Вторая часть трилогии
Автор: Галина Артеменко
—
Дата создания:
15.05.2017
— Последние изменение:
15.05.2017
В галерее «Сарай» Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме – выставка «Питер. На единой волне. Иосиф Бродский. Тексты. Галина Зернина. Фотографии».
Эта выставка – вторая часть проекта-трилогии. В 2015-2016 годах в Петербурге – здесь же, в галерее «Сарай», а также в Мюнхене и в Берлине состоялась выставка «Тоска по лучшей жизни» (по мотивам «Писем в Эрец Исраэль» Януша Корчака). А сейчас готовится третья выставка – вокруг истории жизни, текстов и образов Наоми Френкель, известной израильской художницы, рожденной в Берлине.
Авторы этого проекта-трилогии Галина Зернина, учитель русского языка и литературы, фото-художник из Петербурга, переехавшая в Израиль в 2013 году, а также Михаил Эпштейн – известный российский педагог, руководитель проекта «Институт альтернативного образования им. Януша Корчака».
Авторы пишут в брошюре, специально изданной к выставке, о том, что объединяет эти три проекта, эти три имени – Корчак, Бродский. Френкель: «Они родились в еврейских семьях, но каждый воспринимал свое еврейство по-своему. Януш Корчак считал себя, в первую очередь, поляком, варшавянином, а потом уже евреем. Иосиф Бродский – гражданином мира, родившимся в еврейской семье. Наоми Френкель – в первую очередь, считала себя еврейкой, а потом уже израильтянкой, и всю жизнь пыталась осознать – что значит быть еврейкой». Все трое – собирались стать эмигрантами, но Корчак так и не решился окончательно уехать в Палестину.
Эти три выставки – не о биографии и творчестве трех известных людей, это взгляд на мир через их творчество, тексты. Это взгляд на мир через фотообъектив Галины Зерниной. Это приглашение к размышлению.
Зернина в своем эссе о Бродском утверждает: «Бродский фотографичен! Я говорю о его текстах, хотя это может показаться странным, нелепым. Но если пристально всматриваться, вслушиваться в них, картины порой возникают сами собой, как параллельное пространство, распахивающееся вдруг перед тобой. Как образы, зримые метафоры, захватывающие твое воображение».
Галина вспоминает свой опыт школьного учителя, как «разбирала» с учениками текст Бродского 1987 года «Рождественская звезда» - насколько зримо то, что написано поэтом. Зернина в своем эссе рассуждает и о ритме фотографии, и о ритме текстов, о зрительных и звуковых образах, которые «ведут в суть текста».
Неблагодарное дело – рассуждать о фотографиях Зерниной, о том неуловимом, что удается ей поймать, запечатлеть, сохранить. Небольшой зал галерей «Сарай» стал прозрачным – от этих пронзительных черно-белых фото, этих странных «окон».
Мы видим в бинокль отсюда
перл, сверкающую деталь.
Мы слышим: что-то вверху звенит,
как разбивающаяся посуда,
как фамильный хрусталь,
чьи осколки, однако, не ранят, но
тают в ладони. И на мгновенье
вновь различаешь кружки, глазки,
веер, радужное пятно,
многоточия, скобки, звенья,
колоски, волоски –
бывший привольный узор пера,
карту, ставшую горстью юрких
хлопьев, летящих на склон холма,
И, ловя их пальцами, детвора
выбегает на улицу в пестрых куртках
и кричит по-английски «Зима, зима!»
Фотографии Зерниной соседствуют с текстами Бродского в пространстве галереи – тексты на плотной бумаге подвешены на прищепках к обычным веревкам. Свет льется в галерею из Шереметевского сада. Пространство наполнено светом.
На выставке пройдут два события:
Завтра, 16 мая 2017, в 12.30, начнется просмотр фильма Андрея Хржановского «Полтора кота», а потом обсуждение – разговор о том, как рождается образ в поэзии, фотографии, графике и кино.
А в 77-й день рождения Поэта, 24 мая 2017, в 16 часов, на встрече «Недетский поэт Иосиф Бродский» Юлия Минутина будет разговаривать со школьниками вторых-пятых классов о том, как поэт создает свой небывалый мир. Юлия – не только лидер «Живого города», но и замечательный учитель литературы.