Историческая память о репрессиях в школьной программе
НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург) и Living History Forum - LHF (Стокгольм) при поддержке Swedish International Development Cooperation Agency – SIDA (Стокгольм) начинают реализацию проекта «Роль исторической памяти в развитии прав человека».
В настоящее время в школах России многими преподавателями ведется самостоятельная работа по сохранению и актуализации памяти об истории политических репрессий: интеграция локального материала в учебные курсы (история, литература, география и т.д.); научные исследования школьников; организация экспедиций памяти. Неоспоримая востребованность этой деятельности в масштабах местного сообщества обычно сочетается со слабой известностью их опыта (зачастую значимого методологически и методически) за пределами своего поселка, района, города…
В рамках развития проекта «Виртуальный музей ГУЛАГа», НИЦ «Мемориал» сотрудничает со многими специалистами и энтузиастами, ведущими такую работу. Значимыми проблемами для всех них являются: отсутствие системной методической поддержки, слабое информирование о работе друг друга, невозможность обмена опытом и участия в совместных (в том числе сетевых) проектах.
Возможности НИЦ «Мемориал» в целом и «Виртуального музея ГУЛАГа» в частности, позволяют объединить эти разрозненные инициативы и опыты в целях выявления перспективных методик и моделей, совместной разработки сетевых форм деятельности, создания площадки для информирования, обсуждения, взаимообмена, сотрудничества и сотворчества.
В центре внимания проекта – проблемы наследования исторической памяти, усвоения современной молодежью человеческого опыта предшествующих поколений, рефлексии над отечественной историей ХХ века.
Основной целью проекта мыслится поиск тех форм, средств, методов, которые позволяют сохранить историю живой – увидеть и услышать ее – а значит, обеспечить возможность наследования памяти, так как передается из поколения в поколение только живое.
Проект предполагает три направления реализации.
1. «Место памяти»: от «следов» эпохи террора и Гулага в окружающем пространстве – к способам прочтения ландшафтной памяти – и к построению повествования о месте/местах памяти (от умения видеть пространство – к умению говорить от его лица).
2. «Устная история»: от устного воспоминания очевидца – к реконструкции его судьбы и фона эпохи – и к современным формам репрезентации личного опыта (от умения слышать – к умению пересказать истории, а значит, и рассказывать об Истории).
3. «Память вещей»: от предметного мира – к образам, хранящим память, – и к визуализации событий эпохи политических репрессий и текстов, ей посвященных (от умения воспринимать вещь как историко-культурный источник – к умению представлять события и тексты сквозь призму визуальной памяти).
В рамках этих направлений предполагается создание методологических моделей, методик, образовательных программ, комплексных проектов, «технологий» для разных видов деятельности педагогов и учеников:
– образовательные предметные программы (история, литература, обществознание, география, краеведение и др.);
– научные исследования школьников (в том числе экспедиционные, архивные, визуально-антропологические и др.);
– проектная деятельность (включая социокультурные и художественные – театр, музыка, ИЗО, видеоарт и др. – проекты);
– музейно-выставочная деятельность (концепции развития и программы просветительской деятельности школьных музеев, экспозиционные модели, выставочные проекты);
– воспитательная работа (формы и способы интеграции темы в воспитательное пространство).
Проект будет реализовываться в форме конкурсов для школьных коллективов и отдельных преподавателей. Система методического обеспечения проекта предполагает проведение проектно-аналитических семинаров и мастер-классов (с привлечением российских и шведских специалистов), а также постоянно действующую в рамках проекта «виртуальную методическую службу». Все разработанные в ходе проекта материалы будут размещены в открытом доступе на сайте «Виртуального музея ГУЛАГа» (gulagmuseum.org).
Проект рассчитан на три года и ориентирован на преподавателей и учеников образовательных учреждений Северо-Запада России.
Фото отсюда