Права человека и их «превращенные формы»
Дмитрий Бродский, как нам кажется, напрасно обременяет свои тексты детализированной нумерацией тезисов. Однако сохраняем авторский стиль. А. Алексеев.
ПPАВА ЧЕЛОВЕКА И ТОЛЬКО ОНИ
1. Человечество на протяжении своей Истории выработало некоторые нормы общежития, которые были обозначены как ПPАВА ЧЕЛОВЕКА.
1.1. Права человека отличаются от прав гражданина. Как следует из юридической литературы, для обозначения субъекта «прав человека» употребляются местоимения "все", "каждый".
1.2. Применительно же к правам гражданина прямо указывается, что их субъект только "гражданин".
1.3. Формально-логически "права человека" служат как бы контекстом "гражданских прав".
1.4. По происхождению же "права человека", напротив, производны от "гражданских прав", так как были выработаны в результате их (гражданских прав):
1.4.1. становления в рамках государства;
1.4.2. закрепления их в Конституции данного государства и
1.4.3. позднейшего распространения (проецирования) со статуса граждан данного государства
1.4.3.1. на апатридов (не граждан) своего государства, а также
1.4.3.2. на жителей тех государств, в которых гражданские права отсутствуют.
1.5. ГPАЖДАНСКИЕ ПPАВА - это законы, в рамках которых осуществляет свою социальную деятельность человек в цивилизованном обществе.
1.5.1. В широком смысле, это права индивидуума, как гражданина данной административной части человечества, - государства.
Они объединяют такие их виды, как право:
1.5.1.1. на социальную защиту,
1.5.1.2. на труд,
1.5.1.3. на собственность,
1.5.1.4. на объединение в неформальные и формальные организации,
1.5.1.5. на участие в выборах (как в местные органы самоуправления, так и федеральные законодательные органы),
1.5.1.6. на защиту гражданина со стороны своего правительства за пределами государства, и пр.
2. Институт «прав человека» не мог возникнуть ни до создания государства, ни в условиях тоталитарного государства.
2.1. Только в правовых (цивилизованных) государствах, где сформировалось гражданское общество с его, с одной стороны,
2.1.1. соблюдением гражданских прав ВСЕХ их жителей (отныне – граждан), и, с другой,
2.1.2. строгим и обязательным для всех граждан соблюдением юридических норм общежития, - нашла своё декларативно-административное обличие ИДЕЯ прав человека.
2.2. В этой связи, по-моему, уместно небольшое отступление.
Приведу сделанное автором этих строк литературное наблюдение.
2.2.1. В английских романах XIX века в случае любого, даже кровавого, инцидента, произошедшего, к примеру, на улицах Лондона, не было отбоя от желающих быть свидетелем криминального события. Граждане считали «свидетельствование» - своим долгом.
2.2.2. В произведениях же российских писателей того же времени, в соответствующих описанных случаях, свидетелей «днём с огнём не сыщешь», а если случится такое, то очень скоро они (потенциальные свидетели) начинают отрицать увиденное. Исключения редки.
2.2.2.1. Это указывает, прежде всего, на высокое чувство социальной ответственности граждан правового государства.
2.2.2.2. И, напротив, на нежелание подданных иметь дела с государственной машиной в странах тоталитаризма. Ведь, не ровён час, сам станешь или обвиняемым по этому же делу или жертвой преступников, от мести которых государство и не собирается тебя защищать.
2.2.3. Более того, в таких опасных странах, по мере усиления репрессивного характера государственной власти, растет не “свидетельский”, а “обвиняющий” уклон.
2.2.3.1. В истории коммунистической России известен случай с наркомом лесной промышленности, крупным большевиком Наумом Анцелевичем (это было во время Великой Отечественной войны). Анцелевич был направлен в штаб МВО. Он же просил, чтобы его командировали на Ленинградский фронт. Его не пускали. Тогда он попытался уехать туда тайно.
С поезда его сняли посланные за ним два красноармейца. И тут начинается то самое, из-за чего я взялся описывать этот эпизод войны. Видя идущего под конвоем человека, привокзальная толпа готова была его растерзать: в него плевали, кричали вслед - “предатель”, “шпион”, ”расстрелять”. (Марушак Ю.,“Пуль не боялся никогда”, газ. «КП», № 99, 1988, с.2).
3. Только укрепившись в правовом сознании, ИДЕЯ прав человека стала распространяться на страны тоталитаризма и, в конце - концов, оформилась в международный ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
В чем же он заключается?
3.1. На уровне глав государств мировое сообщество закрепляет юридические стандарты, ограничивающие возможности административного воздействия государства на его жителей.
3.1.1. Согласно этим стандартам, любой человек, независимо от его места проживания, его индивидуальных особенностей или им содеянного, является субъектом и объектом права, в отличии от любых других существ и предметов.
3.1.1.1. В пределах правового поля никакой человек не может быть лишен, соответственно, жизни, свободы, имущества и человеческого достоинства.
3.2. Это возможно только в тех случаях, если человек:
3.2.1. находится в состоянии подготовки или совершения преступления против жизни, свободы, имущества и достоинства другого человека (или групп населения), равно как
3.2.2. в процессе непосредственного его уклонения от поимки и изоляции от общества в виду подготовки или осуществления им этих преступлений.
4. Правозащитники vers «правокачатели»
4.1. Стремление к защите прав человека - закономерное свойство нормативного сознания цивилизованного коллективиста - социально зрелой личности.
4.2. Однако, часто под личиной ПPАВОЗАЩИТНИКА выступают
4.2.1. инфантильные коллективисты, варварской или даже дикарской степени социализации,
4.2.2. а зачастую, и того пуще, - корыстные, обуреваемые жаждой власти (свободы произвола), величия (жажды прославления, перманентной правоты) или богатства и наслаждения, - изворотливые и агрессивные эгоисты и конформисты.
4.2.1. В таком случае возникает опасность подмены ими идеи и практики защиты прав человека, или (как в первом случае)
4.2.1.1. искренней (хотя и фатально ошибочной) пропагандой мифов (или идеологий), или (во втором случае)
4.2.1.2. сознательной демагогией на тему "прав человека".
4.3. Как известно, - демагогия - это одни из рычагов, служащий политиканской (а, отнюдь, не политической) манипуляторской задаче - тотальной узурпации власти, или
4.3.1. в качестве недобросовестного средства осуществления своих романтических иллюзий (благородная цель, якобы оправдывает средства), или
4.3.2. в качестве утилитарной корыстной (без сантиментов) цели.
4.4. Таким образом, в руках политиканов, т.е., эгоистических (и конформистских), или социально незрелых соискателей «права» тоталитарного господства над обществом, декларирование стремления защитить "права человека" служит всего лишь идеологическим популистским обоснованием прихода их к власти и оправданием законности произвола над обществом (рычагом, с помощью которого они пытаются его морально дезориентировать).
4.4.1. Истинная же цель указанных акторов социального действия заключается в юридическом, административном и, если потребуется, физическом подчинении и даже разрушении общества, - с заменой его государственными или прогосударственными (аффилированными государством) институциями.
4.4.1.1. Это необходимо им для создания удобного этим политиканам, идеологически управляемого безобщественного государства.
4.5. Нередко это достигается путем взращивания в общественном сознании групп и целых страт населения, доселе сосуществующих между собой в добрососедстве и к взаимной пользе, семян зависти, взаимной подозрительности, презрения, и, в основанной на них, ненависти друг к другу и/ или общему «врагу» .
4.5.1. Одна группа демагогов пытается посеять вражду в обществе по социальной ВЕPТИКАЛИ, т.е. натравлять наемных работников на владельцев средств производства (используют коммунистические идеологию и мифологию).
4.5.2. Другая группа возбуждает низменные чувства зависти и зоологической ненависти к социальным стратам по социальной ГОPИЗОНТАЛИ.
Например, натравливает членов одного этноса на членов другого этноса, членов одной конфессии на членов другой конфессии, независимо от их социального положения (национал (конфессионал) - социалисты, национал (конфессионал) - республиканцы и национал (конфессионал) - монархисты.
4.5.3. Существуют и те, кто одновременно ухитряется натравливать население, как по вертикали, так и по горизонтали (национал - коммунисты).
4.5.4. Наконец, в любом обществе есть и те, кто ВООБЩЕ пытаются, как
4.5.4.1. устранить своего главного конкурента и гаранта хотя бы элементарного порядка - государство, так и
4.5.4.2. ментально и физически расчленить общество по всем направлениям, добиваясь его диффузного состояния, при котором можно властвовать над населением совершенно безответственно по индивидуальному и групповому произволу.
Понятно, что эти силы - «их невежество» – анархисты.
4.6. Поэтому не стоит обольщаться по поводу заявлений и деятельности якобы "правозащитного" характера некоторых лиц и организаций, если они заявляют, что права группы, к которой они себя относят, хотя бы немного приоритетнее прав других групп и социальных страт.
4.6.1. Это, говоря образно, - паразитические и хищные грибы на теле молодого, не выработавшего еще сильные средства защиты, гражданского общества.
4.6.2. Выявляйте и разоблачайте таких "оборотней", разъясняйте добросовестно заблуждающимся на свой счет о тех последствиях, которыми чреват их энтузиазм.
4.6.3. Наконец, ни в коем случае не вступайте с такими псевдо "правозащитниками" в совместные проекты - это все равно, что вступить в сговор с уголовниками - не заметишь, как или сам станешь бандитом, или они тебя "пришьют" «за отработанностью».
4.6.3.1. Прежде, чем пойти на это, вспоминайте удачный "проход" в песне И.В. Кормильцева "Тутанхамон" " (группа «Nautilus Pompilius» («Великолепный кораблик») ( Н В.Бутусов - И.Кормильцев): "Если ты пьешь с ворами - опасайся за свой кошелек..."
4.6.3.2. Но, даже, если для ВАС лично все закончится удачно, подумайте, что сотрудничая с дикарями и варварами, Вы, читатель, со своей стороны наносите очередную травму молодому гражданскому обществу России, изнывающему от ран, в очередной попытке освободится от монстров тоталитаризма.
Д. Бродский
Август 1995 – май 2015.
**
Бдителен будь россиянин,
свободным недавно став:
права человека отстаивая,
- бичуй "качание" прав»!
Митя Бдитбродский