01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Рейтинг информационной открытости органов власти РФ в 2009 году

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Рейтинг информационной открытости органов власти РФ в 2009 году

Рейтинг информационной открытости органов власти РФ в 2009 году

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 17.12.2009 — Последние изменение: 18.12.2009 Cogita!ru
16 декабря 2009, Институт Развития Свободы Информации рассказал о результатах своего исследования информационной открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти РФ в 2009 году. Представляем отчет корреспондента Cogita!ru Евгении Литвиновой, побывавшей на пресс-конференции Ивана Павлова и Елены Голубевой.

16 декабря 2009 в Институте региональной прессы состоялась пресс-конференция Института Развития Свободы Информации - «Рейтинг информационной открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти РФ 2009 года».

На пр
есс-конференции были представлены результаты исследования, проведенные Институтом в 2009 году. О результатах своей работы рассказали Иван Юрьевич Павлов, председатель Совета Института Развития Свободы Информации, и Елена Геннадьевна Голубева, директор Института Развития Свободы Информации, руководитель проекта «Мониторинг официальных сайтов государственных органов».

 

Иван Павлов: Мы являемся некоммерческой организацией. Наша задача - способствовать социальным переменам к лучшему.

В чем же гражданская позиция нашего исследования? Каждый год мы публикуем результаты - рейтинг информационной открытости тех или иных органов власти. Результаты этих исследований органами власти признаются объективными. Тем самым мы создаем для органов власти атмосферу состязательности, которая позволяет нам рассчитывать на то, что они будут соревноваться за высокое место в нашем рейтинге, делая информацию о своей работе открытой для общества.

Кроме исследовательской деятельности мы занимаемся экспертизой законопроектов. С нашим участием был создан законопроект об обеспечении доступа к информации государственных органов власти и органов местного самоуправления. Этот закон вступает в силу с января 2010 года. Россия войдет  в число государств, где действует «Акт о свободе информации». Этот закон даст гражданам реальное новое право. 

Наш институт подстегивает органы власти обращением в судебные инстанции по поводу нарушений прав граждан на доступ к информации.

Нами выявлено две проблемы: органы власти любят торговать информацией и не всегда размещают необходимую информацию на своих сайтах в Интернете. 

Там, где нарушения носят вопиющий характер, мы обращаемся в суды. Этим мы пытаемся привить уважение к праву граждан на доступ к информации.

Недавно мы участвовали в судебном процессе против Федеральной налоговой службы. Вся информация о предприятиях и их работе содержится в Едином государственном реестре юридических лиц. Этот реестр размещен Федеральной налоговой службой на официальном сайте, но пользоваться сведениями реестра можно за плату. 23 ноября 2009 года мы попытались оспорить этот нормативный правовой акт в той части, в которой он устанавливает плату за доступ к информации в Верховном суде. Наш иск не был удовлетворен. Этот спор до сих пор продолжается. Мы обжаловали это решение в кассационной инстанции. Я считаю, что у нас неплохие шансы на победу. Поскольку на следующий день, 24 ноября 2009, в Правительстве РФ рассматривался вопрос об упразднении платы за доступ к сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Уже не в первый раз наше обращение в суд инициирует изменения. Сами органы власти постепенно понимают абсурдность этих ограничений на доступ граждан к информации. В 2005 году, когда мы требовали, чтобы были даны разъяснения о служебной тайне, суды тоже нам отказали в том, чтобы обязать Правительство опубликовать этот нормативно-правовой акт. Мы настаивали на том, что поскольку этот акт затрагивает права граждан, то может быть использован, только если он опубликован. Суды отклонили нашу жалобу, но Правительство опубликовало этот нормативно-правовой акт в 2005 году.


Елена Голубева:
Мониторинг официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти мы проводим с 2004 года. 5-летний опыт позволяет нам отслеживать динамику развития сайтов и их наполнение и делать прогнозы и выводы о перспективах развития информационной открытости виртуального государства.

Еще в 2004 году нами была разработана методика оценки сайтов, она ежегодно совершенствуется в связи с нашим возрастающим опытом и в связи с изменениями законодательства. Неизменным остается определенный перечень параметров, по которым мы просматриваем каждый сайт. Эти параметры делятся на 9 основных групп.

В 2009 году каждый из официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти изучался по 183 параметрам. Оценивалось наличие или отсутствие этого параметра на сайте, полнота раскрытия информации по каждому параметру, доступность данной информации на сайте и ее актуальность: своевременность размещения тех или иных сведений.

Каждый параметр у нас имеет определенный «социальный вес», который характеризует социальную значимость того или иного параметра. Конечно, все важно. Все должно быть на сайте. Но опыт показывает, что одна информация важнее другой.

Какова же ситуация сегодня? Какова степень открытости сайтов федеральных органов исполнительной власти? На 2009 год сайты в целом открыты на 30,06%. 70% информации до сих пор остается закрытой.

Тем не менее, динамика за последние годы положительная. За последние 3 года уровень открытости вырос. В 2007 году эта цифра была 22,51%, в 2008 году уровень открытости понизился – 19,87%. 2009 год – резкий скачок – на 10%.

Чем же это обусловлено? В начале 2009 года был принят федеральный закон об обеспечении доступа к информации о деятельности федеральных органов власти и органов местного самоуправления. Закон вступает в силу 1 января 2010 года. Закон обязывает государственные органы размещать информацию в сети интернет. Наличие официального сайта теперь является обязанностью государственных органов власти.

Около 20% всех федеральных органов власти изменили свои официальные сайты, пытаясь привести их в соответствие с новым законом. Уровень открытости вырос по всем группам параметров. Работа по содержанию сайтов ведется. 

Мы разделили все сайты на социальный блок, силовой блок и экономический блок. Все они на сегодняшний день открыты по-разному, но эти различия сглаживаются. Наименее открытым остается силовой блок. Наиболее открыт экономический блок.

В 2007 году силовой блок был очень закрытый (отставал на 10% от социального и экономического). В этом году цифры выравниваются. Есть стремление к открытости.

Кто же оказался на первых местах? На первом месте (как и в 2008 году) Роспатент – Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Уровень открытости – 55%.

На втором месте находится Федеральная миграционная служба (ФМС) – 53,55%. На третьем – МЧС – 46,49%.

А теперь – об отстающих. Самое последнее место занимает Рособоронпоставка (Федеральное агентство по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств). Это ведомство существует уже около 3 лет, но у них вообще нет сайта. Наш Институт ведет с ними постоянную переписку. В течение 2009 года нам пришло 3 ответа, что вот-вот откроют. 2 недели назад мы послали очередной запрос. Ответа пока не получили.

Кроме того, последние места занимают Служба внешней разведки (СВР) – 10,63% и Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП) – 11,54%.

Четвертое от конца место занимает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) – 12,51%. Сайт у них появился 2 года назад, но информации там очень мало. Главный материал на сайте – программа по борьбе с пьянством и алкоголизмом в РФ.

К 2015 году Россия в соответствии с  программой , опубликованной на сайте, должна окончательно избавиться от этого социального зла. Такие амбициозные планы у этого ведомства.

 

Из материалов, размещенных на сайте Института Развития Свободы Информации:
Что такое государственные информационные ресурсы? Вот неполный перечень сведений, которые они включают:
градостроительная деятельность (планы территориального устройства, сведения , о результатах общественных слушаний, о выданных разрешениях на проектирование и строительство зданий или сооружений и т.п.);
состояние окружающей среды (акты обследования СЭС, решения о привлечении лиц к ответственности за загрязнение окружающей среды, ежегодный доклад о состоянии окружающей среды и т.п.);
чрезвычайные ситуации (реестры потенциально опасных объектов, официальные сообщения, результаты расследований и т.п.);
состояние экономики (отчеты об использовании бюджетных и иных государственных средств, конкурсная документация и т.п.);
лицензирование, сертификация и потребительские свойства продукции и услуг (перечень выданных сертификатов и лицензий, сведения о требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности продукции и услуг и т.п.);
налогообложение (размер и порядок уплаты налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков и т.п.);
и другая общественно важная информация.

Свободный доступ к государственным информационным ресурсам – важнейшее конституционное право граждан.
Познакомиться с материалами Института Развития Свободы Информации можно на сайте организации:

http://www.svobodainfo.org

 

Итоговый сводный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в 2009 году