Андрей Заостровцев о кризисе общественных финансов в США
На фото: Вирджил Коффман, р.1908, пенсионер, ежегодно проходит необходимые медобследования для подтверждения своего права управлять автомобилем марки Camaro. США
Андрей Заостровцев - научный сотрудник Центра исследования модернизации ЕУ СПб, доцент СПб университета экономики и финансов.
Тема доклада: "США XXI века: образ обанкротившегося будущего?" Вела семинар Мария Мацкевич.
Говорит Андрей Заостровцев:
Речь пойдет об общественных финансах США. Даже не о том кризисе, о котором все сейчас говорят.
Общественные финансы США и, тем более, Европы катились вниз по лестнице уже определенное время. Шли к своему фундаментальному кризису. Это кризис государства благосостояния. Нынешний кризис, о котором сейчас все говорят, только ускорил эти процессы, но принципиально ничего не изменил.
С конца XIX века в Западной Европе, особенно в Германии, стало формироваться государство благосостояния. Основатель этого – Бисмарк. Он придумал перераспределительную пенсионную систему. Тогда это было легко: в Германии была большая рождаемость, много работающих. Был введен налог 0,3% на зарплату, которого хватило, чтобы обеспечить пенсионеров.
Но демографическая ситуация изменилась. В этих условиях идея государства благосостояния оказываются в кризисе.
В США эта проблема менее остра, чем в современной Западной Европе. Государственные расходы США (федеральный бюджет) выросли более, чем в 5 раз с 1965 года, более, чем удвоились с 1980 года. Расходы росли и при демократах, и при республиканцах. Классических либералов в Конгрессе не оказалось.
Номинальные расходы увеличились на 116% с 1992 года, а потребительские цены выросли на 53%. Среднегодовое увеличение расходов – 4,9%. Инфляция – 2,7%. Расходы значительно опережали инфляцию в реальном выражении.
По бюджету Обамы, который был принят на 2009 финансовый год (с 1 октября начинается), резко увеличатся расходы на одно домохозяйство.
Федеральные расходы с 1970 года выросли на 221% к 2007 году. Реальный медиарный доход растет очень медленно: на треть вырос с 1970 года до 2007 года (32%).
Что толкает на такое увеличение расходов? На армию? Афганистан, Ирак? На оборону есть небольшой рост, но главные расходы – это социальные расходы. Мы будем говорить о пенсионном обеспечении и двух бесплатных медицинских программах: программе для низкодоходных слоев населения и медицинской программе для пожилых людей.
Эти расходы проходят в бюджете как обязательные. Они заложены в бюджет законом. Число реципиентов увеличивается. Прежде всего это связано с демографической ситуацией. Социальные расходы по закону индексируются в соответствии с инфляцией. Их нельзя растворить в инфляции, как это часто делается в России.
Так наше государство легко избавляется от своих обязательств: обкладывает их инфляционным налогом.
В таком росте расходов в США виновато американское здравоохранение и система его организации. Программы стартовали в 1960 году. До появления этих программ медицинские расходы составляли примерно 4,7%. А сейчас это 14,9% от ВВП. Пошел неконтролируемый рост на эти две медицинские программы. Они целиком финансируются за счет федерального бюджета. Бесплатное здравоохранение – это замкнутый круг: чем оно больше – тем больше надо денег. Чем больше денег – тем лучше здравоохранение – тем еще больше нужно денег. Чем больше затраты – тем лучше услуги – тем дольше живут люди за пределами пенсионного возраста. Объем распределения растет.
Предположим, планировалось, что пенсионер живет в среднем до 78 лет. Вкладываются деньги, и обнаруживается, что в долгосрочном бюджете зияет дыра, потому что средний пенсионер живет до 85 лет. Требуется еще больше денег. Деньги вкладываются. Нарастает прогресс в фармацевтической промышленности, в оснащении медицинским оборудованием. Средний пенсионер живет почти до 100 лет. Рождаемость при этом не растет. Работающих все меньше. Если все будет так продолжаться, то обязательные расходы удвоятся к 2050 году в процентах к ВВП. Бэби-бум был в 1950-е, рождалось по 3-4 ребенка в семье. Эти люди сейчас собрались на пенсию.
А каковы доходы государства? Государство США богатеет, но не очень. Благополучным был период 1990-х годов прошлого века. За счет появления интернета, мобильной связи рост составлял около 4% в год. У Обамы намечается кризис обязательных расходов. Если Конгресс ничего не будет предпринимать, то дефицит бюджета будет только расти.
Со времен Второй мировой войны социальные расходы колебались от 18% до 20% ВВП. В прошлом году это было 24,7% ВВП. Растет налоговое бремя на одно домохозяйство.
При Клинтоне был рост, потом Буш пытался ослабить налоговое бремя, но налоги опять растут. В какое время был наибольший прирост налогов? При Клинтоне – 25% роста. Буш в реальном выражении снизил на 1%. Республиканцы пытаются сокращать налоги (как и положено либералам), но сократить расходы они не могут. Дефицит бюджета растет. Его создают республиканцы, потому что они полулибералы: налоги срезают, а расходы срезать боятся.
А демократы не стесняются повышать налоги. Для покрытия обязательных расходов надо повысить еще налоги. С 1962 до нынешнего времени дефицит бюджета в среднем составлял 2,5% от ВВП. У Обамы – скачок – 11,9%. Обама – первый социал-демократ в западноевропейском смысле слова после Джонсона, который стал президентом США. Он ближе к левым французским социалистам по своим экономическим воззрениям. Он собрал очень сильную команду консультантов, но это ему пока не помогает.
Комментарии к докладу.
Мария Мацкевич:
Я бы хотела поделиться тем пессимизмом, который рождается из этого доклада. Это даже не зависит от того, реализуется этот прогноз или нет. Для всех людей, близких нам по взглядам, Америка – не просто экономика, которая или рухнет, или не рухнет, это некий ориентир, носящий агитационный характер. Пока есть Америка, мы можем сказать: «Вот мир, где есть набор институтов, где есть определенная система ценностей, где следуют определенным процедурам. Этот мир помогает успешно решать и экономические задачи». Опасность того, что Америка перестанет быть лидером, или произойдут еще более страшные вещи, для меня заключается в том, что у нашей страны исчезнет этот ориентир. Что будет с нашей страной при этом не только в плане экономики, но и в плане возможной утраты системы ценностей, - это волнует меня гораздо больше, чем собственно судьба Америки.
Александр Мелихов:
Экономика Америки обеспечивается доверием всего мира к ее образцовому состоянию. Это не просто страна, это маяк. Крушение Америки будет крушением системы ценностей, жизненных смыслов. Америка выполняет в мире две противоположных функции: для одних она является примером, для других – укором и предметом жгучей зависти. Крах Америки принесет такую радость, вздох облегчения, настоящее счастье, что это перевесит все экономические потери. Счастье важнее, чем деньги!
Заключительное слово Андрея Заостровцева:
Я согласен с теми, кто предлагал рассматривать альтернативные пути развития американской экономики. Действительно, сегодня по-прежнему в мире сохраняется очень большое доверие к американской экономике: покупают американские облигации и куда меньше внимания уделяют китайским. Прозвучал любимый в России вопрос: «Что делать?» Есть программа, предполагающая существенное сокращение в перспективе социальных расходов. Эту программу называют «Дорожной картой для американского будущего». Она была предложена еще в мае 2008 года. Удастся ли сократить расходы – неизвестно.