01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Дети-мигранты в петербургских школах: Взгляд антрополога

Вы здесь: Главная / Наука / Антропология / Дети-мигранты в петербургских школах: Взгляд антрополога

Дети-мигранты в петербургских школах: Взгляд антрополога

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 12.11.2009 — Последние изменение: 12.11.2009
3 ноября 2009 в Центре независимых социологических исследований состоялся второй публичный семинар серии "Исследования этничности, национализма и миграции". С докладом выступила Александра Пиир.

Доклад Александры Пиир  - "Дети-мигранты в петербургских школах: о "народных" этнических стереотипах и позиции антрополога" - состоялся в рамках публичного семинара "Исследования этничности, национализма и миграции", организованного ЦНСИ.

Александра Пиир - научный сотрудник факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, редактор электронного раздела журнала "Антропологический форум".

Некоторые предыдущие тексты Александры Пиир можно найти на сайте журнала "Антропологический форум".

На семинаре были представлены материалы исследований, проведенных сотрудниками Европейского университета в Санкт-Петербурге. В ходе исследования возникли не только научные, но и острые социальные проблемы, ставящие вопросы о роли антрополога в обществе.

Исследование проводилось в 2006-2007 годах. В первую очередь сотрудники ЕУСПб изучали этнические стереотипы, проявляющиеся в рамках школьного взаимодействия. Исследование было рассчитано на практический результат: дать рекомендации учителям, которые работают с детьми-мигрантами. От исследователей школьные работники ждали оценки их работы и информации об особенностях «кавказских народов».

В целом отношение учителей к необходимости обучать детей-мигрантов – это смесь раздражения от того, что общегосударственная проблема ложится на их плечи, и гордости за результаты своего труда. Было записано около 100 интервью с учителями, детьми и их родителями, изучены личные дела детей.

Для учителей этничность оказалась объективной и все объясняющей характеристикой поведения учащихся. Во многом это представление почерпнуто из СМИ. Ученые столкнулись и с распространенным среди учителей мнением о том, что народы могут быть более или менее отсталыми.

Родителям важна интеграция детей в среду сверстников. В качестве пути к достижению этой цели они выбирают ассимиляцию: рекомендуют детям дружить с русскими, вести себя так, как русские, придумывают детям русские имена. И родители, и дети стараются не акцентировать внимание окружающих на своей этнической принадлежности, опасаясь попасть в категорию чужих.

Исследование показало: тема этнической принадлежности («национальности») считается неприличной. Для школ, где учатся дети-мигранты, самой опасной угрозой видится возможность межнациональных конфликтов и распространение информации об этом за пределы школы. Решение этой проблемы предлагается самое простое: от сообщения, что все люди одинаковые, что другие дети не виноваты, что они такие, до угроз с указанием статей Конституции.

Принять участие в обсуждении проблем, связанных с контактами представителей различных этнических групп, можно на очередном семинаре в ЦНСИ. Следите за нашими анонсами и объявлениями на сайте центра.

comments powered by Disqus