки (Нестеров и Переплетчиков): там монастырь написан с одной точки (прямо – Пристенок, справа – Никольская башня). Если сделать от этого места 20 – 30 шагов влево, то на другом берегу Святого озера перед Вами предстанет тот самый монстр... **
**
ДОБАВЛЕНИЕ
...
...
Шпалерная, 62.
Одно из зданий КГБ в Питере.
1980.
Давид Семёнович Гольдгор был совсем не бездарным архитектором.
Хорошо играет на квадратах – но материал огрубил (=загубил) идею.
Или наоборот – подчеркнул её?
Оригинальны рёберные переплёты окон.
Плюсы наличествуют.
Тем не менее это здание мне кажется самым зловещим в России.
Оно похоже на какой-то гигантский штамповальный аппарат.
В этой фирме некогда разграфляли наши мозги.
Чтобы думали одинаково.
Вафля на цементной основе!
Бездушное.
Косное.
Сие крайне субъективно – но это так: соловецкий проект сопрягается в моем сознании с адресом Шпалерная, 62.
Одна эстетика.
Одна безнадёга.
***
Боль соловецкая бездонна.
Идёт живое на убой.
Мне страшно серого бетона!
Всей этой серости тупой.
18.07.2016