Новая книга историка социологии и биографа социологов Бориса Докторова
В издательстве ЕУСПб вышла в свет новая книга:
В
монографии доктора философских наук Б. З. Докторова анализируется широкий круг
проблем, касающихся становления и развития социологии в СССР и новой России.
Автор предлагает и аргументирует точку зрения, согласно которой современная
социология — не продолжение, «возрождение» дореволюционной, но результат второго
рождения этой науки в контексте хрущёвской политической «оттепели». Центральной
теоретической конструкцией реализованного в книге историко-науковедческого
анализа является понятие поколения советских/российских социологов.
Эмпирическую основу работы составляют биографические интервью с социологами
первых четырех поколений, значительная часть которых проведена автором по
электронной почте. В целом им введена и обоснована новая биографоцентричная
парадигма изучения истории современной российской социологии.
Книга может быть полезной исследователям, работающим в разных областях
социологии, преподавателям истории российской социологии, студентам
социологических факультетов. В то же время она адресована более широкому кругу
читателей — историкам, культурологам, журналистам — всем, кто интересуется
жизнью советского/российского общества во второй половине завершившегося
столетия и в начале нового, XXI века.
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Введение: как началось это исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Часть I. ИСТОРИКО-НАУКОВЕДЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ . . . . . . . . . . 18
Глава 1. Биографии для истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
История есть, только если она написана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Преемственность или возрождение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Биография как источник историко-науковедческой информации . . . . . . 50
Глава 2. Методолого-методические аспекты исследования . . . . . . . . . . . . 63
Электронное биографическое интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Биография и судьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Об исторических поисках. Как это было . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Кто на фотографии? Задача с 42 неизвестными. . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Кто перевел книгу У. Гуда и П. Хатта? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Как слово наше отзовется…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Первый Всесоюзный форум социологов. Как воссоздается
прошлое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Глава 3. Генезис современной советской/российской социологии . . . . 104
В поисках свидетельств ≪возрождения≫. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Траектории преемственности: задача будущего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Не преемственность и не возрождение. Второе рождение . . . . . . . . . . . . . 115
Второе рождение. Уточнение периодизации современной российской
социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Глава 4. Лестница поколений российских социологов . . . . . . . . . . . . . . . 135
Модель поколенческой стратификации российского социологического
сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
От модели к реальности: социологические поколения . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Матрица биографий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
6 Содержание
Часть II. БИОГРАФИИ В ИСТОРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Глава 5. Начало биографий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
О предбиографии и начале биографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Память о ней — общая и одновременно у каждого — своя . . . . . . . . . . . . 166
Война не отпускает... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Воспоминания о школе и учителях. Чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Самоучки и цеховые ученики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
≪…Из обыкновенного, банального комсомольского активиста≫ . . . . . . . 188
Смерть Сталина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Сфера свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Глава 6. Порождено историей. Один возраст — два поколения. . . . . . . . 206
Им было суждено начать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Это странное второе поколение: первые ученики первых учителей . . . . 230
Глава 7. Призванное помогать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Функции поколений: общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Реализация функций третьего поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
«Математики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
«Филологи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
«Философы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Глава 8. Спасенные перестройкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Перестройка открыла перед ними перспективу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Элементы нового пространства деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
Новый вызов: изучение общественного мнения и рынка . . . . . . . . . . . . . 329
Часть III. ИСТОРИЯ В БИОГРАФИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Глава 9. Подсказано прожитым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Спонтанное рождение идеи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
Б. А. Грушин: Концепция массового сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
В. А. Ядов: Иерархия ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
С. В. Чесноков: Детерминационный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Л. Е. Кесельман: Уличный опрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
Неотвратимость исследовательской темы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
Экономическое сознание. Новосибирский манифест . . . . . . . . . . . . . 358
«Сеть», как бы покрывающая всю жизнь в целом . . . . . . . . . . . . . . . 363
Не терять преемственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
Б. М. Фирсов о своем разномыслии и разномыслии в СССР . . . . . . . 369
Драматическая социология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
Содержание 7
Глава 10. История правдива, только если она полна . . . . . . . . . . . . . . . . 378
И все же проблема есть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380
Не пришедшие вовремя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
О книге, которой нет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Анатомия закрытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
40 лет спустя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
Опубликовано через тридцать лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
ЃбЧетверокнижиеЃв Б. А. Грушина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
Озабоченность сохранением прошлого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408
Глава 11. Повседневность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
Методологические замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
Некоторые грани повседневности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424
Несколько слов о Советской социологической ассоциации . . . . . . . . 427
Присутствие КПСС в повседневности социологов . . . . . . . . . . . . . . 431
Присутствие КГБ в повседневности социологов . . . . . . . . . . . . . . . . 444
Глава 12. Перестройка в судьбах социологов и социологии . . . . . . . . . . 456
Методологические рассуждения о времени и событиях . . . . . . . . . . . . . . 457
Поход во власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460
Возникновение независимых социологических организаций . . . . . . . . . 467
Независимое социологическое образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476
Изменения в методологии социологии и предметно-объектной направ-
ленности исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 481
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 491
Приложение. Б. З. Докторов: ЃбМне наиболее интересны методы позна-
ния и сам исследователь...Ѓв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
Список цитируемых интервью с российскими социологами . . . . . . . . . . 537
Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 543
Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 552
Summary. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 556
Contents . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 557