Ю. Линник. Русский Север – русский космос (1). Водлозерье в моей картине мира
Эта книга имеет ничтожный тираж и практически недоступна для зинтересованного читателя. Мы постараемся разместить ее в интернете. Пока же – ознакомим читателя нашего портала хотя бы с несколькими статьями (очерками, эссе) из этой книги.
Мы уверены и пользе и радости, которое может принести это чтение.
Будучи насыщена мифопоэтическим и конкретным научно-культурологическим содержанием, книга Юрия Линника, на наш взгляд, далеко выходит за рамки своего названия и даже за рамки обозначенной нами темы: русский Север – русский Космос.
Это книга о закономерностях развития мира, культуры и человека, скрестившихся в одной географической точке – Водлозерье.
А. Алексеев. 30.10.2015
**
«Национальный парк «Водлозе́рский» — национальный парк
в России, расположен на территории Пудожского района Республики Карелия и Онежского района Архангельской области.
тысяч га, в том числе 130,6 тысяч — на территории Республика Карелия и 337,6 тыс. га в Архангельской области. <…>
Водлозерье — древнейший культурный район Русского Севера. Край был заселён человеком примерно 8-9 тысяч лет назад. На его территории находится множество археологических памятников, в том числе времён мезолита и неолита.
На смену смену саамским и финским племенам в X-XI веках пришли славянские племена — край вошёл в состав Обонежской пятины Великого Новгорода. После падения Великого Новгорода в XV веке край оказался «медвежьим углом». Тем не менее, в XVII-XVIII веках он оказался в центре раскола Русской Православной церкви. Здесь, в Кожозерском монастыре долгое время обитал будущий патриарх Никон — одно из главных действующих лиц этих событий. Сохранилось 13 старинных часовен. Были здесь и деревни (боярщины), принадлежавшие новгородской боярыне Марфе Борецкой (известной как «Марфа-посадница»).
В начале XX века в Водлозерье насчитывалось 40 деревень с населением 2628 человек. В начале XXI века (2005 год) на территории Водлозерского парка находилось пять поселений, где проживало 547 человек».
**
ВОДЛОЗЕРЬЕ В МОЕЙ КАРТИНЕ МИРА
И природе, и культуре присуща замечательная диахрония – в них сосуществуют разные времена: древнее перемежается новым – архаическое чередуется с передовым. Водлозерье оставляет впечатление, что поток перемен здесь как бы медлит, встречая на своём пути невидимые заторы.
Отсюда чувство близости к истокам, началам.
Спешка века не ощущается в этих заповедных местах.
Под какой гипноз они попали?
Киричский палеовулкан: ему 2,5 млрд. лет, но историческая дистанция кажется гораздо меньшей – лавовые потоки проступают со всей очевидностью. Кто заколдовал их от всеразрушающей эрозии?
Аналогично и ледник: словно только вчера он оставил свою работу – и патина не успела лечь на созданную им картину.
Сколько экспрессии в этих валунных россыпях!
А эти озы? Кажется, что их синусоиды пружинят – начальная энергия ничуть не истрачена.
Природа Водлозерья веет первозданностью.
Но вот поразительный контрапункт: здесь же можно пережить и противоположное ощущение завершённости процессов развития – будто все конечные цели давным-давно достигнуты, всякое движение пресеклось. Эти настроения внушают экосистемы парка, в которых сукцессия уже привела к климаксовой стадии: тут всё сгармонизировалось – уравновесилось – успокоилось – устоялось – улеглось.
Таковы эпические ельники Водлозерья. И его кажущиеся бесконечными верховые болота.
Начало времён?
Или их конец?
Когда это неразличимо, то нам кажется: хронометраж стал бессмысленным – наступила вечность.
Водлозерье всклень полно вечностью.
Быть может, это главное в нём.
Приезжая сюда, я как бы выпадаю из бега дней – и приобщаюсь к чему-то премирному или надмирному.
Водлозерье чудотворит.
Водлозерье поднимает и просветляет.
Водлозерье благоприятствует трансцендированию.
Философы обозначили этим понятием исконное стремление человеческого духа к чему-то высшему, запредельному. Нездешнее не только на небе. Оно и в заветных местах Земли, отмеченных особой харизмой.
У Водлозерья есть такая харизма.
Когда новгородцы устремлялись в поисках земного рая к Белому морю, то в этом был момент глубинного трансцендирования – человек в координатах пространства-времени хотел найти нечто максимально близкое к вечности.
Постепенно Русский Север стал предметом своеобычного всенародного трансцендирования. Он воспринимался как что-то обетованное – чудесное – чаемое.
Виделся огромным храмом.
Причём весьма веротерпимым!
Языческие капища тут могли потаённо соседствовать с православными погостами.
Скоморохи сходились в один круг с каликами.
Макошь дружила с Параскевой.
На Север!
Там – свобода. Там – красота. Там – сказка.
Серебряный век окончательно выявил и закрепил эту интенцию. Спасибо его гениям – Владимиру Суслову и Ивану Билибину, Всеволоду Миллеру и Василию Верещагину, Михаилу Пришвину и Николаю Клюеву – за их северные приоритеты.
Водлозерье видится мне как средоточье Русского Севера.
Это очень верное слово: средоточье. В нём переливаются два смысла: один указует на перекрестье координат – на центр системы, а другой связан с идеей стягивания, собирания в себе и вокруг себя всего непреходящего, самоценного.
Водлозерье сполна отражает оба этих взаимосвязанных смысла – хорошо соответствует им обоим.
Пройдёмте посолонь вокруг Водлозерья.
Начнём путь – естественно – с Востока. Двигаясь в этом направлении, мы выйдем на Кенозеро – на Онегу – на всё Пятиречье.
Значительнейшее соседство!
Связующих нитей тут очень много. Назовём некоторые:
– У Кенозера и Водлозера имеется уникальная общая мифология – их водяные пытались породниться;
– онежские и пудожские куклы-панки наверняка накладываются на общее родословное древо;
– вспомним, что с берегов Онеги к нам пришла прекраснейшая традиция кубоватых храмов – Ильинская церковь на Малом Колгострове находится в их ареале.
Водлозерье и Каргополье издревле тяготели друг к другу. Соединяет их прежде всего аура святости. Александр Ошевенский и Диодор Юрьегорский общались поверх всяких межей – и временных, и пространственных.
Теперь обратим взор на Юг.
О, сколь благодатен этот азимут!
Ведь прямо под Водлозерьем простирается – впритык граничит с ним – легендарная Северная Фиваида.
Впрочем, порубежья тут весьма условны и относительны – их можно поднять и до полярных широт, вплоть до Колы и Печенги.
Тогда Водлозерье окажется внутри означенной территории.
Тем не менее именно Вологодчина являет особую плотность в концентрации монастырей, продолживших дело Сергия Радонежского – огромные просторы тут намолены как нигде.
А ещё южнее в поле нашего зрения оказываются Ярославль и Ростов.
А потом и Сергиев Посад.
Сейчас мы означили вехи так называемой низовской колонизации Русского Севера. Её волна дошла до Водлозерья. И тут она пересеклась с другим потоком. Он исходил из Новгорода Великого.
Это западный вектор.
Вот ключ к пониманию широкой и доброй души Водлозерья: на его землях встретились – и образовали красивейший интерференционный узор – два уклада, далеко не всегда находивших согласие между собой.
Один – новгородский, другой – московский.
Хотя их синтез в наших краях несомненен, но всё же мы вправе сказать, что в чисто ценностных измерениях – может, по причине своего первородства – возобладало новгородское влияние.
Отсюда свободолюбие водлозёров.
Обонежская пятина охватывала Водлозерье. Двигаясь от её восточных пределов, мы последовательно пересекаем:
– былинное Заонежье с его Кижами;
– потом Посвирье, озарённое явлением Святой Троицы;
– потом исихастский Валаам.
И по этой линии к Водлозерью шли сильнейшие культурные импульсы.
…Белая ночь.
Над северным окоёмом не гаснет заря.
Двигаясь вверх по лестнице широт, мы окажемся в опальной – и огнепальной – Выгореции.
Теснейшее взаимодействие с непокорными выговцами вносит в историю Водлозерья трагическую ноту.
Вспомним самосожжение филипповцев на Умбе.
Отсюда побежала искра, воспламенившая бегунов. Они же странники. А ещё и скрытники. Именно в их мятежной среде родилась изумительная легенда о граде Китеже. Водлозерье имеет к её генезису самое прямое отношение.
Выг несёт свои бурные воды в Белое море. Его берега и острова – особый космос.
Истинно русский космос!
Не здесь ли всё то, что мы называем своим, национальным, получило наиболее яркое выражение? Наши основополагающие архетипы проявились в культуре поморов чётко и убедительно.
Поднимем паруса.
И двинемся на Соловки!
Этот путь хорошо знаком водлозёрам.
Вот мы и замкнули солнопутье. На все стороны распахнуты наши сердца. Эта их обращённость ко всей Ойкумене очень наглядно заявила себя в судьбе Диодора Юрьегорского.
Смотрим на Восток – и видим мальчика в славном Турчасове.
Смотрим на Юг – и застаём нашего святого в Троице-Сергиевой Лавре.
Смотрим на Запад – и наблюдаем: новгородский митрополит беседует с основателем обители на далёкой Илексе.
Смотрим на Север – и сразу узнаём Диодора среди соловецкой братии.
Водлозерье похоже на глубокую потаённую чашу – с разных сторон стекались в неё чистые струи. Значение его для России огромно.
Ю. Линник