01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Покушение на Соловки

Покушение на Соловки

Автор: Ю. Линник — Дата создания: 28.07.2016 — Последние изменение: 28.07.2016
Участники: А. Алексеев; З. Вахарловская
«Боль соловецкая бездонна. / Идёт живое на убой. / Мне страшно серого бетона! / Всей этой серости тупой» (Ю. Линник).

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение: Юрий Ушаков. Соловки (монотипия)

 

Это эссе нашего постоянного автора, поэта и культуролога Юрия Владимировича Линника включает в себя, наряду с текстом, замечательный изобразительный ряд.

Виды Соловецкой святыни прошлых веков, картины замечательных русских художников – Юрия Ушакова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Владимира Конашевича, Бориса Смирнова-Русецкого (Соловки, остров Буян, город Леденец, град Китеж) и – «Монстр-2016» (фото М.И. Мильчика), построенный в непосредственной близости от древнего монастыря бетонный новодел Соловецкого «музейного комплекса».

Об этом надо не только читать, это надо видеть. И мы продублировали настоящую публикацию также на Яндекс-диске, где весь изобразительный ряд доступен для обозрения: https://yadi.sk/i/0W7hm5RQthXtj .

Хотите – читайте на Когита.ру и заглядывайте туда, хотите - читайте весь этот материал, по ссылке, на Яндекс-диске.

А. Алексеев. 28.07.2016

**

 

Юрий Линник

 

ПОКУШЕНИЕ  НА  СОЛОВКИ

 

            Уединённые острова издревле подвергаются сакрализации и мифологизации.

Над ними встаёт романтический ореол.

            Это особые топосы: Остров блаженных – Остров мёртвых – Остров любви.

            Великую роль в становлении нашего национального сознания сыграли севернорусские островные обители.

            Прежде всего – Соловецкий монастырь.

            Это как бы гештальт России.

            Её сон о себе.

            Её энтелехия.

            Вспомним пушкинское:

 

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

 

Соловки ассоциируются и с островом Буяном, и с его стольным градом – Леденцом.

Конечно, и Китеж входит в этот ряд.

Ведь он по сути – остров, ушедший на дно.

А тут – всплыл: всего лишь на мгновение – вот-вот уйдёт в пучину.

Соловки – песенный сказ.

Нельзя его перебивать канцелярской прозой.

Соловки – икона.

Нельзя врезать – вклинивать в неё – чужеродное.

Соловки – живой организм.

Нельзя имплантировать в него железо и бетон.

Но что толку от этих сакраментальных нельзя?

Кощунство – совершилось.

Прекрасный ландшафт обезображен вторжением так называемого музейного комплекса – подлинного монстра.

Где ум?

Где вкус?

Где ответственность?

Такое ощущение, что эти качества атрофировались – и это необратимо.

Россия не просто одурела – как считал Юрий Карякин; возможно, что случилось нечто более серьёзное:  Россию попутал бес – и затмил в ней свет софийных начал.

Это пострашнее глупости – это похоже на одержание.

Где найти экзорциста?

Незнамо.

 

18.07.2016

 

ВИДЕОРЯД:

 …

 (См. на Яндекс-диске: https://yadi.sk/i/0W7hm5RQthXtj. - А. А.)

 

…Таксономическое положение чудища?

Это Левиафан.

Выкормыш Ада, он выползет на берег – и пожрёт прекраснейший соловецкий вид.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ЦИТАТА С МОЕЙ СТРАНИЦЫ ВКОНТАКТЕ

 

Получил тревожное письмо от Михаила Исаевича Мильчика.

На Соловках – почти впритык к древнему ансамблю, на расстоянии всего-навсего  в 220 м от него – строят музейный комплекс.

Больше похоже на усовершенствованный барак для нового Гулага.

Контрастно – досоветское: Нестеров и Переплётчиков.

 

PS. Комментарий М.И. Мильчика к открыткам в новом письме:

Две последние открытки (Нестеров и Переплетчиков): там монастырь написан с одной точки (прямо – Пристенок, справа – Никольская башня). Если сделать от этого места 20 – 30 шагов влево, то на другом берегу Святого озера перед Вами предстанет тот самый монстр... **

**

 

ДОБАВЛЕНИЕ

 ...

...

Шпалерная, 62.

Одно из зданий КГБ в Питере.

1980.

Давид Семёнович Гольдгор был совсем не бездарным архитектором.

Хорошо играет на квадратах – но материал огрубил (=загубил) идею.

Или наоборот – подчеркнул её?

Оригинальны рёберные переплёты окон.

Плюсы наличествуют.

Тем не менее это здание мне кажется самым зловещим в России.

 Оно похоже на какой-то гигантский штамповальный аппарат.

В этой фирме некогда разграфляли наши мозги.

Чтобы думали одинаково.

Вафля на цементной основе!

Бездушное.

Косное.

Сие крайне субъективно – но это так: соловецкий проект сопрягается в моем сознании с адресом Шпалерная, 62.

Одна эстетика.

Одна безнадёга.

 

***

 

Боль соловецкая бездонна.

Идёт живое на убой.

Мне страшно серого бетона!

Всей этой серости тупой.

 

18.07.2016

 

относится к: , ,
comments powered by Disqus