Наталья Федотова. Гражданский потенциал Новгородского региона: практика ментального анализа. Часть 2
См. начало публикации:
Наталья Федотова. Гражданский потенциал Новгородского региона: практика ментального анализа. Часть I
Почему интересы власти и граждан не совпадают?
О причинах несовпадения интересов власти и населения эксперты и молодежь высказались также неравномерно. Опрашиваемым было предложено оценить каждую возможную причину несовпадения интересов граждан и власти по школе от 1 до 4 баллов.
Диаграмма № 3. Взгляды экспертов и молодежи на причины несовпадения интересов власти и рядовых граждан (выраженные в балловом эквиваленте)
Эксперты уверены в том, что основная проблема связана с отсутствием адекватного коммуникативного «со-общения» между обществом и властью, обеспечивающего эффект обратной связи. В связи с этим, следует констатировать, что основная функция гражданского общества, связанная с интеграцией гражданских интересов и представленности их во властных структурах, сведена к минимуму. Экспертный опрос продемонстрировал острую проблему взаимодействия общества и власти, указывая на существование дистанции, незаинтересованности властных структур решать проблемы рядовых людей: «…при обращении в структуры власти наталкиваешься на явное сопротивление» (комментарий эксперта).
Также эксперты видят проблему и в том, что общество не активно, оно не может адекватно представить свои гражданские интересы в общественно-политическую среду и предъявить их власти. При этом суть проблемы кроется, по мнению некоторых представителей региональных элит, не столько в институциональных способах обеспечения такой деятельности, сколько в мотивационном настрое граждан. В частности, эксперт, представляющий бизнес-сообщество, отмечает: «Считаю, что население в большей части пассивно и мало интересуется проектами и программами органов власти».
Молодое поколение, согласно указанной диаграмме, видит многочисленные проблемные зоны между властью и обществом. Вместе с тем, несколько больше молодежь реагирует на две из них. Поскольку у данной категории респондентов ощущается явный дефицит доверия к власти, постольку такие варианты ответа, как «власть живет за счет населения и обманывает его» и «отсутствие честных и справедливых выборов» являются лидирующими (2,7 балла). Подобная картина мнений демонстрирует не только отсутствие доверия к власти, но и прочно укорененные в молодом сознании негативные образы властных структур, наживающихся на интересах народа.
Мнение граждан относительно учета их интересов властью
Общее мнение населения региона по данному поводу еще более скептично, чем у региональных элит или молодежи. Учитывая результаты социологического исследования, проведенного на территории всей России и нашей области в 2007 году, следует признать, что рядовые граждане считают, что их интересы вовсе не учитываются властями. Лишь 12 % от общей доли опрошенных в Новгородской области, утвердительно ответили, что власти понимают и учитывают их интересы (данный показатель одним из самых худших в России) [14]. При этом лишь 57 % граждан области отметили, что на ситуацию в регионе могут повлиять местные органы власти, включая депутатов, мэра, администрацию (этот показатель один из худших по России), 30 % заявили, что на ситуацию в регионе влияют решения федеральных органов власти, 10 % уверены в том, что на развитие региона влияют представители бизнеса и коммерческих структур, а 17 % убеждены, что развитие региона определяют криминальные структуры [15].
Что касается иных институтов, которые могли бы аккумулировать гражданские интересы, то их влияние на политическую жизнь региона, на решения властей, влияние на ситуацию в регионе на низком уровне. Среди участников массового опроса лишь 1% отметили инициативы политических партий и движений (что является самым низким показателем по России), 2 % - общественных, некоммерческих организаций.
Институциональные ограничения гражданских инициативГражданские инициативы также обладают собственной позицией и представлениями относительно перспектив, условий развития гражданского потенциала в регионе, а также относительно факторов, детерминирующих сценарии дальнейшего развития гражданских практик.
Институциональная динамика гражданских инициатив обладает явно выраженной спецификой. В 2009 году структуризация гражданских институтов области стала иметь четкую тенденцию на активность в сфере социокультурных, природоохранительных, спортивных, профессиональных объединений граждан. В частности, согласно официальным данным, среди общественных организаций и движений в новой Новгородской Общественной палате преобладают организации, направленные поддержку профессиональных и социально-культурных объединений (культурная, профессиональная, спортивная, деятельность, интересы инвалидов, молодежи, женщин) [16]. Направленность общественных объединений, как уже отмечалось, находится в том же русле, на фоне снижения активности общественно-политических форм защиты гражданских интересов.
По данным социологического исследования, проведенного в 2009 году в Новгородской области, подавляющее большинство общественных некоммерческих объединений (94 %) испытывают проблемы в процессе реализации гражданской активности. Основная проблема некоммерческих организаций региона (по мнению 58 % респондентов опроса) связана с недостатком денег, материальных средств [17].
Ситуация с финансовым обеспечением деятельности институтов гражданских инициатив, снижение активности региональных общественных объединений и в особенности тех, которые характеризуются общественно-политической деятельностью и представляют гражданские интересы во властных структурах, усугубилась еще больше вследствие запрета на использование иностранных финансовых источников. Более трети респондентов (36%) заявили об отсутствии грантов из муниципальных и регионального бюджетов как таковых, 60% опрошенных лидеров НКО негативно оценивают возможности получения грантов от местных и региональных грантодающих организаций [18] .
Испытывают также гражданские инициативы в Новгородском регионе и проблемы в диалоге с властью, поскольку считают, что современное их положение осложняется сдержанной позицией власти по отношению к активным попыткам общественности представлять гражданские интересы в политической сфере. В частности, член общественной палаты дает следующие комментарии:
«На инициативы, которые регулярно высказывают члены Общественной палаты Новгородской области, власть очень слабо реагирует… и более того, в регионе создан какой-то альтернативный общественный орган…куда отобрали отдельных людей» [19] (речь идет о Консультационном совете при губернаторе области).
Результаты опросов руководителей гражданских объединений, проведенные в 2009 году, показывают, что со стороны местных властей каждый третий руководитель НКО чувствует отсутствие поддержки (субсидии, помещения и т.д.), со стороны региональных властей отсутствие поддержки ощущают 27 руководителей НКО из 100 [20].
Отсутствие поддержки выражается и в следующем: отказ от практики предоставления законопроектов на общественную экспертизу в Общественную палату, существование избирательности среди тех, кто может получить от власти помощь. В связи с этим, эксперты Новгородской области отмечают, что «прямая государственная поддержка «хороших» НКО, по сути, превращается в дополнительный инструмент контроля»[21].
Отсутствие скоординированного диалога с властью не является единственной проблемой гражданских инициатив. Каждый третий руководитель НКО считает, что существуют препятствия, связанные с несовершенством российского законодательства, и это связано, например, с проблемами регистрации и предоставления отчетности [22]. Наиболее остро эта проблема стоит для некоммерческих учреждений, фондов, ассоциаций (64%) [23].
«Барьеры непонимания» как условие существования гражданских инициативПодобные ограничения для гражданских инициатив усугубляются и в следствие ментальных преград, которые характеризуются малозаметностью в социальной практике, более устойчивым характером и сложностью эмпирического «замера».
Отмеченный выше диссонанс между представлениями и стереотипами социальных элит, населения, молодежи, власти, по отношению к гражданским инициативам отрицательно сказывается как на самоощущении гражданской общественности, так и в целом на перспективах развития гражданского потенциала в Новгородском регионе. Различные векторы ментальных категорий социальных групп задают соответственно и характерные оценочные критерии, формируют в целом противоречивое отношение этих групп к событиям, фактам, процессам в сфере гражданских практик.
В итоге основным препятствием для гражданских инициатив становятся «барьеры непонимания» между разными кластерами социума и решение подобной проблемы на сегодняшний день становится условием существования гражданских инициатив.
Особенно остро стоит проблема отсутствия в обывательском общественном сознании понимания важности существования институтов, интегрирующих гражданские интересы и представляющих ее во властных структурах. Именно поэтому нередко происходит так, что деятелей гражданской активности «часто обвиняют в желании нажиться на проблемах детей-сирот, инвалидов, алкоголиков и наркоманов, занятости молодежи, жертв насилия в семье, бездомных животных … некоммерческие организации решают не собственные задачи, а проблемы местного сообщества», поскольку «проблемы не решаются в обществе из года в год» [24].
Для того, чтобы выжить в новых условиях, гражданские инициативы пытаются создать более сплоченные формы активности, внедрить новые формы представления гражданских интересов. Вместе с тем, ими упускаются из виду более важная проблема, связанная с задачей преодоления социальных ограничений и барьеров на ментальном уровне: «традиционалистских» стереотипов представлений о сфере публичной власти, о модернизации, о назначении и сущности гражданского общества.
Подводя итогВ заключение краткого обзора выявленных параметров ментальной картины гражданского потенциала Новгородского региона, следует заметить, что полученный результат демонстрирует явную тенденцию отсутствия когнитивного консенсуса между различными социальными слоями новгородцев по данной проблеме. В связи с тем, что методы ментального «замера» гражданских практик все же должны дополняться и прочими подходами (дискурс-анализ текстов социальных слоев, анализ семантики гражданских практик, изучение ассоциативных связей гражданственности), полученные результаты следует рассматривать как предварительный этап дальнейших, более детальных исследований в данном контексте. Тем не менее, среди прочих выводов, сделанных выше в ходе анализа, особое внимание следует обратить на следующее.
Анализ полученных мнений и оценок продемонстрировал так называемую «ментальную фрагментарность» как совокупность противоположных представлений, стереотипов, образов среди различных социальных слоев по отношению к сущности, назначению, социальной роли и деятельности в регионе институтов гражданского общества. Подобная ментальная разобщенность приводит к наличию взаимоисключающих друг друга оценок одних и тех же событий.
В реальности это выражается в гражданской пассивности, в неадекватных решениях властей, в неготовности граждан защищать свои интересы, и в целом объясняет институциональную динамику гражданских институтов. Важно, что ментальная фрагментарность приводит к непониманию социальными силами действий друг друга, а значит - к отсутствию интегрированного социокультурного базиса как основы для развития гражданской коммуникации.
Следует предположить, что подобная картина ментального «багажа» закладывает конфликт социальных ожиданий и тем самым осложняет перспективы формирования гражданского потенциала как условия успешной модернизации Новгородского региона.
Примечания:
[14] См.: Показатели гражданской активности // Фонд «общественное мнение». Социологический атлас. Серия 1. Выпуск 3. 2007.
[15] Там же.
[16] См: Подробнее об этом на официальном сайте администрации Новгородской области
[17] См. Доклад Общественной палаты Новгородской области «О состоянии гражданского общества за 2009 год». В. Новгород, 2010.
[18] Там же
[19] Чехова М., Морозова Е. «Гражданское общество: нужно ли оно новгородцам?»// Интернет-газета «Ваши новости». 15.12.2009.
[20] См.: Доклад Общественной палаты Новгородской области «О состоянии гражданского общества за 2009 год». В. Новгород, 2010.
[21] Смоляр А. В. «НКО и власть Новгородской области: проблема коммуникации»// Эмпирические исследования гражданского общества: сборник материалов общественных слушаний (25.09.09) / Сост. А.М. Лопухин. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2009. С. 150-153.
[22] См.: Доклад Общественной палаты Новгородской области «О состоянии гражданского общества за 2009 год». В. Новгород, 2010.
[23] Там же.
[24] Комментарий: Костенко Н. «Новости. ИА Великий Новгород.ру». 16.12.2008. [Полный текст на сайте доспупен через опцию "поиск на сайте"] //www.velikiynovgorod.ru/news/.
См. также на Когита!ру:
Наталья Федотова. Гражданский потенциал Новгородского региона: практика ментального анализа. Часть I
Тенденции развития гражданского общества: Новгородский регион. Часть 1
Тенденции развития гражданского общества: Новгородский регион. Часть 2