О бедном учителе замолвите слово…
Представляется, что основная проблема заключается в изменении социального статуса учителя и падении привлекательности педагогической профессии. Рассчитывать на высокие зарплаты в школе никогда не приходилось, но возможность для реализации своих способностей, уважение и общественное признание учителю всегда были гарантированы.
Что же мы видим сегодня? Несмотря на многочисленные декларации руководства страны, в большинстве субъектов РФ зарплата работников в сфере образования (без учёта доходов высокооплачиваемых чиновников) существенно ниже средней по региону. Даже в Москве, где возможности бюджета позволяют более достойно оплачивать труд педагогов, их оклад сопоставим с окладом уборщицы, но не дотягивает до оклада офис-менеджера или операциониста в многочисленных банках.
Соответственно, для получения относительно нормального дохода учителя вынуждены до предела повышать свою нагрузку за счёт смежных предметов или оказывать платные образовательные услуги, к чему их усиленно подталкивают сверху. Если повышение нагрузки во многих случаях приводит к ухудшению качества преподавания, то последствия от расширения спектра платных образовательных услуг могут быть более печальными. В условиях, когда привлечение внебюджетных средств в школу ставится во главу угла, слишком велик соблазн для учителя убедить родителей учеников, что без дополнительных занятий перспектива подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ для их детей будет не слишком радужной. Всё это, наряду с периодическими предложениями сдать деньги на ремонт школы или класса, охрану, учебные пособия и т.д., формирует у многих родителей устойчивый негативный образ учителя.
Казалось бы, развитие информационных технологий и совершенствование технических средств обучения позволяет учителю в полной мере раскрыть свой профессиональный талант, однако это происходит далеко не всегда. Виной тому, как правило, является не консерватизм педагогов, а банальная нехватка времени на качественную подготовку к урокам. Ведь если время на составление рабочей программы (целесообразность чего также вызывает много вопросов) учитель тратит только 1 раз в год, то с заполнением электронного журнала он сталкивается практически ежедневно. Это несомненно прогрессивное нововведение пока заметно осложняет жизнь преподавателям, которые вынуждены не только параллельно вести традиционный бумажный журнал наряду с электронным, но и заполнять последний с домашнего компьютера, поскольку во многих школах доступ в сеть Интернет существует только у администрации учебного заведения.
Приведённый пример является далеко не единственным проявлением излишней бюрократизации образовательного процесса. Особенно сильно страдают от этого классные руководители и заместители директора, вынужденные регулярно сдавать множество документов (нередко дублирующих друг друга), как в бумажной, так и в электронной форме. Едва ли можно ожидать улучшения ситуации без сокращения искусственно раздутых штатов управлений образования, ведь некоторые чиновники оправдывают своё небедное существование исключительно с помощью разработки и рассылки по школам всё новых форм отчётности.
Не способствует профессиональному росту педагогов и повсеместно распространяющаяся практика введения оплаты за курсы повышения квалификации, а также сохранение на унизительно низком уровне ежемесячной выплаты для приобретения методической литературы в размере 100 рублей. Эта сумма не индексировалась ни разу с момента её введения в 1992 году.
Каково же отношение к учителю в современном обществе? Приходится констатировать, что падкие на скандалы СМИ, не замечая кропотливую созидательную работу большинства педагогов, акцентируют внимание на отдельных случаях нарушения законодательства со стороны учителей, выдавая их за массовые негативные тенденции. В результате у многих россиян складывается ошибочное представление о педагогическом сообществе как о сборище коррупционеров и насильников.
Но, наверное, самый серьёзный удар по положению учителей (и без того незавидному) наносит навязывание порочного принципа «ученик всегда прав». Педагоги практически не имеют рычагов воздействия на бездельников и обнаглевших хулиганов, поскольку со стороны администрации школы настойчиво рекомендуется не наказывать их и не ставить им неудовлетворительные оценки. В свою очередь, если завуч или директор встают на сторону учителя в конфликтной ситуации, то родители таких учеников нередко обращаются с жалобами в вышестоящие инстанции, после чего в школу направляются многочисленные проверяющие, а иногда и ставится вопрос о соответствии представителей администрации школы занимаемым должностям. Если прибавить к этому нежелание директора потерять при отчислении ученика средства, выделяемые на него государством в рамках подушевого финансирования, то становится понятным, почему остаются безнаказанными далеко не детские шалости некоторых школьников.
К сожалению, достаточно типичной является ситуация, когда учителя вольно или невольно дифференцируют учеников по степени влиятельности или благосостояния их родителей. Практика показывает, что отпрыскам крупных чиновников или бизнесменов, оказывающих спонсорскую помощь школе, часто сходят с рук серьёзные провинности, да и с успеваемостью у них, как правило, проблем не возникает. Несомненно, не добавляют уважения к учительскому сообществу и вскрывающиеся факты весьма неблаговидных действий некоторых его представителей – членов избирательных комиссий по обеспечению «правильного» (с точки зрения властей) результата голосования на прошедших выборах. Наблюдая за происходящим в школе, многие дети разочаровываются в своих наставниках, у которых красивые слова расходятся с их реальными делами. Всё это способствует распространению цинизма у учеников и развитию апатии у учителей, что в итоге приводит к падению качества образования в России и росту безнравственности в обществе.
Для исправления ситуации необходим комплекс мероприятий, среди которых можно предложить следующие:
1) привязка оклада (а не средней зарплаты) учителей к средней по промышленности региона с ежегодной индексацией;
2) наделение педагогических работников статусом государственных служащих с предоставлением им соответствующих льгот;
3) установление запрета для учителя на оказание платных образовательных услуг тем школьникам, которые занимаются у него в рамках основной программы;
4) упорядочение и сокращение отчётности для классных руководителей и администрации школы со стороны управлений образования;
5) популяризация с помощью СМИ достижений выдающихся педагогов нашего времени;
6) упрощение возможности отчисления учащихся за неуспеваемость, прогулы и систематическое нарушение школьного распорядка;
7) документальное оформление запрета на использование учениками мобильных телефонов во время урока и жёсткий контроль за исполнением этого требования.
Ряд предложенных мероприятий из этого далеко не исчерпывающего перечня носят дискуссионный характер и нуждаются в обсуждении и детальной проработке экспертным сообществом. Представляется целесообразным учесть рекомендации специалистов по этим вопросам при принятии в окончательном виде закона «Об образовании в РФ», проект которого обсуждается парламентом в настоящее время.
Мы все должны осознать, что в теперешнее непростое время помимо мер государственной поддержки нашим учителям не в меньшей степени необходима моральная поддержка и внимание со стороны соотечественников. Иначе, очень скоро родители с удивлением обнаружат, что их детей будет просто некому обучать…
Илья Кучанов (кандидат исторических наук, учитель истории)