01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Новая книга историка социологии и биографа социологов Бориса Докторова

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Новая книга историка социологии и биографа социологов Бориса Докторова

Новая книга историка социологии и биографа социологов Бориса Докторова

Автор: Б. Докторов, ЕУСПб — Дата создания: 15.04.2013 — Последние изменение: 19.04.2013
Участники: А. Алексеев
«…Центральной теоретической конструкцией реализованного в книге историко-науковедческого анализа является понятие поколения советских/российских социологов…». (Из аннотации).

 

 

В издательстве ЕУСПб вышла в свет новая книга:

Докторов, Б. З. Современная российская социология: История в биографиях и биографии в истории. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 560 с.

В монографии доктора философских наук Б. З. Докторова анализируется широкий круг проблем, касающихся становления и развития социологии в СССР и новой России. Автор предлагает и аргументирует точку зрения, согласно которой современная социология — не продолжение, «возрождение» дореволюционной, но результат второго рождения этой науки в контексте хрущёвской политической «оттепели». Центральной теоретической конструкцией реализованного в книге историко-науковедческого анализа является понятие поколения советских/российских социологов. Эмпирическую основу работы составляют биографические интервью с социологами первых четырех поколений, значительная часть которых проведена автором по электронной почте. В целом им введена и обоснована новая биографоцентричная парадигма изучения истории современной российской социологии.
Книга может быть полезной исследователям, работающим в разных областях социологии, преподавателям истории российской социологии, студентам социологических факультетов. В то же время она адресована более широкому кругу читателей — историкам, культурологам, журналистам — всем, кто интересуется жизнью советского/российского общества во второй половине завершившегося столетия и в начале нового, XXI века.

Оборот титула

 

Содержание 

От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Введение: как началось это исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Часть I. ИСТОРИКО-НАУКОВЕДЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ . . . . . . . . . . 18

Глава 1. Биографии для истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

История есть, только если она написана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Преемственность или возрождение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Биография как источник историко-науковедческой информации . . . . . . 50

Глава 2. Методолого-методические аспекты исследования . . . . . . . . . . . . 63

Электронное биографическое интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Биография и судьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

Об исторических поисках. Как это было . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90

Кто на фотографии? Задача с 42 неизвестными. . . . . . . . . . . . . . . . . 90

Кто перевел книгу У. Гуда и П. Хатта? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93

Как слово наше отзовется…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Первый Всесоюзный форум социологов. Как воссоздается

прошлое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100

Глава 3. Генезис современной советской/российской социологии . . . . 104

В поисках свидетельств ≪возрождения≫. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

Траектории преемственности: задача будущего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110

Не преемственность и не возрождение. Второе рождение . . . . . . . . . . . . . 115

Второе рождение. Уточнение периодизации современной российской

социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126

Глава 4. Лестница поколений российских социологов . . . . . . . . . . . . . . . 135

Модель поколенческой стратификации российского социологического

сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135

От модели к реальности: социологические поколения . . . . . . . . . . . . . . . . 143

Матрица биографий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152

6 Содержание

Часть II. БИОГРАФИИ В ИСТОРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162

Глава 5. Начало биографий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162

О предбиографии и начале биографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162

Память о ней — общая и одновременно у каждого — своя . . . . . . . . . . . . 166

Война не отпускает... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167

Воспоминания о школе и учителях. Чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172

Самоучки и цеховые ученики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179

≪…Из обыкновенного, банального комсомольского активиста≫ . . . . . . . 188

Смерть Сталина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195

Сфера свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197

Глава 6. Порождено историей. Один возраст — два поколения. . . . . . . . 206

Им было суждено начать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207

Это странное второе поколение: первые ученики первых учителей . . . . 230

Глава 7. Призванное помогать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254

Функции поколений: общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255

Реализация функций третьего поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261

«Математики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261

«Филологи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273

«Философы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280

Глава 8. Спасенные перестройкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292

Перестройка открыла перед ними перспективу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294

Элементы нового пространства деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309

Новый вызов: изучение общественного мнения и рынка . . . . . . . . . . . . . 329

Часть III. ИСТОРИЯ В БИОГРАФИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343

Глава 9. Подсказано прожитым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343

Спонтанное рождение идеи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344

Б. А. Грушин: Концепция массового сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346

В. А. Ядов: Иерархия ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349

С. В. Чесноков: Детерминационный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352

Л. Е. Кесельман: Уличный опрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355

Неотвратимость исследовательской темы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357

Экономическое сознание. Новосибирский манифест . . . . . . . . . . . . . 358

«Сеть», как бы покрывающая всю жизнь в целом . . . . . . . . . . . . . . . 363

Не терять преемственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366

Б. М. Фирсов о своем разномыслии и разномыслии в СССР . . . . . . . 369

Драматическая социология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373

Содержание 7

Глава 10. История правдива, только если она полна . . . . . . . . . . . . . . . . 378

И все же проблема есть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380

Не пришедшие вовремя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386

О книге, которой нет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387

Анатомия закрытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390

40 лет спустя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393

Опубликовано через тридцать лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398

ЃбЧетверокнижиеЃв Б. А. Грушина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403

Озабоченность сохранением прошлого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408

Глава 11. Повседневность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414

Методологические замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415

Некоторые грани повседневности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424

Несколько слов о Советской социологической ассоциации . . . . . . . . 427

Присутствие КПСС в повседневности социологов . . . . . . . . . . . . . . 431

Присутствие КГБ в повседневности социологов . . . . . . . . . . . . . . . . 444

Глава 12. Перестройка в судьбах социологов и социологии . . . . . . . . . . 456

Методологические рассуждения о времени и событиях . . . . . . . . . . . . . . 457

Поход во власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460

Возникновение независимых социологических организаций . . . . . . . . . 467

Независимое социологическое образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476

Изменения в методологии социологии и предметно-объектной направ-

ленности исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 481

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 491

Приложение. Б. З. Докторов: ЃбМне наиболее интересны методы позна-

ния и сам исследователь...Ѓв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525

Список цитируемых интервью с российскими социологами . . . . . . . . . . 537

Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 543

Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 552

Summary. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 556

Contents . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 557

 

Страницы книги, доступные в электронном виде

comments powered by Disqus