«Сороковые, роковые…» . 95 лет со дня рождения Давида Самойлова
Моя дочь, Ольга Новиковская, не только учитель-логопед, но и редактор самодеятельного журнала, выходящего в одном из старейших детских садов Кировского района Санкт-Петербурга (Ленинграда). Там, наряду с новостями «детсадовской» жизни, поздравлениями сотрудников с юбилеями и методическими советами для родителей, есть и культурно-просветительский раздел, в котором отмечаются памятные даты истории нашей страны и культуры.
Особенно богат «литературными датами» - нынешний год – как известно, «Год литературы». Вот один из материалов, подготовленных О. Новиковской для саможеятельного журнала «Наш любимый детский сад»
Давид Самойлов – поэт военного поколения
1 июня 2015 исполнилось 95 лет со дня рождения Давида Самойлова – автора знаменитых строк «Сороковые, роковые,/ Свинцовые, пороховые…». Давид Самойлов – это авторский псевдоним. Настоящее его имя — Давид Самуилович Кауфман. (Псевдоним поэт взял после войны в память об отце).
Родился Давид в1920 году в Москве. Родители его имели одинаковые фамилии, хотя и не были родственниками – просто однофамильцами. Отец поэта был известным врачом, участником Первой мировой и Гражданской войн, а в годы Отечественной войны работал в госпитале.
В 1938 г. будущий поэт окончил школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ). В институте преподавали лучшие специалисты того времени. В студенческие годы Давид Самойлов (или Дэзик, как дружески называли его близкие) подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии "военного поколения" – Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым. Позже Давид Самойлов посвятит им стихотворение "Пятеро", в котором напишет: "Жили пятеро поэтов / В предвоенную весну, / Неизвестных, незапетых, / Сочинявших про войну". Вместе с друзьями Самойлов занимался в творческом семинаре поэта Ильи Сельвинского, первые его стихи были опубликованы в журнале "Октябрь" в марте 1941 года.
В начале войны Самойлов студентом был мобилизован на рытье окопов. На трудовом фронте он заболел, и был эвакуирован в Самарканд, где поступил в военно-пехотное училище. После его окончания в 1942 г. был направлен на Волховский фронт под Тихвин. В 1943 г. поэт был тяжело ранен. Ему спас жизнь друг, о котором поэт в 1946 году написал стихотворение "Семен Андреич". После госпиталя Давид Самойлов снова вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта он освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. Был награждён орденом «Красной Звезды» и медалью «За боевые заслуги».
В годы войны Давид Самойлов почти не писал стихов – за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые он сочинял для гарнизонной газеты. Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни "отстоялись" в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии. Временная дистанция для осмысления войны, по Самойлову, закономерна: "И это все в меня запало / И лишь потом во мне очнулось!.. "
Регулярные публикации его стихов в периодической печати начались в 1955 г. До этого Самойлов работал как профессиональный переводчик поэзии и как сценарист на радио. В 1958 г. Давид Самойлов издал свою первую поэтическую книгу "Ближние страны", лирическими героями которой были фронтовик ("Семен Андреич", "Жаль мне тех, кто умирает дома…" и др.) и ребенок ("Цирк", "Золушка", "Сказка" и др.). Художественным центром книги стали "Стихи о царе Иване". О роли человека в истории Самойлов размышлял и в поэме "Сухое пламя", главным героем которой стал князь Александр Меншиков. Перекличка исторических эпох происходит и в поэме "Последние каникулы", в которой лирический герой Давида Самойлова путешествует по Польше и Германии разных времен.
Определяя свое поэтическое самоощущение, Давид Самойлов писал: "У нас было все время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: "поколение 40-го года". К этому поколению Самойлов относил друзей-поэтов, "Что в сорок первом шли в солдаты / И в гуманисты в сорок пятом". Их гибель он ощущал как самое большое горе. Поэтической "визитной карточкой" этого поколения стало одно из самых известных стихотворений Самойлова "Сороковые" (1961).
С 1967 г. Давид Самойлов жил в деревне Опалиха недалеко от Москвы. Поэт не участвовал в официозной писательской жизни, но круг его занятий был так же широк, как круг общения. Самойлов дружил со многими своими выдающимися современниками – Фазилем Искандером, Юрием Левитанским, Булатом Окуджавой, Николаем Любимовым, Зиновием Гердтом, Юлием Кимом и др.
Несмотря на болезнь глаз, поэт занимался в историческом архиве, работая над пьесой о 1917 г.; издал стиховедческую "Книгу о русской рифме", в которой рассмотрел проблемы стихосложения от народного эпоса до современности; занимался поэтическими переводами. В 1974 г. вышла книга "Волна и камень", которую критики назвали самой пушкинианской книгой Самойлова – не только по числу упоминаний о Пушкине, но, главное, по поэтическому мироощущению.
В 1976 г. Давид Самойлов поселился в эстонском приморском городе Пярну. Писатель был удостоен Государственной премии СССР. Его стихи переведены на многие европейские языки.
Давид Самойлович скончался 23 февраля 1990 г. в Таллине, на юбилейном вечере Бориса Пастернака, едва завершив свою речь.
В июне 2006 г. в Москве была открыта мемориальная доска поэту-фронтовику Давиду Самойлову. Она расположена на доме, где он прожил более 40 лет.
(По материалам сайта http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=520)
Давид Самойлов писал не только для взрослых, но и для детей. (Ведь у него самого было 4-ро детей). Существует несколько его поэтических историй про Слоненка. Все эти истории стали радио спектаклями, а потом и мультфильмами. Самым популярным спектаклем оказался «Слоненок-турист». В нем Слоненок с Верблюжонком отправляются в поход. По пути они знакомятся с жителями леса. У каждого из них своя проблема. Например, Червяк должен решить такой вопрос: «Я лежу и думаю о важном./ У меня нет времени болтать с каждым… Меня занимает вопрос./ Где у меня кончается голова и начинается хвост». Стихи из Слоненка-туриста превратились в смешные песенки, которые и сейчас можно услышать на «Детском радио».
Прочитайте детям отрывок из одной из пьес Давида Самойлова «Слоненок пошел учиться»
Жил-был Слоненок у мамы Слонихи.
Был он хороший, тихий.
И очень хотел учиться.
Сидеть без дела
Ему надоело,
Стал он в школу проситься.
- Мама, я хочу учиться.
- Почему тебе вечно не спится?
Закрой глазки
Расскажу тебе сказку...
- Не надо мне сказки!
Я хочу учиться.
- Нет с тобой сладу
Хочешь кусок шоколаду?
- Не надо!
Хочу учиться!
А вот уже стихи для взрослых на тему детской сказки «Золушка»:
Веселым зимним солнышком
Дорога залита.
Весь день хлопочет Золушка,
Делами занята.
Хлопочет дочь приемная
У мачехи в дому.
Приемная-бездомная,
Нужна ль она кому?
Белье стирает Золушка,
Детей качает Золушка,
И напевает Золушка -
Серебряное горлышко.
В окне - дорога зимняя,
Рябина, снегири.
За серыми осинами
Бледнеет свет зари.
А глянешь в заоконные
Просторы без конца -
Ни пешего, ни конного,
Ни друга, ни гонца.
Посуду моет Золушка,
В окошко смотрит Золушка,
И напевает Золушка:
"Ох, горе мое, горюшко!"
Все сестры замуж выданы
За ближних королей.
С невзгодами, с обидами
Все к ней они да к ней.
Блестит в руке иголочка.
Стоит в окне зима.
Стареющая Золушка
Шьет туфельку сама...
Напомню: эта композиция сделана для детсадовского журнала. А мне хочется добавить к этому одно из стихотворений самойловской «пушкинианы», которое помню и особенно люблю вот уже полвека.
А. Алексеев. 2.06.2015.
Пестель, поэт и Анна
Там Анна пела с самого утра
И что-то шила или вышивала.
И песня, долетая со двора,
Ему невольно сердце волновала.
А Пестель думал: "Ах, как он рассеян!
Как на иголках! Мог бы хоть присесть!
Но, впрочем, что-то есть в нем, что-то есть.
И молод. И не станет фарисеем".
Он думал: "И, конечно, расцветет
Его талант, при должном направленье,
Когда себе Россия обретет
Свободу и достойное правленье".
- Позвольте мне чубук, я закурю.
- Пожалуйте огня.
- Благодарю.
А Пушкин думал: "Он весьма умен
И крепок духом. Видно, метит в Бруты.
Но времена для брутов слишком круты.
И не из брутов ли Наполеон?"
Шел разговор о равенстве сословий.
- Как всех равнять? Народы так бедны,-
Заметил Пушкин,- что и в наши дни
Для равенства достойных нет сословий.
И потому дворянства назначенье -
Хранить народа честь и просвещенье.
- О, да,- ответил Пестель,- если трон
Находится в стране в руках деспота,
Тогда дворянства первая забота
Сменить основы власти и закон.
- Увы,- ответил Пушкин,- тех основ
Не пожалеет разве Пугачев...
- Мужицкий бунт бессмыслен...-
За окном
Не умолкая распевала Анна.
И пахнул двор соседа-молдавана
Бараньей шкурой, хлевом и вином.
День наполнялся нежной синевой,
Как ведра из бездонного колодца.
И голос был высок: вот-вот сорвется.
А Пушкин думал: "Анна! Боже мой!"
- Но, не борясь, мы потакаем злу,-
Заметил Пестель,- бережем тиранство.
- Ах, русское тиранство-дилетантство,
Я бы учил тиранов ремеслу,-
Ответил Пушкин.
"Что за резвый ум,-
Подумал Пестель,- столько наблюдений
И мало основательных идей".
- Но тупость рабства сокрушает гений!
- На гения отыщется злодей,-
Ответил Пушкин.
Впрочем, разговор
Был славный. Говорили о Ликурге,
И о Солоне, и о Петербурге,
И что Россия рвется на простор.
Об Азии, Кавказе и о Данте,
И о движенье князя Ипсиланти.
Заговорили о любви.
- Она,-
Заметил Пушкин,- с вашей точки зренья
Полезна лишь для граждан умноженья
И, значит, тоже в рамки введена.-
Тут Пестель улыбнулся.
- Я душой
Матерьялист, но протестует разум.-
С улыбкой он казался светлоглазым.
И Пушкин вдруг подумал: "В этом соль!"
Они простились. Пестель уходил
По улице разъезженной и грязной,
И Александр, разнеженный и праздный,
Рассеянно в окно за ним следил.
Шел русский Брут. Глядел вослед ему
Российский гений с грустью без причины.
Деревья, как зеленые кувшины,
Хранили утра хлад и синеву.
Он эту фразу записал в дневник -
О разуме и сердце. Лоб наморщив,
Сказал себе: "Он тоже заговорщик.
И некуда податься, кроме них".
В соседний двор вползла каруца цугом,
Залаял пес. На воздухе упругом
Качались ветки, полные листвой.
Стоял апрель. И жизнь была желанна.
Он вновь услышал - распевает Анна.
И задохнулся:
"Анна! Боже мой!"
1965