Ночь Музеев - 2011: как это было глазами социологов
Ночь Музеев – неоднозначное мероприятие. С одной стороны – культпрограмма, необычное время, неожиданные места и события, с другой – толпы, пробки, неприятные столкновения и долгое ожидание.
Группа социологов из Городской лаборатории – ГорЛабор, работающей при Центре независимых социологических исследований, взглянула на Ночь Музеев заинтересованным взглядом социолога и участника.
Михаил Иванов: нравилось быть на улицах в эту ночь
Свою «Ночь музейных очередей» я решил посвятить исключительно тем музеям, которые находятся на моем родном Васильевском острове.В мой маршрут попадали как заведомо «топовый» Музей городского электрического транспорта, так и мало кому известный Музей-институт семьи Рерихов. Итоговый маршрут выглядел следующим образом (в скобках приводится число потенциальных посетителей, заявивших о своем визите на сайте artnight.ru на момент начала «ночи», а восклицательный знак обозначает, что музей принимает участие в фестивале в первый раз):
1. Музей современного искусства Эрарта (~180)(!)
2. Пожарно-техническая выставка им. Кончаева (~80)
3. Музей городского электротранспорта (~320)(!)
4. Геологоразведочный музей (~200)
5. Музей-институт семьи Рерихов (~80)
6. Аптека доктора Пеля (~560)(!)
7. Lazarev Gallery (~200)
8. Пушкинский дом (~60)(!)
9. Музей почвоведения им. Докучаева (~50)
Эрарта
Итак, первым моим музеем была «Эрарта», к которой я подошел в половине первого ночи. Очереди на входе не было, но вокруг входа находилось около 50-60 человек, и люди продолжали стягиваться к музею со всех сторон, как пешком, так и на автомобилях. В основном, «актуальная» молодежь с «зеркалками» и со вкусом одетые люди в возрасте до 40 лет, оживленно обсуждающие между собой дальнейший маршрут «ночи», а также другие городские культурные события. Также присутствуют небольшие группы немецкоговорящих иностранцев. Атмосфера очень спокойная, люди никуда не торопятся, общаются между собой в небольших группах по 3-7 человек, фотографируются, вокруг входа в музей чистота и порядок.
Пожарно-техническая выставка
Следующая по маршруту Пожарно-техническая выставка (по состоянию на час ночи) представляла собой разительный контраст «Эрарте» - очередь состояла более, чем из сотни посетителей, а ее состав был намного разнороднее – основную массу составляли родители с детьми школьного возраста, мужчины и женщины лет 40-50, молодежи было немного меньше, чем у «Эрарты», и выглядела она попроще. Очередь продвигается медленно, что организаторы попытались компенсировать, установив «водные развлечения» - всем желающим предлагалось накачать воды в особый резервуар и попасть в цель, управляя потоком воды из пожарного шланга, также у публики была возможность сфотографироваться в костюме пожарного. Установлены несколько платных кабинок биотуалетов. Несмотря на все это, некоторые люди выходят из очереди, а в ней самой уже встречаются усталые лица. В целом же настроение приподнятое, из открытой двери входа раздается музыка, тут и там видны вспышки фотоаппаратов. Так же, как и вокруг «Эрарты», здесь все чисто и не замусорено.
Музей городского электротранспорта и Геологоразведочный музей
К Музею ГЭТ (а также к расположенному напротив него Геологоразведочному музею) я подошел в половине второго ночи и застал сходную с предыдущей площадкой большую очередь, насчитывавшую, по визуальной оценке, более чем 120-130 человек. Состав ее похож на состав предыдущей очереди – родители с детьми, группки друзей различных возрастов (до 60 лет), а также заметно большое количество молодежи лет 17-25. Очередь обсуждает саму себя, сетует на нехватку времени – кто-то решает «будем мы стоять или нет?», кто-то уже не попал или не попадает на желаемую площадку – «В Ахматовский садик так и не попали», кто-то уже уходит домой с горьким смехом – «Ну и что нам тут?». Люди обсуждают посещенные музеи - «А на Балтике нам кружки давали». Как-то скоротать время у Музея ГЭТ возможности нет, поэтому люди, заняв очередь, отходят через дорогу – в Геологоразведочный, на входе в который никакой очереди нет, сидят в автомобилях или просто оживленно общаются, употребляя слабоалкогольные напитки. Урны вокруг двух музеев заполнены до предела, но вокруг мусора практически нет, а тот, что есть, вероятно остался на улице еще со дня. При мне уборщицами были очищены урны на входе в Геологоразведочный музей, чувствовалось, что к решению этой проблемы организаторы готовы. От Геологоразведочного отходят автобусы фестиваля, с периодичностью 15-20 минут, также здесь подрабатывают маршруточники «до Невского» и таксисты – услугами предпоследних охотно пользуются. За углом 19-ой линии дежурит первый увиденный мною за эту ночь полицейский микроавтобус.
Музей-институт семьи Рерихов
Следующей точкой был Музей-институт семьи Рерихов, на 100 процентов оправдавший мои догадки – ни очереди, ни людей вокруг. Внутри музея – пара десятков посетителей в возрасте 40-50 лет, нет молодежи. Есть небольшая группка опять-таки немецкоговорящих иностранцев. Некоторые посетители открыто удивляются существованию подобного музея, но не задерживаются в нем надолго.
Аптека доктора Пеля
Очередная очередь поджидала меня на входе в Аптеку доктора Пеля – на два часа ночи она состояла примерно из 80-90 человек, преимущественно молодежи лет 18-25. Очередь шумная, молодые люди и девушки просто общаются между собой, посмеиваясь над таким скоплением людей – «как будто в клуб стоим», пьют пиво и другие напитки. Рядом со входом, кажется, нет урны, мусор выбрасывается, а точнее просто складывается в одну кучу. В целом, так как эта площадка находится в оживленной части острова, здесь больше и мусора, и праздно прогуливающихся горожан и регулярно проезжающих патрульных машин.
Lazarev Gallery
Находящаяся напротив Аптеки Пеля Lazarev Gallery очередью похвастать не может, но посетители (читайте молодежь 20-27 лет) активно входят-выходят из ее дверей, стоят небольшими группами рядом. У входа же стоят и две полицейские машины, одна из которых делает это весьма вызывающе – прямо у входа на тротуаре. Внутри каждой из них сном младенцев спят по 4-5 стражей порядка.
Пушкинский дом
Два моих финальных пункта будут схожими по своему описанию – ни у Пушкинского дома, ни у Музея почвоведения очередей и скопления людей у входа не наблюдалось, лишь иногда кто-то входил или выходил. Некоторые посетители хотели «хоть куда-то» попасть, так как их изначальные цели не были выполнены. Гораздо больше людей, как правило, молодых, просто прогуливались парами и компаниями по стрелке Васильевского острова. У Музея почвоведения также были установлены кабинки биотуалетов. Смотрящая за ними тетушка сообщила мне, что небольшая очередь возле музея наблюдалась в районе часа ночи (я был на Стрелке только в три), а туалеты установлены специально для акции то ли НИИ, то ли НПО «Экология». На этой познавательной ноте я счел свой выход в поле завершенным и лег на обратный курс.
Подводя итоги вылазки, отдельно хочется отметить преобладание молодежи (17-25 лет) практически во всех очередях и околомузейных скоплениях. Из кратких бесед с отдельными их представителями я выяснил, что большинство из молодых людей проживает на Васильевском острове, не очень часто посещает какие-либо музеи, а акция для них – не только возможность это сделать, но и лишний повод отдохнуть, пообщаться с друзьями, завести новые знакомства. На следующую «Ночь Музеев» они охотно пойдут, как ходили некоторые из них и на предыдущую. Выбор ими музеев был определен по «шаговой» доступности, близости к дому. Можно сказать, что далеко не для всех из них посещение той или иной площадки было главной целью – некоторые компании молодых людей выходили из очередей, чтобы пойти к друзьям, или просто посидеть в сквере или во дворе. И чем большее время было на часах, тем больше становилось этих разрозненных группок на улицах. Люди старшего возраста, семейные люди говорят о своем интересе к новым музеям, либо к тем, которые они еще не посещали. Для кого-то музей выступает посредником приобщения к искусству, для кого-то – возможностью «эстетически и культурно» провести свой досуг. В целом, публика была очень позитивно настроена к проходящей акции (немаловажную роль в этом сыграла и хорошая погода ночью), была готова к возможным очередям, задержкам транспорта и т.п. Мне и самому нравилось быть на улицах в эту ночь - на Васильевском острове, по крайней мере, до четырех часов утра, царила спокойная и размеренная атмосфера летнего вечера.
Анисья Хохлова: Ночь музеев
На Ночь музеев я отправилась вместе со своим молодым человеком, который с большим энтузиазмом поддержал меня в исследовании, заговаривал с людьми и нередко выступал в качестве фотографа. Наш маршрут напоминал путь Миши Иванова и пролегал по Васильевскому острову. Однако мы начали поход раньше – около одиннадцати – и покинули Васильевский остров в момент временного свода мостов около 3 утра. Сначала мы пообщались с людьми, ожидавшими в очереди в музей городского электрического транспорта, потом сами влились в очередь, стоявшую перед входом в Геологоразведочный музей, около часа провели в самом музее, затем посетили Эрарту и, наконец, пообщались с людьми в вестибюле Пушкинского дома.
Коммуникация в очередях и не только: общие замечания
Мы общались с людьми, стоящими в очередях, а также уже прошедшими в музеи, делали фотографии. Примечательно, что люди, замечавшие, что их фотографируют, совершенно не возражали, а напротив, нередко начинали позировать, улыбаться в камеру. Это касалось даже людей, которые демонстрировали приватное поведение в публичном музейном пространстве (парочки, родители, играющие с детьми). Если я спрашивала у людей, с которыми общалась, разрешения сделать фото, то получала радушное согласие. Возможно, это объясняется тем, что посетители Ночи музеев воспринимают происходящее как публичное мероприятие и заранее соглашаются с правилами игры: наблюдать и быть наблюдаемыми, фотографировать и попадать в кадр.
«Нормальность» фотосъемки подтверждалась и большим количеством профессиональных фотографов и операторов, либо представлявших различные новостные компании, либо аккредитованных как представители самой акции. Например, в Геологоразведочном музее в тот самый момент, когда мой друг наводил объектив на группу людей, склонившихся над витриной, мы сами оказались в роли фотографируемых фотографирующих: услышали над ухом щелчок и, обернувшись, увидели девушку с профессиональным фотоаппаратом и бейджем на груди, надпись на котором гласила: «Ночь музеев-2011». Причем она передвигалась так быстро, успевая при этом еще и делать снимки, что, хотя друг устроил на нее настоящую фотоохоту, но успел запечатлеть только ее спину.
«Одиночек» среди участников Ночи музеев довольно мало. Большинство приходит парами, дружескими компаниями или семьями. По нашим наблюдениям, люди в очередях общались в основном в тех группах, в которых пришли к музеям. Однако они с готовностью включаются в беседу, если к ним обратиться. За всю ночь ни разу не случилось, чтобы люди отказались отвечать на наши вопросы. Напротив, они охотно делились впечатлениями от происходящего, рассказывали об опыте участия в акции в прошлые годы, давали советы. Как прокомментировал один из наших собеседников, «мы тут [в очереди] все равно ничем не заняты, а вы нас развлекаете!»
Карта
Люди, покупавшие билеты на Ночь музеев, в качестве приложения получали небольшие брошюрки, включавшие краткое описание акции, карту города с отмеченными на ней музеями, и расписание работы станций метрополитена. Многие участники акции действительно активно пользовались этой брошюркой, однако не обошлось и без критики. Во-первых, отмечалось, что не мешало бы включить в брошюру краткое описание программ, предлагаемых музеями ночью, потому что не все имели возможность распечатать эту информацию из Интернета. Во-вторых, в брошюре отсутствовала информация о расписании и маршрутах движения автобусов акции. В третьих, как утверждали многие, не хватало расписания графика развода мостов. Посетители акции иногда оказывались в ловушке Васильевского острова и вынуждены были дожидаться свода мостов в немногочисленных ночных кафе или в работающих музеях. Именно этим работники Пушкинского дома объясняли мне неожиданный наплыв посетителей около двух ночи.
Несмотря на все недостатки, брошюра служит чем-то вроде маркера, позволяющего участникам акции опознать друг друга. Я видела, как в кафе компания из нескольких молодых людей увидела, как парочка за соседним столом листает карту. Пару тут же спросили: «Тоже участвуете?» После положительного ответа завязалась беседа.
Транспорт
Большинство тех людей, с которыми нам удалось поговорить, передвигались по городу пешком и на общественном транспорте (пока он еще работал). Расписания автобусов акции не знал никто. Ездить от музея к музею на машине, как нам объяснили, не слишком удобно, так как возникает поистине неразрешимая проблема парковки. Из разговора с парой в очереди перед Геологоразведочным музеем:
В.: А вы на машине, что ли, ездили?
О.: Нет, конечно. Пешком. Ноги уже отваливаются. Так ведь не припарковаться, просто, везде перекопано. Там все паркуются в два, в три ряда. Жесть. Лучше поехать так и не думать о машине.
За ночь мы встретили лишь один автобус акции, пересекавший Благовещенский мост. Зато у входа в Эрарту мы сфотографировали не менее десятка велосипедов. Компании велосипедистов встречались нам неоднократно и у других музеев. Впрочем, большинство посетителей, особенно семьи с маленькими детьми, не настроено на длительные пешие прогулки и предпочитает скорее музеи «шаговой доступности». Как нам посоветовали в очереди,
«не ходите в эту аптеку [Аптека доктора Пеля]. Там же нет абсолютно ничего, а очередь прямо до самого метро доходит. Потому что все оттуда начинают. И потому что от метро близко. Только зря время потратите».
Чистота и опасность
Когда я собиралась на Ночь музеев, родители в страхе предупреждали меня, чтобы я остерегалась пьяных. Форумы, по которым я полазила, клишировали стереотип о том, что алкоголь на акции льется рекой – и в воздухе летают бутылки. Однако опыт не подтвердил наших ожиданий. За 4 часа прогулки мы не встретили ни одного заметно пьяного человека. Запаха перегара в очередях не ощущалось. Из напитков в руках ожидающих мы заметили лишь энергетик и пиво (редко), а также пластиковые стаканчики с кофе (очень часто). Некоторые специально вооружались для похода бутербродами и термосами с горячим чаем. В кафе на третьем этаже Эрарты люди перекусывали гамбургерами и запивали их водой, соками или чаем-кофе.
Соответственно, мусор, остававшийся после посетителей, был в основном представлен бутылками из-под лимонада, стаканчиками и банановой кожурой. Урны рядом с музеями были переполнены, однако люди аккуратно складывали свой мусор рядом, иногда в пакетах.
Интересно, что один из моих студентов рассказывал, как в прошлом году, участвуя в акции, потратил полночи в очереди в туалет то ли в Эрарте, то ли в Этажах. В этой связи мы никакого ажиотажа не наблюдали. Не знаю, впрочем, как решалась проблема туалета в длиннейшей очереди перед музеем горэлектротранспорта.
Маршруты
Некоторые из тех, с кем нам удалось поговорить, участвуют в акции уже не первый год и заранее разрабатывают маршрут прогулки:
В: А вы как-то заранее планировали маршрут?
О: Да он третий год!
В: Так вы что, уже профессионалы (смех)?
О: Нет, я в первый раз. А вот он… Все разработал, откуда нужно выехать, как дорогу срезать. А вы тоже в первый раз?
В: Нет, я участвовала в позапрошлом году.
Опытные путешественники успевают за ночь пройти по 6-8 музеев:
В: Были в зоопарке?
О1: Да, в зоопарке.
В: Наверное, там много народа?
О1: Нет, мы днем были.
…
Потом в аптеке этой, где толпа народа. В галерее этой непонятной [Lazarev Gallery]. И вот в квартире Рериха… Не знаю, очень много впечатлений… И еще в этом, в Почвенном. Это у Биржи. Вот здесь стоим уже полчаса.
О2: Ночь еще длинная!
О1: Дааа… У нас такие планы! Нет, мы очень много успели. Просто некоторые музеи, они работают только вечером. Закрываются потом. Еще пойдем в особняк Румянцева.
Другие выбирают излюбленные музеи и посещают их ежегодно, превращая участие в Ночи музеев в своеобразный ритуал. Например, наши собеседники рассказали нам о своем друге, который уже третий год подряд отправляется в Музей-квартиру Блока, а больше никуда особо не хочет. Назвали его «сумасшедшим фанатом Блока», удивляясь, что он готов потратить за это сомнительное удовольствие 300 рублей.
Из наших разговоров с участниками акции и подслушанных бесед складывается впечатление, что одни стратегически выбирают 2-3 музея и осматривают их тщательно, буквально «от крыши до подвала», как выразился один информант, тогда как другим большее удовольствие доставляет именно движение от одного музея к другому, и они гордятся количеством осмотренных мест, называя их друг другу и меряясь достижениями. Похоже, для них ночь музеев – это настоящий квест.
Музей городского электрического транспорта
Сюда мы подошли около 23.00 и застали очередь, гораздо более длинную, чем в описании Миши (несколько сотен человек, но точно оценить невозможно, так как со Среднего проспекта был виден только хвост очереди, тогда как ее голова терялась далеко на территории музея). В числе ожидающих было много родителей с детьми. Многие вздыхали и качали головами, но выходить из очереди никто не торопился. Один наш собеседник пожаловался: «Вот это ощущение очереди – мне хуже некуда!». Однако отметил, что прождал уже полчаса, и теперь ему обидно уходить.
Другие люди в толпе, услышав наши расспросы, дружелюбно пояснили, что гигантская очередь в музей объясняется не только большой популярностью места, но и тем, что самостоятельный осмотр музея невозможен. Каждый должен присоединиться к экскурсии, начала которой приходится ждать. Экскурсия начинается с поездки на ретротрамвае.
Как раз в разгар нашего диалога трамвай, набравший очередную порцию пассажиров, начинает движение. Люди торопливо расходятся, освобождая рельсы. Кто-то свистит, кто-то одобрительно охает. Сверкают вспышки фотоаппаратов. Кто-то в толпе ехидно замечает: «Столько народа не бывает и в часы пик». Вокруг смеются. Вдруг один мужчина из толпы бросается за трамваем и вскакивает «на колбасу» (я об этом только в книгах читала). Озабоченная мама, стоящая рядом, рядом начинает объяснять своему 3-4-летнему ребенку, что так поступать нехорошо. Мы спрашиваем нескольких человек, как давно они в последний раз ездили в трамвае. Получаем самые разные реакции. Для кого-то это самый любимый и привычный вид транспорта. Но большинство отвечает, что не ездили на трамвае уже несколько лет – с тех пор как получили права.
Геологоразведочный музей
Пообщавшись с людьми в очереди, мы перебираемся через дорогу и встаем в очередь покороче – перед входом в Геологоразведочный музей. Здесь стоит не больше 80 человек, да и двигается очередь быстрее. Как мы поняли, попав внутрь, это происходит потому, что внутри музей просто гигантский, и толпа посетителей равномерно распределяется по всей территории выставочных помещений. Люди – самого разного возраста, много детей. Есть явные знатоки, включающиеся в профессиональные споры перед витринами. Люди много фотографируют, общаются, здесь царит какая-то восторженно-торопливая атмосфера. Кое-кто спит на диванчиках для посетителей.
К вопросу о коммуникации. В музее есть несколько экранов, где транслируются разные образовательные фильмы, например, о динозаврах. Перед одним из таких экранов сидит маленький мальчик и увлеченно наблюдает, как спариваются динозавры. На соседний стул присаживается другой (и совершенно незнакомый) мальчик, счастливый обладатель игрушечного грузовика. Моментально начинается игра. Динозавры временно забыты. Но вот начинается сцена сражения между травоядным и хищным динозаврами. И вдруг весь зал сотрясает детский крик: «КРУТО!» Посетители оборачиваются в недоумении. Мы с девушкой, стоящей рядом и вооруженной фотоаппаратом, встречаемся глазами и начинаем неудержимо хохотать.
Работники музея (билетеры, служители, сотрудники) выглядят измученными, но довольными. Очень приветливо общаются с публикой. Я познакомилась с сотрудницей музея Галиной Сергеевной, предложив ей помочь расправить смявшуюся ковровую дорожку. Она рассказывает, что народа будет, по ожиданиям сотрудников, много всю ночь. Но количество посетителей нарастает и спадает волнами, что она связывает с графиком развода мостов. Немного смешно, говорит она, что ночью в музее столько народа, сколько никогда не бывает днем. Наверное, для участников акции это скорее приключение. Но все равно сотрудники очень довольны, потому что, раз убедившись в том, как интересен Геологоразведочный музей, многие туристы приходят опять.
Эрарта
Подходим к Эрарте около полуночи и обнаруживаем полное отсутствие очереди. Однако люди группками стоят у входа: на тротуаре и на лестнице: общаются, ждут друг друга, фотографируются. Перед музеем припарковано несколько машин. Публика в Эрарте сильно отличается от тех, что нам довелось понаблюдать ранее. Здесь преобладает стильно одетая молодежь между двадцатью и тридцатью, многие вооружены профессиональными или полупрофессиональными фотоаппаратами, звучит иностранная речь. Люди с удовольствием играют с интерактивными экспонатами. В некоторых обнаруживаются завсегдатаи Эрарты (например, девушка, увидев работающий арт-объект «Вечный двигатель», приходит в восторг, так как в прошлое ее посещение он вышел из строя). Мы подслушиваем разговор, в котором молодой человек объясняет друзьям что-то об «особом открытом цвете» на одной из выставленных картин.
Некоторые неторопливо пьют кофе в кафе и на открытой галерее. Там (видимо в связи с «космической» темой Ночи и на правах рекламы) стоит телескоп, через который можно бесплатно взглянуть на небо (малозвездное в связи с начинающимися белыми ночами). Перед этим телескопом собирается небольшая очередь. Незнакомые люди переговариваются друг с другом, делятся впечатлениями (видели четыре каких-то точки). Один молодой человек шутит, что в телескопе мы увидим Путина или Медведева, очередь начинает с удовольствием развивать эту тему, причем в явно оппозиционном ключе. Все смеются.
Пушкинский дом
Здесь тоже нет очереди (в 2 часа ночи), но люди стоят небольшими группками в вестибюле, негромко разговаривают. Возраст посетителей самый разный: между 15 и 50 годами. Многие посетители выглядят усталыми. Из подслушанных разговоров становится понятно, что некоторые из присутствующих пережидают развод мостов, греются. Кто-то снимает деньги в банкомате. Мы задаемся вопросом, работает ли кофейный автомат, но знатоки хором отвечают, что кофе в нем давно закончился. Все иронизируют по этому поводу, смеются.
Одна из посетительниц, женщина лет сорока-сорока пяти, начинает жаловаться мне, что на экспозиции посетителям не разрешают подходить близко к некоторым интересным стендам. Найдя в нас внимательных слушателей, она продолжает рассказ о ее участии в Ночи музеев и в итоге отправляется с нами на марш-бросок к Благовещенскому мосту. По дороге она рассказывает о своем походе по музеям:
О: Что в зоопарке творится! Бедные удавы! Люди их фотографируют со вспышками. Им, наверное, кошмары снятся. У нас зоопарк, конечно, как концлагерь, маленький очень.
…
В: А где вы еще были?
О: Была в Петропавловской крепости. Там был открыт этот музей – Улица Времени. Очень любопытный. Там разные периоды развития Петербурга. Потом очень интересная выставка – из космоса фотографии. Потому что юбилейная дата. И еще одна выставка, где работники крепости участвуют – там художники, реставраторы свои работы… Есть очень любопытные такие, интересные вещи. Потом на Алексеевском равелине – там музей истории космонавтики. Он постоянно работает – и сегодня ночью. Но я туда не ходила сегодня – я там была уже. А еще можно смотреть крепостной ход, по стенам ходить. Это все входит в этот билет. И можно в подзорную трубу посмотреть.
В: А вообще вы впервые пришли на Ночь музеев?
О: Нет, я ходила вечером, но на ночь не оставалась. На ночь я в первый раз осталась. Я обычно вечером – и вот до двенадцати где-то. Думала, что страшно ночью. А ведь не страшно.
По дороге наша информантка также рассказывала, как мечтала поехать в Гатчину, но не рискнула, так как боялась, что не сможет выехать оттуда. Она оказалась хорошо информированной о программе мероприятий – причем не из Интернета, а благодаря справочной телефонной линии.
Перебравшись через мост, мы расстались. Наша спутница двинулась дальше в поиске впечатлений.
Ольга Волкова: Небольшая заметка о Ночи Музеев
Ночь Музеев для меня началась в 22:00 с "Митьков" и закончилась в 5:30 музеем истории религии.
Митьки
К вопросу об очередях... В первый музей ("Митьки") я пришла почти к окончанию их работы, поэтому очередей не было, и вообще, народу было немного. Хотя из разговоров с другими посетителями выяснилось, что во время представления людей было очень много, стоящие в задних рядах даже не видели происходящего действия. Что, однако, не испортило их впечатления:
- Как вам, нравится здесь?
- Очень, очень понравилось! Мы зашли, думали, что здесь побудем и еще куда-то пойдем, и не пошли никуда! Мы сначала на лестнице курили, потом на лестнице сидели, и нам просто не хотелось никуда уходить. В комнаты было не зайти, было душно и много людей, но мы все равно не уходили... Концерт тоже не увидели, ну как, даже я вставала на цыпочки, и даже кончика не видела артистов голов. И все равно мне все так понравилось, я не хотела уходить. И видно было - люди так радовались, которые выходили вот, которые видели этот концерт, и они такие радостные выходили, этого было достаточно... Я думаю, Митьки лучше всех в этой ночи. И даже такой показатель - вот это "сейчас я пойду", и не уходишь, "сейчас я пойду", и опять остаешься
Но, поднимая тему того, "как люди справляются с очередью и толкучкой", могу озвучить одну очевидную стратегию: алкоголь. В "Митьках" пили практически все присутствующие, причем, что отличало их от очередей, к примеру, в музей истории религии, - это крепость спиртного напитка: в "Митьках" предпочтение отдавалось виски и ликеру, а люди, стоящие с алкоголем в очереди в музей истории религии в большинстве случаев держали в руках бутылку пива или алкогольного энергетика. Порядок ли это или беспорядок? В случае с проектом "Митьки", мне кажется, состояние алкогольного опьянения было в рамках правил, а не нарушений и беспорядка. ...и у меня имеются сомнения насчет того, что в другое время (вне Ночи Музеев) это иначе.
Интересно то, что в "Митьках" посетителям была предоставлена возможность пообщаться с создателями выставки, в частности, Дмитрий Шагин практически постоянно находился в зоне видимости, и с ним запросто можно было поговорить, сфотографироваться... Он и сам иногда первым вступал в коммуникацию с посетителями.
Из беседы с
одним из организаторов выставки:
"...их мало, в городе, их вот так вот в толпе, не увидеть, а по выставкам, по музеям когда ходят, - это лучшая часть населения., и когда их в таком количестве я вижу, мне кажется, что я живу в нормальном обществе, среди людей, которые ходят, которым что-то интересно, тусоваться, смотреть, искать, поэтому это меня радует больше всего в таких праздниках".
Из бесед с посетителями "Митьков":
- Извините, а вы в первый раз на ночи музеев в Питере?
- В прошлом году были, я возле дома сходила на канале Грибоедова, там у меня картинка висела, на Манеже. Мы дошли и домой вернулись.
- А почему именно в ночь музеев ходите в музеи?
- Мы постоянно ходим, это наш хлеб, наша работа.
- Вы фотографы?
- Мы художники, это - часть нашей жизни.
---
- А вы первый раз в этом музее?
- Да.
- Я смотрю, у вас листы в руках, что-то читаете... Подготовились к ночи музеев, да?
- Ну да, из Интернета распечатал. Сюда зашел, сейчас еще в Пушкинскую схожу.
- То есть вас интересуют такие современные выставки, проекты?
- Некоторые вещи впечатляют, да. Мне эти персонажи очень знакомы.
__________________
- Вы первый раз посетили эту ночь музеев?
- Да, первый.
- А почему решили?
- Ну, почитала программу...
- А обычно в музей ходите часто?
- Обычно не очень.
- А вообще, куда планируете пойти, какой-то план разработали?
- Ну да, еще на Васильевском острове Музей электротранспорта, Геологоразведочный и Музей современного искусства.
- А почему выбрали такие музеи?
- Я никогда в них не была, а тут ночью, такая программа.
- Как будете передвигаться по городу? При помощи бесплатного транспорта, который пустили?
- Ну да, при помощи того транспорта, при помощи метро, пока не закрылось.
- А что для вас вообще значит музей? С чем ассоциируется?
- Ну понятно дело, с искусством.
Музей Достоевского
В музее-квартире Ф.М.Достоевского меня удивило очень многое. В очереди постоять не довелось, как и в случае с "Митьками", хотя, когда я выходила из музея, очередь была, правда, совсем небольшая. Музей представляет из себя одно помещение на втором этаже и два помещения (одно из которых квартира Ф.М.Достоевского) на третьем этаже. Любопытно то, что на втором этаже продавались спиртные напитки, что в дневное время в музее вряд ли позволительно. Столик с напитками был расположен прямо в зале, где проходила выставка портретов различных художников, которые выполнил А. Бильжо. Необходимо отметить, что очередь при входе в музей - это очередь №1. Очередь №2 предстоит отстоять человеку, который желает попасть в квартиру-музей. Поэтому организаторы, видимо, учитывая этот аспект, продумали то, чем люди могут заниматься, ожидая своей очереди, и предлагали им несколько видов практик в уже упомянутом зале с выставкой работ А. Бильжо. Кроме того, что человек может посмотреть работы художника, выпить и перекусить, он может также послушать этническую музыку (были приглашены 2 музыканта, которые играли на необычных инструментах) и сам принять участие в изобразительной деятельности (была поставлена доска, к которой крепились листы бумаги и карандаши, каждый посетитель мог порисовать в свое удовольствие).
Еще что помогало организаторам управлять потоком людей, желающих посетить музей-квартиру - то, что это было единственное помещение без кондиционеров, в комнатах было очень душно. Поэтому посетители стремились скорее пройти музей-квартиру и переместиться в помещение напротив, где работали кондиционеры. В этом помещении были книги, фотографии, картины, связанные с творческим и жизненным путем Ф.М.Достоевского. Но кроме этого, в данном зале проводились и представления (танцы, небольшие театральные постановки и пр.).
О (Ольга): Извините, пожалуйста, а можно поинтересоваться, а вы первый раз на Ночи Музеев?
М (муж): Нет.
О: Постоянныен посетители?
М: Ну не постоянные, но.
О: А в музеи вообще часто ходите?
М: Да, а что?
О: Просто интересно... А что для вас значит музей?
Ж (жена): Место, где гулять можно...
М: Что для нас музей?
О: Да, что это за место - что-то сакральное?...
М: Наоборот, ровно наоборот. Музей должен быть живым. Иначе зачем ходить в музей?
О: А Ночь Музеев - что-то особенное? Почему пошли в музей ночью?
Ж: Ну я днем работаю.
М: Вы кто?
О: Я просто интересуюсь..
М: Ну тусовка просто, господи, тусовка, не более того. Я много где был, но музей - это мертвая натура.
Военно-медицинский музей
При входе в Военно-медицинский музей я впервые столкнулась с очередью, в которой мне нужно было простоять минут 20. В это время я обнаружила еще практики, которые помогали людям справляться с очередями. Во-первых, некоторые юноши принесли с собой роликовые коньки, во время ожидания одели их и катались на дорогах и площадках возле музея. Во-вторых, в очереди стояла семья из 4 человек (мама, папа, сын-подросток и трехлетний сын), мама и маленький сын очень устали, и предложили папе и сыну-подростку постоять в очереди, а они пока бы погрелись в машине. С такой же стратегией я столкнулась в очереди в Музей истории религии, где некоторые люди стояли в очередях, а их спутники, друзья сидели в это время в машине.
Приятно удивило то, что в тех районах, где я ходила, было очень мало мусора на дорогах. И в получасовой очереди в музей истории религии люди, окружающие меня, чтобы выбросить окурки или бутылки, подходили к мусоркам, это, конечно, очень порадовало. Но очень расстроило то, насколько популярно в эту ночь употреблять алкоголь. В этой же очереди я спросила у охранников, которые запускали посетителей "порциями", много ли сегодня идет в музей подвыпивших или пьяных. И они ответили, что "почти все".
Анна Желнина. Ночью как днем
Я ходила в Музей русского авангарда (Дом Матюшина) и в Петропавловскую крепость (в частности – Музей космонавтики и ракетной техники). Между этими двумя точками на Петроградской стороне постояла в пробке среди нервных водителей, проведя, мне кажется, больше времени в машине на Каменноостровском, чем в музеях.
Город совершенно преобразился - довольная молодежь компаниями, с напитками бродила даже там, где, казалось бы, музеев поблизости нет. Это подтверждает нашу изначальную гипотезу о том, что Ночь музеев - это не только музейное событие, но событие, преображающее все городское пространство, делающее его живым и обитаемым, воспринимаемым как безопасное даже среди ночи. В основном люди группами, которые, если бы было теплее, устраивали бы пикники повсюду. А так – толпы ходят по тротуарам и едут в машинах, нервничая в пробках.
Музей русского авангарда
Музей русского авангарда порадовал представлением "Маринетти. Футуродрама" во дворе. Довольно много зрителей расположились вокруг газона. Народ – с пивом, соком, компаниями, общаются и созваниваются. Для многих это, очевидно, повод собраться вместе и приятно провести время.
Как отметила одна посетительница – «здесь удивительное количество одухотворенной молодежи». Надо отметить, что публика от музея к музею очень отличается - в Доме Матюшина складывалось ощущение, что все присутствующие компании чем-то похожи - внешний вид, одежда, расслабленная манера сидения на траве (хотя ночью было довольно прохладно).
Молодежи, действительно, большинство: хотя была среди зрителей футуристической спектакля и женщина средних лет, как будто из соседнего дома, удивленно взирающая на марширующих артистов с серпами и деревянными конструкциями в руках.
Очереди в музей практически не было - хотя в один момент случился наплыв: видимо, автобус привез партию посетителей в районе полуночи. Поскольку музей находится на некотором удалении от всего остального - на ул. Профессора Попова, где поблизости только Ботанический сад, у меня сложилось ощущение, что туда добрались только те, кто именно туда и хотел попасть - в отличие от Петропавловской крепости, которая оказалась на пути у многих, кто опоздал на мосты или просто гулял по музеям Петроградской стороны.
Петропавловка. Музей космонавтики и ракетной техники
Следующая точка – Петропавловская крепость, где большинство музеев открыто, но меньшинство доступны по единому билету, что очень фрустрировало тех, кто пытался попасть в теплое помещение. А таких было довольно много - замерзшие граждане около двух часов ночи, посмотрев разведение мостов, хотели в тепло.
По единому билету был доступен большой, но неожиданный для меня музей космонавтики. Удачно попали к началу экскурсии – довольно интересно, хотя пара неприятных моментов во время нее: пьяный молодой человек, качаясь, угрожающе неуверенно расхаживал между витринами. Громко хохочущая толпа девушек постояла на билетном контроле, в музей не вошла, но какое-то время мешала слушать экскурсию. На Петропавловке впервые попались на глаза граждане в состоянии опьянения - в Доме Матюшина таких откровенных случаев замечено не было.
Это одна из главных претензий к Ночи музеев, которую высказывают те, кто не ходят на нее – толпы пьянствующей молодежи, после которой «город приходится весь убирать».
Другая претензия – «попсовый» характер Ночи музеев. Мол, это мероприятие для тех, кто никогда не ходит в музеи в нормальное время, использует удлиненное время функционирования города как повод для гулянки. Кроме того, любителей прекрасного возмущают посетители модных музеев, фотографирующиеся на фоне экспонатов и не дающие спокойно наслаждаться ими.
Меня удивило достаточно большое количество маленьких детей - особенно это стало заметно около Артиллерийского музея, где в три часа ночи несколько детей лет 5-10 фотографировались на фоне установленной перед зданием техники. Тот факт, что семьи, женщины и дети не боятся ходить среди ночи неизвестно где, характеризует Ночь музеев исключительно позитивно: благодаря открытию музейного, творческого пространства, само городское пространство преображается и воспринимается как более безопасное и интересное.