01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Социологи о социальной компетентности

Вы здесь: Главная / Наука / Новости науки / Социологи о социальной компетентности

Социологи о социальной компетентности

Автор: Татьяна Куприянова — Дата создания: 18.11.2009 — Последние изменение: 19.11.2009 Cogita!ru
На факультете социологии Санкт Петербургского государственного университета 12-13 ноября 2009г. проходила научно-практическая конференция «IV Ковалевские чтения».

В приветственной части декан факультета социологии СПбГУ Н.Г.Скворцов и его предшественник, первый декан факультета А.О.Бороноев вручили членские билеты Социологического общества имени М.М. Ковалевского первокурсникам, решившим вступить в это добровольное объединение социологов. Грамотами Общества имени М.Ковалевского были награждены выдающийся петербургский девиантолог Яков Гилинский и молодой перспективный исследователь Сергей Савин.

Программа конференции включала три доклада на пленарном заседании и работу 11 секций.

Пленарное заседание началось с доклада профессора В.Г.Овсянникова о месте прикладной социологии в структуре современного социологического знания.

Профессор В.В.Козловский и преподаватель факультета социологии А. Тавровский представили доклад на тему «Визуальные методы в социальных науках». Старший научный сотрудник лаборатории социологии образования и науки Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики Михаил Соколов представил результаты исследования, посвященного взаимодействию внутри профессионального сообщества социологов в Петербурге.

Особенно интересной была работа секция №10 - «Технологии формирования социальной компетентности».  Эта секция, организованная кафедрой теории и практики социальной работы, хотя и стояла предпоследней в списке секций,  оказалась отнюдь не последней по значимости, особенно в свете последнего выступления Президента Дмитрия Медведева, где он говорит о необходимости повышения социальной компетентности жителей России.

Заведующий  кафедрой теории и практики социальной работы Вячеслав Келасьев отметил крайнюю важность социальной компетентности для развития России и сообщил о перспективных направлениях ее формирования.
Доцент кафедры Ольга Аллахвердова представила сообщнение компетентности в сфере разрешения конфликтов. Участница конференции из Москвы,  Мария Брыкалова, рассказала о формировании профессиональной компетентности преподавателей. Завершая первый день работы секции, профессор кафедры теории и практики социальной работы И.Л.Первова, рассмотрела такую значимую сферу социальной деятельности, как превенция аддиктивного поведения (другими словами: коррекция, предупреждение отклоняющегося, асоциального поведения) и ее роль в повышении социальной компетентности.

13 ноября продолжилось обсуждение проблем социальной компетентности. Следует подчеркнуть важность докладов молодых ученых. В докладе Ивана Паутова «Компетентное отношение к здоровью: медицинский и социологический подходы» была затронута одна из актуальнейших задач современного общества, которая требует совместных действий различных социальных институтов: власти, общественных организаций и самих индивидов. Компетентное отношение к здоровью определяется соответствием знаний, навыков и действий человека. Все элементы цепочки «знание, навыки, действия» формируют компетентное отношение к своему здоровью. Здравоохранение приписывает себе основные заслуги по снижению заболеваемости инфекционными болезнями в конце 19-го века, благодаря повальной вакцинации. Но американские ученые-социологи утверждают, что снижение распространения инфекций «в большей мере связано с улучшением санитарной обстановки, питания и условий труда, чем с разработкой и внедрением вакцин от тех или иных инфекционных заболеваний».  В отличие от медицинского подхода, заключающегося  только в регулярном врачебном контроле, социологический подход подчеркивает значение  правильного питания, посильной физической активности, соблюдения режима дня и отказа от вредных привычек.

Василий Середа, профессор факультета социологии, давая положительную оценку данного доклада и насущности этого социологического исследования, указал на необходимость повышения у населения ценности собственного здоровья. Назрела необходимость учить людей заботиться о своем здоровье и рационально им распоряжаться. «К слову сказать,- дополняет Василий Михайлович, - наше государство не готово к приходу гриппа, известного под названием АN1H1. Вакцина, предлагаемая НИИ гриппа, не прошла апробацию, никто не изучал, к каким последствиям она может привести. Мы видим также отсутствие повязок, которые нужно менять минимум через 2 часа, отсутствие профилактических лекарств и т.п.». Тут же провел маленький «ликбез» по методам самозащиты и профилактики, демонстрируя плакат «Стоп - грипп!», распространяемый волонтерами Красного Креста.

 Елизавета Москвитина рассказала о технологиях подготовки подростков к семейной жизни, которая была апробирована в нескольких школах Санкт-Петербурга. Подросткам, социальным педагогам и родителям понравилась  предложенная методика и они выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству.

Исследование Никиты Алешина о социальной компетентности студентов в организации собственной жизнедеятельности выявило, что в большинстве своем студенты бесцельно тратят свои жизненные ресурсы. Недостаток компетентности для рационального использования собственных возможностей и потенциала был  наглядно показан на моделях использования времени интервьюируемыми студентами.

Елена Арманова говорила об остроте и неотложности задачи предотвращения нарастающей девиантности поведения молодежи, в частности несовершеннолетних правонарушителей, о необходимости поиска эффективных способов социальной адаптации. Одним из эффективных методов формирования у современных подростков социально-приветствуемого поведения, по мнению Елены, является кинотерапия, который они используют при работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Мария Сибирева свое выступление о социальной компетентности родителей детей дошкольного возраста сопровождала рисунками детей и родителей. Интересными фактами, выявленными её исследованием «Человек в городе» было то, что и дети и родители с помощью рисуночных методик называли одни и те же угрозы: боязнь дорог и их перехода, езда в общественном транспорте, боязнь потеряться и грязь на детских площадках (грязный воздух, плохая экология) и т.п.

Интересным был сообщение Марии Салиной о ВИЧ-инфицированных среди неблагополучных слоев населения, в частности, среди женщин, вовлеченных в сферу коммерческого секса. Она рассказала об аутрич-технологиях (социальной поддержке вне учреждения), как форме работы с данной категорией граждан, о выпуске календаря с пожеланиями «обычным людям».

Объективным по данному вопросу было замечание профессора О.И.Бородкиной: государственные структуры только начинают заниматься аутрич, вся работа ведется благодаря определенным проектам и грантам, в основном зарубежным. «Самое главное,- отметила Ольга Ивановна, - следует повышать компетентность социальных работников, работающих с ВИЧ инфицированными». В настоящее время открываются отделения в государственных центрах помощи семье для ВИЧ-положительных женщин с детьми.
Вероника Романенко плавно продолжила эту тему, но немного в другом ракурсе, рассматривая проблему социальной компетентности самих ВИЧ инфицированных.

Профессор В.М.Середа дополнил оба выступления, уточнив количество ВИЧ-инфицированных: в Санкт Петербурге  более 12 тысяч взрослых и более 3тысяч детей, официально зарегистрированных в Центре борьбы со СПИДом. Неутешительная картина, получается, по новорожденным ВИЧ-инфицированным. Идет 98% отказов от таких детей, и они сразу попадают в Дом Малютки (от 0 до 4 лет) затем в Детский дом. Единственная республиканская больница в Усть - Ижоре, построенная на средства из Германии, на 30 стационарных мест проводит лечение детей из всей Российской Федерации. В настоящее время начинают открывать специализированные детские сады, пионером в этом выступил г. Калининград. Остро стоят вопросы толерантности, снижения фобий, повышения компетентности, даже у самих медицинских работников. Иногда доходит до абсурда, чтобы вылечить зуб подростку с диагнозом ВИЧ инфицированный приходится вызывать специалистов из Нидерландов.

Александра Корнышева начала тему мотивирования к активной старости, определив сам термин «активная старость», затронула вопросы о методах повышения активности пенсионеров.

Анна Михалёва уделила много внимания коммуникативной компетентности, вопросам адекватной оценки пожилыми гражданами себя и окружающих, проблемам выработки навыков бесконфликтного общения, регулирования собственных эмоций. Предложила ещё несколько методов активизации жизненной позиции пожилых людей, включая такой метод, как отсроченный выход на пенсию (т.е. продолжение прежней, привычной трудовой деятельности), вместо практикуемых ныне досрочных выходов, которые являются неэффективными и с экономический и с социально-психологической точек зрения.

Продолжая тему активизации жизненной позиции, автор настоящего отчета [Татьяна Куприянова] рассказала о компьютерном классе, где пожилые граждане проходят обучение первичным навыкам работы на компьютере, о важности этих умений для повышения самооценки, более тесного взаимопонимания с внуками, возможностью выхода в социальные Интернет сети.
Профессор В.Н.Келасьев даже внес предложение ввести услугу обучения компьютерной грамотности в перечень гарантированных государством социальных услуг и  в Госстандарт «Основные виды социальных услуг».

Логичным завершением дискуссий было выступление Артема Шаврина о межсекторном взаимодействии в социальной сфере, о необходимости выработки государственной концепции взаимодействия между гражданским обществом, властью и бизнесом. Он отметил характерную черту современной России – отчуждение государственных структур,  полное отсутствие обратной связи общества и власти. Вообще-то, такого противопоставления – общество и власть – при здоровом режиме быть в принципе не может, т.к. власть – это и есть общество, она его часть и выполняет полезные для общества функции.  Были названы основные стратегические задачи социальной политики в России – развитие межсекторального взаимодействия, повышение компетентности социального управления. Они  должны стать неотъемлемым элементом социальной политики нашего государства.

относится к: ,
comments powered by Disqus