Дебаты о понимании патриотизма представителями разных партий
4 ноября – день Казанской иконы Божией
Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». В основу праздника лег миф о том, как в 1612 году воины народного
ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом
взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав
образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в обществе. Этот праздник неразрывно связан с
понятием патриотизма.
Тем не менее, Российские политические силы часто вкладывают в термин
«патриотизм» собственный смысл, связанный с их программными тезисами. Зачастую,
силы левого толка обвиняют правый политический фланг в искаженном понимании
патриотизма.
Вадим Порхаев, председатель либерально-консервативного клуба партии «Единая Россия»;
Николай Быков, член партии «Правое дело»;
Артем Мурзаков, «Молодая гвардия Единой России»;
Михаил Амосов, член федерального совета партии «Яблоко»;
Наталия Евдокимова, член федерального политсовета движения «Солидарность»;
Максим Иванцов, член движения «Оборона».
Михаил Шевчук, журналист, редактор портала «Закс.ру»
Артем Мурзаков: К большому сожалению, после развала Советского Союза чувство патриотизма нашим обществом было потеряно. Удалось его вернуть только лишь ближе к 2000-м годам. И то не сразу. Сейчас патриотизм зачастую приобретает чудовищные формы. Я не являюсь сторонником ура-патриотизма, который восхваляет все русское или все российское. Это тоже путь в никуда, так же, как отсутствие этого чувства. Либералы ругают все русское и российское, демонстрируют отсутствие этого самого чувства. Либералы дискредитировали себя своим отношением к патриотизму. Для меня патриотизм – это знание своей истории, это прежде всего память как о победах, так и о трагедиях. Память о тех людях, которые стали жертвами этих трагедий. Патриотизм надо воспитывать. Очень важным в воспитании патриотизма является спорт. Все мы – болельщики. Болельщики – патриоты своих команд, своего города или района. Они переживают за свои команды. Иногда слышишь на стадионе: «Купчино! Купчино!» Это местный патриотизм. Но есть и патриотизм в масштабах всей страны. Связывает нас всех вместе прежде всего общая культура, общая история, общие праздники, граница нашей страны, общие памятные даты, общие победы. К счастью, этих побед становится больше и больше. При этом без настоящего патриотизма государство не может развиваться. Вот США – глубоко патриотичная страна. Там уважают свою конституцию, свою историю. Однако там и критикуют действия правительства, если граждане не согласны с этими действиями. Я считаю, что не допустимо, когда мы защищали наших граждан в Южной Осетии, выступать против этого. Нам говорят о преступлениях нашей армии. Какое преступление? Мы защищали своих граждан! Это наши люди, и мы должны защищать наших людей.
Вадим Порхаев: Патриотизм каждый понимает по-своему. Для меня главное, что есть страна, есть государство, есть отечество. Это наше отечество, если мы родились в этом государстве. Методы проявления патриотизма у всех разные: у кого-то они в семье заложены, у кого-то приобретены на улице. Какие-то приемлемы, какие-то – нет. Эти тонкости нужно рассматривать отдельно. Эти-то тонкости и влияют на судьбу всего нашего государства. Можно быть патриотом, находясь далеко от родины, а можно и не быть патриотом, живя в стране. Но есть наше государство. Это то, что нас объединяет, то, что мы все любим. Наша задача – помогать нашему государству.
Михаил Амосов: Мне кажется, что с патриотизмом все просто. Патриотизм – это любовь к родине. Это понятие не может быть политизировано. Я удивлен той точкой зрения, что у нас в какое-то время патриотизма не было. По-моему, с патриотизмом у нас всегда было хорошо. Люди могут придерживаться самых разных политических взглядов. Но это другой вопрос. Это вопрос политики. Но я хочу подчеркнуть, что наша любовь к родине не должна быть слепой. Мы должны понимать, какие у нас есть недостатки. Здесь уже звучала спортивная тема. Я бы сказал об этом так. С 1970 года я люблю сборную Бразилии по футболу. В самых разных ее изданиях. Впервые я увидел ее еще по черно-белому телевизору на чемпионате мира. Я ее люблю по-прежнему. Но когда бразильцы играют с нашими, то я болею за наших. Но глупо было бы утверждать, что наша футбольная команда – самая лучшая. Я люблю ее не за то, что она лучшая (это не так!), а за то, что это НАША команда. Вот такая любовь! Так и в другом. Не надо говорить, что наши автомобили самые хорошие. Если мы признаем, что они далеко не так хороши, как нам хотелось бы, это не уменьшит любви к нашей стране. Еще я хочу сказать об опасности, которая есть в нашей стране. Это опасность смешения патриотизма с национализмом. Патриотизм присущ не только русским. Есть общероссийский патриотизм. В России живут люди разных национальностей, разных религиозных взглядов, но все они патриоты. Это к вопросу об этом празднике - дне Казанской иконы Божией Матери. Для кого-то это не святыня. У них есть свои святыни, но это патриоты нашей страны. Они любят Россию, они отдадут за нее жизнь, если потребуется. Нам надо пропагандировать не русский, а российский патриотизм. Вокруг этой идеи объединяться.
Максим Иванцов: Прежде чем говорить о патриотизме (о любви к родине), надо определиться с тем, что считать родиной. Я патриот своей малой родины. Я очень люблю Петербург. Но я не понимаю любви, привязанной к государственным границам. Я еще люблю Берлин и Хельсинки, а что происходит во Владивостоке, мне не очень интересно. Моя любовь не соответствует официальным границам. Мне очень странно слышать о воспитании патриотизма. Как можно воспитывать любовь? И выделять специальные дни для этой любви. День народного единства. Еще какой-нибудь день. Нужно в этот день, наверное, демонстрировать силу. Выйти на парад, например. Показать, что мы круче всех. Мне это странно. Я сторонник того, чтобы защищать общечеловеческие ценности.Я вообще космополит.
Наталья Евдокимова: Я бы хотела поговорить о родине не с точки зрения географии. Для меня родина – это не государство. Государство для меня – аппарат насилия. Так нас в школе учили. Для меня родина – это прежде всего наша культура. Та многонациональная культура, которая нам досталась. Я чувствую себя принадлежащей этому культурному пространству. Для меня это и есть настоящий патриотизм. Нужно чувствовать ту тонкую грань, которая отделяет патриотизм от национализма. Национализм на самом деле отвергает идею великой страны. Я хочу сказать о людях, которые уехали из нашей страны. Я их не осуждаю и не понимаю, за что на них нападают. Каждый человек имеет право жить там, где хочет. Если они смогли найти себе применение за границей, пусть живут за границей. Но, перемещаясь по миру, эти люди понесут с собой частичку российской культуры. Наша культура – это и есть наша родина. Она у нас всегда с собой. Культура российская (современная и дореволюционная) и культура советская очень тесно переплелись. Для меня российская культура – это и Айтматов, и Чюрленис. Для меня родина – это русский язык. Это наша русская классика. Посмотрите на меня. По мне видно, что татарское нашествие не обошло моих предков стороной. И вообще что такое русская культура? Это смесь многих культур.Николай Быков: У меня такое впечатление, что в России что-то происходит. У нас о патриотизме начинают говорить тогда, когда появляются какие-то проблемы. Разве у нас идет война? Во время войны наши люди готовы защищать свою землю. Это патриотизм. Мы готовы защищать наших детей, наше будущее. Это патриотизм. Патриотизм, действительно, связан с нашей культурой. Он в нас есть. Его не выбьешь. Он в наших генах. Уничтожить его невозможно. Проблемы патриотизма нет. Эта проблема искусственно создана отдельными людьми, которые ее нагнетают. Если в стране нет никаких неприятностей, то и темы такой не возникнет. Не будет предмета для обсуждения. Важно определиться: человек для государства или государство для человека. Когда мы создадим государство для человека, вот тогда мы будем иметь право говорить о патриотизме. А любовь к футбольной команде – она может быть, а может и не быть. Это не так важно. Это не имеет отношения к патриотизму. Сегодня у нас государство существует отдельно от народа. Чтобы был патриотизм, надо сделать жизнь людей лучше. Как? Вот сейчас началась борьба с коррупционерами. Если удастся победить коррупцию, то и патриотизма будет больше. Если мы договоримся, что чиновники работают для нас, что правительство на службе у народа, патриотизма станет больше. Если будет равенство всех перед законом, то патриотизма станет больше. Сейчас коррупция пронизала у нас все. Она всюду. Есть люди, которые хотят что-то изменить, но у них нет такой возможности. Справимся с этими проблемами – будет и патриотизм.
Михаил Шевчук: На мой взгляд, патриотизм – чувство очень личное, очень субъективное. Любовь – это то, что трудно определить. Но есть и то, что может объединить всех нас. Это общая оценка истории и общая оценка будущего. Сегодня у нас нет согласия ни в оценке прошлого, ни в оценке будущего. О настоящем, не показном патриотизме, объединяющем нацию, сегодня не приходится.
Дискуссия о патриотизме прошла довольно сумбурно. Участники мешали друг другу говорить, постоянно перебивали друг друга. Разговор подходил к концу, когда пришел Саша Богданов и сказал, что «русского человека призывают забыть, что он русский, что вместо русского выдуман российский народ, что патриотов в руководстве страны нет, что была агрессия на территории Грузии против граждан России, против самой России». Но причины событий Саша почему-то видит в том, что «министр обороны Грузии и другие люди в правительстве Грузии – гражданине Израиля».
В пресс-клубе «Зеленая лампа» собрались люди, чья работа - формулировать и публично высказывать свое мнение. Но даже они затруднялись определить, что же мы празднуем в «День народного единства», с кем и против кого мы объединяемся, какими событиями в российской истории нам следует гордиться, а каких стыдиться. Причина этого в расколотом сознании современного российского общества, в поляризации оценок прошлого и настоящего. В такой ситуации сам праздник может стать источником конфликта и даже привести к трагедиям, как это случалось в предыдущие годы.
О "правом митинге" 4 ноября 2009 в Петербурге: