01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

"Полторы комнаты" как подарок к 75-летию

Вы здесь: Главная / Наука / Иосиф Бродский / "Полторы комнаты" как подарок к 75-летию

"Полторы комнаты" как подарок к 75-летию

Автор: Татьяна Косинова Дата создания: 24.05.2015 — Последние изменение: 26.05.2015
Участники: Артём Доможиров, фото, Наталья Шкуренок, текст в facebook.com, фото
Когита!ру, facebook.com
24 мая 2015 в Петербурге решили отметить юбилей Иосифа Бродского свободным показом городу его будущего музея-квартиры, одновременно ставя точку в 15-летнем процессе её выкупа и открывая бесконечный, как сегодняшняя очередь, процесс её музеефикации.

Главным событием 75-летия Иосифа Бродского в Петербурге, по мнению большинства, стал свободный доступ горожан в его будущий музей-квартиру в Доме Мурузи (Литейный проспект, 24/27/14).

Вслед за вице-губернатором Кирилловым и главой администрации Центрального района Щербаковой, которые прошёл в будущий музей "Полторы комнаты" условно "первым" в 14 часов, туда объявлен открытый (бесплатный) доступ для всех желающих с 15 до 22 часов. Губернатор города открытие "Полутора комнат" не посетил.

Музей будет открыт лишь один сегодняшний день, и вновь закроется до 2016 года. Дату его окончательного открытия сегодня никто озвучить не спешит: необходимо перевести помещение в нежилой фонд, узаконить раздел квартиры с единственной оставшейся в ней соседкой, которая согласилась на реконструкцию, провести капитальный ремонт...

Реконструкция считается неоднозначным решение внутри объединённой группы создателей музея. С конца 1990-х этим занимается Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Благотворительный фонд им. Дмитрия Лихачёва, журнал "Звезда", Фонд создания музея Иосифа Бродского и другие институты и структуры.

Коммуналку в доме Мурузи сначала долго расселяли, потом долго не могли начать конструктивное взаимодействие с единственной оставшейся и самой несговорчивой соседкой. Осенью прошлого года открытие Музея Иосифа Бродского в доме Мурузи было включено в официальную программу Года литературы в России. В торпедировании этого процесса кровно заинтересовались власти Петербурга.

О том, как ситуация сдвигалась с мёртвой точки, прессе много рассказывал Николай Солодников, назначенный куратором создания музея (первым для Медузы интервью с ним записал Кирилл Артёменко). Директору Музея Ахматовой Нине Поповой удалось убедить большую часть коллег в том, что ситуацию сдвинет с мёртвой точки открытие музея в том единственном виде, в котором это на сегодня возможно: в усечённой части квартиры, со входом в неё со двора, по "чёрной" лестнице, которым сам поэт никогда не пользовался. Журнал "Город 812" написал, что больше всех повезло последней оставшейся соседке Бродских, а мемориальность квартиры "утрачивается". 

Весь апрель и май жилищные службы ремонтировали лестницу и двор, а в квартире менялись балки и возводились новые перегородки... Концепцией будущей экспозиции занимается Музей Аннны Ахматовой. 

Прессе показали то, что получилось устроить ко дню рождения, в пятницу на этой неделе. Сегодня мельком увидеть то, что осталось от коммунальной квартиры после её раздела и от полутора комнат семьи Иосифа Бродского, смогу все, кто не поленится отстоять огромную очередь. Денег за это не берут, до 22 часов вход свободный. Очевидцы пишут, что "очередь, вокруг всего дома Мурузи, начинается от Литейного". С завтрашнего дня и на неопределённый срок будущий музей станет по-прежнему недоступным.

Однако вчера настоящим юбилейным событием, на наш взгляд, стало выступление дочери поэта, Анны-Александры-Марии Бродской, 22-летней американской студентки, которая впервые самостоятельно участвует в юбилейных мероприятиях отца на его родине.

Как написала на своей странице в facebook.com петербургская журналистка Наталья Шкуренок, на награждении стипендиатов Фонда Бродского она выступила с речью в защиту открытого копирайта. "...Анна Иосифовна. Породистая, стильная, крашенная в розовый цвет (слегка видны темные корни волос, значит - не рыжая как папа) свободная и раскованная - молодая 22-летняя американка-итальянка. Красивая и легкая в общении. И временами очень похожая на фотографии молодого отца. От нее аудитория (сильно престарелая) ждала каких-то забронзовелых речей о ее бронзово-позолоченном отце. А она выдала настоящий манифест пиратской партии, точнее, призыв к свободе всякой информации, требование открыто публиковать любую - научную, политическую, литературную - информацию. Говорила о праве любого человека на свободное скачивание из интернета и размещение там всего-всего, о том, что только свободный доступ к любым данным, сведениям и исследованиям делает мир лучше". 

Такая позиция младшей наследницы, пролонгированная и на публикацию наследия её отца, переводы, архивы и исследования, может стать действительно настоящим подарком для десятков, если не сотен исследователей его творчества, публикаторов и переводчиков.  

comments powered by Disqus