Родительство-2010: гражданский активизм и новые солидарности
Жанна Чернова, к.с.н., ГУ-ВШЭ СПб
Лариса Шпаковская, к.с.н., ГУ-ВШЭ СПб
Родительство-2010: гражданский активизм и новые
солидарности *
В конце года принято подводить итоги, а 2010 год означает еще и конец десятилетия, конец нулевых. Мы также хотели бы посмотреть на то,
как изменилось российское общество за этот период, что появилось нового, какие
точки роста можно в нем обнаружить. Как отмечает российский политолог Александр
Аузан, в начале 2000-х между обществом и государством сложился такой тип отношений, который можно назвать «вертикальный общественный договор». Его суть заключается в том, что граждане и власть сосуществовали параллельно, руководствуясь принципом «мы вас не трогаем и вы нас не трогайте»
или «у нас наверху своя свадьба, у нас — своя». Такая ситуация порождает у
граждан ощущение невозможности влиять на решения власти, социальную аномию,
атомизацию, апатию (ситуация 3А) и направляет основную социальную активность в
сферу приватности, где как раз и возможны действия по улучшению своей жизни.
Также как власть строит сильное государство в публичной сфере, в частной жизни
граждане строят «крепкую семью», активно занимаются потреблением и
обустройством своего быта. На низовом уровне разобщенность находит выражение и
в способе решения разного рода проблем повседневных проблем, который не
предполагает легитимных механизмов по защите своих прав или кооперацию с
другими, а связан с индивидуальным возможностями каждого найти в своем
доступном социальном окружении «своего человека», который может помочь в
решении данной проблемы (врача, милиционера, чиновника, учителя, судью и т.п.).
В конце 2000-х ситуация в начинает меняться в связи с тем, что власть в одностороннем порядке разрушает существовавший ранее вертикальный контракт, к которому адаптировались граждане, выработав множество ноу-хау в приватности. Нарушение социального контракта, не требовавшего участия граждан в поддержании благосостояния государства, было связано с изменением ситуации в российской и мировой экономике. Повышение социальных выплат и поддержек различным категорий граждан не соответствует реальным тратам домохозяйств на ЖКХ, образование, медицинское обслуживание, общественный транспорт и т.д. В этой ситуации гражданам становится сложнее поддерживать привычный благополучный уровень жизни. «Жирные нулевые» прошли, но инерционные притязания остаются, что порождает определенное недовольство и угрожает ростом социальной напряженности.
Индивидуальные стратегии решения проблем, ориентация на собственные силы, характерные для постсоветского общества, не принимали в расчет возможности использования горизонтальных связей, сетевых структур и сообществ в качестве альтернативы государству и блату. Первые коллективные инициативы граждан в «ситуации 3А» (аномия, апатия и автономия) имели локальный характер, возникали как стихийные протесты или сообщества по решению местных конкретных проблем. Среди них можно назвать такие сообщества и акции как ТСЖ, «синие ведерки», обманутые дольщики, инициативы автомобилистов против запрета праворульных автомобилей и т.п. Преодоление локальности совместных инициатив стало возможно благодаря массовому распространению интернет-платформ 2.0, позволяющих не только пассивно потреблять информацию, но и самим создавать контент и делать его доступным широкому кругу пользователей. Интернет стал площадкой или публичной ареной, которая позволяет представителя разных слоев и групп общаться, знакомиться, выражать свою позицию по тем или иным вопросам, участвовать в выработке коллективного мнения и договариваться о возможных совместных действия, таким образом, преодолевая социальную и географическую дистанцию. В этом смысле Интернет выступает мощным ресурсом коллективной мобилизации и реализации гражданских инициатив самого широкого спектра.
Российский социолог Алексей Левинсон обсуждая состояние гражданского общества в современной России, отмечает важную роль Интернет-ресурсов в возрождении традиций гражданских иницатив, разрушенных в советский период. С его точки зрения, «Интернет не заменит живых отношений. Но он поможет им сложиться и возникнуть». Таким образом, Интернет — это именно то пространство, где возможны и осуществляются множество действий и инициатив, напрямую не связанных с властью и государством, которые основаны на кооперации и горизонтальных связях, и направлены на решение актуальных проблем.
Алгоритм взаимодействия в виртуальном пространстве может быть описан как «публикуй, комментируй, присоединяйся». Одни пользователи многочисленных Интернет-ресурсов вступают в коммуникацию друг с другом, размещая и публикуя текстовые, фото, видео и аудио материалы, которые могут быть скопированы ими с другими ресурсов или созданы самими пользователями с той или иной целью. Другие участники виртуальных площадок оставляют комментарии, выражая свое отношение к представленным материалам и мнениям, обозначая свою точку зрения или поддерживая уже высказанную позицию. Так происходит выработка и артикуляция точек зрения, присоединение к сообществам мнений. Анонимные пользователи знакомятся друг с другом, персонифицируя свое мнение, присоединяясь и/или формируя сообщества и группы по интересам, объединенные вокруг обсуждения и/или решения конкретных проблем.
При этом, конечно, в интернет коммуникации есть своя специфика, связанная с большой степенью анонимности, разным уровнем включенности в общение. Есть пользователи, которые только читают посты других участников; те, кто не только читают, но и оставляют комментарии; пользователи, которые открывают новые топики для обсуждения, ведут собственные блоги; а также те, кто готов выйти “оффлайн” и взаимодействовать в реальной жизни. Важным результатом такого взаимодействия является появление горизонтальных связей и увеличение социального капитала участников интернет-сообществ. Не замещая реального общения, Интернет позволяет сделать видимыми локальные проблемы, создавать социальные связи и отношения. Возвращаясь к заявленной теме статьи, можно сделать вывод, что Интернет и сетевые сообщества становятся той сферой, где в современных условиях возможны точки роста гражданского общества и социальных изменений.
Изменения происходят не только благодаря появлению новых мобилизующих ресурсов, но и новых проблемных областей, вокруг которых происходит формирование коллективных мнений, которые осмысляются как значимые элементы коллективной и индивидуальной идентичности, и которые становятся точками сборки гражданского сознания и инициатив. Родительство, на наш взгляд, становится одной из таких смысловых платформ интернет-коммуникаций. С одной стороны, его актуализация обусловлена растущим вниманием со стороны государства к семье и детству (что также может рассматриваться как одно из направлений интервенции государства в частную жизнь граждан, которое выступает индикатором разрушение вертикального общественного договора). Родительство становится ставкой в политической игре, связанной с увеличением влияния государства в обществе. Пронаталиская семейная политика, пропаганда и поддержка благополучной семьи, введение ювенальной юстиции могут рассматриваться не только как декларируемая забота, но и контроль за семейным и родительским поведением граждан. С другой стороны, проблематизация родительства связана с ростом рождаемости, который отмечается в 2000-х и появлением индустрии детства и родительства в этот же период. Родительство становится сложным информационным полем, в котором конкурируют за потребителя - «ответственного родителя» - реклама, глянцевые журналы, товаропроизводители, специализированные издания, психологи, педагоги, врачи. Все эти информационные источники дают предписания о том, как стать «правильным» родителем, как заботиться о ребенке, развивать и воспитывать его, учитывая его потребности.
С развитием Интернета, информационные ресурсы, адресованные родителям, становятся важным источником информации относительно многих аспектов повседневной жизни, потребления, воспитания и ухода за детьми. Эти ресурсы достаточно многообразны и, в общем виде, могут быть разделены на два типа. Во-первых, информационные ресурсы, призванные способствовать родительской социализации и предоставляющие информацию не только о товарах, услугах, но и предлагающие знания о детской психологии, дестко-родительских отношениях, воспитании. Во-вторых, форумы и виртуальные сообщества родителей, основанные на общих интересах, где родители имеют возможность обсудить различные проблемы, с которыми они сталкиваются.
Отличие родительских Интернет-ресурсов 2.0 состоит в том, что в них пользователи становятся создателями контента, а их преимущество для пользователей заключается в том, что в них могут принимать участие люди, проживающие на значительном расстоянии друг от друга, при этом не отрываясь на долго от своих повседневных или профессиональных обязанностей. Такая форма общения может быть легко вписана в распорядок дня каждого пользователя и не требует необходимости согласования и координации места и времени встречи участников. Для присоединения к сообществу необходимо наличие доступа в Интернет и желание разделить общий опыт родительства, обменяться имеющейся информацией, расширить социальные сети, завести дружеские и приятельские знакомства, предложить/получить эмоциональную и инструментальную поддержку. Общаясь, Интернет-родители, вырабатывают актуальную для них повестку дня, обсуждая те проблемы, которые представляются им важными: от обсуждения собственных эмоций и личных переживаний роли родителя, и совместного экспертирования товаров и услуг до дебатов по поводу мер государственной политики в отношении семьи и детей. Например, на одном из родительских форумов можно найти специальный раздел «Им нужна наша помощь», в котором участники могут напрямую обратиться друг к другу с просьбой о помощи или предложить свою поддержку. Топики раздела объединены вокруг тем, связанных с помощью детям и матерям, попавшим в сложную жизненную ситуацию (потеря кормильца, тяжелая болезнь матери или ребенка), а также детским домам, приютам, больницам. В этих топиках содержатся призывы сдать кровь, собрать деньги, купить лекарства, оказать волонтерскую помощь (сиделки, аниматоры детских праздников, фотографы, администратор сайтов, парикмахера), отдать необходимые новые или подержанные вещи (одежда, детские коляски, одеяла, постельное белье, памперсы, игрушки и т.п.). Другим примером может служить проблемы, обсуждаемые на том же родительском форуме, которые касаются большого числа участников, находящихся в сходной ситуации. К таким проблемам относятся различные политические и/или организационные меры, затрагивающие социальные права форумчан. Консолидация сообщества происходит не в связи с решением частной сложной ситуации, а для оказания влияния на решения властей различного уровня и проблематизацию нарушения прав целой категории граждан, к которой причисляют себя пользователи форума (например, поводом для обсуждений и коллективных действий может выступать введение более формализованной процедуры подачи документов при поступлении ребенка в детский сад, запрет на выгул собак в определенных местах города, школьная реформа, приостановление действия городской программы по предоставлению медицинских услуг НВРТ и т.п.). Эти совместные действия носят протестный характер, содержательно связаны с критикой властей и нацелены на восстановление нарушенного порядка или позитивное решение вопроса. Стратегия «публикуй, комментируй, присоединяйся» из виртуального пространства переходит в реальные действия: сбор подписей под воззваниями к представителям федеральных и городских властей, организация и участие в демонстрациях, пикетах, митингах, обращение к СМИ и создание информационных поводов. Так рождается новый тип солидарности, основанных не на профессиональных, дружеских, родственных или соседских отношениях, а на осознании общих проблем, идей, идеологий.
Родительство, таким образом, становится объединяющей идеей. Идеология нового родительства формируется вокруг представления о благополучии ребенка, которое включает не только физическое и материальное благополучие, но и качество детско-родительских отношений. Индивидуальный и коллективный проект нового ответственного родительства предполагает рефлексию, выбор, необходимость эмоциональной работы и необходимость материальных и временных вложений со стороны как матерей, так и отцов. Если применительно к советскому обществу исследователи указывали на существование гендерного контракта «работающая мать», то сегодня можно говорить о возникновении нового гендерного контракта ответственного родительства. Участники этого контракта как государство, так и родители, разделяют идею благополучия ребенка и готовы брать на себя ответственность по ее реализации. Ответственные родители ищут кооперации друг с другом, объединяются для решения своих проблем, готовы к осуществлению низовой благотворительности в отношении тех семей и детей, чье благополучие находится под угрозой. Интернет помогает сформировать и консолидировать сообщество родителей, которое в реальности генетрогенно, различаясь по социальному, географическому, маритальному, экономическому статусу его участников. Осознание ответственности, общих проблем и возможности их совместного решения становится основой для формирования активной гражданской позиции родителей. Разнообразие Интернет-сообществ и форумов родителей, появившихся в 2000-х позволяет сделать вывод о том, что новое ответственное родительство представляет собой точку роста и фактор социальных изменений и инициатив снизу.
* Статья написана на материалах исследовательского проекта "Новые социальные движения молодежи", ГУ-ВШЭ, Центр Молодежных Исследований ГУ-ВШЭ СПб, 2010.