Участие молодежи в российской квази-политике исследуют в ГУ-ВШЭ
Источник: сайт ГУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, о проекте мониторинга петербургских молодежных общественных движений, которым вы сейчас занимаетесь?
Высшая школа экономики выиграла тендер Комитета по молодежной политике на проведение мониторинга деятельности молодежных политических движений и неформальных сообществ. В данный момент мы завершили пилотную стадию проекта. Вместе со мной в исследовательской группе работали молодые авторы: политологи Александр Балаян, Дмитрий Витушкин, Андрей Щербак, Филипп Юзликеев, социологи Татьяна Ефимова, Антон Казун, Кирилл Титаев, юрист Елена Вандышева.
Успех этого коллективного проекта
определятся не только нестандартной программой, но и ярким
исследовательским профессионализмом моих коллег.
Для меня как
для руководителя пилотный проект являлся теоретическим: нами была
предпринята попытка изменения профессионального взгляда на некоторые
привычные понятия, прежде всего на так называемую «молодежь»,
«политику», «участие молодежи в политике». Эти темы остаются для многих
непроблемными штампами современной социологии.
Можно ли провести параллель между проектом этого года и исследованием десятилетней давности, представленном в «Молодежных движениях и субкультурах Санкт-Петербурга»?
Исследование, которое мы начали сейчас, действительно можно считать продолжением проекта десятилетней давности, но в интеллектуальном отношении оно будет, надеюсь, более интересным. Тогда в Социологическом институте РАН в Петербурге, где я с 1989 года занимался изучением общественных движений и гражданского протеста, параллельно с основной работой сложился неформальный проект по изучению молодежных субкультур в Петербурге. Результатом неформального общения со студентами — с Михаилом Соколовым, Надеждой Нартовой, Михаилом Свердловым, Сашей Годиной и другими — стало полевое эмпирическое исследование на основе метода включенного наблюдения молодежных сообществ: от скинхедов до национал-большевиков, от лесбиянок до футбольных фанатов. Наша книга 1999 года «Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга» была неплохим результатом — социальной фотографией молодежных тусовок того времени. Попытка социальной фотографии молодежных движений мне всегда представлялась интересной интеллектуальной задачей, но, увы, редкий социолог долетает до середины молодежного Днепра — коллегами, как правило, описывается только тот или иной узкий аспект жизни молодежных сообществ без попыток увидеть всю панораму молодежной жизни. Так что на этот исследовательский проект возлагаю большие надежды. Пока я вполне доволен стартом — началом марафонского забега по сциентистскому «бездорожью» социологии молодежи.
В чем основные теоретические проблемы, которые вы разрабатывали?
Одна из основных проблем — некритическое прочтение ряда основных
понятий, воспринимаемых и исследователями, и политиками в качестве
понятных и само собой разумеющихся. Следствие этого — смещение
профессионального фокуса и потеря реальной жизни как предмета
исследовательского внимания. Прежде всего, некритическая трактовка так
называемой «молодежи» — особой социальной группы, обладающей признаком
возрастной идентификации.
Думаю, предположение о существовании
молодежи как особой социальной группы в современной ситуации не имеет
достаточных оснований: признак возраста остается вторичным и
недостаточным для идентификации устойчивой социальной общности как
самостоятельного актора общественной и, тем более политической жизни. В
этом смысле важно проверить «гипотезу существования»: есть ли
«молодежь» как самостоятельный актор.
Для меня это важный и неискусственный вопрос, имеющий несколько
вариантов ответа. Многие мои коллеги, тем более политики и публицисты,
проскакивают его, признавая априори существование молодежи. Я же
сомневаюсь в существовании молодежи в настоящее время. Гипотеза
существования остается недоказанной.
Вместе с тем есть основания предполагать — и это уже вторая часть
сложной гипотезы существования — что в настоящее время в российском
обществе происходит процесс формирования «молодежи» как
самостоятельного актора: со своей внутренней ценностной
самоидентификацией, формирующимся все более жестким позиционированием
по отношению к базовым характеристикам социокультурной, экономической и
политической ситуации. Вероятность появления «молодежи» как
актора-поколения на политической сцене в России становится для меня все
более очевидной. Пока этого не произошло. Процесс становления нового
политического актора завершится, вероятно, с критическим завершением
переживаемого в настоящее время цикла политического безвременья и
очевидной бездарности политического руководства.
Можно ли сейчас говорить о конфликте поколений?
Предполагаю, что в настоящее время все более четко обозначаются
ценностные рассогласования между поколениями, прежде всего между моим
поколением — поколением Путина и Чубайса — и поколением «молодых» по
причине существенного различия условий вторичной социализации, базовых
структур политических возможностей. В связи со сложной ситуацией на
рынке труда - захватом рынка экономики и политики старшим поколением,
все более ясными оправданными амбициями «молодых», имеющих значительно
более мощный культурный капитал, эти ценностные различия перейдут в
формат мощного ценностного конфликта.
Этот конфликт должен
конвертироваться — и, кстати, довольно скоро — из культуры в экономику,
а также при изменении структуры политических возможностей, при
усилении, например, конфликтных отношений между властвующими группами и
потери консолидации власти — в политику. И слабо никому не покажется.
Историческая ситуация в современной России становится изоморфной
социокультурной ситуации Европы конца 1960-х годов. «Продвинутая» часть
условно «молодых» действительно может стать «молодежью» — новым
самостоятельным актором не только культурной и экономической жизни, но
и политического процесса, всей системы распределения и осуществления
власти — не только в policy, но и в politics, и, что самое главное, в
polity.
Предполагаю, что мы находимся в ожидании ценностного вызова нового
поколения, который уже переходит в формат экономических отношений и
переформатирует жесткий диск современной российской квази-политики.
Можно сказать, что ситуация 1968-го связана с определенным комплексом идей, культурными лидерами. Наше поколение выглядит рассогласованным, сложно даже сказать, что оно представляет собой общность…
Гипотеза о существовании общности поколения остается рабочей, но более
основательно предположение существования ценностных групп внутри
фрагментированной воображаемой общности поколения. Конфликт ценностный,
формирование которого я обнаруживаю, можно считывать как основание
проектной самоидентификации поколения. Какие идентификационные признаки
более значимы в настоящий момент в молодежной среде? Поколенческие — мы
с тобой одной крови, как говорил Маугли — потому что у нас с тобой одна
судьба, предопределенная условиями, как сказал бы другой Маугли, уже
социологический — вторичной социализации? Или профессиональные,
статусные, идеологические политические? В современной ситуации —
проектные? Думаю, идентификационно сильны вторые признаки, которые
разрывают поколенческую общность. Но можно предполагать: ценностные
различия поколенческих групп будут усиливать идентификационные признаки
поколения. «Молодое» поколение может из так называемой «молодежи»
перейдет в формат «нового поколения» — нового сильного социального
проекта, современного социального конструкта, нового и мощного
политического актора — с яркими талантливыми лидерами, адекватными
современными практиками освоения социального и политического поля,
нетривиальными моделями понимания мира.
Сектор, где формируются
новые матрицы, находится в культуре — и скоро эти матрицы стиля funk
перейдут в экономику и в политику. «Политика в стиле funk» — парафраз
названия известной скандинавской темы: люди сильнее идеологий, границ,
государств и примитивной политики. Модель, когда талант становится
основным элементом политической матрицы — можно считать романтической и
наивной, мне она представляется «пятым элементом» — жесткой
рациональной фишкой ХХI века.
Проверить эту гипотезу, понять возможность идентификационной
солидарности нового поколения, или обнаружить варианты иных форм
солидарности, или трудности и даже невозможность такой солидарности —
одна из задач нашего исследовательского проекта.
См. также
Стрельна: очень гражданское общество
Активизм в "стиле фанк"?
Мобилизация университетского сообщества: политизация аполитичного
Мобилизация университетского сообщества: политизация аполитичного
Полтора либертарианца
Рассказ про девушку из поселка городского типа
Мой герой – Космонавт
Александра Касаткина. Проблемы и перспективы студенческого самоуправления в России: время перейти границы?
Андрей Щербак о новых молодежных организациях
Молодежное предпринимательство: декларации и новые подходы
Петербург как креативный город?