01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

15-летие Пекинской Конференции о положении женщин (1995)

Вы здесь: Главная / Наука / Исследования / 15-летие Пекинской Конференции о положении женщин (1995)

15-летие Пекинской Конференции о положении женщин (1995)

Автор: Ольга Исупова, Демоскоп Weekly — Дата создания: 15.04.2010 — Последние изменение: 15.04.2010
"На юбилейной сессии Россия оказалась в числе скорее "застойных" в гендерном отношении стран": об изменениях в положении женщин в России и работе в сфере гендерного равноправия - в статье Ольги Исуповой.

Источник

1-12 марта 2010 года Комиссия ООН по статусу женщин провела сессию, посвященную 15-летнему юбилею Пекинской Конференции и ревизии процессов, связанных с усилением гендерного равенства в разных странах и регионах мира, предполагавшихся принятой на этой конференции Декларацией и Платформой Действий. Внимание уделялось прежде всего обмену опытом между странами и достижениям, а также пониманию путей к преодолению оставшихся проблем - и новым, ранее не существовавшим задачам. В сессии приняли участие страны-участники Пекинской декларации, представители неправительственных организаций и сотрудники ООН.

Каждая страна предоставила отчет о проблемах и достижениях, затем этот отчет был включен в региональный (для России, в отчет Европейской Экономической Комиссии - ЕЭК ООН). Кроме стран Европы, в этот же регион включена Центральная Азия, Закавказье, Ближний Восток (участвуют не все страны, см. приложение).

Достижения и нерешенные вопросы оценивались по 12 проблемным областям:

  1. Женщины и нищета
  2. Женское образование и профессиональная подготовка
  3. Здравоохранение и женское здоровье
  4. Женщины и насилие
  5. Женщины и война
  6. Женщины и экономика
  7. Представленность женщин в органах управления
  8. Институциональная поддержка гендерного равенства
  9. Права человека (женщин)
  10. Женщины в средствах массовой информации
  11. Окружающая среда и женщины
  12. Девочки

Некоторые проблемные области пересекаются (например, 12 пересекается с 4, 5, 2, 3, и отчасти со всеми остальными, кроме, может быть, 7 и 8). Тем не менее, выбранные именно так проблемные области позволяют структурировать определенные выводы и наметить направления для дальнейшей работы.

В Европейском отчете подчеркивается, что большая часть стран региона считает приоритетными три основные проблемы:

  • насилие в отношении женщин, в том числе бытовое насилие, и борьбу с торговлей людьми;
  • участие женщин в экономическом развитии стран, то есть в рынке труда, для чего необходимо по возможности гармоничное сочетание их трудовой деятельности и семейной жизни, а также специальные меры по борьбе с женской нищетой; а также
  • совершенствование институциональных механизмов обеспечения гендерного равенства на национальном уровне.

При этом, в отчете отмечено, что наиболее медленным и неравномерным по странам оказался прогресс в отношении усиления гендерного равенства в таких областях, как:

  • принятие решений,
  • средства массовой информации и
  • здравоохранение и образование.

В области гендерных аспектов защиты окружающей среды прогресс также очень незначительный.

С другой стороны, в ряде стран есть определенные успехи в деле разработки законодательства о гендерном равноправии и правах женщин (однако, естественно, есть проблемы с его соблюдением). Причем особенно большие проблемы в этом отношении в странах с переходной экономикой, в том числе в России.

Основными для региона задачами были названы:

  • борьба с нищетой среди женщин и в целом усиление интеграции женщин в экономику, развитие политики по сокращению профессиональной сегрегации и уменьшению различий в оплате труда, расширение мер, способствующих сочетанию оплачиваемой деятельности и семейных обязанностей; специальные меры по уменьшению степени бедности среди женщин-мигранток, сельских жительниц, представительниц этнических меньшинств.
  • Предотвращение насилия по отношению к женщинам и девочкам и реабилитация его жертв, поощрение их экономической независимости, борьба с торговлей людьми в контексте вооруженных конфликтов, миграции, обеднения населения в связи с кризисом.

Россия: что изменилось в жизни женщин за 15 лет

Российский отчет в целом выглядит чрезмерно оптимистичным, хотя в региональном отчете, в разделе достижения, Россия приводится в пример только один раз (оглашаются цифры - количество жертв насилия, которым была оказана помощь). Это, безусловно, достижение, поскольку совсем недавно кризисных центров в России не было вовсе. Однако, даже и в этом отношении - до сих пор далеко не каждая жертва насилия обращается в кризисный центр и получает там помощь. Кроме того, недостаточно работы проводится с самими инициаторами насилия в целях понимания его причин и возможного предотвращения.

Наиболее заметно отличие России от Европы в таких областях как:

  • Здравоохранение: в России, ничтоже сумняшеся, похоже, женское здоровье понимается практически исключительно как репродуктивное. Как будто кроме этого аспекта, все остальное здоровье женщин или в полном порядке, или не имеет значения. Не проявляется ли в этом скрытое традиционное отношение к женщине как прежде всего репродуктивному механизму? В то же время, в странах ЕС внимание уделяется именно женской специфике "обычных", то есть соматических, заболеваний, например, специфике ухода за пациентками в домах престарелых (Франция), различиям в проявлении опасных сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин и женщин (Скандинавские страны).
  • Экономические аспекты: чрезмерно превозносятся пособия по беременности и родам, а также материнский капитал, в то время как, даже при их нынешнем более ощутимом, чем раньше, уровне, все эти выплаты пока очень мало влияют на уровень жизни семей, и вряд ли помогают бороться с женской и детской нищетой. Кроме того, все это опять же интенсивно привязано к женской репродуктивной роли, а, например, мер, помогающих женщинам гармонично сочетать материнство и работу, по-прежнему явно недостаточно. А ведь юбилейные Пекинские документы признают, что настоящим прорывом в отношении борьбы с женской бедностью может стать только повышение степени участия женщин в рынке труда и рост их заработков, а не пособия, которых всегда недостаточно, для того чтобы обеспечить реальный рост доходов.
  • Образование: это очень связано с экономической проблематикой, так как концентрация девочек в "женских" профессиях во многом обуславливает последующую, невыгодную для женщин, разницу между женскими и мужскими зарплатами (в России, согласно докладу, средняя женская зарплата составляет 64% от средней мужской). В Российском докладе, в отличие от ЕС (Австрия) тема привлечения девочек в "мужские" профессии практически не затрагивается.
  • Неоплачиваемая работа женщин в домашнем хозяйстве: абсолютно не проблематизируется в России (в отличие, например, от Ирландии), в то время как здесь не только не наблюдается движения к гендерному равенству, но, возможно, происходит и некоторое ухудшение положения женщин. По-прежнему быт, забота о детях и престарелых родственниках остаются, прежде всего, внутрисемейным женским делом, в бедных семьях почти всегда полностью выносимым женщинами на своих плечах, в более обеспеченных - широко используются услуги рынка домашних работников, почти 100% из которых - опять же женщины. Вполне вероятно, что это - основной барьер к интенсификации участия женщин в рынке труда и соответственно росту женских доходов, барьер, который совершенно никак не помогают снять ни увеличенные пособия по беременности, родам, уходу за маленькими детьми, ни даже материнский капитал.

С другой стороны, Российский доклад отмечает ряд нерешенных задач и проблем в гендерной области, они связаны, прежде всего, с законодательством (так и не удается принять закон о специальных временных мерах (квотах) по благоприятствованию представленности женщин в органах управления, поскольку он воспринимается как нарушающий гендерное равенство) и с малым количеством женщин в эшелонах власти. При этом речь идет именно о государственных органах, отчасти еще о малом и среднем бизнесе (который в России и Казахстане, в отличие от крупного, имеет преимущественно женское лицо). А в Европе и Израиле в то же время принимаются законы, способствующие обязательному введению женщин в советы директоров крупных компаний (например, в Израиле, если все члены совета директоров одного пола, и назначается внешний управляющий, то он обязательно должен быть другого пола).

Отмечается также, что очень частыми являются нарушения со стороны частных работодателей, не выплачивающих пособия по беременности и родам своим служащим в прямое нарушение закона. Естественно, раз уж государственные органы не в состоянии справиться с такими прямыми и грубыми нарушениями законодательства, причем в приоритетной для государства области (стимулирование рождений), то говорить об их вмешательстве в дела частных компаний на уровне обеспечения прав женщин на карьерный рост и представленность в руководстве компаний, не приходится.

В России принята Гендерная стратегия (2006), некие гендерные нормы, призванные способствовать политической карьере женщин, присутствуют в законе "О политических партиях" (2001), есть ряд комиссий и комитетов по гендерным вопросам при различных органах управления - в 2006 г. образована Межведомственная Комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в Российской Федерации (в ее состав входят представители федеральных министерств, субъектов Российской Федерации, общественных и научных организаций), в Государственной Думе есть Комитет по вопросам семьи, женщин, и детей, а при нем (с 2008 г.) - Экспертный совет по вопросам гендерного равенства. При Председателе Совета Федерации с 1999 г. работает Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России. Есть еще Координационный совет по гендерным проблемам, призванный обеспечивать взаимную согласованность работы всех этих подразделений, а также действий федеральных органов власти и общественных организаций. Однако в настоящее время меняются полномочия членов многих из этих органов, некоторые органы упраздняются и заменяются новыми, в результате чего действия Национального механизма по гендерным вопросам недостаточно эффективны.

В настоящий момент, представленность женщин в различных федеральных и региональных органах власти составляет примерно 14-16%. Процент женщин на дипломатических должностях также попадает в этот интервал. Исключением является только Общественная Палата, где 35,7% составляют представители женских общественных организаций. Пекинской же конференцией был задан уровень представленности женщин во власти, к которому необходимо стремиться, на уровне 30% и более. Этот уровень превзойден только в некоторых Скандинавских странах (Швеция).

В общем, подытоживая: на юбилейной сессии Россия оказалась в числе скорее "застойных" в гендерном отношении стран -

  • она не принадлежит к числу стран передовых, где проходят апробацию новейшие практики по усилению гендерного равенства в сфере труда и родительства;
  • и в то же время, не относится и к числу стран, где распространены наиболее вопиющие нарушения прав женщин, такие как женское обрезание.

Поэтому, в каком-то смысле, у читателей материалов и слушателей докладов, особенно с учетом повышенного оптимизма доклада Российского, могло создаться впечатление, что в нашей стране нет особого продвижения в отношении гендерного равенства потому, что все вопросы решены; однако на деле его нет скорее потому, что в этой области тоже, возможно, существуют своего рода "первый" и "второй" переходы, как и в демографии - и, как обычно, Россия "немного задержалась" на стадии между "первым" и "вторым".

comments powered by Disqus