Россия: год культуры (по страницам самодеятельного журнала «Наш любимый детский сад»)
На снимке: здание детского сада № 196
… Наряду с текущими новостями детсадовской жизни, поздравлениями сотрудников с юбилеями, репортажами о наиболее интересных мероприятиях, педагогическими советами, детским фольклором, здесь можно встретить и просветительские материалы, обычно приуроченные к памятным датам российской истории и культуры.
Последние – жанр специфический. На одной страничке - рассказать о выдающемся деятеле культуры, так чтобы и педагогам, и родителям было интересно, и пригодилось бы тем и другим в общении с детьми.
Мне кажется, «издателям» это хорошо удается. И объявленный ныне в России «годом культуры» 2014 год освещен в этом детсадовском журнале достойно. А. Алексеев.
Из периодического издания «Наш любимый детский сад», 2014, № 14:
Год культуры
2014 год указом президента России объявлен годом культуры. В этом году мы будем отмечать юбилеи многих писателей, композиторов, художников. Достаточно назвать такие имена, как М. Лермонтов, Т. Шевченко, М. Глинка, В. Поленов… Сегодня мы расскажем читателям нашего журнала о двух великих русских композиторах.
Учитель-логопед О.А. Новиковская
|
М.И. ГЛИНКА
Мелодии у М.И. Глинки рождались легко и естественно. Нередко это происходило за роялем в кругу друзей. Существует легенда о том, что ранним майским утром в момент рождения будущего композитора, у открытого окна усадьбы запел соловей. Его голос звучит и сегодня – в неувядаемо свежей, простой и аристократичной, бесконечно обаятельной музыке Глинки, в которой каждая эпоха находит новый источник вдохновения.
*) Не без гордости автор этой статьи учитель-логопед О.А.Новиковская отмечает, что и она училась в той же самой Санкт-Петербургской школе № 321.
Н.А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Весной 2014 года в музыкальном мире отмечалась еще одна юбилейная дата - 170 лет со дня рождения великого русского композитора - Николая Андреевича Римского-Корсакова (6.03.1844 — 08.06.1908). Родился композитор в начале марта 1844 года в Новгородской губернии. Родители его очень любили музыку, и их увлечение передалось сыну. В 6 лет Николай начал учится играть на фортепьяно. А через два года мальчик уже пробовал сам сочинять музыку. У Николая Андреевича, был старший брат-моряк. (Брат был старше Николая более чем на 20 лет). В своих письмах домой брат рассказывал о том, какие красоты ему удалось увидеть, и через какие трудности пройти. Николай восхищался братом, был пленен морем и тоже захотел посвятить свою жизнь морскому делу. Для этого молодой человек отправился в Санкт-Петербург и поступил в Морской кадетский корпус. Но во время учебы в корпусе Николай находит время и для занятий музыкой. Он берет уроки у Ф. Канилле. Канилле был знаком с Балакиревым, лидером «Могучей кучки». М.А. Балакирев, познакомившись с музыкальным творчеством будущего морского офицера, настоял, на том, чтобы юноша начал сочинять симфонию. Произведение, написанное Николаем, в итоге стало первой русской симфонией, это был настоящий прорыв в развитии музыки в России того времени. После окончании кадетского корпуса, Николай Римский-Корсаков уходит в море. В течении трех лет он совершает кругосветное плавание. Когда же Николай Андреевич вернулся в столицу, то возобновил свою музыкальную деятельность. Успех его первых произведений был столь велик, что уже в 27 лет Римский-Корсаков был приглашен на должность профессора в столичную консерваторию. Здесь среди его учеников были А.К. Глазунов, А.С. Аренский, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев. Римский-Корсаков и консерватория, которая теперь носит его имя, связаны неразрывны. Из окон любого учебного класса этого учебного заведения виден памятник великому композитору. Н.А. Римский-Корсаков стал автором 15 опер, различных симфонических произведений. Он был талантливым сказочником и мастером музыкального пейзажа. В числе произведений Римского-Корсакова оперы «Майская ночь», «Ночь перед рождеством», «Царская невеста», «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» и много других прекрасных произведений. *)
*) Будет очень хорошо если вы вместе с ребенком посмотрите мультфильм «Сказка о царе Салтане» и еще раз приобщитесь к поэзии А.С.Пушкина и музыке Н.А.Римского -Корсакова. Припоминаете музыкальную картинку «Полет шмеля»?
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ В 2014 году отмечается 200 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. Давайте вместе вспомним его биографию. Родился М.Ю. Лермонтов 15 октября (по старому стилю – 3 октября) 1814 года в Москве, в дворянской семье. Брак родителей будущего поэта— знатной и богатой наследницы Марии Михайловны Арсеньевой (1795-1817) и неродовитого армейского капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. После смерти жены от чахотки капитан Юрий Петрович уехал в своё небольшое родовое имение в Тульской губернии. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева души не чаяла во внуке, но не способствовала его свиданиям с отцом. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой тяжело сказались на формировании личности Михаила Лермонтова. Детство Миши прошло в Тарханах — имении бабушки в Пензенской губернии. В1828 г. Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете. В это же время он начинает писать стихи. В 1828-1832 годах юный поэт пережил ряд романтических увлечений, которые нашли отражение в его творчестве. В1830 г. М.Ю. Лермонтов становится студентом Московского университета. Но после столкновения с реакционной профессурой, поэт был вынужден покинуть университет. Он уезжает в Санкт-Петербург с намерением продолжить обучение в Университете, однако ему не засчитали два года обучения в Москве и предложили вновь поступить на первый курс. Лермонтов от этого отказался, и по совету родственников пошел в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в этом заведении, поэт потом назвал «злополучными». В стенах школы царствовала муштра, литературных книг воспитанникам читать не позволяли. За пределами этих стен юнкера были известны своими похождениями и гулянками, в которых принимал участие и Лермонтов. В этот период он начал ряд серьезных работ (роман «Вадим», несколько поэм), однако ни одной не довел до конца. В1834 г, по окончании школы, М.Ю. Лермонтов получил звание корнета и был направлен в лейб-гвардии Гусарский полк. В 1832-1836 гг. лирическое творчество Лермонтова почти угасло, зато возросло число произведений иных жанров: он отдает свои силы поэмам, драмам, прозе. Вершиной его творчества в этот период стала драма «Маскарад». Однако ни одна его попытка напечатать драму не увенчалась успехом. Первая «серьезная» публикация Лермонтова относится к 1835 году, когда его товарищ без его ведома, забрал повесть «Хаджи-Абрек» и отдал ее в журнал «Библиотека для чтения». Публикация, хотя и была встречена положительно, не снискала Лермонтову славы, и к 1837 году он оставался мало известен. Известность пришла к М.Ю.Лермонтову вместе со стихотворением «Смерть Поэта». Смерть Пушкина произвела на Лермонтова огромное впечатление, и тон его стихотворения по тем временам был очень резок. Стихотворение вызвало возмущение Николая II, и Лермонтов был арестован, а затем отправляли на Кавказ в действующую армию. Бабушка поэта, пользуясь своими связями, хлопотала за внука, и в том же году Лермонтов был прощен и переведен в Гродненский гусарский полк, который находился в Новгородской губернии, а затем в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Поэт вернулся в «большой свет» и снова начал играть в нем заметную роль. Лермонтов установил связи с пушкинским кругом, его произведения начинают публиковаться в «Современнике», «Отечественных записках». В печать вышли поэмы «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича…», повесть «Бэла», вошедшая позднее в роман «Герой нашего времени». В 1839 Лермонтов закончил работу над одним из своих главных произведений - поэмой «Мцыри». По свидетельствам современников, Лермонтов обладал непростым характером и его отношения с окружающими (особенно приближенными ко двору) были очень натянутыми. В феврале 1840 года на балу произошло столкновение поэта с сыном французского посла де Баранта. Последствием ссоры стала дуэль, а последствием дуэли – военный суд. Лермонтов снова был отправлен на Кавказ. С июня по ноябрь поэт принимал участие в боевых сражениях, проявил отвагу и был даже представлен к награде, однако император вычеркнул его имя из наградных списков. Лермонтов получил отпуск и на короткое время вернулся в Петербург. Этот период был временем творческого подъема: завершена работа над поэмой «Демон», собран в отдельную книжку роман «Герой нашего времени», написано, как никогда, много стихов. В октябре 1840 вышел единственный прижизненный сборник поэта «Стихотворения М. Лермонтова». Сам поэт хотел выйти в отставку и посвятить себя литературе, однако уступил настояниям бабушки, которая еще надеялась на то, что внук сделает военную карьеру. В мае 1841 Лермонтов вернулся на Кавказ. В Пятигорске он задержался для лечения на минеральных водах. Здесь произошла роковая ссора с бывшим сокурсником по юнкерской школе Н.С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Пуля Мартынова попала Лермонтову в грудь и поэт скончался на месте. М.Ю. Лермонтов посвящал себя не только литературе, но и рисованию. До наших дней дошло более десятка его картин маслом, более пятидесяти акварельных работ и трёхсот рисунков . Как известно: талант многогранен. Афоризмы Лермонтова Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. Была без радости любовь, Разлука будет без печали. Жизнь — вечность, смерть — лишь миг. Зло порождает зло. Радости забываются, а печали — никогда. Тот самый пустой человек, кто наполнен собою.
Прочитайте детям фрагмент «Колыбельной» Лермонтова Спи, младенец мой прекрасный,
К.Д. УШИНСКИЙ – ПЕДАГОГ-НОВАТОР В марте 2014 года исполнилось 190 лет со дня рождения основателя национальной педагогики в России, реформатора отечественного образования, талантливого писателя Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870). Ушинский родился в городе Туле в семье отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. После назначения отца судьёй в небольшой старинный уездный город Черниговской губернии, туда переехала вся родительская семья. Детство и отрочество К.Д. Ушинского прошло в небольшом имении, расположенном на берегу реки Десны. Мать будущего ученого и писателя умерла, когда ему было всего 12 лет. Какое-то время Ушинский зарабатывал на жизнь переводами статей из иностранных журналов и рецензиями, но все его попытки устроиться на преподавательскую должность в Ярославле оказывались тщетными. С 1854 года Константин Дмитриевич переезжает в Петербург и начинает преподавать русскую словесность и законоведение в Гатчинском сиротском институте. Среди своих воспитанников он поощряет трудолюбие и честность, изживает воровство и доносительство. Благодаря его статьям в «Журнале для Воспитания» формируется общественный интерес к педагогике. Будучи инспектором Смольного института благородных девиц, Ушинский вводит преподавание на русском языке, совместное обучение дворянок и мещанок, совершенствует учебные программы, организует совещания и конференции педагогов, разрешает воспитанникам проводить каникулы дома в семье. Но и здесь, недовольные его нововведениями, пишут на К.Д. Ушинского донос. Прочитав его, Константин Дмитриевич поседел в три дня. Лишь благодаря заступничеству императрицы Марии Александровны Ушинского командируют за границу. Он побывал в Швейцарии, Германии, Франции… Изучал европейские детские сады, приюты, школы. Педагог-мыслитель еще более убеждается в значении народной школы. В 1864 году он издает книги «Детский мир» и «Родное слово», а затем «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Достаточно сказать, что до 1917 года «Руководство…» выдержало 146 изданий. А свою значимость, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй возвращается в Россию. Свой последний главный научный труд, названный «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», педагог-теоретик и практик начал печатать в 1867 году. Один за другим вышли в свет два тома этого труда. Но третий том так и остался не завершённым, так как К.Д. Ушинский умирает в декабре 1870 года, не в силах перенести известие о трагической гибели на охоте старшего сына Павла.
Высказывания К.Д.Ушинского Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле. Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.
Рассказ К.Д. Ушинского «Ворона и сорока» Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.
|
ПОЭТ И БАРД БУЛАТ ОКУДЖАВА
Булату Шалвовичу Окуджаве - поэту, композитору, прозаику 9-го мая этого года исполнилось бы 90 лет. Для целого поколения дедушек и бабушек наших сегодняшних малышей, творчество этого поэта и барда стало очень близким. Его тихие мудрые песни воспитали в этих людях (автор этой статьи и себя относит к ним) не только философский взгляд на мир, но и свободолюбие, душевную чуткость.
Родился поэт в Москве 9 мая 1924 года. Детство провел на Арбате. Родители Булата были репрессированы. Отца в 1937 году расстреляли; а мать на долгие годы отправили в лагерь, а затем в ссылку. Воспитывала внука бабушка. Все свое детство и юность Булат Окуджава нес мету ребенка «врага народа». В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, а после ранения – радистом. Когда война закончилась, молодой фронтовик поехал к родственникам в Тбилиси. Там он стал работать токарем и одновременно учиться в десятом классе вечерней школы. В1946 г. будущий писатель поступил на филологический факультет Тбилисского университета (в столичные ВУЗы детей «врагов народа» не принимали). После окончания Университета Булат Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в самой Калуге. Там же он сотрудничал в областной газете. Именно в Калуге вышла первая книга стихов Булата Окуджавы. В1956 г. поэт переехал в Москву и начал трудиться редактором в издательстве «Молодая гвардия». Позже он заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Будучи принят в Союз писателей в1962 г., Булат Шалович полностью посвящает себя творчеству. Свою первую песню «Неистов и упрям, гори, огонь, гори...» – Окуджава сочинил еще студентом; а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни: «Полночный троллейбус», «До свидания, мальчики», «Песенка про Черного кота» и др., которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись Окуджавой в дружеских компаниях, затем публично. Магнитофонные записи этих песен расходились по всей стране. Б.Ш. Окуджава стал одним из создателей жанра авторской песни. Но сам поэт никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и просто стихами. Писатель Окуджава ориентировался в своем творчестве на духовную традицию 19-го века. Первое его прозаическое произведение – повесть «Будь здоров, школяр!» было опубликовано в1961 г. Оно, как и песни, было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. А независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему в Советском Союзе 60-70-х годов репутацию «неблагонадежного» писателя. В годы «перестройки» популярность Окуджавы, наконец-то, сопровождается официальным признанием. Он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман «Упраздненный театр». В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне. Б.Ш. Окуджава написал сценарии кинофильмов «Женя, Женечка и «катюша»», в соавторстве с Мотылем, и «Верность», совместно с Тодоровским. Он создал много песен для театра и кино. 70 песен на его стихи прозвучало в 50 кинолентах. Всего поэт написал около 200 песен и 800 стихотворений. Специально для детей Булат Окуджава стихов не писал, но его песни из кинофильма «Приключения Буратино» неизменно вызывают улыбку не только у взрослых, но и у маленьких зрителей. Помните: «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам…», « Какое небо голубое, мы не сторонники разбоя…»? Ушел из жизни Булат Шалвович Окуджава 12 июня 1997 года. Неужто лишь одной моей погибели Войне, Чтоб стихнуть, Не хватало? Так что ж я не погиб тогда, вначале, Когда и пули не были слышны? Кто знает, может быть, Окуджава, когда писал эти строки, имел в виду и дату своего рождения? День смерти поэта - 12 июня – совпал с государственным праздником - Днем России Сам Булат Шалович об этом уже ничего не скажет, но вот мы - почитатели его творчества, каждый год 12 июня собираемся в 18 часов на Малой Конюшенной улице и несколько часов подряд в память о поэте хором поем его песни под гитару. А завершается эта встреча всегда самой известной песней Булата Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!» Если хотите, приходите и Вы. |
**
ИЗ ЗАПИСЕЙ ДЛЯ ПАМЯТИ О.А. НОВИКОВСКОЙ
12.06.2012, вторник
День памяти Булата Окуджавы
12 июня 1997 года, умер поэт Булат Шалович Окуджава. Члены всех клубов авторской песни города Санкт-Петербурга традиционно собираются в этот июньский день на Малой Конюшенной улице около памятника Городовому и поют песни любимого барда. Вот и сегодня такой день.
…Было очень холодно, лил дождь, но любители песен Б.Окуджавы как всегда стояли на привычном месте. Среди них были и знакомые мне люди по клубам авторской песни «Восток», «Меридиан», «Парус»... На гитарах, как всегда, играли Борис Быковицкий (врач-кардиолог), Лев Юфит (финансист по образованию), Светлана Ветрова (инженер-технолог) и еще два незнакомых мне гитариста. Потом подошел востоковец Сергей Воропаев, играющий на гитарах (6-ти и 7-ми струнных) профессионально.
Поющих было, наверное, человек 50-70, одни приходили, другие подходили. В основном, люди уже не молодые, были и весьма преклонного возраста участники нашего самодеятельного хора. Останавливались около послушать песни Булата Окуджавы и просто прохожие. Позже подошли несколько людей, с завершившегося к тому времени, Марша несогласных. Все вмести мы пели, не обращая внимания на скверную погоду: было очень холодно и ветрено, шел дождь. Над гитаристами слушатели держали зонты, и время от времени давали им горячий чай из термоса.
Я смогла выдержать лишь 2,5 часа. В 20.30 час я, вся продрогшая, отправилась домой.
Постскриптум А. Алексеева
Вчера моя дочь Ольга позвонила вечером и рассказала, что в этот день, 12 июня, как уже много лет подряд, состоялась встреча горожан хранящих бережную память о Булате Окуджаве и его песнях. Эти не слишком многочисленные (но и не совсем маленькие – порядка 100 чел.) «народные сходы», на которые никто никогда не брал разрешения, извините – не «согласовывал» с администрацией, являют собой своего рода «гражданское священнодействие» и стали городской традицией.
Люди в течение 3-4-х часов стоят и поют, под одну или несколько гитар, хорошо знакомые им песни. Никаких реквизитов этот перформанс не имеет, кроме стоящих возле гранитной тумбе портрета Окуджавы, розы в «в банке темного стекла из-под импортного пива» и горящей свечи. За это время успевают исполнить до 70 песен. Это – присяга верности Поэту, Культуре, Родине. Случилось так, что День памяти Булата Окуджавы приходится как раз на День России. А. А. 13.06.2014.