Тихий подвиг носителя разума своей эпохи
…Файнбурга можно рассматривать как одного из пионеров экономической социологии в СССР и зачинателя прикладных исследований в области социологии труда.
Файнбург внес серьезный вклад в развитие теории культуры; он – не только экономист, философ и социолог, его причисляют и к видным отечественным культурологам.
И нельзя не отметить работ Файнбурга футурологической направленности. Здесь удивительным образом соединились глубокое знание им природы социалистического общества, а также любовь и профессиональное понимание научной фантастики. Он дружил с братьями Стругацкими и переписывался со Станиславом Лемом.
Файнбург – один из создателей Уральской социологии, основатель «школы Файнбурга». Традиции, заложенные им, живы и развиваются в рамках многолетних «Файнбургских чтений» в Перми.
Ниже публикуется фрагмент интервью о жизни и творчестве З.И. Файнбурга с его сыном – доктором технических наук, профессором Григорием Файнбургом. Им многое сделано и делается для сохранения памяти об отце.
Борис Докторов
**
Григорий Файнбург
ВСЯ ЕГО ПОДЛИННАЯ ЖИЗНЬ – ТВОРЧЕСТВО
К 95-летию со дня рождения Захара Ильича Файнбурга
Внешних событий в жизни Захара Ильича было не так уж много, вся его подлинная жизнь – это творчество.
Начало траектории - жизни и творчества» Захара Ильича связано с его рождением в семье ответственных советских (и партийных) работников, которая дала ему хорошее образование, привила оптимистическое мировоззрение и подлинно коммунистическую идеологию.
Первый узел его жизни был трагичен. Арест и гибель родителей были мощным ударом для 16-летнего Захара, оставили неизгладимый след «верности» репрессированному революционному поколению, их идеалам и образу жизни, обусловили его желание понять механизмы развития общества, которое породило «культ личности» и неразрывно связанные с ним репрессии.
Второй узел был счастливым – он попал в хороший детдом и приобрел хороших, верных московских друзей. Получил возможность отлично учиться и очень много читать. Именно здесь, в детдоме, он открыл для себя Спинозу, Белинского, Бэкона, Добролюбова, Богданова, Плеханова, Энгельса, Маркса, Ленина...».
Третий узел был также счастливым и определил траекторию научного творчества Захара Ильича – поступление отличника, детдомовца, ворошиловского стрелка, комсомольца Захара Файнбурга на экономический факультет в знаменитый Московский ИФЛИ (Институт философии, литературы и искусства). Перед ним открылась редкая возможность получить не просто хорошее, а прекрасное образование, ибо ему и его талантливым сокурсникам в их «коммунистическом Лицее» преподавал весь «цвет» профессуры, уцелевшей от репрессий 30-х годов. Это были люди, сформировавшиеся как ученые и педагоги еще до революции, учившиеся за границей, знающие языки и методы истинной науки… Они вольно или невольно прививали своим ученикам научную методологию познания и учили научным методам исследования.
Четвертый узел жизни – Великая Отечественная война, на фронты который 9 июля 1941 года уходит добровольцем Захар Файнбург. Судьба сохранила его.
Пятый узел жизни – осенью 1945 года Захар Ильич встретил свою будущую жену Галину Петровну Козлову (1927—2000), учившуюся на одной с ним специальности – политэкономии, но на разных курсах. Она стала не просто женой и матерью его детей, а образовала с Захаром Ильичем «научный тандем», стала его основным соавтором, верным соратником, помощницей и научным «оппонентом» в их поиске истины. Без нее и ее природного дара абсолютно безупречно логически мыслить и хорошо писать Захар Ильич никогда бы не стал тем, кем он стал.
Шестой узел (определивший стиль и метод творчества) – одним из любимых преподавателей Захара и Галины был доцент А.А.Пальцев, который вел у них семинар по «Капиталу» Маркса. Он сумел заложить в их сознание диалектическую логику – основу Марксова метода научного познания. Они всю жизнь считали его своим Учителем с большой буквы и посвятили ему свою книгу «Диалектическая логика политэкономии социализма», рассматривающую политэкономию социализма в полной аналогии с логикой «Капитала» - диалектической логикой политэкономии капитализма.
Седьмой узел жизни – фронтовик и член партии, круглый отличник, именной стипендиат, один из лучших студентов своего курса, но сын «врагов народа», а главное - «безродный космополит» Захар Файнбург был вынужден вместо аспирантуры в Москве уехать из Москвы (где никто не брал его на работу) в далекую от Москвы и тогда совершенно провинциальную 50-тысячную Йошкар-Олу.
Но нет худа без добра, и ежедневное общение (в том числе на бытовом уровне) со ссыльными профессорами московских и питерских вузов продолжает формировать Захара Ильича как будущего ученого и педагога, а возможность порыться в сундуках расстрелянных профессоров с литературой 20-х годов и купить приглянувшиеся ему книги обеспечивают личную библиотеку Захара Ильича такими раритетами, как стенограммы ранних съездов партии, работы Бухарина, Богданова, Туган-Барановского, Эренбурга, Джона Рида и многих других авторов, не переиздающиеся или негласно запрещенные произведения.
Восьмой узел – смерть Сталина и реабилитация родителей открывают Захару Ильичу возможность написания диссертации. Хотя один из первых вариантов диссертации (еще 1954 года) фактически продолжал линию дипломной чисто «политэкономической» работы и был достаточно сильно теоретическим, под влиянием обстоятельств работа стала принимать все более конкретно- экономический характер. Это дает ему возможность лучше понять производство и труд, овладеть методами эмпирических исследований, экономического анализа – все это впоследствии легло в основу его профессиональных умений социолога. Первая научная публикация З.И. Файнбурга о механизации лесозаготовок датирована 1955 годом.
В 1959 году в МГУ З.И. Файнбург защищает кандидатскую диссертацию.
Девятый узел – Захар Ильич и Галина Петровна начинают работать над проблемой механизации труда в бумажной промышленности. Они одними из первых в стране обществоведов (с 1957 г.) начали работать с промышленными предприятиями на основе хоздоговоров. Не критика буржуазных теорий, не прославление политики партии, а конкретная работа над конкретными проблемами становится стилем научной деятельности Захара Ильича и Галины Петровны.
Десятый узел – блестящий доклад Г.П. Козловой (З.И. Файнбурга не отпустили, хотя уже увольняли за профнепригодностью) на Всесоюзной конференции в МГУ в 1960 году об их работах по механизации труда[1] позволил получить поддержку лично начальника Управления общественных наук Минобра СССР т. Юдачева и уехать от бесконечных гонений в Йошкар-Оле на работу в новый только что созданный Пермский политехнический институт. Там Захар Ильич и Галина Петровна счастливо проработали всю оставшуюся жизнь.
Одиннадцатый узел – продолжение многолетних работ по механизации труда, теоретическим результатом которых было выяснение влияния технического прогресса на изменение характера труда, в 1963 году приносит успех научному тандему З.И. Файнбурга и Г.П.Козловой, знакомит их со многими видными учеными.
Двенадцатый узел – в 1964 г. Захар Ильич становится заведующим новой кафедры «Основ научного коммунизма» и сразу начинает ставить учебный курс научного коммунизма, как курс научно обоснованной марксистской социологии, создает при кафедре две лаборатории социологии (промышленного производства и образования), развертывает социологические исследования, получает возможность вести самостоятельную научную работу, распоряжаться своими научными интересами.
В 1966 г. З.И. Файнбург становится членом правления Советской социологической ассоциации, входит в только что созданный Научный совет АН СССР по проблемам конкретных социальных исследований. Именно в тот год, Захар Ильич записывает «для себя» структуру первоначального замысла будущей книги «К вопросу об историческом месте социализма (Опыт теоретической постановки проблемы)». Вопрос, который его волновал, – историческое место социализма – является кардинальным вопросом современности до сих пор.
Тринадцатый узел – самый престижный тогда журнал «Вопросы философии» после долгих мытарств публикует в 1967 году программную статью Захара Ильича «Современное общество и научная фантастика». Эта статья актуальна до сих пор, она не несет на себе практически никаких отпечатков того времени.
Четырнадцатый узел – несмотря на серьезную болезнь, впервые чувствительно давшую о себе знать осенью 1967 года, кандидат экономических наук, доцент по кафедре политэкономии, заведующий кафедрой основ научного коммунизма Захар Ильич успешно занимается социологической наукой и после долгих перипетий в 1972 году в Ростове-на-Дону защищает докторскую диссертацию по философии на тему «Развитие социалистического общества и научно-техническая революция», в которой прослеживает влияние НТР на изменение функционального содержания труда, его социально-экономического характера, организацию труда, развитие культуры и сознания. Это была целостная системная концепция развития общества, подкрепленная прекрасным теоретическим и эмпирическим материалом.
Казалось бы, пройден «обязательный курс» ученого и теперь – доктор философских наук и профессор может пуститься в «свободное плавание» по морям и океанам науки, но…
Пятнадцатый узел – «мрак и туман» 70-х годов. В то время практически ничего в обществознании без одобрения ЦК КПСС не делалось. И вот в 1976 г. на XXV съезде КПСС были названы три важнейших направления развития общественных наук: исследование изменения характера труда под воздействием научно-технического прогресса, социальное планирование и изучение образа жизни. Первой проблемой Захар Ильич начал заниматься с конца 50-х годов, а двумя другими проблемам – со второй половины 60-х годов, т.е. задолго до того, как было «дано высочайшее позволение» заниматься этим актуальнейшими проблемами развития общества. Но вот позволение дано, проблемы названы, массы советских «ученых» ринулись их «решать».
А Захару Ильичу все это известно уже давно, и его мысли и результаты исследований оказались настолько глубоки, что «Вопросы философии»[2] перестают его печатать, - видимо, чтобы впредь своей «еретической мыслью» Захар Ильич не опережал указаний свыше. Его мысли настолько неординарны, что издательство «Мысль» отказывается публиковать рукопись З.И. Файнбурга «Научно-техническая революция и развитие социалистического общества» [М.: Мысль, 1975. План изданий, № 57. 18 п. л. Тираж 15 тыс. экз.], а издательство «Политиздат» - «Миражи современной утопии (Утопия в облике научной фантастики)». [М.: Политиздат, 1974. План изданий, № 21. 10 п. л. Тираж 50 тыс. экз.]. Недаром Захар Ильич горько шутил: «Для «Мысли» мыслей много, а для «Политиздата» - мысли не те». Все публикуются, «выполняя решения партии», зачастую наполняя свои работы общими сентенциями и переливанием из пустого в порожнее, а ученый, много лет исследующий эти проблемы и могущий многое сказать конкретно и обоснованно – нет!
К счастью, Юрий Аронович Бжелянский из редакции журнала «Экономические науки» так не думает и в 1976 году публикует статью З.И. Файнбурга и Г.П. Козловой «Становление нового исторического типа труда». В том же году статью включают в списки рекомендуемой студентам литературы. Это был огромный научный успех и внедрение в практику в условиях того времени.
Шестнадцатый узел – публикации в конце 70-х годов в Ростове-на-Дону фундаментальных работ З.И. Файнбурга по культуре, внесших огромный вклад в деятельностную концепцию культуры. Интересно отметить, что благодаря этим работам экономиста и социолога З.И. Файнбурга все чаще стали называть и продолжают и поныне именовать известным «культурологом».
Семнадцатый узел. Изменения производства под влиянием научно-технической революции, возникновение тяги к самоуправлению породили потребность в так называемом социальном планировании предприятия. В ответ на эту потребность возникают исследовательские центры промышленной социологии в Москве, Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Горьком, Уфе, Львове. В их ряд становится и созданная Захаром Ильичем лаборатория социологии Пермского политехнического института, ориентированная на запросы промышленности. Захар Ильич определил три направления исследований лаборатории, которые вели три сектора: социологии труда, социологии культуры, социального планирования. Названия секторов отражали глубокое убеждение Захара Ильича в том, что в основе исследования современного общества лежат проблемы труда, культуры и организации социальных сторон производства.
Широкую известность лаборатории социологии принесла «Методика социального планирования коллектива предприятия», опубликованная в июле 1969 г. в Перми. В конце 1969 г. методика экспонировалась на ВДНХ СССР: коллектив лаборатории социологии ППИ наградили грамотами, а руководители работы, включая З.И. Файнбурга, получили медали ВДНХ.
Восемнадцатый узел.
А за «кулисами» этой тяжелой жизни идет создание одной из частей «марксизма» ХХ века – научного метода – диалектической логики политэкономии социализма.
Книга «Диалектическая логика политэкономии социализма» стала своего рода завершением определенного этапа работы над проблемой обновления парадигмальной концепции политической экономии социализма.
В качестве определяющего (основного) экономического отношения социализма авторы приняли «коллективность» – если в буржуазном обществе господствующей категорией является капитал, то в обществе, отрицающем буржуазность, такой категорией является коллективность. Размышляя о коллективности, Захар Ильич и Галина Петровна использовали мысль К. Маркса о формальном и реальном подчинении труда капиталу. Их интересовал вопрос: каким образом формальная коллективность (и соответствующая ей государственная собственность) развивается, превращаясь в реальную коллективность (и соответствующую ей общественную собственность)?
Так возникла идея новой книги, развивающей и продолжающей идеи «Диалектической логики политической экономии социализма», в которой можно было бы рассмотреть социалистическое общество как целостную систему с позиции коллективности, определяя уровень «развитости социализма» уровнем развития реальной коллективности. Эта идея требовала воплощения. И оно не заставило себя ждать.
Девятнадцатый узел.
Весной 1982 г., находясь в Институте повышения квалификации в Москве, Захар Ильич познакомился с интересным и умным человеком – Микелисом Георгиевичем Ашманисом, заведующим кафедрой научного коммунизма Латвийского государственного университета. Они подружились, ибо у них было много общего. Родилась идея о том, что Захар Ильич приедет в Ригу и прочитает там специальный курс лекций, излагаемый нормально-логически и системно с позиций анализа противоречий по всем вопросам теории социализма.
Спецкурс вызвал большой интерес, и в конце 1984 г. рижское издательство «Авотс» («Вперед») по рекомендации М.Г. Ашманиса приняло предложение опубликовать содержание этого спецкурса в книге «Коллективистское общество. Утопия. Теория. Реальность» (Популярный очерк исторического места коммунистической формации).
Летом 1985 г. рукопись книги была подготовлена для «Авотс» и получила более точное название «Коллективистское общество. Идеал. Теория. Реальность». Ранней весной 1987 г. Захар Ильич был вновь приглашен в Ригу на две недели для чтения четырнадцатичасового спецкурса «Социализм как система противоречий». И опять его лекции слушали не только преподаватели и научные сотрудники из Латвийского государственного университета, но и еще из семи вузов республики и трех институтов Академии наук Латвийской ССР. Прочитанные лекции помогали уточнить авторам содержание рукописи, она постепенно улучшалась. Но издание так и не состоялось…
Сначала издательство «Авотс» отказалось от издания, а затем, рукопись и все необходимые для издательства документы, составившее две увесистые бандероли, были отослано в июле 1987 г. в издательство Саратовского государственного университета, определенного для публикаций Головного совета по коллективности. Но все планы полностью развалил разгул «перестройки».
Двадцатый узел.
Перестройка и сопровождавший ее рост свободы слова вызвали жгучий интерес людей к социальным наукам, к истории страны, к перспективам развития советского общества. Подтачиваемый неизлечимой болезнью, Захар Ильич торопится писать, выступать, стремится успеть передать свои мысли другим.
В апреле и мае 1987 г. по просьбе студентов (в связи с выходом на экраны фильма Т. Абуладзе «Покаяние») Захар Ильич прочитал (с перерывами в неделю) три открытые (публичные) лекции о культе личности. Сохранилась магнитофонная запись этих лекций и ответов лектора на вопросы слушателей продолжительностью около восьми часов. Фактически в стране впервые публично и на основе фактов развенчивался культ личности.
Лекции вызвали невероятный интерес, стали событием общественной жизни миллионного города, стали известны в других городах, откуда Захару Ильичу постоянно звонили, чтобы узнать, какие новые мысли родила его голова по этому поводу. Институт был завален просьбами организаций прислать к ним данного лектора для повторения этого цикла лекций. Начался бизнес – из под полы продавали магнитофонные записи этих лекций. Тысячи пермяков помнят эти лекции до сих пор.
Стало ясно, что содержание лекций должно стать достоянием многих людей – это означало, что лекции нужно опубликовать. Развивая эту мысль, партком Пермского политехнического института обратился с письмом в «Политиздат» с предложением издать лекции Захара Ильича. «Политиздат» согласился. Так внезапно и незапланированно началась огромная работа Захара Ильича и Галины Петровны (одновременно с необходимым редактированием рукописи о коллективистском обществе) над книгой о культе личности, ныне известной как «Не сотвори себе кумира…».
Первый вариант рукописи о культе личности был написан во второй половине 1987 г. и в апреле 1988 г. отправлен в редакцию «Политиздата», где, благодаря перестройке, постоянной смене редакторов и прочей столичной суете, застрял без ответа надолго. Она вернулась авторам в июне 1989 г. из редакции «Политиздата» с просьбой срочно учесть замечания и еще раз отредактировать текст, так как книга включена в план редакционной подготовки 1990 г.
Однако к тому времени дорабатывать текст книги о культе личности чисто стилистически и редакционно стало нецелесообразно. Так случилось, что за два года, прошедшие после чтения лекций о культе личности в мае 1987 г., в центральных издательствах был опубликован ряд объемных статей и книг по истории культа личности, многие идеи которых опирались на впервые высказанные Захаром Ильичем мысли[3]. В оборот было вовлечено множество воспоминаний, документов, фактов. При этом обилии материала теоретический уровень рассмотрения проблемы был очень далек от желаемого. Преобладала фактография и историография. Отдельные факты и индивидуальные судьбы людей заслоняли общую социальную картину произошедшего.
Захар Ильич решает сократить исторический материал, усилив социологический и философский аспекты, акцентировать внимание на теоретическом рассмотрении исторического места социализма. Именно для этого был написан специальный очерк об идейных и социальных предпосылках культа личности (марксизм, предмарксизм, псевдомарксизм), во многом основанный на текстах рукописей книги о коллективистском обществе. Заметим, что многие важнейшие идеи книги «Коллективистское общество» также органично вошли в текст книги о культе личности «Не сотвори себе кумира…», где Захар Ильич хотел в доступной широкому читателю форме целостно изложить свои научные идеи об историческом месте социализма в развитии человеческого общества.
Основные источники информации находились под рукой, в домашней библиотеке: стенограммы партийных съездов и конференций, ВКП(б) в резолюциях и решениях, другая литература, а также досье проблемы «культа личности», копившееся десятилетиями в папках с названием «КЛ». Тем самым облегчалось уточнение сотен фамилий, имен, дат, названий и т.п.
В декабре 1989 г. исправленная рукопись книги о культе личности и исторических судьбах социализма в СССР «Не сотвори себе кумира…: Социализм и «культ личности»: очерки теории» была отослана в «Политиздат», но самые последние редакционные правки были отосланы только в мае 1990 г.
В целом в книге о культе личности был подведен своего рода итог всей научной деятельности Захара Ильича, сумевшего в краткой и доступной для широкого читателя форме оставить нам в каком-то смысле энциклопедию по теории социализма[4]. Исходным пунктом его многолетнего исследования общества всегда был труд, а своеобразным итогом – понимание механизмов развития общества и неразрывно связанного с ним развития личности.
Отправив рукопись книги, Захар Ильич возвращается к рукописи «Коллективистского общества…». Но и здесь трудная жизнь Захара Ильича преподнесла ему свою последнюю «подлянку». Он так хотел заново, по-другому, другими словами совершенно открыто и строго научно переписать свое «Коллективистское общество…», но успел переписать только самое-самое начало - «Введение» и часть главы 1. Последней фразой его научного творчества стали слова: «Научная (в строгом смысле этого слова) эпоха в истории идеи коллективистского общества начинается с работ К. Маркса (и Ф. Энгельса).[5]
Траектория жизни завершилась – 10 сентября 1990 года ранним утром, на пике обострения тяжелой болезни Захар Ильич уснул вечным сном у меня «на руках».
Как-то раз, в 1968 году, в середине своего творческого пути, Захар Ильич, размышляя о судьбе Кандида из «Улитки на склоне» братьев Стругацких и о проблеме личного участия интеллигента в социальном прогрессе, написал (фактически о судьбе своего творчества и самом себе) следующие строки:
«Знать, что самое для тебя дорогое и выстраданное, - твоя идея, твое понимание, открытая тобой истина – не найдут еще очень долго себе применения и воплощения, только потому, что время понять тебя для окружающих еще не пришло (а когда оно придет, то никто даже не сможет вспомнить, что все это кто-то когда-то давно знал) – это тот воистину тихий и молчаливый подвиг, который многие века совершали и продолжают совершать люди, которым общественное разделение труда предопределило быть носителями разума своей эпохи[6]».
Его жизнь остановилась, но научная траектория его творчества не могла и не может остановиться. Его ученики проводят «Файнбургские чтения». Пусть медленно, но постепенно начинаются публикации о З.И. Файнбурге, а затем и публикации его неопубликованных при жизни работ. Эта работа продолжается и сегодня.
[1] Как-то размышляя, Галина Петровна написала: «В сущности, наш первый доклад на конференции в 1960 г. был более глубоким (оказался таким), нежели мы тогда понимали и нежели поняли слушатели.
Цену идей познаешь на расстоянии. Ведь мы тогда впервые показали структуру социальных процессов (одного из них), причем структурирующим моментом была механизация труда, т.е. изменение содержания труда в процессе непосредственного изготовления продукта. Было несколько плакатов: 1. - Механизация труда; 2. – Образование; 3. - Рационализаторство. Система с обратной связью, зациклена.
Леня [Коган] тогда спросил - нет ли и культуры?! Ха. [Культура была, и ею пришлось заниматься глубоко и серьезно]».
[2] Интересно отметить, что когда главным редактором журнала «Вопросы философии» (1961-1968 гг.) был акад. М.Б. Митин, которого часто ругают за реакционность, то Захар Ильич постоянно там печатался, а когда главными редакторами стали «прогрессивные» акад. И.Т. Фролов (1968 – 1977 гг.) и д. филос. н. В. С. Семёнов (1977 - 1988 гг.), то статьи Захара Ильича перестали печатать. В 2007 году в статье «Вопросам философии – 60 лет» главный редактор журнала В.А. Лекторский писал, что журнал: «… в сильнейшей степени испытывал влияние меняющейся идеологической атмосферы. За эти годы в журнале было опубликовано немало безликих идеологизированных текстов (прежде всего по проблемам научного коммунизма)». А это были именно те проблемы, которые глубоко и оригинально исследовал методами социологии Захар Ильич. Но его не печатали! «Знай, мол, наших»!!! Хорошо хоть, что свет клином не сошелся на «Вопросах философии», были еще и иные честные, умные редакторы, умеющие отличить «подлинно научное» от «конъюнктурщины», и «пробить» публикацию.
[3] Автор этих строк сам неоднократно присутствовал при телефонных разговорах Захара Ильича с различными учеными Москвы, которые буквально его «рвали на части», выпытывая те или иные свежие мысли, например, о том, что реальный переворот был совершен И.В. Сталиным не в 1937 г. (как об этом тогда все думали), а в год великого перелома – 1929 г. Теперь это расхожая истина, но впервые о ней публично сказал Захар Ильич. И что же – уже через месяц после этих разговоров и его лекции эти новаторские мысли Захара Ильича были опубликованы под другими фамилиями в центральных журналах. Привычка идеологических блюдолизов всё «воровать», еще не обращенная на материальную собственность, но это впереди, взяла свое!!! – Г.З.Ф.
[4] Однако автор так и не увидел своей книги – книга З.И. Файнбурга «Не сотвори себе кумира…: Социализм и «культ личности»: очерки теории (М.: Политиздат, 1991. 17,5 п.л. Тираж 50 тыс. экз.) в редакционном варианте, несколько деформированном от авторского, вышла уже после его смерти. - Г.З.Ф.
[5] На этом рукопись заново переписываемой Захаром Ильичем главы обрывается. Стр. 24 так и осталась лежать недописанной на его рабочем столе. Именно на ней и написан последний абзац о начале научной эпохи в истории идеи коллективистского общества. Скорее всего, эта последняя фраза была написана утром 6 сентября 1990 г. Днем Захара Ильича в тяжелом состоянии увезли в больницу, и там 10 сентября 1990 г. рано утром он скончался. – Г.З.Ф.