Реформа МВД в России: четыре проблемы и восемь мер по их решению
Для проведения реформы милиции в России необходимо определить, какие именно задачи должна решить такая реформа. От этого зависит набор мер, их масштаб и последовательность.
В данной аналитической записке предлагается проблемно-ориентированный подход к реформе. Этот подход основан на определении наиболее острых проблем, требующих первоочередного решения, и ряда мер, которые позволили бы их решить.
Проблемно-ориентированный подход является своего рода компромиссом между двумя крайними подходами. С одной стороны, программой радикальных реформ (рецепты ЕС), по которым вынуждены были пойти бывшие постсоциалистические страны и республики СССР, стремившиеся к вступлению в ЕС и НАТО. С другой стороны, консервативным подходом к реформе, согласного которому само МВД определяет содержание реформ, а последние сводятся к усилению внутренней дисциплины и повышению финансирования. По такому пути шли такие государства, как Узбекистан, Киргизия, Азербайджан.
Достоинство проблемно-ориентированного подхода состоит в том, что его целью является достижение понятных и ощутимых результатов, соответствующих как общественным запросам, так и потребностям государства. Реформа милиции через решение конкретных проблем позволяет избежать излишнего радикализма, который потребовался бы для приведения милиции к некоторому идеальному стандарту. Кроме этого, он менее уязвим для ведомственного саботажа и имитации перемен, поскольку содержит четкий набор мер и способов их реализации.
Главными и наиболее острыми проблемами российской милиции на сегодняшний день являются:
1) Низкое качество взаимодействия сотрудников милиции с населением, что привело к утрате доверия граждан и отсутствию реальной помощи населению со стороны милиции, а в некоторых регионах – и к открытым конфликтам.
2) Давление на бизнес и коммерческая деятельность сотрудников милиции, что превратило МВД в серьезный барьер для развития малого и среднего бизнеса в РФ.
3) Плохая управляемость «по вертикали» и отсутствие обратной связи, в результате чего возрос уровень противоправной произвольной деятельности подразделений милиции, ухудшился кадровый отбор.
4) Отсутствие подотчетности по отношению к населению на местном уровне, к налогоплательщиками, которое привело к отчуждению граждан от милиции и слабому учету интересов местных сообществ.
Меры, предлагаемые ИПП для решения проблем:
- Упразднение подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка
- Упразднение оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями
- Вывод из МВД системы вневедомственной охраны
- Сокращение полномочий подразделений по делам несовершенно летних
- Реформа линейно-территориального принципа управления
- Сокращение функций штабов
- Создание системы подотчетности на муниципальном и межмуниципальном уровне
- Упрощение системы оценочных показателей («палочной» системы)
Далее читайте в Полном тексте аналитического отчета на сайте ИПП ЕУСПб.