01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Ю. Линник. Александр Твардовский о блокаде

Ю. Линник. Александр Твардовский о блокаде

Автор: Ю. Линник — Дата создания: 17.02.2014 — Последние изменение: 17.02.2014
Участники: А. Алексеев
Юрий Владимирович Линник прислал нам своего рода продолжение или приложением к недавно опубликованному на Когита.ру эссе «Блокадные боли». А. Алексеев.

 

 

См. ранее на Когита.ру:

= Юрий Линник. Блокадные боли

 

Юрий Линник

АЛЕКСАНДР  ТВАРДОВСКИЙ  О  БЛОКАДЕ

 

Что-то болезненное есть в нынешнем накате на «Дождь».

Заведомо преувеличенное, искусственно возогнанное!

Надрыв какой-то.

Истерия.

Чувства смешанные: и сострадание – и стыд.

В моём отношении к предмету прений – Ленинградской блокаде – меня укрепил А.Т. Твардовский.

Немного личного.

30. I. 2014 с женой Наташей мы шли в Высоко-Петровский монастырь.

В самом начале Страстного бульвара нас встретил Александр Трифонович. Памятник поэту установлен совсем недавно – как раз напротив редакции «Нового мира».

Вспомнилось раннее.

Мне лет 18. Учусь в Литинституте.

Любимое место в Москве – Центральный дом литераторов:  там можно лицезреть великих.

Однажды – вздрагиваю: через фойе мощно движется Твардовский.

Будто ледокол какой!

Будто преодолевает сопротивление среды!

Пространство по обе стороны от него опадает пластами.

Так он и через нашу историю шёл. Но его подорвали.

Спустя несколько лет – уже будучи аспирантом – я испытал потребность: ещё раз увидеть человека, перед которым благоговел.

С этой целью пошёл в «Новый мир». Дождался чаемого момента – и ретировался.

Помню эпиграмму, сочинённую в связи с  разгромом великого журнала:

            Увы, по прихоти сатрапов

            Твардовский гордо замолчал –

            И возглавляет Косолапов

            Хороший некогда журнал.

Прочёл это в присутствии чудесного Дмитрия Яковлевича Гусарова, редактора «Севера»  – и поверг его в шок. Честнейший был человек. Но долго верил в партию.       

По ассоциации: когда умер К.У. Черненко, там же – в «Севере» – я опрометчиво огласил  дурашливые,  несколько рискованные строки:

            По стране проползают слухи,

            Что сам Линник рвётся в цари!

            Оттого-то и мрут как мухи

            Генеральные секретари.

Дмитрий Яковлевич исподлобья посмотрел на меня.

Упрекнул в затянувшемся мальчишестве.

Осудил.

Он искренне скорбел о кончине генсека. Это нормально в человеческом плане. Но разве не было ясно, что партия терпит фиаско?

Говорю об этом потому, что хочу подчеркнуть: даже лучшие люди в ту пору с трудом освобождались от иллюзий.

Д.Я. Гусаров с его «Севером»  – как бы аналог А.Т. Твардовского: тот же дух – и те же напряжения.

Потом тему А.Т. Твардовского я изредка обсуждал с незабвенным Олегом Назаровичем Тихоновым, преемником Д.Я. Гусарова. Он проходил практику в «Новом мире». Рассказывал: на него долго смотрели косо – подозревали в нём подсадную утку. А это был, в проекции на орнитологию,  северный лебедь: человек со свободной и чистой душой.

Мой друг Вячеслав Колейчук привёз ледниковый валун для могилы А.Т. Твардовского из Карелии.

Еще одна очень значимая для меня линия связи.

На днях я получил трёхтомное издание дневников А.Т. Твардовского. Приведу полностью сказанное там о блокаде:

«В самые трудные месяцы блокады в Л[енингра]де ежедневно умирало 7–8 тыс[яч] человек. По счёту жизней — это равно ежедневной потере двух дивизий военного времени. —

Москву Сталин также предполагал сдать, но быстро отказался от этой мысли, отлучившись из Москвы всего на 2 дня и узнав о том, что там разыгралось в эти дни (остановился гор[одской] транспорт, бани, столовые, начались грабежи магазинов и т.п.).

Как тут не подумаешь о том, что называется “духом войск” и общенародным духом сопротивления. “Москва — отступать дальше некуда”; “Ленинград не сдаётся” — этими лозунгами, скреплёнными именем того, кто допускал мысль (и не без оснований) о сдаче обоих городов, жили массы людей, весь агит[ационно]-проп[агандистский] состав фронта и тыла — народ не допускал этой мысли, по крайней мере, в нём она не жила, не обнаруживалась, как жила и обнаруживалась на фронте и в тылу, скажем, критика нашей неподготовленности к войне, довоенного бахвальства и т.п.

И с этой силой, этим духом народным не только нельзя было не считаться, но на него нужно было решительно опереться, что и было сделано. Правда, трудно сказать, оправдывались ли жертвы Л[енингра]да удержанием города осаждённого — с огромным населением, обречённым на смерть от голода и обстрелов. —«

Умён Александр Трифонович!

В процитированных записях содержится бездонная философия.

Народный дух: смешно не считаться с ним – хотя он порой проявляет себя иррационально. В качестве примера тут можно привести трагедию немецкой нации. Ведь как работал нордический миф! Сплачивал людей – и двигал через все препятствия. Оказалось: к обрыву пропасти. Наваждение всё же удалось развеять. Но какой ценой?

Сталинский миф – формально схожий, однако в сути противоположный: он обеспечивал успех в правом деле.

Неужели этот миф, отдав ему должное, доселе нельзя рассматривать критически?

Сразу слышится рёв.

И предпринимаются санкции: глушат – вычёркивают – отключают.

А.Т. Твардовский фиксирует определённое расслоение: народный дух потерял монолитность – Сталина оценивают по-разному, с диаметрально противоположных позиций.

В отношении к блокаде взяла верх официальная – официозная – линия.

А.Т. Твардовский говорит о возможности сдачи сразу двух городов – и Москвы, и Ленинграда.

Правды не доискаться – документы уничтожены.

Одновременно муссируются слухи о Г.К. Жукове как инициаторе и противнике этой идеи: сдать Москву.

Будто бы он проводил параллель с М.И. Кутузовым.

Но ведь в1812 г. Москва не была столицей! Оставить её в 1941-м  – совсем другое дело.

Был бы иной резонанс! Воистину планетарный.

Имели бы место иные последствия! Несравнимые по степени катастрофизма.

Поэт-сталинист Феликс Чуев пишет:

            Уже в Москве ответственные лица

            Не понимают только одного:
            Когда же Сам уедет из столицы —
            Но как спросить об этом Самого?

Нет дыма без огня?

За разговорами что-то стоит?

Имея вкус к истории, Феликс Чуев старался копать глубоко – дотошно опрашивал  свидетелей. Много общался с В.М. Молотовым. Защищая И.В. Сталина от тех, кто подозревал его в плане поступиться Москвой,  Феликс Чуев поднимает на поверхность придонные кривотолки  – а ведь они тоже по-своему информативны.

Майя Плисецкая признавалась в интервью Андрею Караулову – это был2005 г.: кое-кто из московской артистической элиты шил новые роскошные  наряды – победителей со свастиками на рукавах желал встретить достойно.

Баварское пиво тогда лилось  бы рекой.

Только вопрос: для кого?

Слепая Матрона не зря поднялась  на защиту Москвы.

Народ – и под сталинским знаменем, и под сенью Казанской – стоял  грудью.

И всё же само вероятие, пусть миллион раз условное – сдача первопрестольной – продолжает виртуально существовать, тревожа память и совесть.

Поставь это сегодня на обсуждение – и тебе придётся туго: заплюют.

Нездоровая ситуация!

В дневнике Александра Трифоновича – полиалог: оцениваются – дискутируются – разные подходы. Прения идут в душе поэта. Как убедительно здесь обнаруживается соприсущий ему демократизм!

Это бы перенести в окружающее пространство.

Не получается до сих пор.

Хотел опубликовать статью «Блокадные боли» в очень достойном карельском Интернет-издании.

Вот ответ весьма уважаемого мной редактора: «Не разделяю восхищения Маннергеймом, который непосредственно  причастен не только к блокаде Ленинграда, но и к оккупации Карелии. 8 июля 1941 года Маннергейм отдал приказ о заключении «неродственного» населения (русских, украинцев, белорусов) в концентрационные лагеря. В одном из них была моя свекровь, её рассказы я хорошо помню».

Замечание учёл – внёс дополнение.

Не для того, чтобы попасть на сайт – для большей объективности.

Финская оккупация Петрозаводска: подумалось, что эта тема должна заинтересовать нашего земляка – выдающегося журналиста, работающего на «Свободе». Послал ему статью и отказ  редактора. Вот отклик: (на эту ситуация. – А. А.) имярека «понимаю (над личным трудно подняться). Да и  подставляться под крики "патриотов" неохота. Кормится из бюджета…

Финская оккупация с нацистской несравнима».

Эта переписка показательна.

Мы видим, как сегодня повторяется ситуация, характерная для конца оттепели.

Процитируем эпитафию А.Т. Твардовского

            «Новый мир» идёт ко дну, —

            Честь и совесть на кону.

Ныне ещё более на кону!

Как мы называем  силы, противостоявшие А.Т. Твардовскому? Охранительные – консервативные – патриотические –  неопочвеннические. Замечательна их универсальность: они вписываются и в царизм, и в большевизм, и в чекизм  – ход истории ничего не меняет их в природе.

Это нечто фундаментальное.

Это непреложная реальность!

Для кого-то творимая ею атмосфера  – самая что ни на есть благодатная, наилучшая; для кого-то – нечто затхлое: будто кислород перекрыли.

Колоссальная инерция имперскости!

Европа давно переломила её рецидивы – у нас нет признаков мудрого отрезвления.

Всеволод Анисимович Кочетов – и Александр Андреевич Проханов: это одна порода. Одна традиция! Её живучесть восхищает.

Это наше.

Вот так мы устроены.

Нравится или не нравится, а считаться с явью надо.

Александр Трифонович Твардовский – или Дмитрий Сергеевич Лихачёв: это другой полюс национального самосознания.

Это – просветители.

Они всегда были в меньшинстве.

Прошло 44 года после разгрома «Нового мира».

Многое изменилось.

Но противоборство тенденций воспроизвелось точь-в-точь.

Потрясающая инвариантность!

Сегодня на «Дождь» обрушиваются наследники тех, кто погубил «Новый мир» – и затравил до смерти его редактора.

Те же схемы – те же методы.

Сказать, что подловатости стало больше? Да нет, уровень здесь постоянный. Меты перемен – в признаках вырождения: всё стало каким-то мелкотравчатым – жалким в своей паскудности.

Вот закрываю глаза – и вижу надвигающуюся на меня богатырскую фигуру А.Т. Твардовского.

Нет нынче таких глыб.

comments powered by Disqus